Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 07:30, курс лекций
Проблема подготовки специалистов любого профиля в настоящее время имеет особую актуальность. Это связано, прежде всего, со стабильно высокой потребностью в квалифицированных специалистах. Программа обучения такого специалиста нуждается в постоянном совершенствовании с учетом накопленного опыта и требований практики.
Стр.
Введение………………………………………………………………...
4
Тема 1
Физическая культура в общекультурной и
профессиональной подготовке курсантов………………...
6
Тема 2
Социально-биологические основы физической
культуры…………………………………………………….
32
Тема 3
Здоровый образ жизни и его отражение в будущей
профессиональной деятельности курсантов……………...
69
Тема 4
Психофизиологические основы учебного труда и
интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности…………..
105
Тема 5
Основы спортивной тренировки – физические качества (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость)..
142
Тема 6
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания курсантов……………………….
176
Тема 7
Особенности плавательной практики на парусном судне, требования к физическим и личностным качествам
курсантов……………………………………………………
210
Тема 8
Основы методики самостоятельных занятий
физическими упражнениями……………………………….
233
Тема 9
Особенности занятий видами спорта или системами
физических упражнений (с учетом профессиональной деятельности)………………………………………………..
260
Тема 10
Основы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями………………………………………………
285
Тема 11
Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов морских вузов…………………………………...
314
Тема 12
Физическая культура в профессиональной деятельности морского специалиста………………………………………
338
Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности курсантов тесно связаны как с состоянием здоровья, так и с их способностями адаптироваться к сложным условиям обучения. При этом следует иметь в виду, что способность организма отдельного человека к адаптации в новой среде обитания во многом зависит от индивидуальных резервных возможностей, которые он должен не только реально оценивать, бережно относиться к имеющимся у него «резервам жизнедеятельности», но при возможности и увеличивать эти резервы. Собственно на это и направлен материал данной главы.
Пересмотр как самого понятия «качество образования», так и его критериев, особенно в отношении Российского высшего образования, привел к тому, что ведущую роль начинает играть саморазвитие, самовоспитание студента, все больший удельный вес принадлежит активности, готовности к актуализации внутренних резервов и потенциалов личности обучающегося. Поэтому современные исследователи все более активно обращаются к изучению психофизиологических возможностей человека (В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова, 2007). Эффективность процесса обучения является результирующей величиной относительно независимого влияния следующих факторов (С.А. Котова, 2011):
Социальные условия. Современные вузы в России располагаются и в мегаполисах, и относительно небольших городах. Установлено, что житель города по сравнению с жителем небольшого города более подготовлен к использованию новых форм и способов деятельности и познания, лучше осознает значение времени, более подготовлен к неожиданностям в повседневных контактах, лучше ориентируется в окружающей действительности, склонен к риску и нестандартным ответам на вызовы жизни, более осознанно оценивает, имеющиеся у него альтернативы (А.В. Мудрик, 2004).
Студенты мегаполиса, обучающиеся в вузах с разными профилями, обладают большими значениями по шкале «динамичность» и «выносливость». По-видимому, эти качества в периферических вузах менее востребованы. Эмоциональная реактивность и настойчивость, напротив, выше у студентов вузов небольших городков (С.А. Котова, 2011).
Приспособление
к новой системе обучения, вхождение в
новый коллектив, осмысление и степень
принятия ценностей будущей профессиональной
деятельности – все это сопровождается
большим напряжением компенсаторно-
Формы и сроки обучения. Информационный взрыв и современные темпы прироста научной информации, побуждают искать новые пути выхода из создавшегося положения. Одним из таких путей является интенсификация учебной деятельности, то есть передача большего объема учебной информации при сокращении сроков обучения без снижения требований к качеству знаний. Это приводит к увеличению нагрузки, порождает дополнительно ситуации напряженности на регуляторные механизмы (М. В. Буланова-Топоркова, 2002). Интенсификация обучения осуществляется несколькими путями: сокращение аудиторной нагрузки за счет увеличения доли самостоятельной работы; увеличение доли активных методов в обучении; расширение диапазона организационных форм получения образования.
Время на учебные занятия является наиболее стабильным и составляет 6-8 часов в день. Самоподготовка весьма варьирована и в среднем занимает в день 3-5 часов, а в период сессий – 8-9 часов. Таким образом, в среднем в сумме учебная работа студентов составляет 9-12 часов в день. Наиболее значительны затраты времени на учебную и самостоятельную работу у первокурсников, что объективно отражает их адаптацию к стилю и методам обучения в вузе. Исследования показали, что это время у первокурсников за неделю составило 64,8-68,8 часа или в среднем 11 часов в день; у студентов 2 курса – 50,7-56,3 часа или 8,9 часа в день; у студентов 3 курса – 46,2-55,9 часа или 8,5 часа в день.
Критическим для студентов всех курсов, и особенно первого, является экзаменационный период. Это один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся большой ответственностью с элементами неопределенности. С этим же связана длительность постоянной психологической напряженности, которая не всегда осознается самим студентом.
В проведенном эксперименте РГПУ им. А.И. Герцена запись кардиоритма у студентов первого курса проводилась трижды (перед экзаменом в первую и вторую сессию и в семестр между ними). Данные свидетельствуют о том, что в семестре у студентов первого курса весьма низкие значения индекса напряжения. Однако картина существенно меняется во время первого экзамена: он возрастает почти в три раза, что свидетельствует о сдвиге процессов в сторону роста влияния симпатического
отдела вегетативной нервной системы на регуляцию ритма сердца (рис. 5).
Ситуация меняется уже ко второй сессии, и у студентов первого курса симпатическая активация, фиксируемая во время экзамена, значимо меньше, чем в первой сессии (первом семестре). Тем не менее, индекс напряжения во второй сессии выше, чем в межсессионный период. Более того, этот показатель у студентов первого курса соответствуют таким же показателям, но полученных у студентов второго курса в межсессионный период.
Рис. 5. Индекс напряжения у студентов первого и второго курса
в сессии и на экзаменах
Изменения происходят и на втором году обучения: у студентов выше индекс напряжения в течение семестра, что свидетельствует о большей включенности в работу, и, соответственно, наблюдаются менее выраженные изменения показателей на контрольных испытаниях в сессию.
Функциональное состояние человека. И.П. Павлов (1949) указывал, что для деятельного состояния мозга важна не столько динамика ситуационных характеристик, сколько имеющееся в данный момент состояние нервных процессов в головном мозге. Функциональное состояние – это качественно своеобразный ответ функциональных систем разных уровней на внешние и внутренние воздействия, возникающие при выполнении значимой для человека деятельности (Е.П. Ильин, 2005).
Проблема изучения психофизиологических условий эффективности обучения тесно связана с разработкой представлений об уровне активации мозга. Когнитивные процессы, лежащие в основе обучения, определяются как особенностями пластических перестроек в мозге конкретного человека, так и спецификой мобилизационных процессов, позволяющих за короткий срок усвоить необходимое количество материала.
Существует два уровня управления функциональным состоянием – вегетативный и регуляторный. Первый уровень соотносится с изменениями, происходящими при сдвиге активности вегетативной нервной системы, второй же непосредственно связан с высшими психическими функциями (Ю.В. Щербатых, 2008).
Функциональное состояние организма во время учебы требует повышенных затрат нервной энергии, что отрицательно отражается на качестве сна, ухудшает здоровье, снижает эффективность усвоения учебного материала. Недостаточная продолжительность ночного сна до 6 часов наблюдается у 25% студентов, от 6-7 часов у 60%. Нормальная продолжительность сна от 7 до 8 часов отмечается лишь у 15% студентов. При систематическом недосыпании наблюдается снижение умственной работоспособности на 7-18%.
Двигательная активность в режиме дня является важным фактором укрепления здоровья. Однако, из числа обследованных утреннюю гигиеническую зарядку систематически выполняют лишь 3,4%; закаливающие процедуры – 0,8%, и очень мало студенты бывают на свежем воздухе: до 30 мин в день – 61%, до 1 часа – 29%, до 2 часов – 10%. В период экзаменов буквально «затворниками"» становятся около 97% курсантов, пребывание на воздухе которых ограничивается 30 минутами в день.
Возрастно-типологические особенности. Установлено, что в студенческом возрасте завершается формирование организма, поэтому молодые люди обладают большими возможностями для серьезного физического труда, учебы, занятий спортом. К совершеннолетию близок к завершению процесс совершенствования двигательных функций.
Завершается развитие топографии силы различных групп мышц, которая типична для взрослых людей. Одновременно увеличиваются относительная сила, скорость движений и другие показатели. Формирование показателей быстроты и силы мышечных сокращений идет не одновременно. Относительная величина силы различных мышечных групп формируется к 17 годам, а быстрота значительно раньше. К 18-20 годам завершается формирование вегетативных функций и достигается высокий уровень их взаимодействия.
К этому времени выносливость, одно из важнейших двигательных качеств, определяющих общую работоспособность человека, достигает высокого уровня. В студенческом возрастном диапазоне организм предрасположен к высокой работоспособности на фоне высокой функциональной активности, поэтому в данном возрасте необходимо уделять большое внимание развитию различных форм выносливости.
С возрастом меняются не только физиологические возможности человека, но и его когнитивные способности. Более того, особенностью этого процесса является неоднородность и гетерохронность, т.е. одни функции сопряженно развиваются или деградируют, изменение других подчиняется принципу взаимной компенсации.
В развитии внимания выделяются три уровня (18-21 год – самый низкий, 22-25 – средний, 26-33 – высокий). Это определяет отличия в его развитии по сравнению с развитием памяти и мышления. По соотношению уровней развития последних также выделяется 3 этапа. По соотношению уровней развития последних также выделяется 3 этапа. На 1-ом этапе (18–26 лет) память опережает мышление в 18, 19, 24 года и как бы подготавливает информационную основу для развития мышления, которое опережает память в 20, 23, 25 лет. Равновесие между ними достигается в 22 и 26 лет.
Показано, что возрастные изменения внимания обусловлены постепенной атрофией нейрональной сети, этим же объясняется и постепенное ухудшение рабочей памяти с возрастом. Установлено, что индивидуумы с более высокими когнитивными резервами имеют более эффективные нейронные сети или используют альтернативные сети, когда предъявляются повышенные требования, что позволяет компенсировать изменения, возникающие с возрастом. Это ведет к оптимизации когнитивных процессов на фоне прогрессирования физиологических изменений.
Индивидуально-личностные особенности. Исследования показали, что степень усвоения знаний существенно зависит от индивидуальных особенностей обучающегося. Личностные качества во много определяют общий процесс адаптации курсанта к новым условиям его жизнедеятельности в вузе.
Известно, что студенческий возраст характеризуется усиленной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это период поиска молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие мировоззренческие вопросы. В этот период молодежь начинает осознавать свою социальную роль значимость своей будущей специальности, проявляет себя в творческой деятельности – научной, художественной, физкультурно-спортивной и т.д.
Сохранить собственное Я слабохарактерному молодому человеку в этой обстановке бывает очень сложно. Жизненный опыт показывает, что человек проходит как бы 3 стадии в развитии своих отношений с другими людьми: в подростковом и юношеском возрасте его очень интересует мнение всех о нем; в молодом и зрелом возрасте – мнение людей, которых он уважает; в пожилом и старшем – чужое мнение уже мало его волнует, так как он сам себя знает лучше других. Поэтому желательно, чтобы период адаптации курсанта совпал с более высоким уровнем его реальной самооценки, что позволит ему, с одной стороны, исправлять свои недостатки, а с другой не попадать под чужое, нередко негативное влияние. Очень важно в это время проявить стойкость в сознательном соблюдении всех компонентов здорового образа жизни (отказ от вредных привычек и т.д.), несмотря на многие «сбивающие» факторы, традиционно присутствующие в курсантском коллективе.
Мотивация обучения играет главную роль в заинтересованности студента при освоении предложенного учебного материала в данном вузе. Уровень мотивации во многом определяет не только успешность обучения, но и комфортность его состояния в учебном коллективе. Однако мотивация обучения может изменяться и в ту, и в другую сторон уже в процессе обучения по целому ряду причин.
Таким образом, суммарное влияние на организм факторов риска, к которым относятся социальные перемены, дефицит времени и длительное эмоциональное напряжение, связанные с загруженностью учебной и бытовой работой, возможная неуверенность в себе, межличностные конфликты, нарушение режима труда и отдыха, резкое ограничение физической активности и т.п., может отрицательно сказаться на общем состоянии организма курсанта, привести к физическому и психо-эмоциональному утомлению, к существенному снижению работоспособности.
Человек, познавая реальности мира, вынужден анализировать и синтезировать воспринимаемые им явления и предметы, моделировать и умозаключать, создавать гипотезы и теории. Далеко не все, что познается органами чувств – объективно, да многое и недоступно нашим несовершенным органам, и тогда непосредственное восприятие окружающего мира осуществляется мыслительной сферой. Умственные возможности продуктивно мыслить и осознавать сложнейшую информацию составляют сущность интеллекта, мышление же – процесс его действия. Мыслительная деятельность человека невозможна без постоянного информационного пополнения.
Понятия «эрудиция» и «интеллект» относятся друг к другу, как понятия «количество» и «качество». Эрудицией называется систематизированный информационный объем, усвоенный человеком, то есть количество знаний, необходимых для его функционирования. Интеллект рассматривается как способность к нетрадиционному, творческому мышлению, нахождению новых возможностей решения проблем. Формами существования интеллекта являются здравый смысл, рассудок, разум.
Здравый смысл – форма практического мышления, предположительно связанного с функционированием правого полушария головного мозга. Здравый смысл – своеобразный фильтр для выбора направлений мышления в виде здравых практических суждений, природной смекалки.
Рассудок – продукт отражения и воспитания – он формируется на основе усвоенных ранее знаний практического и научного характера, действующих по регламентированным предписаниям, правилам, нормам, схемам и т.п. Деятельность рассудка увязывается с функционированием левого полушария мозга, естественно с языком в рамках грамматических форм.