Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат
В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.
Второй иллюстрацией может служить подход, который демонстрирует Luschen, решая вопрос о роли современного спорта в разрешении конфликтов [77-79, 431-436]. Он исходит из того, что "в самом фундаменте спорта... лежат основные культурные ценности", а вместе с тем спорт сам "способен передавать эти ценности, внедрять их в сознание участников соревнований". Так например, исследования по проблеме социализации показывают, что поведение детей, причастных к сфере соревновательного спорта, мотивируется в дальнейшем стремлением к достижению успеха, цели, и чем раньше дети начинают участвовать в состязаниях, тем раньше развивается у них подобная мотивация поведения [78, с. 47].
Наряду с функцией сохранения системы образцов поведения, социализации через внедрение в сознание человека системы ценностей и норм поведения Luschen выделяет и другую культурную функцию спорта - функцию социальной интеграции. Эта функция, отмечает он, наиболее ярко проявляется в сфере зрелищного спорта, когда большие группы населения, а иногда и целые нации отождествляют себя и сопереживают с одной из соревнующихся сторон.
Вместе с тем Luschen обосновывает
положение о том, что спорт
может играть не только позитивную,
но и отрицательную роль по отношению
к культуре и обществу, т.е. выступать
по отношению к ним как
На основе этого общего подхода к взаимосвязи спорта и культуры Luschen подходит и к решению вопроса о роли современного спорта в решении конфликтов [79, 435]. Он обращает внимание на то, что позитивная оценка спорта в этом отношении часто принимается без критической оценки, как нечто само собой разумеющееся. В лучшем случае для доказательства (а точнее для иллюстрации) этого тезиса используются некоторые факты, когда спорт, например, содействовал установлению контактов между странами, в отношениях между которыми имелась напряженность. Однако, подчеркивает Luschen, существует и множество противоположных примеров (например, война Гондураса и Сальвадора в 1969 г. в результате футбольного матча между ними), которые в чем-то даже более убедительны, чем те, которые подтверждают роль спорта в разрешении конфликтов.
Каким образом сам Luschen отвечает на поставленный им вопрос о том, может ли спорт в настоящее время внести вклад во взаимопонимание и быть формой коммуникации? Как оценивается им роль современного спорта в решении конфликтов?
С одной стороны, он подчеркивает,
что "конфликтующие стороны могут
достигать разрешения конфликта
через спорт", что "структура, позволяющая
проявлять соперничество в
Вместе с тем Luschen дает прямо противоположную оценку спорту и возможности разрешения с его помощью конфликтов: "являясь частью открытой системы, источники конфликта иногда столь глубоки, что могут нарушить ассоциацию спортивного соревнования"; "в действительности, вероятность того, что потенциальный конфликт может проявиться в достаточно сильной форме в условиях хрупкости диалектической структуры спортивного соревнования, остается весьма значительной" [77, с. 28]; "мы располагаем данными, которые свидетельствуют о том, что спортсмены зачастую проявляют гораздо больше агрессивности после соревнования, чем до него. То же самое касается и зрителей: часто после игры они более агрессивны... Далее, на международном уровне отношения настолько сложны, что оценить результаты весьма и весьма трудно. Нельзя ожидать, что целые нации примутся обнимать друг друга после спортивного соревнования. Напротив, спорт может быть источником насилия" [79, с. 30].
На основе этих фактов, Luschen делает вывод: "В настоящее время я не рискнул бы говорить о позитивном влиянии спорта на международном уровне" [79, с. 30] или, как он пишет в другой работе: "в первую очередь следует осознавать, что спортивное соревнование само по себе является конфликтной системой, что некоторые спортивные события, бесспорно, поощряют насилие и конфликт. При таких обстоятельствах вера в миролюбивую миссию спорта как нечто само собой разумеющееся является опасной" [435, p. 54].
В конечном итоге Luschen призывает занять весьма осторожную позицию при ответе на поставленный выше вопрос, учитывая как позитивную, так и негативную роль современного спорта: "я действительно вижу важный вклад спорта в урегулирование международных отношений. Но реального разрешения существующих конфликтов, несомненно, следует ожидать из других источников" [77, с. 28]; "я пришел к выводу, что спорт как система конфликтов, внутри которой контролируемое насилие стало ценностью, является одной из форм обмена. Спорт не только дает нам возможность разрешить конфликты и упрочить мир, но одновременно несет в себе отрицательный заряд" [79, c. 30].
Сам Luschen и некоторые другие авторы, например, Heinila [362, 363] оценивают такой подход как диалектический. Однако более точно, как мы уже отмечали ранее [550, p. 40], его следует оценить как эклектический, поскольку Luschen даже не пытается выяснить те факторы, от которых зависит роль спорта, объяснить, почему он может иметь и действительно имеет столь противоположное значение и на основе этого выяснить, каким образом можно избежать или хотя бы смягчить его возможное негативное воздействие. На этот недостаток концепции Люшена обращает внимание в своих работах и Coakley [272, 273]. В частности, на международном семинаре "Спорт и гуманизм" он подверг критике доклад, с которым выступил Luschen на этом семинаре [436], и его концепции "нового структурализма", "диалектической" концепции спорта. Как подчеркнул Coakley, "эта критика основана на том факте, что Luschen описывает основные противоречия в структуре элитного спорта, не пытаясь осмыслить, почему возникли эти противоречия. каким образом они могут быть решен и почему со временем возникнут новые противоречия" [273, p. 105].
Принципам научной методологии
отвечает не эклектический, а диалектический
подход [см. 176, 550]. Применительно к
обсуждаемой проблеме такой подход
требует дополнить констатацию,
описание противоречивого характера
современного спорта и олимпийского
движения объяснением причин этой противоречивости,
а также анализом конкретных путей
повышения гуманистический
Для указанного объяснения необходим анализ тех факторов, которые определяют (повышают или снижают) гуманистическую ценность современного спорта и олимпийского движения
III.
Факторы, определяющие гуманистическую ценность
современного спорта и олимпийского движения
Предметом анализа в данном разделе работы будут следующие вопросы: какие факторы влияют на реализацию культурного гуманистического потенциала современного спорта, определяют направление и характер использования данного потенциала? Какие социальные барьеры препятствуют его полной и эффективной реализации? Чем объясняются дисфункциональные проявления в сфере современного спорта и олимпийского движения?
Основное внимание при этом будет уделено, во-первых, анализу тех факторов, существенно влияющих на гуманистическую ценность современного спорта и олимпийского движения, которые в литературе совсем не упоминаются или которым, с нашей точки зрения, уделяется недостаточное внимание, и, во-вторых, определенной систематизации, упорядочиванию всех указанных факторов.
Если давать самую общую
характеристику факторов, влияющих на
спорт, "спортивную систему", то, пожалуй,
можно согласиться с
При ответе на поставленные вопросы, с нашей точки зрения, прежде всего нужно учитывать сущность, природу самого спорта.
Как обосновано в ряде наших работ [201, 202 и др.], спортивное соревнование (фундамент спорта) возникает, формируется и развивается как гуманная, игровая модель соревновательных ситуаций реальной жизни. В реальной жизни постоянно возникают соревновательные ситуации, происходит борьба (со стихией, хищниками, врагами и т.д.). При этом соперники чаще всего находятся в неодинаковых условиях, что затрудняет объективную сравнительную оценку их способностей, а главное, их соревнование, борьба нередко заканчивается трагически, по крайней мере для одной из соперничающих сторон.
Культурное предназначение "спортивной" модели соревнования как раз и заключается в том, чтобы: а) поставить его участников в равные условия, создать условия для унифицированного сравнения, для объективной оценки сопоставляемых качеств и способностей людей и б) по возможности обезопасить их от негативных последствий. Это достигается в спорте путем преобразования реальных соревновательных ситуаций в более гуманные, условные, игровые, основанные на определенных правилах, в том числе правилах-запретах. Спорт - это "как бы" борьба (нельзя ранить, уничтожить своего соперника), борьба-игра. Именно этим, например, фехтование как вид спорта отличается от боевого сражения на шпагах, саблях и т.д., а бокс - от уличной драки.
Эти атрибуты спорта создают предпосылки для выполнения спортом комплекса отмеченных выше многообразных культурных гуманистических функций.
Однако спорт, как и все другие явления, имеет диалектический характер, противоречив по своей природе. Спортивное соревнование - состязание, а такая социальная система как состязание весьма подвержена антагонизмам и конфликтам. Как показали С. Sherif и М. Sherif [515-520], в рамках этой системы каждая из соревнующихся сторон склонна к тому, чтобы в первую очередь пестовать свой интерес, а не общее благо. К тому же всегда находятся такие социальные силы, которые стремятся использовать указанные особенности соревнования для разжигания антагонизма и конфликтов между соперничающими сторонами [361].
Конфликт, заложенный в спортивном соревновании, имеет специфические особенности: он представляет собой "искусственно конструируемый и символизированный конфликт" [342, S. 32; см. также: 505, p. 232; 526, pp. 13-17, 34-35, 57-85]. Но все же это - конфликт. Причем, как отмечает Guldenpfennig, "спорт больше, чем какая-либо другая область культурной активности, заключает в себе постоянный риск пересечения символизированного конфликта (игры) и реального конфликта (серьезности) из-за структурной связи спорта с физическим столкновением" [344, р. 55]. Солидарен с этой позицией и Суходольский: "для миллионов любителей спорта спорт - это борьба. Правда, своеобразная, но все же борьба. Естественно, соревнующиеся не являются врагами, но являются противниками. И даже если спортивное соревнование не превращается в борьбу в полном смысле этого слова, то содержит некоторые ее элементы. Характерно, что если спортсмены придерживаются правил честной игры, то болельщики нередко, особенно в последнее время, проявляют эмоции, свидетельствующие о понимании спорта именно как борьбы" [213, с. 4].
Таким образом, одно из проявлений противоречивости спорта состоит в том, что спортивное соревнование представляет собой диалектическое единство интегративных и конфликтных элементов, своеобразную "антагонистическую кооперацию", если использовать термин, который ввели Hietanen и Varis [366, p. 215], или, как писал Simmel, "единство в борьбе" ("Einheit im Kampf"): "объединяются, чтобы бороться, и борются на основе взаимно признаваемой власти норм и правил" [525].
Представитель французского
структурализма Леви-Стросc считал, что
в спорте проявляется один из наиболее
древних принципов
Этот противоречивый характер
спорта определяет возможность не только
реализации посредством спорта важнейших
социально-культурных, духовных ценностей,
но и его негативного воздействия
на личность и социальные отношения
людей. В частности, спорт может
содействовать развитию агрессивности
спортсменов и зрителей. Большинство
видов спорта требует от участников
соревнований проявления определенной
агрессивности, хотя бы в рамках существующих
правил и условий деятельности [61].
Поражение спортсмена в ходе соревнования
может приводить к потере им самоуважения,
к унижению его достоинства, что
также может быть источником его
гнева и последующей
Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения