Лечебная физическая культура при межпозвоночной грыже

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 17:23, реферат

Описание работы

Физическая активность — одно из важных условий жизни и развития человека. Ее следует рассматривать как биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма.
Физическая активность зависит от функциональных возможностей пациента, его возраста, пола и здоровья.

Содержание работы

Введение 2
Понятие о лечебной физкультуре (ЛФК) 3
Грыжа межпозвоночного диска 6

Виды межпозвоночной грыжи 7
Стадии формирования межпозвоночной грыжи 7
Симптомы грыжи межпозвоночного диска 8
Причины межпозвоночной грыжи 9
Лечение межпозвоночной грыжи 9
Комплексы упражнений при грыже диска 10
Профилактика боли в спине 14
Список используемых материалов 15

Файлы: 1 файл

гр.docx

— 66.54 Кб (Скачать файл)

Один из владельцев такого заведения, доктор Берглинд, шведский терапевт, внёс существенный вклад в развитие лечебной гимнастики в России. Он делал многократные попытки привлечь внимание общества к гимнастике, - издавал популярные брошюры, например, "О применении врачебной гимнастики к различным болезням" (1876). Частное врачебно-гимнастическое заведение доктора Берглинда было одним из немногих, где на гимнастику смотрели как на отрасль врачебной науки и для правильного ее проведения считали необходимым знание анатомии и физиологии человека. Берглинд считался опытным кинезотерапевтом, то есть врачом, который лечил движениями, и его врачебно-гимнастическое заведение пользовалось широкой популярностью.

Однако общественность того времени с непониманием и сарказмом  относилась к гимнастике вообще и  к лечебной гимнастике в частности.

Большой вклад в создание лечебной физкультуры внесли советские  учёные Н.А. Семашко, В.В. Гориневский, Валентин Николаевич Мошков, В.В. Гориневская, Древинг, А.Ф. Каптелин, В.И. Дикуль и многие другие.

До революции 1917 года медицина России была неэффективной, поэтому  и речи не могло быть о массовом применении лечебной гимнастики, о  научных разработках в этой области. Развитие системы здравоохранения, доступной медицины, так же, как  и массового физического воспитания населения России, происходило в  первые годы революции. Строительство  советского здравоохранения осуществлялось под руководством Николая Александровича Семашко, наркома здравоохранения  РСФСР. Уже в 1923-1924 гг. были видны  успехи этой реформы, целью которой  декларировалось оздоровление нации  и массовая физкультура. Николай  Семашко на 1-м всесоюзном совещании  профсоюзов в октябре 1925 года впервые  поставил вопрос о лечебной физкультуре, для того, чтобы бороться с профзаболеваниями, повышать работоспособность трудящихся.

Быстро развивается курортное  дело и физическая культура как важная составная часть санаторно-курортного лечения. В 1925 году была создана комиссия по проведению физической культуры на курортах, которую возглавил профессор В.В. Гориневская, в то время первый руководитель кафедры врачебного контроля в Московском институте физкультуры. Комиссией было разработано положение, в котором впервые были указаны показания и противопоказания к применению физических упражнений у больных; средства, необходимые для использования в курортно-санаторной обстановке и в лечебных учреждениях.

В том же году при участии  Н.А. Семашко начал издаваться журнал "Теория и практика физической культуры", на страницах которого большое внимание уделялось и уделяется сейчас медицинским проблемам физического  воспитания.

В 1923 г. в Государственном  институте физкультуры в Москве была открыта первая кафедра лечебной физкультуры и врачебного контроля, которой с 1926 по 1964 г. руководил известный  профессор И.М. Саркизов-Серазини. Студентам читали лекции и проводили практические занятия по общей и частной патологии, по лечебной физкультуре, по спортивному массажу, по физиотерапии и спортивной травматологии.

В 1929 г. вышла в свет книга  В.Н. Мошкова "Лечебная физкультура", после чего утвердилось название лечебного метода применения физических упражнений для лечения больных. В 1928 году был принят термин "ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" взамен терминов, употреблявшихся в то время: "кинезитерапия", "мототерапия", "врачебная гимнастика". В том же 1928 году в Государственном центральном институте физической культуры (ГЦИФК) начинают читать первые лекции по врачебной гимнастике, массажу, физиотерапии.

В 1931 году Наркомздравом РСФСР был впервые определён профиль врача - специалиста по лечебной физкультуре. В 1935 г. было издано первое руководство по ЛФК (коллектив авторов), которое затем неоднократно переиздавалось (1937, 1947, 1957 и 1963).

В годы Великой Отечественной  войны лечебная физкультура быстро развивалась. Перед медиками встала проблема быстрого восстановления бойцов после травм и ранений, и ЛФК  приобрела особое значение как один из мощных факторов восстановления труда  и боеспособности раненых и больных. Знания и практический опыт, приобретённый  в те годы, не потеряли своего значения до настоящего времени. Особенно широко лечебная физическая культура применялась  при ранениях опорно-двигательного  аппарата, грудной клетки, черепа, брюшной  полости. Перед лечебной физической культурой ставилась задача не только восстановление нарушенных функций  органов и систем, но и приобретения ими общей тренированности и  выносливости.

Большую помощь в организации  лечения легкораненых на научной  основе оказала профессор, полковник  медицинской службы Валентина Валентиновна Гориневская (1882-1953), входившая во время Отечественной войны в группу учёных-специалистов советской армии. С помощью В.В. Гориневской и её учеников были выявлены работавшие в различных госпиталях фронта специалисты по лечебной физкультуре, физио-, механо- и трудотерапии, а также средний медицинский персонал, имевший опыт в этой области. В зависимости от характера ранения был подготовлен комплекс групповых упражнений, после которого раненые направлялись в процедурные кабинеты, где применялись кварц, свет, диатермия, водные процедуры, грязевые и парафиновые аппликации. После групповых процедур проводилось индивидуальное лечение в кабинетах лечебной физкультуры. Уже в 1942 году лечебной физкультурой было охвачено более половины раненых и больных.

Большой вклад в современную  лечебную физкультуру внес Валентин Иванович Дикуль. Одним из главных достижений Дикуля стала его собственная методика реабилитации, защищённая авторскими свидетельствами и патентами. В 1988 году был открыт "Российский центр реабилитации больных со спинномозговыми травмами и последствиями детского церебрального паралича" - центр Дикуля. В последующие годы в одной только Москве открылось еще 3 центра В.И. Дикуля. Затем под научным руководством Валентина Ивановича появился ряд реабилитационных клиник по всей России, в Израиле, Германии, Польше, Америке и т.д.

 

Глава II. ЛФК как раздел клинической медицины

 

 

2.1 Лечебная физкультура

Термин "лечебная физкультура" прежде всего обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).

С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры, в котором рассматривают  физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его  трудоспособности.

Вместе с тем лечебная физкультура - это самостоятельная  научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту  в единую научную специальность: "лечебная физическая культура и  спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии", имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это - медицинские  науки. То есть специалистом в области  лечебной физкультуры может быть врач с дипломом лечебного или  педиатрического факультета медицинского института. Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях.

Лечебный массаж, который, по сути, является пассивным физическим упражнением, мы рассмотрим в отдельно в силу специфики этого метода лечения, но в тесной связи с лечебной физкультурой. Лечебная физкультура назначается только врачом и проводится строго по назначению врача обычно в учреждениях здравоохранения - больницах, поликлиниках, санаториях, диспансерах. Это принципиально отличает ЛФК от оздоровительных систем и технологий, в которых заключение врача имеет рекомендательный характер или вовсе не требуется. Это вовсе не означает, что ЛФК только для больных и только для лечения. На практике лечебная физкультура не ограничивается только лечением. Лечебная физкультура - это также профилактическая и восстановительная физкультура, чем просто лечебная. Давнее и широкое применение физкультуры в форме ЛФК в системе здравоохранения только подчеркивает серьезный подход к организации занятий и их безусловную оздоровительную направленность. Лечебной физкультурой можно заниматься самостоятельно вне стен учреждений здравоохранения. Но делать это нужно очень осторожно, не форсируя нагрузок, не превышая дозировок, четко по программе-рецепту, и не превращая лечебную физкультуру в спорт. Хотя возможен и даже желателен переход на более высокий уровень нагрузок по программе общей физической подготовки. Самостоятельные занятия проводятся по назначению врача и под контролем врача. Это понятно, речь идет о больном человеке, который не всегда может адекватно оценить свои возможности. От других видов физкультуры лечебная физическая культура отличается так же, как физкультура отличается от спорта - не содержанием, а целью и мерой. И лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для достижения своих целей одни и те же средства - физические упражнения.

Однако цель применения этих средств - лечение или профилактика болезней. Как известно цель физкультуры - воспитание здорового человека, а  спорта - достижение результатов. Лечебная физкультура выполняет не только лечебную, но и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение  к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма  естественными факторами природы. В этом ЛФК тесно соприкасается  с педагогикой и гигиеной. ЛФК  развивает силу, выносливость, координацию  движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее  время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, - обязательная и необходимая составная часть  всех разделов современной практической медицины, особенно травматологии, ортопедии  и неврологии. Однако так было не всегда, и лечебная физкультура прошла нелегкий путь, прежде чем занять свое место в современном здравоохранении.

Наука ЛФК как раздел медицины состоялось только в середине прошлого столетия, благодаря синтезу традиционных физкультурно-оздоровительных систем и достижений в области анатомии, физиологии и биомеханики при  понимании врачами физического  движения как лечебного фактора. Необходимым условием становления  ЛФК была система здравоохранения  с профилактическим направлением и  доступностью. 

2.2 Средства, формы  и методики ЛФК

Основной терапевтический  метод ЛФК - это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для  лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК - физические упражнения, применяемые в соответствии с  задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Форма лечебной физической культуры - это та организационная форма, в  рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.

Методы (методики) ЛФК, по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание  или патологической состояние, при  котором этот метод применяется. Например, "ЛФК при артрозе  тазобедренного сустава в форме  индивидуальных занятий утренней гимнастикой" или "ЛФК при хронической ишемической  болезни сердца в форме группового занятия ЛФК", или "Обучение ходьбе с опорой на трость в форме индивидуального  занятия ЛФК".

Средства ЛФК - это действующие  лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, занятия на тренажерах.

Обычно для лечения  какого-либо конкретного заболевания  используют комбинацию самых различных  форм и средств ЛФК. Например, для  лечения остеохондроза шейного  отдела позвоночника назначают ЛФК  в форме ежедневной утренней гимнастики, в форме производственной гимнастики, форме занятий дозированной ходьбой, а для обучения корригирующим  упражнениям и контроля правильности их выполнения применяется форма  занятия ЛФК (например, в поликлинике) 1 раз в неделю. При функциональных нарушениях нервной системы назначают  ЛФК в форме ближнего туризма (например, в условиях санатория), при  этом применяют самые различные  средства ЛФК: ходьба, плавание, занятия  на тренажерах. Занятия на тренажерах могут быть и самостоятельной  формой проведения ЛФК. Например, занятия  на велотренажере при избыточном весе. Формы, средства и методы ЛФК  представлены в табл.1 (см. приложение).

Основными формами ЛФК  являются: утренняя гигиеническая гимнастика, процедура лечебной гимнастики, физические упражнения в воде (гидрокинезотерапия), прогулки, ближний туризм, оздоровительный бег, различные спортивно-прикладные упражнения, игры подвижные и спортивные. Лечебная физическая культура также применяется в форме производственной гимнастики. Каждый находит для себя наиболее удобную форму. Например, в США остроумно применяют шейпинг в больших магазинах (супермаркетах) для лечебных целей, используя в качестве средства ЛФК (например, ЛФК для лечения артроза голеностопного сустава - это методика) ходьбу с тележкой.

Для детей применяют ЛФК  в форме игры, направляя двигательную активность детей в нужное русло. Например, игра в мяч на берегу реки связана с необходимостью ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и есть лечебный фактор - средство ЛФК, который применяется в методике ЛФК при плоскостопии. В подростковом возрасте целесообразно привлечь детей  к игровым видам спорта или  к спортивным локомоциям. Пример, лечебное плавание при сколиозе, элементы легкой атлетики при нарушении осанки, или  конный спорт для лечения детского церебрального паралича. Дозировать нагрузку и акцентировать внимание на движениях, которые определяют лечебный эффект, исключая ненужные и вредные, сложно, но при участии врача и  специалиста в области физической культуры и спорта это вполне возможно.  

2.3 ЛФК с детьми

Особенности детей дошкольного  возраста представлены двумя основными  составляющими:

физиологические особенности  детского организма;

уровень его психического развития.

В зависимости от физиологических  особенностей ребенка в условиях конкретной патологии определяются его физические и адаптивные возможности к восприятию физической нагрузки при занятиях лечебной физической культурой (ЛФК). Контроль за состоянием ребенка во время занятий состоит из общепринятых методов контроля за функцией прежде всего сердечно-сосудистой системы и за признаками утомляемости. Как показывает практика, ограничение времени продолжительности процедуры ЛФК и ее информативности связано прежде всего с утомлением центральной нервной системы. Это проявляется в снижении концентрации внимания: в увеличении количества ошибок при выполнении упражнения, отвлекаемости на посторонние стимулы, игнорировании просьб, неспособности вслушиваться в речь инструктора и т.п. Особенно это характерно для детей с синдромом дефицита внимания, количество которых может достигать 15-20% от числа детей, занимающихся в группе ЛФК. В связи с этим продолжительность процедуры ЛФК по нормам для детей дошкольного возраста составляет не более 20 минут.

Информация о работе Лечебная физическая культура при межпозвоночной грыже