Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат

Описание работы

В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.

Файлы: 1 файл

Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения.docx

— 276.15 Кб (Скачать файл)

 

К сожалению, как отмечают Виноградов [27], Пац-Помарнацкий и  Седов [110], Седов [156], Kaniuk [378], Kirsh и Preising [382], Mcgregor [444], Smith [530], а также другие исследователи и общественные деятели, в настоящее время средства массовой информации содействуют не столько  гуманистической, сколько антигуманной ориентации субъектов спортивного  действия. Основное внимание в средствах  массовой информации уделяется лишь спорту высших достижений, а в рамках последнего - результатам спортивных соревнований, и нередко дается такое  освещение спортивных событий, что  это не содействует формированию и развитию гуманистической ориентации у читателей и зрителей. McIntosh [451], а также Kirsh и Preising [382] свои доклады  на международном конгрессе в  Хельсинки в 1982 г. "Спорт и международное  взаимопонимание" специально посвятили  вопросу о влиянии средств  массовой информации, освещающих спортивные события, на международное взаимопонимание. В этих подробно показано, что "информация о спорте нередко передается таким  образом, что средства массовой информации скорее препятствуют международному взаимопониманию, чем ему способствуют" [382, p. 285]. Smith [530] на основе проведенного им анализа  функционирования средств массовой информации, освещающих спорт, в Канаде делает вывод о том, что спортивные журналисты не столько выполняют  свои социально-служебные роли, сколько  стремятся удовлетворить потребности "спортивных покровителей", организаторов  спортивных соревнований, спортивных руководителей.

 

Существенное влияние  на систему ценностных ориентаций организаторов  спортивных соревнований, тренеров и  спортсменов оказывает позиция  государственных деятелей, определяющих общее направление, стратегию социальной политики, характер ее реализации в  различных сферах общественной жизни, в том числе в области спорта. Это связано не только с авторитетом  этих государственных деятелей, с  огромными возможностями, которыми они располагают для пропаганды своих идей, взглядов, убеждений, но и с тем, что, как правило, от них  зависит сама возможность и уровень  тех или иных социальных контактов (в том числе спортивных), особенно международных, степень их финансового  обеспечения и т.д. Многие отмеченные выше факты негативного влияние  спорта на межгосударственные отношения  связаны именно с желанием государственных  деятелей использовать международные  спортивные контакты (или их недопущение) в своих узкокорыстных политических или экономических целях.

 

И вообще в настоящее время  наблюдается все более активное стремление различных социальных групп (в том числе реакционных - милитаристских, националистических, шовинистических  и т.д.), а также отдельных лиц - политиков, предпринимателей и т.д. - использовать спорт, все больший  интерес, проявляемый к нему со стороны  миллионов людей, в своих корыстных  экономических, политических, идеологических целях.

 

В этой ситуации полнота и  эффективность реализации гуманистических  культурных ценностей в спорте и  посредством спорта во многом зависит  от олимпийского движения.

 

Ведь само это движение, как показано во многих работах, в  том числе в трудах Кубертена, возникло в первую очередь для  того, чтобы объединить тех людей, которые учитывают огромный гуманистический, социально-культурный потенциал спорта, направляют свои усилия на развитие спорта как важного элемента человеческой культуры, на максимально полную реализацию в спорте и посредством спорта общечеловеческих гуманистических идеалов и ценностей и предотвращение возможности его использования в антигуманных целях [см. 124, 179, 190, 196, 201, 205, 207, 208, 210, 276-283, 297, 302-304, 339, 410, 437, 456, 549, 551, 554, 575, 609 и др.].

 

При анализе деятельности современного олимпийского движения в  этом плане выясняется весьма противоречивая картина.

 

С одной стороны, в рамках этого движения предпринимались  и предпринимаются определенные шаги, направленные на повышение роли спорта в укреплении мира и международного взаимопонимания, в реализации других гуманистических культурных ценностей. Немалую роль в этом отношении  играл и играет Международный  олимпийский комитет. Например, в  последнее время по его инициативе активизировалась работа по олимпийскому образованию детей и молодежи, усилена борьба с допингом, с применением  медикаментозных средств, наносящих  вред здоровью спортсменов. Активизировалась деятельность в этих направлениях национальных олимпийских комитетов, а также  их всемирной организации - АНОК - и  континентальных объединений НОКов [см. 381].

 

Произошли некоторые организационные  изменения и в самом МОК. Значительно  обновился и увеличился его состав. Впервые в МОК появились женщины. Увеличилось число постоянных комиссий МОК, причем появились такие, как  комиссия атлетов, комиссия по "спорту для всех", комиссия "Апартеид и олимпизм" и др. [см. 138].

 

В последние десятилетия  МОК сделал важные шаги, направленные на запрещение политической и расовой  дискриминации. В частности, он вынес  решение о поручении организации  Олимпийских игр только тем странам, где гарантируется свободное  участие всех олимпийских комитетов.

 

Предпринимаются значительные усилия (прежде всего в рамках программы "Олимпийская солидарность"), направленные на преодоление разрыва между  богатыми, развитыми, и развивающимися странами [см. 243; 402, pp. 151-153 и др.], на укрепление связи спорта с искусством [см. 208, 286, 502].

 

Значительный вклад в  усиление гуманистической направленности олимпийского движения вносят НОКи, а  также Международная олимпийская  академия и Олимпийские академии, созданные в различных странах, международная организация Специальных  Олимпийских игр (для лиц с  нарушением интеллекта), Международный  Олимпийский центр за мир и  культуру (Греция), Олимпийский музей  в Лозанне и т.д.

 

Эти и некоторые другие факты, которые отмечает, например, Родиченко [142], дают основание для  вывода о том, что в рамках олимпийского движения, начиная с 90-х гг. прослеживается тенденция "уменьшения количества противоречий и проблем" и "акцент в оценках  ситуации внутри движения все более  переходит с негативной на позитивную" [142, с. 3. 7].

 

Однако, с нашей точки  зрения, это лишь одна сторона, характеризующая  отношение олимпийского движения к  гуманистическим, культурным ценностям, отраженным в идеалах олимпизма. Другая, не менее важная сторона: непоследовательность и некоторая противоречивость политики олимпийского движения в практической реализации (по крайней мере в полном объеме) гуманистического культурного  потенциала спорта. На эту сторону  дела обращают внимание в своих публикациях  Визитей [23-24], Исаев [53], Кахигал [56], Петушкова [115], Сараф [149], Столяров [179, 186, 188-192, 196, 199, 205, 208, 210, 546, 547, 549-551, 554, 556-558, 561-563, 571], Фромм [225], Caillat и Brohm [265], Heinila [358-363], Landry [403], Leiper [406], Lenk, [410-422], Seppanen [512-514], другие ученые и общественные деятели, многих из которых  были упомянуты выше.

 

В рамках олимпийского движения получает все более широкое распространение  и становится преобладающим подход, согласно которому главная ценность этого движения - сам спорт (особенно спорт высших достижений) и спортивные рекорды, независимо от того, для чего они используются, каким целям  служат. В соответствии с этим основное внимание все более направляется не на реализацию гуманистического потенциала спорта. а просто на всемерное развитие спортивных соревнований, поощрение  и пропаганду высоких спортивных достижений, рекордов и победителей.

 

Leiper [406] в упомянутой выше  работе указывает на то, что  "олимпийский идеал, возродивший  Игры, во многом предан забвению", проведение Олимпийских игр "во  многом лишено философской основы, несмотря на присутствие олимпийской  символики: флага, огня, клятвы  олимпийцев", поскольку "зрелищная  сторона Олимпийских игр совершенно  затеняет их философское содержание" и "олимпийское движение рассматривается  не как орудие распространения  олимпизма, использующее Игры  лишь в качестве "фирменного  блюда", а как сила, способствующая  проведению Олимпийских игр" [406, pр. 27-28]. По мнению Петушковой, "... олимпийское движение переживает  глубокий кризис. Захлестнувшая  его волна коммерциализации, все  более глубокое проникновение  профессионализма разрушают составляющие  его основу идеалы, в которых  именно и заключена его непреходящая  общечеловеческая ценность, которые  и позволяют ему быть важным  фактором сохранения мира" [115, с. 171 ] и т.д. 

 

Основанием для такого рода утверждений являются многие факты. Может быть упомянута, в частности, позиция отстаивания официально принятого девиза олимпийского движения "Citius. Altius. Fortius" ("Быстрее, выше, сильнее"), который ориентирует  спортсменов лишь на высокие достижения, и отказ от всех предложений заменить его на девиз с более ярко выраженной гуманистической ориентацией.

 

Именно поэтому, повидимому, в новой редакции Олимпийской  хартии (1991) отсутствует положение, находившееся в Хартии 1979 г.: "Олимпийские  игры были возрождены бароном де Кубертеном не только для того, чтобы участники  могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и  не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин в профессиональной спортивной карьере или продемонстрировать преимущество одной политической системы  над другой" [цит. по: 406, р. 28].

 

Длительное время МОК, руководящие деятели международного спортивного и олимпийского движения, опираясь на теорию "аполитичности  спорта", изолировались от активной деятельности в защиту мира. Так  например, МОК не поддержал Московский договор о запрещении испытаний  ядерного оружия. Сами рамки олимпийского движения в течение длительного  времени препятствовали участию  спортсменов-олимпийцев в активных выступлениях за мир, поскольку условия  проведения Олимпийских игр в  соответствии с их правилами запрещали  любого рода политические акации. В 1967 г. МОК впервые за всю историю  принял Обращение к спортсменам  всех стран с призывом выступить  в защиту и во имя укрепления мира как единственного условия существования  международного и национального  спорта. Олимпийский конгресс, состоявшийся в Варне в 1973 г., проводился под  девизом "Спорт на службе мира". Однако не было одобрено предложение  о принятии Обращения к спортсменам  мира, в котором, в частности, говорилось: "Мы призываем спортсменов всего  мира, которым дороги идеалы олимпийского движения, при участии в соревнованиях  соблюдать все моральные принципы честной игры, состязаться во славу  спорта, действуя таким образом во имя олимпийских идеалов, в том  числе идеалов мира и дружбы" [см. 221, с. 126]. А XI Олимпийский конгресс, проходивший в 1981 г. в западногерманском  городе Баден-Бадене, проходил под девизом "Объединенные спортом во имя  спорта", в котором в явном  виде уже не фигурируют гуманистические  ценности.

 

Известно, далее, что по предложению  Кубертена в программу Олимпийских  игр были введены художественные конкурсы, которые, по его мнению, должны были содействовать реализации идеи гармонии физического и духовного  развития личности как цели олимпийского движения. Однако с 1952 г. по решению  МОК эти конкурсы были заменены культурной программой (художественными представлениями, концертами, выставками и другими  подобными акциями) на Олимпийских  играх.

 

В течение ряда лет в  рамках олимпийского движения существовал  Токийский кубок. Он присуждался  спортсмену, "чье поведение во время Олимпийских игр признавалось в качестве образца спортивного  духа, независимо от исхода спортивных соревнований". Этот кубок успели получить только три спортсмена, после  чего еще в 1974 г. он был отменен  сессией МОК. С тех пор ничего подобного этому Кубку, подаренному  МОК городом-хозяином Игр 1964 г., не вручается.

 

До сих пор в рамках олимпийского движения отсутствуют  какие-либо награды и поощрения  для тех лиц, связанных с олимпийским  движением, которые своей деятельностью  внесли существенный вклад в укрепление мира и международного взаимопонимание, хотя, как отмечалось выше, такие  предложения неоднократно вносились. Отсутствуют какие-либо поощрения  и для тех спортсменов-олимпийцев, которые в соответствии с олимпийским  идеалом Кубертена демонстрируют  высокую эстетическую культуру, а  также гармоничное развитие личности, хотя такие предложения также  высказывались в литературе, в  том числе автором данной работы.

 

Ослабление внимание к  духовно-нравственной и эстетической стороне поведения спортсменов-олимпийцев сопровождается всемерным поощрением - не только моральным, но и материальным, притом в очень существенных размерах - высоких спортивных результатов  и побед.

 

 

Тенденция коммерциализации всего спортивного движения, включая  олимпийское, в последние годы привела  к тому, что стремление к извлечению как можно большей прибыли  от спортивных соревнований и спортивной деятельности оттесняет на задний план все остальные цели и задачи, в  том числе и те гуманистические  идеалы олимпизма, которые сформулированы в Олимпийской хартии. Особенно наглядно это проявилось, как отмечается в  литературе, на последних Олимпийских  играх. И не случайно в статье "Самый  сильный человек в спорте", помещенной в американском журнале "Спортс иллюстрейтед" и посвященной  нынешнему президенту МОК, без обиняков заявляется, что Самаранч руководит  МОК как бизнесом [см. 138, с. 53-54].

 

Какие бы аргументы в пользу этого нового курса МОК и олимпийского движения ни приводились [см. 35, 138, 142], они  не отменяют того очевидного разрыва, который существует между этим курсом и теми гуманистическими идеалами олимпизма, которые сформулированы в Олимпийской  хартии. Как справедливо отмечает Визитей, "коммерциализация и профессионализация, широко охватившие современный олимпизм, ставшие в определенном отношении  одним из краеугольных камней практической политики современного МОК, - это по сути дела шаг к тому, чтобы в  роли базовой модели олимпийского спортивного  соревнования выступало соревнование, участники которого ориентированы  узкопрагматически; во всяком случае, утверждения жизненной философии, в рамках которой "достоинства  тела, воли и разума" объединяются в одно "сбалансированное целое", здесь явно нет" [24, с. 67-68].

Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения