Лекции по «Физическая культура»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 07:30, курс лекций

Описание работы

Проблема подготовки специалистов любого профиля в настоящее время имеет особую актуальность. Это связано, прежде всего, со стабильно высокой потребностью в квалифицированных специалистах. Программа обучения такого специалиста нуждается в постоянном совершенствовании с учетом накопленного опыта и требований практики.

Содержание работы

Стр.
Введение………………………………………………………………...
4
Тема 1
Физическая культура в общекультурной и
профессиональной подготовке курсантов………………...

6
Тема 2
Социально-биологические основы физической
культуры…………………………………………………….

32
Тема 3
Здоровый образ жизни и его отражение в будущей
профессиональной деятельности курсантов……………...

69
Тема 4
Психофизиологические основы учебного труда и
интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности…………..


105
Тема 5
Основы спортивной тренировки – физические качества (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость)..

142
Тема 6
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания курсантов……………………….

176
Тема 7
Особенности плавательной практики на парусном судне, требования к физическим и личностным качествам
курсантов……………………………………………………


210
Тема 8
Основы методики самостоятельных занятий
физическими упражнениями……………………………….

233
Тема 9
Особенности занятий видами спорта или системами
физических упражнений (с учетом профессиональной деятельности)………………………………………………..


260
Тема 10
Основы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями………………………………………………

285
Тема 11
Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов морских вузов…………………………………...

314
Тема 12
Физическая культура в профессиональной деятельности морского специалиста………………………………………

338

Файлы: 1 файл

курс лекций.docx

— 1.65 Мб (Скачать файл)

Физические упражнения задействуют естественные резервы человека,

создавая и поддерживая основу высокой работоспособности, возможность к длительному напряжению наиболее сложных функций нервной системы.

Физические упражнения общего воздействия. Для людей, связанных с малоподвижным трудом, особый интерес представляют упражнения, совершенствующие сердечно-сосудистую и дыхательную системы, увеличивающие общую выносливость. Данную задачу решают упражнения умеренной интенсивности, но достаточной продолжительности (дозированная ходьба, бег, плавание, лыжи, гребля, спортивные игры, велосипед и др.). Подобные упражнения являются также действенным средством психологической разгрузки, снятия умственного напряжения. Более того, упражнения общего воздействия позволяют оказывать разнообразное развивающее и тренирующее воздействие на защитные аппараты мозга.

Физические упражнения направленного характера. К таким упражнениям относятся те, которые прямо или косвенно способствуют повышению эффективности мозговой деятельности, оказывают положительное влияние на продуктивность мыслительного процесса и поддержание высокой интеллектуальной работоспособности. К головному мозгу идут две внутренние сонные артерии и две позвоночные, 150 км составляет общая протяженность мелких сосудов мозга – капилляров. Ухудшение кровотока в артериях и сосудах немедленно ведет к недостаточности мозгового кровообращения и снижению работоспособности. Физические упражнения способны воздействовать на сосуды головного мозга совершенствовать механизмы их функционирования. К таким упражнениям можно отнести дыхательные, статические, динамические, упражнения для глаз.

Из специальных гимнастик наибольшее распространение получили парадоксальная дыхательная гимнастика А.А. Стрельниковой, дыхательные упражнения К.П. Бутейко, волевая гимнастика А.А. Микулина, комплексные системы упражнений для глаз Е.К. Клосовского и Э.С. Аветисова.

 

    1. Основы методики регуляции эмоциональных состояний

Курсанты – это особая социальная группа, тем более курсанты 1 курса, у которых идет период адаптации к изменившимся условиям жизни. А что касается информационных и эмоциональных нагрузок, то у курсантов они в избытке. Все это создает трудности адаптационной системе организма человека и увеличивает риск функциональных нарушений нервной системы.

Будущая профессиональная деятельность моряков предъявляет высокие требования к развитию профессиональных свойств личности, таких как внимание, оперативная память и мышление. Но профессиональный труд может вызвать не только напряжение психофизиологических функций, но и к развитие кумулирующего, некомпенсируемого за время межвахтенного отдыха, утомления и переутомления. В судовых условиях стрессорные природные, производственные и, особенно, психо-эмоциональные нагрузки существенно возрастают, что нередко ведет к психогенным срывам и нервно-психическим заболеваниям (П.П. Криворучко, 1998).

Нервно-психическое напряжение – это умственное и эмоциональное напряжение, обусловленное степень напряжения органов зрения и слуха, сосредоточенностью, объемом и распределением внимания, количеством преднамеренных переключений внимания в единицу времени и т.д.

В условиях нервно-психического напряжения занятия физическими упражнениями приобретают новое значение, как способ разрядки нервного напряжения и сохранения психического здоровья. Разрядка повышенной нервной активности через движение является наиболее эффективной. Физическая тренировка повышает эмоциональную устойчивость.

Эмоциональная устойчивость обеспечивается путем:

1) приобретения  опыта волевого поведения в  условиях эмоциональной напряженности, совершенствования физиологических  процессов адаптации к стресс-факторам;

2) выработки  навыков, умений, привычек, саморегуляции  эмоциональной напряженности.

Для решения первой задачи наиболее эффективными средствами являются упражнения, моделирующие различные стрессовые ситуации и требующие мобилизации всех сил занимающихся для эффективного выполнения поставленной задачи в заданных условиях. Наиболее действенным средством в процессе физического воспитания являются упражнения, которые содержат элементы преодоления значительных внешних и внутренних трудностей, выполняются в неблагоприятных метеорологических условиях, в большом объеме, требуют значительного нервного напряжения. Целесообразно использовать приемы, усиливающие эффект применяемых средств: искусственное наращивание усилий, тренировку в группе, соревновательный метод, внесение в тренировку эмоционального фактора, применение технических средств.

Решение второй задачи осуществляется путем упражнений в приемах изменения соматических и негативных проявлений эмоций (контроля и регуляции мимических мышц, мышц скелетной мускулатуры, специальных дыхательных упражнений) и способах отвлечения от эмоций, самоубеждения.

В начале XX века рядом ученых была исследована и выявлена тесная взаимосвязь между уровнем состояния человека и степенью реакции на него различных систем организма. Исходя из полученных данных, в рамках общей системы психологических мероприятий по сохранению психического здоровья, стали разрабатываться различные системы, методики, приемы ликвидации неблагоприятных эмоциональных состояний и их последствий с помощью сознательного воздействия на те, или иные функции организма.

Наиболее широкое распространение получила система аутогенной тренировки. Ее истоки уходят в многовековое прошлое различных систем самосовершенствования и саморегуляции (древнеиндийская система йогов, учения о внушении и самовнушении, практика гипноза и др.). Немецкому психотерапевту И.Г. Шульцу (1908) удалось создать из этих источников строгую систему и обосновать ее в книге «Аутогенная тренировка».

Аутогенная тренировка основывается на том, что создается гипнотическое состояние различного уровня, которое достигается посредством слов и представлений, вызванных в мышцах. Формулы аутогенной тренировки согласуются с напряжением и расслаблением мышц. Напряжение должно нарастать медленно с глубоким вдохом, расслабление – быстро со свободным полным выдохом. Пример: «Мое солнечное сплетение излучает тепло, необходимо представить, что вы лежите на песчаном пляже, и солнце посылает свои лучи в область солнечного сплетения» и т.д.

На смену аутогенной тренировки в конце 80-х годов появилась более современная форма – психическая саморегуляция, т.е. с помощью слов «проигрывать» мыслительные образы; используются физические упражнения, которые являются привычными в повседневной жизни – ритмичная ходьба, оздоровительный бег, плавание; ритм дыхания и паузы задержки. Все это способствует стабилизации состояния, мобилизации сил и уравновешивания нервных процессов непосредственно перед соревнованиями.

Психофизическая настройка – это сеанс самовнушения. На магнитофон записываются спокойные музыкальные произведения, а затем начитывается текст самовнушения. Приказы: «надо терпеть, смелей, играй, терпи, обгони». Самоубеждение – это тренируемый индивидуальный прием. «Я быстро восстановлюсь, я хорошо подготовлен, дыхание спокойное и ритмичное» и т.д. Применение психофизической настройки позволяет человеку не только мобилизовать психические резервы для успешного выступления в соревнованиях, но и активизировать восстановительные функции организма.

В последнее время получили распространение методики повышения физической и умственной работоспособности с помощью различных биорезонансных методик. Данные методики основаны на коррекции функций организма при помощи электромагнитных колебаний. При правильном подборе частоты и формы лечебного (электромагнитного) воздействия можно осиливать нормальные (физиологические) и ослаблять патологические колебания в организме человека.

 

Заключение

Таким образом, использование средств физической культуры обеспечивает состояние высокой работоспособности курсантов, повышая продуктивность учебного труда, что проявляется:

  • в длительном сохранении работоспособности в процессе учебы;
  • ускоренной врабатываемости в учебную деятельность;
  • способности к ускоренному восстановлению после напряженной умственной работы;
  • эмоциональной и волевой устойчивости к сбивающим факторам;
  • средней выраженности эмоционального фона;
  • снижении физиологической стоимости учебного труда на единицу работы, успешном выполнении учебных требований и хорошей успеваемости;
  • организованности и дисциплине в учебе, быту, отдыхе;
  • рациональном использовании бюджета свободного времени для личностного и профессионального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы

  1. Факторы эффективности процесса обучения курсантов в вузе.
  2. Влияние социальных условий, формы и сроки обучения на успешность обучения курсантов.
  3. Функциональное состояние, его влияние на эффективность обучения.
  4. Влияние возрастно-типологических и индивидуальных особенностей на обучение курсантов.
  5. Понятия «эрудиция», «интеллект» и «разум».
  6. Основные разновидности умственной деятельности человека.
  7. Основные физиологические характеристики умственной деятельности человека.
  8. Умственное утомление, его внешние признаки.
  9. Понятие умственной работоспособности.
  10. Изменение умственной работоспособности в течение рабочего дня.
  11. Динамика умственной работоспособности в течение учебной недели, семестра, учебного года.
  12. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме.
  13. Условия высокой продуктивности учебного труда.
  14. Основные правила нормирования двигательной активности курсантов.
  15. Чередование режимов труда и отдыха – условие плодотворной интеллектуальной деятельности.
  16. Работоспособность студентов в режиме учебного дня.
  17. Работоспособность студентов в течение семестра.
  18. Основное назначение физических упражнений общего воздействия для умственной деятельности.
  19. Назначение физических упражнений направленного воздействия.
  20. Средства физической культуры в регулировании психо-эмоционального состояния курсантов.
  21. Психологическая саморегуляция эмоциональной напряженности.

Рекомендуемая литература

  1. Аветисов Э.С. Близорукость [Текст] : / Э С. Аветисов. – М. : Медицина, 1999. – 287 с.
  2. Алтухов С.Г. Открытие доктора Бутенко [Текст] : / С. Г. Алтухов. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990. – 256 с. – ISBN: 5-7620-0467-8.
  3. Виленский М.Я. Направленное использование физических нагрузок как фактор управления профессиональной работоспособности студентов [Текст] / М.Я. Виленский, В.П. Русанов // Теория и практика физической культуры. – 1977. – № 6. – С. 44-46.
  4. Евсеев Ю.И. Основы гигиены и самоконтроля [Текст] : метод. реком. для студентов и преподавателей полевых специальностей / Ю.И. Евсеев. – Ростов н/Д, 1988. – 30 с.
  5. Иванов Г.Д. Активизация учебно-воспитательного процесса студентов средствами физического воспитания [Текст] // Г.Д. Иванов. – Алма-Ата: Мектеп, 1989. – 96 с.
  6. Ильинич, В. И. Физическая культура студента и жизнь [Текст] : учебник для вузов / В. И. Ильинич. – М. : Гардарики. – 2008. – 366 с.
  7. Микулин А.А. Активное долголетие [Текст] / А.А. Микулин. – М. : Физкультура и спорт, 1977. – 112 с.
  8. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л.Д. Назаренко. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 240 с.
  9. Теория  и  методика  физической  культуры  [Текст] : учебник / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина.  – М. : Советский спорт, 2004. – 464 с.
  10. Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности [Текст] / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 224с.
  11. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой [Текст]  
    / М.Н. Щетинин. – М. : Метафора, 2007. – 128 с. – ISBN 978-585407-0324.

 

ТЕМА 5. ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ –

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

(СИЛА, БЫСТРОТА, ВЫНОСЛИВОСТЬ, ЛОВКОСТЬ, ГИБКОСТЬ)

 

План лекции

 

Введение

    1. Понятие о физических качествах
  • Общая характеристика силы
    1. Разновидности силы
     
        1. Средства и методы воспитания силы
  • Общая характеристика быстроты
    1. Формы проявления быстроты
     
        1. Средства и методы скоростной подготовки
  • Общая характеристика выносливости
  • 5.4.1. Виды выносливости

    5.4.2. Средства и методы воспитания выносливости

      1. Общая характеристика координации
    1. Разновидности координации
     
        1. Средства и методические приемы воспитания

    координации

      1. Общая характеристика гибкости
    1. Формы проявления гибкости
     
        1. Средства и методы воспитания гибкости

    Заключение

    Контрольные вопросы

    Рекомендуемая литература


     

    Ключевые слова: физические качества, двигательные качества, развитие, воспитание, сила, силовые способности, абсолютная сила,  относительная сила, скоростная сила, взрывная сила, силовая выносливость, быстрота, темп, двигательная  реакция, утомление, выносливость, общая выносливость, скоростная выносливость, силовая выносливость, специальная выносливость, координация, ловкость, гибкость, резерв гибкости.

     

     

    Введение

    Деятельность человека на производстве, в быту, в спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Чем лучше развиты эти качества, тем выше работоспособность организма, производительность труда при одновременно меньших затратах энергии. Известно, что сила, быстрота, выносливость, координация и гибкость во многом определяют эффективность профессиональной деятельности человека, состояние его здоровья. долголетие активной жизни, высокую устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и производственным вредностям.

    Информация о работе Лекции по «Физическая культура»