Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат

Описание работы

В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.

Файлы: 1 файл

Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения.docx

— 276.15 Кб (Скачать файл)

 

Помимо указанных выше внешних факторов существенное влияние  на ценностные ориентации людей оказывают  внутренние факторы сферы спорта. Прежде всего речь идет о реальных особенностях самого спорта. Например, его эстетическая значимость зависит  прежде всего от того, в какой  мере в нем реально представлены те или иные эстетические ценности. Если спортивное соревнование проходит так, что в нем отсутствуют  достаточно яркие проявления прекрасного, возвышенного, героического и других эстетических ценностей, зрители вряд ли будут испытывать эстетические переживания  от наблюдения за такими соревнованиями. И наоборот, если спортивное состязание помимо прочего строится и по законам  красоты, оно заключает в себе возможность существенного эстетического воздействия на человека. Можно с интересом наблюдать за соревнованием машин, играющих в шахматы. Но если играют в шахматы игроки, которые отличаются от "умеющей" играть в шахматы машины не только способностью интуитивного поиска наиболее результативного решения задачи, но и стремлением к изяществу и остроумию этого решения, их партии доставят зрителям дополнительную эстетическую радость.

 

В связи с этим еще раз  обратим внимание на то, что спорт  как гуманная, игровая модель соревновательных ситуаций реальной жизни формируется  и развивается на основе преобразования этих ситуаций в более гуманные, игровые. И духовно-нравственная ценность спорта во многом зависит от того, в  какой мере в нем удается "гуманизировать" соревновательные ситуации реальной жизни.

 

В этом плане разные виды спорта имеют различную ценность. Так например, бокс или кикбоксинг в указанном отношении, по-видимому, уступают такому виду спорта, как художественная гимнастика. В них сохраняется  опасность серьезных повреждений  для участников соревнования, а самое  главное - это единственные виды спорта, где по условиям и правилам спортивной борьбы для достижения победы нужно  лишить соперника сознания, нокаутировав его.

 

Степень "гуманизациии" в спорте реальных соревновательных ситуаций (а значит, и его гуманистическая  ценность) зависит и от того, какие  соревнования и каким образом  проводятся, как организована подготовка к ним, какие ценности, нормы и  образцы поведения поощряются в  ходе соревнований и подготовки к  ним, каков характер этих поощрений (моральный, материальный и т.д.), т.е. от используемой модели спорта.

 

Если, допустим, спортивные тренировки и соревнования строятся таким образом, что от спортсменов требуется  продемонстрировать не только физическое совершенство и спортивное мастерство, но также высоконравственное поведение, эстетическую культуру, здоровье, разностороннее и гармоничное развитие личности, и именно эти гуманистические  ценности поощряются в первую очередь, это, разумеется, существенно усиливает  ориентацию на них спортсменов. Если же на тренировках и соревнованиях  моральные и материальные стимулы  используются прежде всего для поощрения  физического превосходства, высоких  результатов, победы над соперником любой ценой (даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм и принципов), на первый план выдвигаются какие-то коммерческие соображения, стремление доказать превосходство одной нации  над другой или иные антигуманные цели, это, бесспорно, снижает ориентацию спортсменов на гуманистические  ценности.

 

В связи с этим важно  учитывать особенности той модели организации и проведения спортивных, в том числе олимпийских, соревнований, которая получила особенно широкое  развитие в спорте ХХ столетия и  наиболее часто используется на практике, причем, не только в рамках спорта высших достижений, олимпийского спорта, но и  в так называемом "массовом спорте", "спорте для всех".

 

Эта модель, мы называем ее "жесткой", используя термин, который ввел Юнгк, директор Института по вопросам футурологии  в Вене [230], является соревновательной. В самом соревновании на первый план выдвигается острое соперничество, жесткая конкуренция участников. Ставится задача на основе предельно  точных измерений сравнить их результаты и учитывая разницу (даже минимальную) по каким-то показателям, обязательно  выяснить, у кого результат лучше, а у кого - хуже. В ходе этой оценки учитывается лишь соблюдение правил, принятых в данном виде спорта, и  не принимаются во внимание нравственные и иные аспекты их поведения.

 

На основе такой процедуры  участники соревнования расставляются "по местам". Причем, лица, занявшие первое место или несколько первых мест (как правило, три первых места), всемерно восхваляются и поощряются (в том числе призами и наградами, имеющими большую материальную ценность), тогда как другим обычно достаются  лишь упреки, насмешки и т.п. Для создания равных условий участникам соревнования они распределяются по различным  группам (с учетом пола, возраста, уровня подготовки и т.д.), и соревнования проводятся раздельно в этих группах (например, инвалиды соревнуются отдельно от других). В командных соревнованиях  на основе традиционной модели каждая команда, как правило, составляется из представителей определенной страны, региона, города, национальности и т.д. При проведении соревнований на основе "жесткой" модели обычно устанавливаются  правила, которые жестко определяют, какие предметы (мяч, шайба, ракетка  и т.п.) и каким образом могут  использоваться в соревновании.

 

Еще одна особенность этой модели спорта состоит в том, что  она предполагает проведение только спортивных соревнований (в каком-то одном виде или нескольких видах  спорта), хотя они и могут дополняться  культурной программой (концертами и  т.п.), научными мероприятиями (симпозиумами, конференциями и т.п.) и т.д. Эта  модель, следовательно, изолирует спортивное соревнование от художественных и других творческих конкурсов.

 

Указанная выше "жесткая" модель соревнований, используемая в  рамках спортивного и олимпийского движения, позволяет успешно решать ряд социальных задач: она стимулирует  активность участников, вырабатывает у них стремление к постоянному  повышению результатов, и т.д. Именно поэтому эта модель эффективно используется в спорте высших достижений. Вместе с тем она имеет достаточно серьезные "минусы", особенно при  использовании в работе с детьми, инвалидами и т.д.

 

"Жесткая" модель  выдвигает на первый план не  внутренние, а внешние для человека  стимулы - победу в соревновании  над противником и связанные  с этой победой ценные призы,  награды, другие материальные  блага, славу и т.п. Она стимулирует  насилие, агрессивное поведение,  проявление национализма. У спортсмена  развивается желание любой ценой  - даже за счет здоровья, одностороннего  развития, нарушения нравственных  принципов - добиться победы, продемонстрировать  свое превосходство над другими.  Нередко спортсмен теряет контроль  над своими действиями, видит в сопернике врага, которого нужно уничтожить, а в судье - подкупленного мошенника.

 

Преимущественная ориентация на победу, результат в спортивном соревновании, организуемом на основе "жесткой" модели, приводит и к  тому, что хотя оно сохраняет связь  с игровой деятельностью, но во многом перестает быть игрой4 . Ведь, один из существенных признаков последней  состоит в том, что человека интересует не результат деятельности, а те эмоции, которые она вызывает, удовольствие, получаемое от занятия этой деятельностью (в этом смысле принято говорить, что мотив игрового действия лежит  не в результате действия, а в  самом процессе).

 

Еще один негативный момент указанной модели состоит в том, что связанная с ней жесткая, порой жестокая, система отбора и  спортивной иерархии ("звезды"; "зачетники", обеспечивающие призовые места "звездам"; "неудачники" и др.), приводит, с  одной стороны, к переживанию  многими спортсменами своей незначительности, даже ничтожности, отверженности ("комплекс вины"), а с другой стороны, к  возникающему у ряда спортсменов  чувству исключительности, незаменимости, вседозволенности (так называемая "звездная болезнь") [см. 33, с. 75].

 

Поскольку победителей соревнования ждут награды, слава, почести, а проигравших - упреки, насмешки и т.п., то люди, слабо  физически развитые, психологически неустойчивые из-за этого боятся принимать  участие в спортивных соревнованиях, опасаясь проигрыша и связанных  с ним негативных явлений. Данная проблема крайне актуальна для инвалидов - для лиц с ограниченными возможностями  здоровья, с нарушениями в двигательной или интеллектуальной функциях. Она  является одной из важнейших причин, препятствующих их социальной интеграции на основе спортивной активности.

 

В целях обеспечения сравнимости  результатов "жесткая" модель предполагает также разделение спортсменов на группы в зависимости от их возраста, пола, уровня результатов, физического  и психического состояния и т.д. При таком подходе люди с нарушениями  в двигательной или интеллектуальной функциях, даже если они и включаются в спорт, выделяются в особую, самостоятельную, обособленную от других группу спортсменов-инвалидов. Они соревнуются отдельно от других, что подчеркивает их "ущербность" и содействует их социальному  отчуждению. Такое разделение, обособление  происходит и в рамках самой этой группы (например, дети отделяются от взрослых, лица, имеющие нарушения в опорно-двигательном аппарате, выделяются в одну группу, а те, кто имеет ограничения  в зрении или в слухе - в другую).

 

Значит, и в этом смысле "жесткая" модель затрудняет социальную интеграцию лиц с ограниченными  возможностями здоровья, поскольку  сужает сферу их социальных контактов, изолирует их от лиц, не имеющих таких  ограничений.

 

Вследствие отграничения (в указанном смысле) спорта от искусства  и других видов творческой деятельности "жесткая" модель содействует  одностороннему развитию участников, снижает зрелищность соревнований, их привлекательность для многих людей и т.д., а также - в силу жестких правил - ограничивает проявление творческих способностей участников.

 

В связи с этим обратим  внимание на весьма широко распространенное представление о том, что гуманистическая  ценность спорта целиком и полностью  зависит от того, кто и как его  использует. Полагают, что по природе  своей спорт - хороший", а вот  использовать его могут и в "плохих" целях. "Подлинный спорт не разъединяет, а объединяет людей, служит делу мирных отношений и сотрудничества народов" [125, с. 102]. Премьер-министр Туниса и  член МОК Mzali полагает, что "нельзя считать, будто спорт - плохой... Не спорт сам  по себе ведет к сумасшествию, а  спорт в руках определенных "лидеров", которые сами крайне нуждаются в  олимпийском воспитании" [462, p. 42]. Чаще всего дисфункциональные проявления в спортивной сфере объясняют  использованием спорта в коммерческих и политико-идеологических целях, при  котором искажается "подлинная  сущность спорта" [см. например, 120, с. 262].

 

На широкое распространение  такого подхода обращает внимание Нидерман (Австрия). Он указывает на то, при  анализе обсуждаемой проблемы довольно часто "осознанно или неосознанно  аргументируется убежденность в  том, что "спорт" в основе своей - "хороший", а плохая политика и плохая коммерция пользуются спортом  и развращают его" [96, с. 26].

 

Такие взгляды упрощают реальную проблему, не учитывают отмеченного  выше противоречивого характера  самого спорта, создающего возможность  для негативного влияния на личность и отношения людей, и, что особенно важно, особенностей той модели спорта, которая традиционно используется при организации спортивных, в  том числе олимпийских, соревнований.

 

Ценностные ориентации личности, как было отмечено выше, формируются  не только под стихийным влиянием социальной и культурной среды, но и  в результате сознательного, целенаправленного  воздействия на личность других лиц  и ее самой (в ходе самовоспитания, саморазвития).

 

Это воздействие включает в себя как общую систему образования  и воспитания, так и специальную  система образовательной и воспитательной работы, которая призвана сформировать систему знаний, интересов, потребностей, умений и навыков, связанных со спортом  и его использованием для тех  или иных целей.

 

Для формирования ориентации всех субъектов спортивной деятельности на гуманистические ценности особенно важное значение имеет спортивно-гуманистическое  и олимпийское воспитание. Цель этой воспитательной работы состоит в  том, чтобы сформировать у спортсменов, тренеров, организаторов спортивных соревнований, зрителей и т.д. знания о тех гуманистических, духовно-культурных ценностях и идеалах, идеях олимпизма, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта, о роли олимпийского движения и других гуманистических движений в их реализации. Она должна также вызвать интерес к этим ценностям, идеалам и идеалам, стремление их реализовать, а также сформировать такие умения, навыки, эмоциональные реакции, которые действительно позволяют это сделать.

 

К сожалению, как показывают многочисленные исследования, в организации  работы по спортивно-гуманистическому и олимпийскому воспитанию имеются  существенные недостатки. До сих пор  не создана достаточно эффективная  система средств, форм и методов  такой работы. Проведенные педагогические и социологические исследования показывают слабую подготовленность многих специалистов к проведению работы по формированию и совершенствованию  у своих учеников гуманистически ориентированного ценностного отношения  к спорту, к формированию у них  нравственной, эстетической, экологической  культуры, культуры общения, творческих способностей, к использованию в  ходе этой работы олимпийских идеалов  и т.д. [см. 8, 36, 69, 70, 111, 117, 145, 146, 155, 189, 190, 196, 205, 207, 210, 211, 242, 401, 402, 408, 465 и др.].

 

Огромную роль в формировании и развитии той или иной направленности субъектов спортивной деятельности имеют средства массовой информации. Это подробно обосновано, в частности, в "Декларации по фундаментальным  принципам относительно вклада средств  массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в защиту прав человека, осуждение  расизма, апартеида и подстрекательство  к новой войне" [287], которая  была принята 22 ноября 1978 г. на 20-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже, в специальном бюллетене "Спорт - это коммуникация" 11-го Олимпийского конгресса в Баден-Бадене [264], в других документах.

 

Средства массовой информации осуществляют массовую коммуникацию - один из важнейших видов социального  общения, под воздействием которого у человека формируются определенные знания и стереотипы поведения, ему  прививается система ценностей, задаются нормативы поступков. Эти  средства обладают широким диапазоном педагогического и психологического воздействия на людей: от простого ознакомления и обучения до убеждения. От направления, содержания, объема и качества продукции  средств массовой информации во многом зависят структура и содержание общественного мнения о спорте, характер и степень ценностного отношения  к нему. Общий подход средств массовой информации к освещению соревнований, акценты на те или иные моменты, соответствующие  комментарии и разъяснения и  т.д. формируют ценностные ориентации, стереотипы поведения спортсменов, тренеров, организаторов международных  спортивных соревнований. Важно учитывать, что огромная масса людей приобщается  к спорту в качестве зрителей только через посредство средств массовой информации - радио, телевидение, газеты, журналы. И последние оказываются  теми "очками", которые определяют не только то, что эти люди видят  в спорте, но и то, что они хотят  увидеть.

Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения