Методика фитбол-гимнастики для детей с детским церебральным параличом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процесс адаптивного физического воспитания инвалидов с детским церебральным параличом.
Задачи исследования:
Представить анатомо-физиологические аспекты нервной системы.
Проанализировать клинику и патогенез при детском церебральном параличе по данным научно-исследовательской литературы.
Изучить средства и методы адаптивного физического воспитания инвалидов с детским церебральным параличом по данным научно-исследовательской литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ЧМАФК.docx

— 199.81 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

(филиал) УралГУФК

 

Кафедра физических средств реабилитации

 

                                                                       Лифанова Евгения Дмитриевна

                                                                       студентка группы АФК 31, профиля

                                                            «физическая реабилитация»

 

 

МЕТОДИКА ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

 

Курсовая работа

по дисциплине частные методики адаптивной физической культуры

 

                                                                                Научный руководитель:

                                                             к.б.н., доцент

                                                                  Марданова Л.И.

 

 

 

 

Уфа, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. По данным Министерства здравоохранения и социального развития в 2010 году, численность детей-инвалидов в России составила 549 тыс. человек. Из них на долю детей с детским церебральным параличом приходится 15,5% .

Заболевание проявляется в неспособности принятия естественной вертикальной позы, и связано с поражением незрелого мозга, в результате чего нарушается последовательность этапов его созревания. Это, в свою очередь, приводит к неспособности высших интегративных центров оказывать тормозящее влияние на примитивные стволовые рефлекторные механизмы. Наблюдаемое при этом значительное ограничение двигательной активности приводит к развитию вторичных изменений в мышцах и суставах, способствует образованию контрактур, вследствие чего утрачивается возможность удерживать тело в вертикальном положении так, чтобы общий центр тяжести проецировался в пределах площади опоры. В связи с этим костная система лишается главного стимулирующего фактора постоянного развития – взаимодействия веса тела и обратного действия опоры.

Все это препятствует нормальному физическому развитию, увеличивает риск травматизма, затрудняет социальную адаптацию и снижает качество жизни данной группы населения. В связи с этим тренировка устойчивости в вертикальном положении, является одной из важнейших задач физической реабилитации больных с детским церебральным параличом (ДЦП).

ДЦП является самой распространенной причиной детской инвалидности, среди которых на первом месте - заболевания нервной системы. Церебральный паралич является вторым из наиболее распространенных неврологических нарушений в детстве; первым является задержка психического развития у детей. На третьем месте - врожденные аномалии.

Цель исследования: изучить процесс адаптивного физического воспитания инвалидов с детским церебральным параличом.

Задачи исследования:

  1. Представить анатомо-физиологические аспекты нервной системы.
  1. Проанализировать клинику и патогенез при детском церебральном параличе по данным научно-исследовательской литературы.
  1. Изучить средства и методы адаптивного физического воспитания инвалидов с детским церебральным параличом по данным научно-исследовательской литературы.
  1. Определить адекватные методы оценки эффективности средств адаптивного физического воспитания для инвалидов с детским церебральным параличом по данным научно-исследовательской литературы.
  1. Изучить методику фитбол-гимнастики, используемые в адаптивном физическом воспитании у детей больных ДЦП.

 

ГЛАВА 1

1.1. Анатомо-физиологические  аспекты нервной системы

 

Нервная система - это совокупность анатомически и функционально взаимосвязанных структур, обеспечивающих регуляцию и координацию деятельности организма как единого целого и взаимодействие его с окружающей средой. Нервная система сформировалась в ходе эволюции как интегративная - осуществляющая согласованность функций органов и адаптацию организма к условиям существования. Нервная система выполняет свои функции быстро, прицельно, кратковременно. На раздражение всегда реагирует конкретный орган или группа органов. И. Павлов определял нервную систему как «невыразимо сложный и точный инструмент связи частей организма между собой организма как сложнейшей системы с бесчисленными внешними влияниями». С одной стороны, нервная система согласовывает и регулирует работу органов, обеспечивая тем самым постоянство внутренней среды, необходимое для функционирования организма, а с другой - определяет адаптивное поведение организма, позволяющее преодолеть различные воздействия внешней среды. С высшими отделами нервной системы человека связаны ощущения, эмоции, память, сознание, мышление, речь, так как они составляют анатомический субстрат психики. Учение о нервной системе в анатомии носит название неврология. Функции нервной системы в живых организмах чрезвычайно сложны и разнообразны. Их можно представить как восприятие раздражений из внешней или внутренней среды организма, анализ информации с последующей ответной реакцией организма. Нервная система обеспечивает взаимосвязь органов не только в пределах одной системы и интеграцию работы различных систем организма. Вся деятельность нервной системы направлена на поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза).

По топографо-анатомическому принципу нервную систему можно классифицировать с позиций ее строения и расположения. В этом случае выделяют центральную нервную систему, включающую головной и спинной мозг, и периферическую нервную систему, объединяющую все структуры, лежащие за пределами головного и спинного мозга (черепные и спинно-мозговые нервы, ганглии, нервные сплетения, нервные окончания). Такое подразделение является условным, так как в анатомическом и функциональном отношениях эти отделы тесно взаимосвязаны между собой. Задача центральной нервной системы заключается в том, чтобы после получения информации в кратчайшее время произвести ее оценку и принять соответствующее решение. Для этого важное значение имеет способность мозга к хранению и воспроизведению ранее полученной информации (функция памяти). Периферическая нервная система связывает головной и спинной мозг с рецепторами (чувствительными аппаратами органов) и эффекторами (аппараты, передающие нервные импульсы на рабочие органы).

Нервную систему можно разделить на: анимальную (соматическую) и вегетативную (автономную). Анимальный отдел иннервирует сому (элементы опорно-двигательного аппарата и кожу), а точнее, - поперечнополосатую мускулатуру. Этот отдел воспринимает раздражения внешней среды с помощью разнообразного рецепторного аппарата и дает адекватный ответ в виде сокращения поперечнополосатой мускулатуры. Характер иннервации анимального отдела носит произвольный характер - он зависит от нашего сознания (хотя простейшие рефлексы, например коленный, замыкаются на уровне спинного мозга). Вегетативный отдел регулирует работу внутренних органов и сосудов, воздействуя на входящие в их состав гладкую мускулатуру и железы (железы всех слизистых оболочек, слюнные железы, печень, поджелудочную железу, железы внутренней секреции). Характер иннервации вегетативной нервной системы непроизвольный и не зависит от нашего сознания. Деление нервной системы на эти отделы носит исключительно условный характер и имеет только методическое значение, необходимое для изучения ее функции и строения. Нервная система - это единое анатомо-функциональное образование.[15]

Нервная система пронизывает все части организма. Она построена из нервной ткани, которая является ее морфологической основой. Высокоспециализированная нервная ткань представляет собой совокупность двух видов клеток - нейронов (нейроцитов) и клеток глии (нейроглии). Количество клеток глии превосходит количество нейронов. Их функция направлена на обеспечение деятельности нервных клеток. Глия разграничивает нейроны, служит для них опорой, выделяет биологически активные вещества (эндорфины), обеспечивает трофику нервных клеток и участвует в образовании оболочек нервов. Нейроны функционально отличаются от других клеток нашего организма: они способны воспринимать раздражение, генерировать нервные импульсы, проводить их и передавать другим нервным клеткам или клеткам других тканей. В нейроне выделяют следующие основные части: тело, отростки и окончания отростков.

Тело нейрона представляет собой скопление нейроплазмы, в которой располагается ядро. В нервных клетках вегетативной нервной системы встречается 2-3 ядра. Поверхность тела покрыта тонкой оболочкой (цитолеммой), которая определяет границы нервной клетки и обеспечивает ее обмен с окружающей средой. По форме тела различают пирамидные, грушевидные, веретенообразные, многоугольные, звездчатые, круглые нейроны. По размерам тела нейроны делятся на мелкие (4-20 мкм), средние (20-60 мкм) и крупные (60-130 мкм). Характерной особенностью нейроцитов является наличие отростков, по которым распространяются нервные импульсы. Отростки представляют собой выросты цитоплазмы различной длины - от нескольких микрометров до метра. Различают два вида отростков: дендриты и аксоны. Дендриты представляют собой древовидно ветвящиеся отростки. Количество их у нейрона вариабельно и колеблется от 1 до 10. По дендритам нервные импульсы идут к нейрону. Дендриты многократно увеличивают поверхность клетки. Аксон всегда один и представляет собой более крупный, более длинный и практически не ветвистый отросток (редкие боковые ответвления появляются у него в самом конце). Чем крупнее клетка, тем более длинный и крупный у нее аксон. Аксон проводит нервный импульс от тела нервной клетки (к другому нейрону, к рабочему органу). Эта функциональная поляризованность нейрона определяется не свойствами самих отростков (будучи изолированными, они могут проводить возбуждение в обоих направлениях), а характером соединений между нейронами.[15]

Виды нейронов по количеству отростков: одноотростчатые (униполярные), двуотростчатые (биполярные), многоотростчатые (мультиполярные) и ложноотростчатые (псевдоуниполярны) нейроны. Отростки биполярных и псевдоуниполярных нейронов называются не аксонамии и дендритами, а соответственно центральным и периферическим отростками. Существует связь структуры и функции нервных клеток. Многоотростчатые нейроны располагаются в центральной нервной системе и в вегетативных ганглиях; также мелкие мультиполярные клетки являются ассоциативными. Биполярные нейроны по своей функции являются клетками специализированными, чувствительными, находятся на периферии - за пределами мозга в составе чувствительных узлов нервов и воспринимают обонятельные, слуховые, световые и вестибулярные раздражения. Псевдоуниполярные нейроны по своей функции являются рецепторными (общечувствительными), они находятся на периферии в составе чувствительных ганглиев и воспринимают такие раздражения, как боль, изменение температуры и прикосновения. Одноотростчатые нейроны являются в филогенетическом плане самыми старыми и у человека не встречаются.

По функциональной значимости в составе рефлекторной дуги выделяют три группы нейронов:

1) рецепторные (чувствительные) - имеют нервные окончания (рецепторы), которые способны воспринимать раздражение из внешней или внутренней среды;

2) эффекторные (эфферентные) - имеют на окончаниях аксонов эффекторы, передающие импульсы на рабочий орган;

3) ассоциативные (вставочные) - являются промежуточными и передают нервный импульс с чувствительного нейрона на эффекторный нейрон.

Основная масса нейронов расположена в пределах головного и спинного мозга. Они, как правило, занимают центральное положение (исключение - полушария мозга и мозжечок, имеющие серое вещество на периферии, которое образует кору). Скопление тел клеток получило название серого вещества. В сером веществе выделяют комплексы, которые называются ядрами. Ядро - это группа клеток центральной нервной системы, выполняющих одну функцию и расположенных рядом друг с другом.[15]

Все ядра в центральной нервной системе делят на три группы: чувствительные - это группа клеток, которая первой в мозге получает импульсы с периферии; двигательные - группа клеток, аксоны которых идут из мозга и в итоге приходят к произвольной мускулатуре, заставляя ее произвольно сокращаться; вегетативные - это группа клеток, аксоны которых покидают мозг, на периферии передают импульс на еще один нейрон, аксоны которого подходят к гладким мышцам и железам.

Кроме ядер, тела нейронов образуют скопления и на периферии - нервные узлы или ганглии. Ганглий - это монофункциональное скопление тел нейронов за пределами центральной нервной системы, окруженное соединительно-тканной капсулой. Существуют две разновидности ганглиев - чувствительные и вегетативные. Чувствительные ганглии представляют собой скопление псевдоуниполярных клеток, реже - биполярных клеток. Чувствительные ганглии делятся на головные (принадлежат черепным нервам) и спинальные ганглии, принадлежащие спинномозговым нервам. Головные ганглии закономерно расположены в отверстиях и каналах черепа, а спинальные располагаются в области межпозвоночных отверстий. Вегетативные узлы представляют собой скопление мультиполярных клеток, и их делят: симпатические и парасимпатические. Аксоны являются морфологической основой нервов и могут быть покрыты особой белково-липидной оболочкой - миелином.

Миелиновая оболочка состоит из особых шванновских клеток. Между шванновскими клетками имеются перехваты Ранвье. Нервные волокна, покрытые миелиновыми оболочками, называют мякотными, а без миелиновой оболочки безмякотными. Эта оболочка имеет изолирующую, барьерную, опорную функции, ускоряет проведение нервного импульса по волокну. Безмякотные нервные волокна образуют симпатические нервы. Миелинизированные волокна входят в состав белого вещества головного и спинного мозга, чувствительных и двигательных периферических нервов, парасимпатических нервов.

Информация о работе Методика фитбол-гимнастики для детей с детским церебральным параличом