Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат
В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.
Помимо указанных выше внешних факторов существенное влияние на ценностные ориентации людей оказывают внутренние факторы сферы спорта. Прежде всего речь идет о реальных особенностях самого спорта. Например, его эстетическая значимость зависит прежде всего от того, в какой мере в нем реально представлены те или иные эстетические ценности. Если спортивное соревнование проходит так, что в нем отсутствуют достаточно яркие проявления прекрасного, возвышенного, героического и других эстетических ценностей, зрители вряд ли будут испытывать эстетические переживания от наблюдения за такими соревнованиями. И наоборот, если спортивное состязание помимо прочего строится и по законам красоты, оно заключает в себе возможность существенного эстетического воздействия на человека. Можно с интересом наблюдать за соревнованием машин, играющих в шахматы. Но если играют в шахматы игроки, которые отличаются от "умеющей" играть в шахматы машины не только способностью интуитивного поиска наиболее результативного решения задачи, но и стремлением к изяществу и остроумию этого решения, их партии доставят зрителям дополнительную эстетическую радость.
В связи с этим еще раз обратим внимание на то, что спорт как гуманная, игровая модель соревновательных ситуаций реальной жизни формируется и развивается на основе преобразования этих ситуаций в более гуманные, игровые. И духовно-нравственная ценность спорта во многом зависит от того, в какой мере в нем удается "гуманизировать" соревновательные ситуации реальной жизни.
В этом плане разные виды
спорта имеют различную ценность.
Так например, бокс или кикбоксинг
в указанном отношении, по-видимому,
уступают такому виду спорта, как художественная
гимнастика. В них сохраняется
опасность серьезных
Степень "гуманизациии" в спорте реальных соревновательных ситуаций (а значит, и его гуманистическая ценность) зависит и от того, какие соревнования и каким образом проводятся, как организована подготовка к ним, какие ценности, нормы и образцы поведения поощряются в ходе соревнований и подготовки к ним, каков характер этих поощрений (моральный, материальный и т.д.), т.е. от используемой модели спорта.
Если, допустим, спортивные тренировки и соревнования строятся таким образом, что от спортсменов требуется продемонстрировать не только физическое совершенство и спортивное мастерство, но также высоконравственное поведение, эстетическую культуру, здоровье, разностороннее и гармоничное развитие личности, и именно эти гуманистические ценности поощряются в первую очередь, это, разумеется, существенно усиливает ориентацию на них спортсменов. Если же на тренировках и соревнованиях моральные и материальные стимулы используются прежде всего для поощрения физического превосходства, высоких результатов, победы над соперником любой ценой (даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм и принципов), на первый план выдвигаются какие-то коммерческие соображения, стремление доказать превосходство одной нации над другой или иные антигуманные цели, это, бесспорно, снижает ориентацию спортсменов на гуманистические ценности.
В связи с этим важно
учитывать особенности той
Эта модель, мы называем ее "жесткой",
используя термин, который ввел Юнгк,
директор Института по вопросам футурологии
в Вене [230], является соревновательной.
В самом соревновании на первый план
выдвигается острое соперничество,
жесткая конкуренция
На основе такой процедуры
участники соревнования расставляются
"по местам". Причем, лица, занявшие
первое место или несколько первых
мест (как правило, три первых места),
всемерно восхваляются и поощряются
(в том числе призами и
Еще одна особенность этой модели спорта состоит в том, что она предполагает проведение только спортивных соревнований (в каком-то одном виде или нескольких видах спорта), хотя они и могут дополняться культурной программой (концертами и т.п.), научными мероприятиями (симпозиумами, конференциями и т.п.) и т.д. Эта модель, следовательно, изолирует спортивное соревнование от художественных и других творческих конкурсов.
Указанная выше "жесткая" модель соревнований, используемая в рамках спортивного и олимпийского движения, позволяет успешно решать ряд социальных задач: она стимулирует активность участников, вырабатывает у них стремление к постоянному повышению результатов, и т.д. Именно поэтому эта модель эффективно используется в спорте высших достижений. Вместе с тем она имеет достаточно серьезные "минусы", особенно при использовании в работе с детьми, инвалидами и т.д.
"Жесткая" модель
выдвигает на первый план не
внутренние, а внешние для человека
стимулы - победу в соревновании
над противником и связанные
с этой победой ценные призы,
награды, другие материальные
блага, славу и т.п. Она
Преимущественная ориентация на победу, результат в спортивном соревновании, организуемом на основе "жесткой" модели, приводит и к тому, что хотя оно сохраняет связь с игровой деятельностью, но во многом перестает быть игрой4 . Ведь, один из существенных признаков последней состоит в том, что человека интересует не результат деятельности, а те эмоции, которые она вызывает, удовольствие, получаемое от занятия этой деятельностью (в этом смысле принято говорить, что мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе).
Еще один негативный момент указанной модели состоит в том, что связанная с ней жесткая, порой жестокая, система отбора и спортивной иерархии ("звезды"; "зачетники", обеспечивающие призовые места "звездам"; "неудачники" и др.), приводит, с одной стороны, к переживанию многими спортсменами своей незначительности, даже ничтожности, отверженности ("комплекс вины"), а с другой стороны, к возникающему у ряда спортсменов чувству исключительности, незаменимости, вседозволенности (так называемая "звездная болезнь") [см. 33, с. 75].
Поскольку победителей соревнования
ждут награды, слава, почести, а проигравших
- упреки, насмешки и т.п., то люди, слабо
физически развитые, психологически
неустойчивые из-за этого боятся принимать
участие в спортивных соревнованиях,
опасаясь проигрыша и связанных
с ним негативных явлений. Данная
проблема крайне актуальна для инвалидов
- для лиц с ограниченными
В целях обеспечения сравнимости
результатов "жесткая" модель предполагает
также разделение спортсменов на
группы в зависимости от их возраста,
пола, уровня результатов, физического
и психического состояния и т.д.
При таком подходе люди с нарушениями
в двигательной или интеллектуальной
функциях, даже если они и включаются
в спорт, выделяются в особую, самостоятельную,
обособленную от других группу спортсменов-инвалидов.
Они соревнуются отдельно от других,
что подчеркивает их "ущербность"
и содействует их социальному
отчуждению. Такое разделение, обособление
происходит и в рамках самой этой
группы (например, дети отделяются от взрослых,
лица, имеющие нарушения в опорно-
Значит, и в этом смысле "жесткая" модель затрудняет социальную интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья, поскольку сужает сферу их социальных контактов, изолирует их от лиц, не имеющих таких ограничений.
Вследствие отграничения
(в указанном смысле) спорта от искусства
и других видов творческой деятельности
"жесткая" модель содействует
одностороннему развитию участников,
снижает зрелищность
В связи с этим обратим
внимание на весьма широко распространенное
представление о том, что гуманистическая
ценность спорта целиком и полностью
зависит от того, кто и как его
использует. Полагают, что по природе
своей спорт - хороший", а вот
использовать его могут и в "плохих"
целях. "Подлинный спорт не разъединяет,
а объединяет людей, служит делу мирных
отношений и сотрудничества народов"
[125, с. 102]. Премьер-министр Туниса и
член МОК Mzali полагает, что "нельзя считать,
будто спорт - плохой... Не спорт сам
по себе ведет к сумасшествию, а
спорт в руках определенных "лидеров",
которые сами крайне нуждаются в
олимпийском воспитании" [462, p. 42].
Чаще всего дисфункциональные
На широкое распространение такого подхода обращает внимание Нидерман (Австрия). Он указывает на то, при анализе обсуждаемой проблемы довольно часто "осознанно или неосознанно аргументируется убежденность в том, что "спорт" в основе своей - "хороший", а плохая политика и плохая коммерция пользуются спортом и развращают его" [96, с. 26].
Такие взгляды упрощают реальную
проблему, не учитывают отмеченного
выше противоречивого характера
самого спорта, создающего возможность
для негативного влияния на личность
и отношения людей, и, что особенно
важно, особенностей той модели спорта,
которая традиционно
Ценностные ориентации личности, как было отмечено выше, формируются не только под стихийным влиянием социальной и культурной среды, но и в результате сознательного, целенаправленного воздействия на личность других лиц и ее самой (в ходе самовоспитания, саморазвития).
Это воздействие включает
в себя как общую систему образования
и воспитания, так и специальную
система образовательной и
Для формирования ориентации
всех субъектов спортивной деятельности
на гуманистические ценности особенно
важное значение имеет спортивно-
К сожалению, как показывают многочисленные исследования, в организации работы по спортивно-гуманистическому и олимпийскому воспитанию имеются существенные недостатки. До сих пор не создана достаточно эффективная система средств, форм и методов такой работы. Проведенные педагогические и социологические исследования показывают слабую подготовленность многих специалистов к проведению работы по формированию и совершенствованию у своих учеников гуманистически ориентированного ценностного отношения к спорту, к формированию у них нравственной, эстетической, экологической культуры, культуры общения, творческих способностей, к использованию в ходе этой работы олимпийских идеалов и т.д. [см. 8, 36, 69, 70, 111, 117, 145, 146, 155, 189, 190, 196, 205, 207, 210, 211, 242, 401, 402, 408, 465 и др.].
Огромную роль в формировании и развитии той или иной направленности субъектов спортивной деятельности имеют средства массовой информации. Это подробно обосновано, в частности, в "Декларации по фундаментальным принципам относительно вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в защиту прав человека, осуждение расизма, апартеида и подстрекательство к новой войне" [287], которая была принята 22 ноября 1978 г. на 20-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже, в специальном бюллетене "Спорт - это коммуникация" 11-го Олимпийского конгресса в Баден-Бадене [264], в других документах.
Средства массовой информации
осуществляют массовую коммуникацию -
один из важнейших видов социального
общения, под воздействием которого
у человека формируются определенные
знания и стереотипы поведения, ему
прививается система ценностей,
задаются нормативы поступков. Эти
средства обладают широким диапазоном
педагогического и
Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения