Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 07:30, курс лекций
Проблема подготовки специалистов любого профиля в настоящее время имеет особую актуальность. Это связано, прежде всего, со стабильно высокой потребностью в квалифицированных специалистах. Программа обучения такого специалиста нуждается в постоянном совершенствовании с учетом накопленного опыта и требований практики.
Стр.
Введение………………………………………………………………...
4
Тема 1
Физическая культура в общекультурной и
профессиональной подготовке курсантов………………...
6
Тема 2
Социально-биологические основы физической
культуры…………………………………………………….
32
Тема 3
Здоровый образ жизни и его отражение в будущей
профессиональной деятельности курсантов……………...
69
Тема 4
Психофизиологические основы учебного труда и
интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности…………..
105
Тема 5
Основы спортивной тренировки – физические качества (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость)..
142
Тема 6
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания курсантов……………………….
176
Тема 7
Особенности плавательной практики на парусном судне, требования к физическим и личностным качествам
курсантов……………………………………………………
210
Тема 8
Основы методики самостоятельных занятий
физическими упражнениями……………………………….
233
Тема 9
Особенности занятий видами спорта или системами
физических упражнений (с учетом профессиональной деятельности)………………………………………………..
260
Тема 10
Основы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями………………………………………………
285
Тема 11
Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов морских вузов…………………………………...
314
Тема 12
Физическая культура в профессиональной деятельности морского специалиста………………………………………
338
В нормально развитом интеллекте здравый смысл и рассудок находятся в гармонии функциональных действий: деятельность одного как бы притормаживается и контролируется деятельностью другого.
Разум – высшая умственная способность человеческого мышления, основа которого – все ценное от здравого смысла и рассудка, преобразованное в новое качество интеллекта – способность к творческому мышлению. Полагают, что разумное мышление связано с работой лобных отделов головного мозга обоих полушарий.
Известно, что существует четыре основных разновидности, типа ума (А. Лук, 1979): концептуальный – присущ человеку, способному решать логические, математические, лингвистические задачи; социальный – проявляется в межличностных отношения, устанавливающих иерархию целей и ценностных ориентаций; эстетический – нацелен на восприятие форм, игнорируя причины и практическую значимость; технологический (рабочий) – позволяет представить конечные результаты и технические возможности, силы, средства (включая и собственную мускульную энергию) для выполнения конкретного вида деятельности.
В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел – головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций. Деятельность человеческого мозга не зависит от веса, объема: у философа Канта мозг весил менее одного килограмма, писатель Тургенев обладал мозгом весом 2200 г. Объем мозга не определяет ум, интеллект человека. Главный показатель – количество функциональных связей, конкретно – образование контактов между нейронами в структурах мозга. А их насчитывается до 10 000 на одном нейроне. Но в лучшем случае задействовано лишь 500-600.
Мозг не стареет, не изнашивается – колоссальный потенциал не предоставляет ему такой возможности. Нейрофизик, доктор биологических наук, профессор Г.А. Кураев утверждает: «По структуре, деятельности – все, как у предков: два полушария, левое – речевое, в нем центр зрительной, слуховой, моторной речи, и более того, оно управляет правой рукой. А правое полушарие – субдоминантное, немое, подчиняющееся. И если удалить какое-то количество мозга справа, большой беды не будет. Сегодня в мире живут 160 известных людей, которые имеют разрушенную кору правого полушария, и их мозг функционирует нормально».
В физиологическом отношении главной особенностью умственного труда является то, что при нем мозг выполняет функции не только координирующего, но основного работающего органа. При этом значительно активизируются аналитические и синтетические функции центральной нервной системы (ЦНС), усложняются прием и переработка информации, образуются новые функциональные связи, новые комплексы условных рефлексов, возрастают роль функций внимания, памяти, напряжение зрительного и слухового анализаторов и нагрузка на них.
Умственная деятельность человека сопровождается изменением функ-
ционального состояния различных органов и систем организма. Работающий мозг потребляет значительно больше кислорода, чем другие ткани тела. Составляя 2-3% общей массы, тела мозговая ткань в состоянии покоя поглощает до 20% кислорода, потребляемого всем организмом. Показатели дыхания при этом почти не изменяются. Функции сердечно-сосудистой системы при умственной работе изменяются незначительно: происходит увеличение кровенаполненных сосудов мозга, сужение периферических сосудов конечностей и расширение сосудов внутренних органов, т.е. совершаются сосудистые реакции, обратные тем, которые бывают при мышечной работе. Обмен веществ и энергии мозга в состоянии покоя составляет в среднем 35 калорий в минуту или всего 3% от общего обмена в организме. Возрастание интенсивности умственной работы сопровождается усилением расхода энергии (табл. 3).
Таблица 3.
Расход энергии при умственной работе (по М.Н. Шатерникову)
Вид работы |
Повышение в % |
Чтение про себя /сидя/ |
16 |
Чтение вслух /сидя/ |
48 |
Слушание лекции /сидя/ |
46 |
Практические занятия в лаборатории /стоя/ |
86 |
Чтение лекции /стоя/ |
94 |
Особенностью умственного труда является переработка и интеграция огромного объема информации в условиях ограничения двигательной активности (гиподинамия), что обусловлено спецификой рабочей позы, небольшими объемами рабочих движений. Преобладание позной активности над фазной, связанной с рабочими движениями преимущественно рук, ног или их сочетания, отрицательно влияет на функциональное состояние организма.
Реакция организма на умственную работу значительно меняется, если она происходит на фоне эмоциональных переживаний. Неприятности и волнения, гнев и нетерпение, напряженность в условиях дефицита времени сказываются на аппарате кровообращения. По исследованиям Ю.И. Евсеева (1988), показатели пульса и артериального давления в течение семестра составляли соответственно 70-74 уд/мин и 118/75 мм рт. ст.; в день экзамена – 120-150 уд/мин и 170/95 мм рт. ст.; и после него в течение 2-3 дней – 78-82 уд/мин и 128/75 мм рт. ст. При эмоционально напряженной умственной работе дыхание становится неравномерным, насыщение крови кислородом снижается в среднем до 80%. Нарушается терморегуляция, ведущая к усилению потоотделения - более интенсивному при отрицательных эмоциях, чем при положительных.
В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступа-
ет состояние утомления. Основной фактор утомления – сама учебная деятельность. Однако утомление, возникающее в процессе ее, может быть осложнено дополнительными факторами, которые также вызывают утомление (табл. 4).
Таблица 4.
Внешние признаки утомления при умственной работе (по С.А. Косилову)
Объекты наблюдения |
Утомление | ||
незначительное |
значительное |
резкое | |
Внимание |
Редкие отключения |
Рассеянное, частые отвлечения |
Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует |
Поза |
Непостоянная, подтягивание ног и выпрямление туловища |
Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивания, поддержание головы руками |
Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула |
Движения |
Точные |
Неуверенные, замедленные |
Суетливые движения рук и пальцев, ухудшение почерка |
Интерес к новому материалу |
Живой интерес, задают вопросы |
Слабый интерес, отсутствие вопросов |
Полное отсутствие интереса, апатия |
Когда продолжительность отдыха после умственного утомления недостаточна для полного восстановления работоспособности человека и функционального состояния его организма возникает переутомление. Состояние переутомления развивается постепенно на фоне неполной компенсации затрат организма на умственную работу. Начинает сокращаться по времени период оптимальной работоспособности и продолжение работы требует от человека наращивания волевого напряжения. Снижается качество работы, увеличивается число систематических ошибок, которые раньше не имели места, затрудняется решение даже относительно легких умственных задач, замедляется выполнение профессиональных приемов и навыков.
Умственная работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, память, внимание, мышление и т.д.; физиологические – состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем. Работоспособность зависит от морфологических особенностей и функционального состояния организма, от профессионального опыта и характера выполняемой работы, от возраста и состояния здоровья человека.
Существует типичное суточное изменение работоспособности человека, основанное на физиологической периодичности ритмических процессов в организме – повышенные функциональные возможности в дневные часы и их снижение в ночное время. Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность курсантов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.
Учебный день. Следует заметить, что принципиальных различий в кривой работы при физическом и умственном труде нет, периоды работы одни и те же. Различия имеются только в адекватных показателях умственной и физической работоспособности (продуктивности, точности и др. показателях труда). На основании исследования показателей умственной работоспособности человека (продуктивность, точность, скорость работы или точность и скорость выполнения определенных операторских операций) в процессе учебного дня можно выделить периоды работы (рис. 6):
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
22 |
24 |
Учебные занятия |
Отдых |
Самоподготовка |
Рис.6. Работоспособность студентов в течение учебного дня
Психофизиологическое содержание этого периода сводится к формированию рабочей доминанты, т.е. объединение в целостную функциональную систему нервных центров, регулирующих те функции, которые обеспечивают выполнение работы. Для этого периода характерна высокая нервно-психическая напряженность.
2. Период оптимальной работоспособности – характеризуется стабильной умственной работоспособностью. Функциональное состояние определяется как «устойчивое» рабочее состояние. Все изменения показателей функций организма адекватны той нагрузке, которую испытывает человек, и лежат в пределах физиологической нормы. Его продолжительность колеблется от 1,5 до 3 часов.
3. Период полной компенсации – возникают признаки утомления, которые компенсируется волевым усилием человека и положительной мотивацией его к работе. В этот период объективные признаки утомления маскируются, и оно проявляется в виде субъективного чувства усталости. Следует подчеркнуть, что продолжительность периодов оптимальной работоспособности и полной компенсации наибольшая по сравнению с другими периодами работы. Она определяется интенсивностью и нервно-психической напряженностью умственной работы, гигиеническими условиями окружающей обстановки, в которой она осуществляется, и объемом (диапазоном) компенсаторных реакций, резервных возможностей организма.
4. Период неустойчивой компенсации – нарастает утомление, снижается работоспособность, что очень зависит от индивидуальных особенностей и от типа нервной системы человека, от тренированности, физического состояния и диапазона его компенсаторных возможностей. Эти изменения влияют на оперативную память, устойчивость внимания, остроту зрения. В этот период наблюдается выраженное чувство усталости.
5. Период прогрессивного снижения работоспособности – характеризуется быстрым нарастанием утомления, которое выражается в снижении продуктивности, эффективности умственной работы и в функциональных сдвигах, неадекватных выполняемой работе. Человек не в состоянии волевым усилием компенсировать снижение работоспособности.
Перед окончанием работы можно наблюдать так называемый «конечный порыв», который выражается в кратковременном повышении эффективности работы. Однако, «конечный порыв» перед концом работы наблюдается далеко не во всех случаях, и степень кратковременного повышения эффективности работы у отдельных людей может быть самой различной.
Однако учебный день студентов, кроме аудиторных занятий, включает также и самостоятельные. Второй подъем работоспособности при самостоятельной работе объясняется не только суточной ритмикой, но и психологической установкой на выполнение этой работы.
Учебная неделя. Жизнь человека подчиняется не только биологическим ритмам, но и социальным. Один из них – недельный, не существующий в природе и появившийся в результате социальных причин. В этом цикле меняется, прежде всего, работоспособность. В понедельник она относительно низкая (период врабатывания, вхождение в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день), от вторника к четвергу набирает максимальный подъем (период устойчивой, высокой работоспособности), а с пятницы опять падает (период прогрессирующего снижения работоспособности). В некоторых случаях в субботу наблюдается подъем работоспособности, что объясняется явлением «конечного порыва» (рис. 7).
пн |
вт |
ср |
чт |
пт |
сб |
Примечание: пунктиром отмечено явление конечного порыва
Рис. 7. Работоспособность студентов в учебной неделе.
Учебный семестр и учебный год. В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием сред физической культуры и спорта наблюдается повышенной работоспособности.