Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат
В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.
Создавая условия для проявления рыцарского поведения, спортивная борьба и стремление победить вместе с тем побуждают к нарушению принципов честной игры. Например, защитник в футболе не только может, но и, как многим кажется, должен схватить за футболку рвущегося к воротам нападающего. В противном случае неизбежен его выход один на один с вратарем. Это почти верный гол. А за нарушение, совершенное до штрафной площадки, команда поплатится только штрафным ударом, да еще получит передышку и сможет организовать оборону. В легкой атлетике умышленный фальстарт, особенно в забегах спринтеров, нервирует соперников, ослабляет их реакцию и уменьшает шансы на победу.
На противоречивый характер спорта обращал внимание еще основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен: "Спорт - это средство, с помощью которого можно вызвать как самые благородные, так и самые низменные страсти... и которое в одинаковой мере может служить и укреплению мира, и подготовке к войне" [Цит. по: 66, с. 229]. Adorno так формулировал ту же мысль: "Спорт - двусмысленен /equivocal/: с одной стороны, он может иметь антиварварский и антисадистский эффект благодаря fair play, рыцарству, вниманию к слабому. С другой стороны, многие его формы и правила способны усиливать агрессию, грубость и садизм, особенно у тех лиц, кто активно не занимается спортом" [236, p. 99].
Итак, сам спорт со всем комплексом присущих ему особенностей предоставляет возможности и для гуманистического и для антигуманного использования. Гуманистический, культурный потенциал спорта не реализуются автоматически, тем более в полном объеме. В наших работах мы неоднократно отмечали, что в зависимости от конкретной ситуации, конкретных исторических условий, под воздействием различных факторов меняется содержание, характер, направленность спорта, на первый план выходят его гуманистические духовные ценности или преобладающими становятся антигуманные явления, культурный потенциал используется в большей или меньшей степени и т.д.
К числу наиболее важных факторов такого рода относится сознательная, целенаправленная деятельность людей.
От их поведения, от того, какие цели и задачи они ставят перед собой, на что ориентируются, что для них является наиболее важным, значимым в спортивных соревнованиях, в процессе подготовки к ним, самым существенным образом зависит и реальная гуманистическая культурная ценность спорта, направление и характер его влияния на личность и социальные отношения людей.
Например, миротворческая функция спорта, интеграционный эффект спортивных соревнований, особенно международных, во многом зависит от ориентации и сознательной целенаправленной деятельности организаторов этих соревнований.
Одно дело, если в первую
очередь и главным образом
их усилия направлены на то, чтобы эти
соревнования помогли установить дружеские
контакты, наладить общение различных
стран и народов, дали возможность
этим странам и народам лучше
узнать друг друга. Такая ориентация
организаторов международных
Характер воздействия спорта на эстетическое сознание спортсменов, зрителей, болельщиков также существенным образом зависит от системы их ценностных ориентаций. Именно последние определяют, на что в спорте направлен интерес человека, что он желает увидеть в спорте, получить от него. Если, к примеру, зрителя в спорте интересует только возбуждающий страсти и щекочущий нервы азарт соревнований, если главное, что движет спортсменом в занятиях спортом - его тщеславие, стремление любыми средствами победить соперника, то во всех этих случаях спорт вряд ли будет стимулировать развитие эстетических вкусов такого зрителя и спортсмена. На первый план здесь выступает развитие других, сугубо прагматических, утилитарных, а отнюдь не эстетических потребностей.
Напротив, если зритель обращается к спорту для того, чтобы еще раз насладиться такими эстетическими ценностями, как прекрасное тело спортсмена, его совершенные движения, прекрасные и возвышенные поступки и др., он получает возможность не только испытать эстетическое наслаждение, но и потренировать свою способность к эстетической оценке явлений. Если спортсмен стремится не просто добиться победы над противником, используя любые средства, а старается при этом доставить и себе и зрителям эстетическое наслаждение своими действиями, если он активно включен в различные формы эстетической деятельности в спорте, стремится действовать "по законам красоты", он опять-таки тренирует свою эстетическую способность.
Немаловажное значение для организаторов спортивных соревнований, тренеров и спортсменов имеет поведение зрителей, их реакция на те или иные ситуации данных соревнований: одобрение или неодобрение тех или иных поступков спортсменов и тренеров (их агрессивных, недружелюбных действий или, наоборот, высоконравственного поведения).
Зависимость гуманистической культурной ценности спорта от субъективного фактора достаточно четко осознается многими исследователями, общественными и государственными деятелями.
Так, Heinila подробно обосновывает в своих работах зависимость социального гуманистического эффекта международного спорта "от умов людей и значения, которое они придают международному спорту" [361, p. 247], т.е. от сознательной, целенаправленной деятельности людей, причастных к этой сфере.
Huxley [370] по этому поводу
написал следующее: "Спорт, как
и всякое другое орудие, изобретенное
человеком, может
К такому же заключению пришел
и президент Международного Совета
спорта и физического воспитания
Баннистер в заключительном выступлении
на международном конгрессе "Спорт
и международное
Майер отмечает существенное влияние поведения спортсменов, тренеров и зрителей на миротворческую функцию спорта: "степень соблюдения принципа честной игры спортсменами и тренерами во время подготовки и проведения соревнования или поведение публики на трибунах мало что говорят об отношении этих участников спортивного мероприятия к политике мира вообще. Однако агрессивное поведение перед соревнованиями, во время соревнований и после них получает чрезвычайно сильный общественный резонанс, вызывает даже презрение со стороны множества людей по отношению к виновному или виновным. Формы поведения в спорте могут эффективно выполнять функцию образца для подражания только при том условии, что все, так или иначе связанное с соревнованием, будет укладываться в понятие "спортивность" т.е. обязательно носить мирный характер" [80, с. 21].
Визитей обращает внимание на
то, что сложившиеся у зрителей
эмоционально-волевые
Guldenpfennig считает, что гуманистическая
символическая роль и
Выше уже отмечалось, что, как показывают исследования, проведенные в разных странах, у многих спортсменов, тренеров, спортивных функционеров, зрителей весьма слабо выражена, а иногда и совсем отсутствует ориентация на духовно-нравственные и другие гуманистические ценности, связанные со спортом.
Поскольку культурная гуманистическая ценность спорта существенным образом зависит от поведения, установок, ценностных ориентаций тех лиц и социальных групп, которые вовлечены в эту сферу, крайне важно учитывать те факторы, которые влияют на это поведение, на эти установки и ценностные ориентации.
Ценностные ориентации личности, как известно, формируются под стихийным воздействием социальной и культурной среды (реальных условий жизни, системы принятых здесь ценностей, морального и материального поощрения определенных поступков и действий, сложившихся культурных обычаев и традиций и т.д.), а также в результате сознательного, целенаправленного воздействия на личность других лиц и ее самой - в ходе самовоспитания, саморазвития.
Стихийное воздействие социальной и культурной среды на ценностные ориентации организаторов спортивных соревнований, тренеров, спортсменов и зрителей в свою очередь, можно подразделить на внешние (лежащие вне сферы спорта) и внутренние, связанные с самим спортом.
Внешние факторы - это прежде всего та общая социально-экономическая, политическая и культурная ситуация, которая существует в обществе, система принятых здесь ценностей, норм и образцов поведения, морального и материального поощрения определенных поступков и действий.
Необходимо учитывать, что
область спорта не изолирована от
других сфер социальной жизни - политики,
идеологии, экономики, культуры и др.
Как отметил министр
Сама сознательная деятельность
людей в решающей степени зависит
от тех конкретных социальных условий,
в которых находятся люди, от законов,
установок и целей того общества,
в рамках которого они живут и
трудятся. Эти конкретные исторические
условия и законы определяют подход
к спорту в данном обществе, те цели,
в которых он используется, всю
ту организационную структуру
Guldenpfennig в книге "Международные
спортивные отношения между
Известно, что для социальной жизни Восточной и Центральной Европе последних лет характерны следующие процессы: демократизация общества; введение многопартийных систем; переход от плановой экономики к экономике свободного рынка, к многообразию форм собственности, включая частную, в экономической, социальной и культурной сферах; существенное снижение уровня политической и, особенно, идеологической конфронтации в международных отношениях и т.д. Как отмечает Родиченко, эти процессы обновления оказали существенное воздействие на спорт. "Это нашло отражение в административном и правовом признании социального и юридического статуса профессиональной деятельности высококвалифицированных спортсменов, а также в демократизации управления спортом, т.е. в передаче определенных прав от государственных органов управления к общественным организациям, в частности, олимпийским комитетам и спортивным федерациям" [142, с. 3-4].
В современном обществе и различных его сферах, как известно, до сих пор господствует (не декларативно, а реально) ориентация на сугубо прагматические, технократические, а не на гуманистические, духовно-нравственные ценности, на узкопрофессиональное, одностороннее, а не на гармоничное и разностороннее развитие личности, преобладает стремление к достижению успеха любой ценой. Естественно, это самым существенным образом влияет и на сферу спорта, на приоритет в этой сфере тех или иных ценностей.
Это влияние наглядно видно на примере олимпийского движения. Ни по своему содержанию, ни по своим методам, как отмечалось выше, оно не адекватно тем идеалам, с провозглашения которых началось его возрождение в конце XIX - начале XX вв. Как справедливо отмечает Сараф, "дело, конечно, не в том, что кто-то по злой воле извратил эти идеалы или отказался от них. Объективное развитие спорта в ХХ в. в условиях быстрой и жесткой политизации общественной жизни, научно-технической революции и обусловленного новейшими средствами массовой информации взрыва популярности, превратившейся, по сути, в разновидность конвертируемой валюты, кардинальным образом изменило не только смысл и содержание спортивной деятельности, но и сам дух спорта. Спорт высших достижений в значительной мере перестал быть самоцелью, все более и более обретая характер средства для достижения целей, находившихся вне его, таких как успех, карьера, деньги" [149, с. 30].
Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения