Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат
В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.
Речь не идет вообще об осуждении профессионализма в рамках олимпийского движения. Вопрос в том, на что направлена эта профессия, чему она служит. Важно, "чтобы суть соответствующей профессии состояла именно в служении идеалам олимпизма", чтобы спортсмен-олимпиец прежде всего сознательно и активно утверждал определенные нравственные принципы человеческого общежития, а не просто демонстрировал высокие спортивные достижения [см. 24, с. 68].
Помимо отмеченных выше существуют
и другие факты, дающие основание
для критической оценки гуманистической
миссии олимпийского движения. Некоторые
из них указывает, например, Исаев: "Рассказывая
красивые сказки о "современном олимпийском
движении", МОК и его доблестные
резидентуры (национальные олимпийские
комитеты) лукавят. Пропитанный допингами,
коммерцией и политиканством олимпизм,
при всей его парадной привлекательности,
тяжело болен. МОКу не нужно здоровье
россиян, американцев, немцев, китайцев,
МОКу нужны мускульные ресурсы амбициозных
в спорте стран. На каком, скажите, основании
оторвавшиеся от реалий спорта и увязшие
в собственных ритуалах члены
МОК отняли у миллионов спортсменов-
Отмеченные выше факты
и тенденции свидетельствуют
о том, что это движение, как
мы уже отмечали ранее [196, с. 39-41], все
более сближается со "спортивно-рекордистским"
движением (под этим движением мы
понимаем движение, главной и единственной
целью которого является поощрение
максимально высоких
"Высококвалифицированный,
профессиональный спорт,
(WOLOSZYN Stefan, 1994, р. 64)
Косвенно этот вывод подтверждает
и достаточно ообоснованное мнение,
высказываемое в последнее
Эта трансформация олимпийского движения, ослабление его гуманистической направленности, безусловно, содействует не только недостаточно полной и эффективной реализации гуманистического потенциала спорта, но и усилению дисфункциональных проявлений в спортивной сфере.
Важно подчеркнуть, что такое направление развития олимпийского движения не только не соответствует, но прямо противоречит тем существенным изменениям, которые произошли в сфере спорта и вне его за время, прошедшее с момента зарождения современного олимпийского движения, и особенно за последние десятилетия.
Спорт получил широкое
распространение во всем мире. Сложилась
и успешно функционирует
В этой новой для олимпийского
движения ситуации его основная задача,
повидимому, уже не может состоять
в том, чтобы налаживать или расширять
международные спортивные контакты
(они и без того весьма обширные
и этим занимаются многочисленные национальные
и международные спортивные федерации),
поощрять тех спортсменов. которые
показывают высокие спортивные результаты,
устанавливают рекорды, побеждают
в соревнованиях (этой цели служат другие
многочисленные спортивные награды). На
передний план перед олимпийским
движением все более
Аналогичные по своей сути
взгляды на эту проблему высказывает
и Суник (Германия). Он обращает внимание
на то, что само зарождение современного
олимпийского движения и современных
Олимпийских игр в первую очередь
было обусловлено наличием "сложных
болезненных проблем морально-
С осознанием охарактеризованной
выше ситуации и связаны, повидимому,
все более часто встречающиеся
призывы к необходимости
Вместе с тем эта ситуация привела к тому, что работа, направленная на всемерную реализацию гуманистического культурного потенциала спорта стала проводиться вне рамок олимпийского движения.
Так, уже отмечалось, что
во многих странах были созданы различные
организации и объединения
Развертываются и связанные
со спортом новые социальные движения,
имеющие ярко выраженную гуманистическую
направленность. В качестве примера
можно указать созданное во Франции
движение "Друзей Дней Радуги", которое
приобрело международный
В 1990 г. в нашей стране по
инициативе автора данной работы была
сделана попытка создать
Однако, как показывает анализ,
существует довольно сильная разобщенность
тех, кто проводит работу по реализации
в спорте и с его помощью
гуманистических идеалов и
Для некоторых из упомянутых выше организаций (например, для национальных и международных спортивных федераций) гуманистическая деятельность, связанная со спортом, не является главной, не стоит на первом плане. Основное внимание они уделяют развитию тех или иных видов спорта, коммерческой стороне спортивной деятельности и т.д.
Вот почему в гуманистической деятельности в области спорта наблюдаются сбои, и она не всегда дает нужный эффект.
Таковы, с нашей точки зрения, основные факторы, определяющие гуманистическую ценность современного спорта и олимпийского движения.
Учет этих факторов позволяет
объяснить ситуацию, сложившуюся
в современном спорте и олимпийском
движении, понять противоречивый характер
оценки их роли и значения с позиций
гуманистических идеалов и
Для дополнительной аргументации
этого положения обратимся к
работам, автором которых яляется
известный финский социолог спорта
Heinila. Он один из немногих исследователей,
пытающихся не только зафиксировать, но
и объяснить противоречивую ситуацию,
сложившуюся в современном
Одна из первых его работ по указанной тематике - "Замечания относительно межгрупповых конфликтов в международном спорте" [357]. В этой работе Heinila прежде всего обращает внимание на противоречивый характер воздействия спорта на международные отношения. История международного спорта и Олимпийских игр, отмечает он, бесспорно, дает многочисленные свидетельства важной роли спорта в укреплении дружественных связей между различными странами. Существуют, однако, факты, хотя и не столь многочисленные, свидетельствующие о том, что международные спортивные контакты были и одной из причин возникновения конфликтов и даже прекращения всяких отношений между странами. В качестве иллюстрации он ссылается на историю легкоатлетических соревнований между Швецией и Финляндией и отмечает, что даже эта казалось бы миролюбивая и спокойная история в течение ряда лет характеризуется атмосферой "холодной войны", кульминацией которой в 1930 гг. стал открытый конфликт и которая в итоге привела к приостановке спортивных контактов между двумя странами.
В связи с противоречивым характером воздействия спорта на международные отношения, полагает Heinila, очень важен анализ, с одной стороны, тех факторов, которые способствуют международному взаимопониманию, а с другой стороны, тех факторов, которые создают потенциальную угрозу конфликтов и дисгармонии в международном спорте. Такой анализ факторов, определяющих социальную эффективность международного спорта, позволяет определить пути такой социальной политики в сфере международного спорта, которая содействует международному взаимопониманию путем оптимизации условий, максимально содействующих международному взаимопониманию, и минимизации условий, делающих международный спорт податливым к порождению межгрупповых конфликтов. К сожалению, отмечает Heinila, существует серьезное отставание в систематическом научном анализе данной проблемы, хотя некоторые исследователи, например, Jones [376], Sondhi [533] и др., в некоторой степени затрагивают ее.
В своем анализе Heinila ссылается
на уже упоминавшиеся выше эксперименты
с малыми группами, которые провели
социальные Morton [459], Sherif M. и Sherif C. [515-520],
а также Smelser [529], методом исследования
групповой динамики, коллективного
поведения и межгрупповых отношений.
В связи с этим он исходит из
того, что в самой природе
Важную роль в создании условий для конфликтов в спорте, в том числе международном, как считает Heinila, играет процесс идентификации спортсменов и зрителей с победителем. В связи с этим он приводит слова автора книги "Человек, игра и игры": "Большинство соревнующихся не имеет шанса победить и остается фрустрированным. Каждый хочет быть первым и имеет на это право по закону и по справедливости. Однако каждый знает или догадывается, что он может и не быть победителем по той простой причине, что победитель всего один. Поэтому он может выбрать окольный путь победы через идентификацию и торжествовать победу одновременно с ее обладателем" [см. 267, p. 120 ]. Причем, это относится не только к спортсменам, но и к зрителям.
Сильная идентификация с двумя противоположными группами, указывает Heinila, создает благоприятные условия для потенциального конфликта в международном спорте, поскольку чувство принадлежности к одной из групп в определенной ситуации может перерасти в этноцентризм (шовинизм), а последний увеличивает вероятность конфликта данной группы с другими группами [см. 270].
Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения