Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 07:30, курс лекций
Проблема подготовки специалистов любого профиля в настоящее время имеет особую актуальность. Это связано, прежде всего, со стабильно высокой потребностью в квалифицированных специалистах. Программа обучения такого специалиста нуждается в постоянном совершенствовании с учетом накопленного опыта и требований практики.
Стр.
Введение………………………………………………………………...
4
Тема 1
Физическая культура в общекультурной и
профессиональной подготовке курсантов………………...
6
Тема 2
Социально-биологические основы физической
культуры…………………………………………………….
32
Тема 3
Здоровый образ жизни и его отражение в будущей
профессиональной деятельности курсантов……………...
69
Тема 4
Психофизиологические основы учебного труда и
интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности…………..
105
Тема 5
Основы спортивной тренировки – физические качества (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость)..
142
Тема 6
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания курсантов……………………….
176
Тема 7
Особенности плавательной практики на парусном судне, требования к физическим и личностным качествам
курсантов……………………………………………………
210
Тема 8
Основы методики самостоятельных занятий
физическими упражнениями……………………………….
233
Тема 9
Особенности занятий видами спорта или системами
физических упражнений (с учетом профессиональной деятельности)………………………………………………..
260
Тема 10
Основы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями………………………………………………
285
Тема 11
Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов морских вузов…………………………………...
314
Тема 12
Физическая культура в профессиональной деятельности морского специалиста………………………………………
338
В экстремальных случаях, эпизодически, когда на фоне утомления необходимо выполнить важную работу, для кратковременного подъема работоспособности, прибегают к тонизирующим препаратам и стимуляторам ЦНС. К ним, в частности, относятся кофе, чай, шоколад и какао, некоторые фармацевтические препараты (поливитамины, настойка женьшеня и др.). Такие стимуляторы повышают на некоторое время тонус ЦНС и, усиливая процесс возбуждения, улучшают работу сердца и кровообращения в органах и тканях. Однако при их использовании нужно иметь в виду, что:
а) стимуляторы обеспечивают срочную мобилизацию и расходование резервных энергетических ресурсов организма, а не их восстановление;
б) повторное применение стимуляторов может привести к переутомлению. Частое употребление стимуляторов снижает эффективность их воздействия по причине привыкания к ним организма. В результате работоспособность не повышается, а человек обрастает вредными привычками.
Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности курсантов. Известно, что устойчивость умственной работоспособности и внимания во многом помогает курсантам овладевать знаниями, предусмотренными учебными планами. Эти же психофизические качества важны и в будущей их производственной морской деятельности.
У людей, вовлеченных в сферу умственной деятельности, наблюдается ограничение двигательной активности. Отсюда возникает важная задача – определение оптимальных, а также минимальных и максимальных объемов двигательной активности. Минимальные границы должны характеризовать тот объем движений, который необходим человеку для сохранения нормального уровня функционирования организма. Оптимальная граница должна определять тот объем двигательной активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень выполнения учебно-трудовой и общественной деятельности. Максимальная граница должна предостерегать от чрезмерно высокого объема физической нагрузки, который может привести и переутомлению, и резкому снижению уровня работоспособности в учебе, в труде.
Полученные материалы свидетельствуют о том, что проведение занятий физическими упражнениями с малыми нагрузками в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение работоспособности и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18-20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный.
Важное значение имеет определение оптимального объема двигательной активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень работоспособности. Эффект сверхвосстановления наблюдается только при оптимальных нагрузках, соответствующих уровню физической подготовленности. Такая нагрузка обеспечивает наибольший подъем уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая время самоподготовки. В течение учебной недели положительное воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последующих 2-3 дней, после чего оно постепенно затухает (табл. 5).
Таблица 5.
Изменение умственной работоспособности после физических нагрузок
продолжительностью 90 минут
Интенсивность нагрузки |
ЧСС уд/мин |
Уровень работоспособность (в %) | |||||
исход. |
через 2 часа |
через 4 часа |
через 6 часов |
через 8 часов |
через 10 час. | ||
Небольшая |
110-130 |
100 |
118 |
107 |
102 |
103 |
120 |
Средняя |
130-150 |
100 |
108 |
115 |
139 |
128 |
120 |
Высокая |
160 и выше |
100 |
103 |
97 |
92 |
86 |
89 |
Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности в непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уровень возвращается к исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности. Максимальные нагрузки могут привести к переутомлению и резкому снижению работоспособности.
При проведении исследований (М.Л. Виленский, В.П. Русанов, 1977) наблюдались три группы студентов: 1-я группа имела произвольный режим организации жизнедеятельности, где отсутствовал элемент физической активности; у 2-й группы была нормализована физическая активность при неупорядоченном сне, питании, самоподготовке, пребывании на воздухе; 3-я группа в течение сессии сохраняла комплексно упорядоченный образ жизни. Полученные во время весенней сессии данные об изменении умственной работоспособности приведены в таблице 6.
Из таблицы видно, что градиент снижения работоспособности под влиянием экзаменов существенно меньше в 3-й группе. Это свидетельствует о том, что только при комплексно упорядоченном образе жизни нормализуется процесс восстановления работоспособности в течение дня и недели. Если же двигательная активность оптимально организована, но не связана с общей структурой жизнедеятельности, полноценное оздоровление условий жизни
студентов в период экзаменов не обеспечивается. При проведении учебно-тренировочных занятий в период экзаменов следует снижать их интенсивность до 60-70% от обычного уровня.
Таблица 6.
Изменение умственной работоспособности студентов за экзаменационный период, к исходному уровню, принятому за 100%
Период обследования
|
Группы | ||
1-я |
2-я |
3-я | |
Сразу после третьего экзамена |
23,1 |
31,4 |
46,7 |
На следующий день |
80,3 |
82,2 |
99,8 |
Сразу после завершения всей сессии (4-х экзаменов) |
64,5 |
78,9 |
89,4 |
Через неделю после сессии |
82,3 |
89,3 |
100,5 |
В исследованиях Г.Д. Иванова (1989) были обследованы студенты инженерного вуза (n=200), где была выявлена зависимость психофизического состояния систем организма от их двигательного режима, физической и функциональной подготовленности. Для оценки устойчивости умственной работоспособности и внимания применялась модифицированная таблица В. Я. Анфимова. Количество просмотренных знаков у студентов активного двигательного режима оказалось на 4 больше (табл. 7).
Таблица 7.
Показатели внимания у студентов различного двигательного режима
Средние данные |
Спортсмены |
Неспортсмены |
Разница |
Количество просмотренных знаков |
1276 |
1272 |
4 |
Количество ошибок на 500 знаков |
1,4 |
1,8 |
0,4 |
Количество ошибок на 200 знаков |
0,32 |
0.38 |
0,06 |
Количество же допущенных ошибок в пересчете на 200 и 500 знаков на 0,06 и 0,4 меньше, чем у студентов пассивного двигательного режима. Это позволяет сделать заключение, что студенты, активно занимающиеся физической культурой и спортом, обладают большей работоспособностью в начале учебного дня.
Результаты указывают на хорошую устойчивость умственной работоспособности и в день проведения урока физического воспитания. В день отсутствия урока физического воспитания показатели устойчивости умственной работоспособности значительно падают, особенно у студентов, не занимающихся физической культурой и спортом (табл. 8).
Таблица 8.
Влияние физических упражнений на устойчивость
умственной работоспособности студентов (n=75)
Средние показатели |
В конце 2-го часа занятий |
В конце 6-го часа занятий в день урока ФК |
В конце 5-го часа занятий при отсутствии занятий ФК |
Количество решенных примеров |
19,1 |
19,4 |
12,3 |
Количество допущенных ошибок |
2,2 |
2,1 |
2,6 |
В активизации использования студентами средств физической культуры очень важна мотивационная сторона. Оздоровительные мероприятия должны вызывать «функциональное» удовольствие от их выполнения («мышечную радость»). Постоянно повторяющиеся занятия физическими упражнениями с постепенно увеличивающимися физиологическими нагрузками тем в большей степени становятся потребностью курсантов, чем более приятны и интересны они для них.
и повышения работоспособности
Любая деятельность сопровождается процессами утомления и восстановления. Утомление является специфическим раздражителем восстановительных процессов. Физиологической особенностью восстановления является то, что внешняя деятельность человека уже прекращена внутренняя деятельность организма по компенсации рабочих затрат еще продолжается.
Умственный труд, независимо от того, в деятельности каких органов он находит свое внешнее выражение, сопряжен с большой работой корковых систем головного мозга. Интенсивная умственная работа связана с расходованием ресурсов нервных клеток мозга, их «функционального потенциала» (Г.В. Фольборт, 1955). Усиление расходования ресурсов стимулирует активность процессов восстановления по ходу работы. Если расход начинает значительно преобладать, появляется охранительной торможение, оберегающее нервные клетки от дальнейшего истощения и усиливающее восстановительные процессы. Отдых восстанавливает работоспособность нервных клеток.
Чередование работы и отдыха является важным условием плодотворной интеллектуальной деятельности. Задача отдыха – восстановить оптимальное соотношение основных нервных процессов: возбуждения и торможения. Пассивный отдых незаменим для ночного сна, когда не только ликвидируется накопившееся за день утомление, но и происходит «текущий ремонт» интенсивно работавших органов и тканей. Отдыхом может быть не только прекращение на время целенаправленной деятельности, но и чередование занятий. Эффективны также формы отдыха, которые будучи новыми раздражителями, вызывают переключение корковых процессов на новые мозговые структуры: кино, театр, спорт, хобби и т.д. Установлено, что владельцы домашних животных, птиц, рыбок обладают лучшим физическим и психическим здоровьем, чем те, у кого их нет.
Наиболее эффективной формой отдыха считается отдых активный. Впервые значение активного отдыха научно обосновал И.М. Сеченов (1866). Он обратил внимание на то, что сила руки после утомления восстанавливается быстрее, если другой, неутомленной рукой выполнять нетрудную работу. В дальнейшем ученые установили, что активный отдых применим не только к физической, но и к умственной работе. Переключение с умственной работы на физическую позволяют, во-первых, сохранять и улучшать деятельность организма в целом, во-вторых, совершенствовать координационные механизмы в его функционировании.
Работоспособность студентов в режиме учебного дня. При организации учебных занятий по физическому воспитанию в режиме учебного дня в период врабатывания (утренние часы – нулевая или 1-я учебная пара) предпочтительно использовать физические нагрузки низкой интенсивности (ЧСС 110–130 уд./мин), что способствует сокращению периода врабатывания в учебном труде. Проведение занятий в таком режиме в период высокой работоспособности (2-я учебная пара часов) способствует сохранению высокого уровня умственной работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая и период самостоятельной работы. Проведение физкультурных занятий средней интенсивности (ЧСС 130–160 уд./мин) в период снижения работоспособности (3-я – 4-я пары) обеспечивает выраженный и длительный эффект сохранения оптимального уровня умственной работоспособности. Занятия с ЧСС свыше 160 уд./мин рекомендуется проводить лишь на последних учебных парах (Ильинич В.И., 2008).
Работоспособность студентов в течение семестра. Так как первая часть каждого семестра совпадает с более высоким функциональным состоянием организма, то на учебных занятиях целесообразно применять физические упражнения с преимущественной направленностью на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости (ЧСС 120–180 уд./мин). Во второй половине каждого семестра, характеризующейся более низким функциональным состоянием, применяют физические упражнения с преимущественной направленностью на развитие силы, общей и силовой выносливости (ЧСС 120–150 уд./мин) (В.И. Ильинич, 2008).