Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат
В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.
К сожалению, как отмечают
Виноградов [27], Пац-Помарнацкий и
Седов [110], Седов [156], Kaniuk [378], Kirsh и Preising
[382], Mcgregor [444], Smith [530], а также другие
исследователи и общественные деятели,
в настоящее время средства массовой
информации содействуют не столько
гуманистической, сколько антигуманной
ориентации субъектов спортивного
действия. Основное внимание в средствах
массовой информации уделяется лишь
спорту высших достижений, а в рамках
последнего - результатам спортивных
соревнований, и нередко дается такое
освещение спортивных событий, что
это не содействует формированию
и развитию гуманистической ориентации
у читателей и зрителей. McIntosh [451],
а также Kirsh и Preising [382] свои доклады
на международном конгрессе в
Хельсинки в 1982 г. "Спорт и международное
взаимопонимание" специально посвятили
вопросу о влиянии средств
массовой информации, освещающих спортивные
события, на международное взаимопонимание.
В этих подробно показано, что "информация
о спорте нередко передается таким
образом, что средства массовой информации
скорее препятствуют международному взаимопониманию,
чем ему способствуют" [382, p. 285].
Smith [530] на основе проведенного им анализа
функционирования средств массовой
информации, освещающих спорт, в Канаде
делает вывод о том, что спортивные
журналисты не столько выполняют
свои социально-служебные роли, сколько
стремятся удовлетворить
Существенное влияние
на систему ценностных ориентаций организаторов
спортивных соревнований, тренеров и
спортсменов оказывает позиция
государственных деятелей, определяющих
общее направление, стратегию социальной
политики, характер ее реализации в
различных сферах общественной жизни,
в том числе в области спорта.
Это связано не только с авторитетом
этих государственных деятелей, с
огромными возможностями, которыми
они располагают для пропаганды
своих идей, взглядов, убеждений, но
и с тем, что, как правило, от них
зависит сама возможность и уровень
тех или иных социальных контактов
(в том числе спортивных), особенно
международных, степень их финансового
обеспечения и т.д. Многие отмеченные
выше факты негативного влияние
спорта на межгосударственные отношения
связаны именно с желанием государственных
деятелей использовать международные
спортивные контакты (или их недопущение)
в своих узкокорыстных
И вообще в настоящее время наблюдается все более активное стремление различных социальных групп (в том числе реакционных - милитаристских, националистических, шовинистических и т.д.), а также отдельных лиц - политиков, предпринимателей и т.д. - использовать спорт, все больший интерес, проявляемый к нему со стороны миллионов людей, в своих корыстных экономических, политических, идеологических целях.
В этой ситуации полнота и эффективность реализации гуманистических культурных ценностей в спорте и посредством спорта во многом зависит от олимпийского движения.
Ведь само это движение, как показано во многих работах, в том числе в трудах Кубертена, возникло в первую очередь для того, чтобы объединить тех людей, которые учитывают огромный гуманистический, социально-культурный потенциал спорта, направляют свои усилия на развитие спорта как важного элемента человеческой культуры, на максимально полную реализацию в спорте и посредством спорта общечеловеческих гуманистических идеалов и ценностей и предотвращение возможности его использования в антигуманных целях [см. 124, 179, 190, 196, 201, 205, 207, 208, 210, 276-283, 297, 302-304, 339, 410, 437, 456, 549, 551, 554, 575, 609 и др.].
При анализе деятельности современного олимпийского движения в этом плане выясняется весьма противоречивая картина.
С одной стороны, в рамках
этого движения предпринимались
и предпринимаются определенные
шаги, направленные на повышение роли
спорта в укреплении мира и международного
взаимопонимания, в реализации других
гуманистических культурных ценностей.
Немалую роль в этом отношении
играл и играет Международный
олимпийский комитет. Например, в
последнее время по его инициативе
активизировалась работа по олимпийскому
образованию детей и молодежи,
усилена борьба с допингом, с применением
медикаментозных средств, наносящих
вред здоровью спортсменов. Активизировалась
деятельность в этих направлениях национальных
олимпийских комитетов, а также
их всемирной организации - АНОК - и
континентальных объединений
Произошли некоторые организационные
изменения и в самом МОК. Значительно
обновился и увеличился его состав.
Впервые в МОК появились
В последние десятилетия
МОК сделал важные шаги, направленные
на запрещение политической и расовой
дискриминации. В частности, он вынес
решение о поручении
Предпринимаются значительные усилия (прежде всего в рамках программы "Олимпийская солидарность"), направленные на преодоление разрыва между богатыми, развитыми, и развивающимися странами [см. 243; 402, pp. 151-153 и др.], на укрепление связи спорта с искусством [см. 208, 286, 502].
Значительный вклад в
усиление гуманистической направленности
олимпийского движения вносят НОКи, а
также Международная
Эти и некоторые другие факты, которые отмечает, например, Родиченко [142], дают основание для вывода о том, что в рамках олимпийского движения, начиная с 90-х гг. прослеживается тенденция "уменьшения количества противоречий и проблем" и "акцент в оценках ситуации внутри движения все более переходит с негативной на позитивную" [142, с. 3. 7].
Однако, с нашей точки зрения, это лишь одна сторона, характеризующая отношение олимпийского движения к гуманистическим, культурным ценностям, отраженным в идеалах олимпизма. Другая, не менее важная сторона: непоследовательность и некоторая противоречивость политики олимпийского движения в практической реализации (по крайней мере в полном объеме) гуманистического культурного потенциала спорта. На эту сторону дела обращают внимание в своих публикациях Визитей [23-24], Исаев [53], Кахигал [56], Петушкова [115], Сараф [149], Столяров [179, 186, 188-192, 196, 199, 205, 208, 210, 546, 547, 549-551, 554, 556-558, 561-563, 571], Фромм [225], Caillat и Brohm [265], Heinila [358-363], Landry [403], Leiper [406], Lenk, [410-422], Seppanen [512-514], другие ученые и общественные деятели, многих из которых были упомянуты выше.
В рамках олимпийского движения
получает все более широкое
Leiper [406] в упомянутой выше
работе указывает на то, что
"олимпийский идеал,
Основанием для такого рода утверждений являются многие факты. Может быть упомянута, в частности, позиция отстаивания официально принятого девиза олимпийского движения "Citius. Altius. Fortius" ("Быстрее, выше, сильнее"), который ориентирует спортсменов лишь на высокие достижения, и отказ от всех предложений заменить его на девиз с более ярко выраженной гуманистической ориентацией.
Именно поэтому, повидимому, в новой редакции Олимпийской хартии (1991) отсутствует положение, находившееся в Хартии 1979 г.: "Олимпийские игры были возрождены бароном де Кубертеном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин в профессиональной спортивной карьере или продемонстрировать преимущество одной политической системы над другой" [цит. по: 406, р. 28].
Длительное время МОК,
руководящие деятели
Известно, далее, что по предложению
Кубертена в программу
В течение ряда лет в
рамках олимпийского движения существовал
Токийский кубок. Он присуждался
спортсмену, "чье поведение во
время Олимпийских игр
До сих пор в рамках
олимпийского движения отсутствуют
какие-либо награды и поощрения
для тех лиц, связанных с олимпийским
движением, которые своей деятельностью
внесли существенный вклад в укрепление
мира и международного взаимопонимание,
хотя, как отмечалось выше, такие
предложения неоднократно вносились.
Отсутствуют какие-либо поощрения
и для тех спортсменов-
Ослабление внимание к
духовно-нравственной и эстетической
стороне поведения спортсменов-
Тенденция коммерциализации всего спортивного движения, включая олимпийское, в последние годы привела к тому, что стремление к извлечению как можно большей прибыли от спортивных соревнований и спортивной деятельности оттесняет на задний план все остальные цели и задачи, в том числе и те гуманистические идеалы олимпизма, которые сформулированы в Олимпийской хартии. Особенно наглядно это проявилось, как отмечается в литературе, на последних Олимпийских играх. И не случайно в статье "Самый сильный человек в спорте", помещенной в американском журнале "Спортс иллюстрейтед" и посвященной нынешнему президенту МОК, без обиняков заявляется, что Самаранч руководит МОК как бизнесом [см. 138, с. 53-54].
Какие бы аргументы в пользу
этого нового курса МОК и олимпийского
движения ни приводились [см. 35, 138, 142], они
не отменяют того очевидного разрыва,
который существует между этим курсом
и теми гуманистическими идеалами олимпизма,
которые сформулированы в Олимпийской
хартии. Как справедливо отмечает
Визитей, "коммерциализация и профессионализация,
широко охватившие современный олимпизм,
ставшие в определенном отношении
одним из краеугольных камней практической
политики современного МОК, - это по
сути дела шаг к тому, чтобы в
роли базовой модели олимпийского спортивного
соревнования выступало соревнование,
участники которого ориентированы
узкопрагматически; во всяком случае,
утверждения жизненной
Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения