Лекции по «Физическая культура»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 07:30, курс лекций

Описание работы

Проблема подготовки специалистов любого профиля в настоящее время имеет особую актуальность. Это связано, прежде всего, со стабильно высокой потребностью в квалифицированных специалистах. Программа обучения такого специалиста нуждается в постоянном совершенствовании с учетом накопленного опыта и требований практики.

Содержание работы

Стр.
Введение………………………………………………………………...
4
Тема 1
Физическая культура в общекультурной и
профессиональной подготовке курсантов………………...

6
Тема 2
Социально-биологические основы физической
культуры…………………………………………………….

32
Тема 3
Здоровый образ жизни и его отражение в будущей
профессиональной деятельности курсантов……………...

69
Тема 4
Психофизиологические основы учебного труда и
интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности…………..


105
Тема 5
Основы спортивной тренировки – физические качества (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость)..

142
Тема 6
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания курсантов……………………….

176
Тема 7
Особенности плавательной практики на парусном судне, требования к физическим и личностным качествам
курсантов……………………………………………………


210
Тема 8
Основы методики самостоятельных занятий
физическими упражнениями……………………………….

233
Тема 9
Особенности занятий видами спорта или системами
физических упражнений (с учетом профессиональной деятельности)………………………………………………..


260
Тема 10
Основы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями………………………………………………

285
Тема 11
Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов морских вузов…………………………………...

314
Тема 12
Физическая культура в профессиональной деятельности морского специалиста………………………………………

338

Файлы: 1 файл

курс лекций.docx

— 1.65 Мб (Скачать файл)

Координация – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.

 

      1. Разновидности координации

К числу разновидностей координации относят:

  • способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.);
  • способность к ориентированию в пространстве;
  • способность к равновесию;
  • тонкое мышечное чувство;
  • способность к соединению (комбинированию) движений;
  • способность к перестраиванию движений;
  • способность к управлению временем двигательных реакций.

В реальной бытовой, производственной или спортивной двигательной деятельности все названные разновидности координации проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. В конкретных ситуациях одни разновидности играют ведущую роль, другие – вспомогательную. При этом возможно мгновенное изменение их значимости в связи с изменением внешних условий.

Способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.) обуславливается точностью двигательных ощущений и восприятий, которые часто дополняются слуховыми и зрительными. Например, бегуны высокой квалификации на средние дистанции способны преодолевать 400-метровые отрезки с заданным временем (52, 54, 55 секунд), не допуская ошибки более чем на 0,2-0,3 с.

Способность к ориентированию в пространстве определяется умением человека оперативно оценить сложившуюся ситуацию относительно пространственных условий и отреагировать на неё рациональными действиями, обеспечивающими эффективное выполнение двигательной задачи. Эта разновидность координации является определяющей для прыгунов в воду, воздушных гимнастов, космонавтов в условиях невесомости и т.п.

Способность к равновесию – это способность человека сохранить устойчивое положение тела в условиях разнообразных движений и поз. Способность к сохранению равновесия обуславливается совокупной мобилизацией возможностей зрительной, слуховой, вестибулярной, соматосенсорной систем. Различают статическое и динамическое равновесие. Статическое равновесие – сохранение устойчивого положения тела в какой-либо позе (фиксация тела в положении «ласточка», в стойке на руках и т.п.). Динамическое равновесие – сохранение устойчивого положения тела в процессе выполнения движений (выполнение двигательной связки на бревне и т.п.).

Сохранение равновесия как в статике, так и в динамике, – одно из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней средой. Успех в ряде профессий (строителей, монтажников, моряков) и в некоторых видах спорта (фигурном катании на коньках, гимнастике, горнолыжном спорте) во многом определяется уровнем развития функции равновесия.

Тонкое мышечное чувство – способность человека быстро активизировать необходимое количество двигательных единиц и обеспечивать оптимальное взаимодействие мышц-синергистов и мышц-антагонистов. Например, игра теннисной ракеткой в настольном теннисе; фехтование; «чувство воды» у пловцов, управление автомобилем (переключение коробки передач, рулевое управление).

Способность к соединению (комбинированию) движений – это способность человека выполнять разнонаправленные действия разными частями тела, как одновременно, так и соединяя их в произвольном порядке. Данная способность обуславливает успешность спортсменов в сложнокоординационных видах спорта (художественной и спортивной гимнастике, синхронном плавании, фигурном катании на коньках, аэробике, акробатике и т.п.).

Способность к перестраиванию движений – это способность человека мгновенно менять характер двигательных действий в соответствии с внезапно изменившимися условиями их выполнения. В повседневной жизни это качество проявляется, когда человек, например, поскользнувшись или споткнувшись, успевает с помощью компенсаторных движений перестроиться и восстановить равновесие. В профессиональной труде эта способность необходима морякам в условиях качки. В спорте она имеет большое значение в спортиграх, т.к. часто по ходу игры спортсмены вынуждены менять свои первоначальные намерения, на ходу перестраивая уже начатые движения.

Способность к управлению временем двигательных реакций – это способность целенаправленно выполнять двигательные действия с учётом возникновения различных помех. Эта разновидность координации является значимой в единоборствах, спортиграх и т.п. Например, при блокировании нападающего удара в волейболе защитник должен оценить время выполнения нападающего удара и подстроить действия для выполнения блока.

Понятие «координация» нередко путают с понятием «ловкость», однако смысловая нагрузка у них разная. Ловкость выступает как интегральное проявление разновидностей координации. Различие между координацией и ловкостью в том, что координация проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением согласованностью и соразмерностью движений, а ловкость – в тех, которым присуща не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, что требует находчивости. Недаром в обиходно-бытовой и разговорной речи о ловком человеке говорят: сноровистый, изворотливый, юркий и т.д.

Согласно определению В.М. Зациорского (2009), ловкость – это, во-первых, способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), во-вторых, способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость – это комплексное психофизическое качество человека.

 

      1. Средства и методические приемы воспитания координации

Основным средством воспитания координации являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.;

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания коор-

динационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Большое влияние на развитие координации оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.

Особую группу средств составляют упражнения с направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

Специальные упражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.

На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:

а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;

б) развивающие, направленные непосредственно на воспитание координации, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях - ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку).

Упражнения, направленные на развитие координации, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшего развития координации.

В процессе воспитания координации используют разнообразные методические приемы (по Л.П. Матвееву, 2005):

1. Применение  необычных исходных упражнений (спиной  вперед);

2. Зеркальное  выполнение упражнений (левой рукой  для правшей);

3. Изменение  скорости и темпа движения (ускоренный  темп);

4. Изменение  пространственных границ, в которых  выполняется упражнение (уменьшенная площадка для игр, метаний диска из уменьшенного круга);

5. Смена  способов выполнения действия (разными  способами);

6. Осложнение  упражнений дополнительными движениями;

7. Изменение  противодействия занимающихся при  групповых или парных упражнениях (проведение встреч с разными партнерами);

8. Выполнение  знакомых движений в неизвестных  заранее сочетаниях.

Изменение нагрузок идет по пути повышения координационных трудностей, с которыми должны справляться занимающиеся. Эти трудности слагаются в основном из требований:

  1. к точности движений;
  2. к их взаимной согласованности;
  3. к внезапности изменения обстановки.

 

    1. Общая характеристика гибкости

Строение опорно-двигательного аппарата человека позволяет выполнять движения с большой амплитудой, однако довольно часто из-за недостаточной эластичности мышц, связок и сухожилий она не может быть реализована полностью.

Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление таких физических качеств как сила, быстрота реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая при этом энергозатраты и, снижая экономичность работы организма, зачастую приводит к серьёзным травмам мышц и связок. Сам термин «гибкость» обычно используется для интегральной оценки подвижности звеньев тела, т.е. этим термином пользуются в тех случаях, когда речь идёт о подвижности в суставе всего тела. Если же оценивается амплитуда движений в отдельных суставах, то принято говорить о «подвижности» в них.

Гибкость – это комплекс морфологических свойств опорно-двига-тельного аппарата, обуславливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга.

 

      1. Формы проявления гибкости

Показателем уровня развития гибкости является максимальная амплитуда (размах) движений.

Различают активную и пас


Информация о работе Лекции по «Физическая культура»