Методика фитбол-гимнастики для детей с детским церебральным параличом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процесс адаптивного физического воспитания инвалидов с детским церебральным параличом.
Задачи исследования:
Представить анатомо-физиологические аспекты нервной системы.
Проанализировать клинику и патогенез при детском церебральном параличе по данным научно-исследовательской литературы.
Изучить средства и методы адаптивного физического воспитания инвалидов с детским церебральным параличом по данным научно-исследовательской литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ЧМАФК.docx

— 199.81 Кб (Скачать файл)

- подвижные игры - улучшают координацию, равновесие, развивают внимание, совершенствуют двигательные навыки.

- дыхательные упражнения - улучшают вентиляцию легких, укрепляют дыхательные мышцы, улучшают крово- лимфообращение;

- хореографические упражнения - упражнения с музыкальным сопровождением;

- специальные упражнения - направлены на развитие или коррекцию нарушений пораженной конечности.

Общими и обязательными принципами для всех средств адаптивного физического воспитания являются:

1. Регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики.

2. Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием.

3. Постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.

Лечебная физкультура как метод реабилитации лиц с детским церебральным параличом занимает в комплексной терапии одно из ведущих мест и является естественно - биологическим методом терапии, способствующим более быстрому восстановлению нарушенной функции опорно-двигательного аппарата.[17]

Методы, применяемые в адаптивном физическом воспитании:

1. Метод вербальной (устной) передачи информации в виде объяснения, описания, указания, суждения, уточнения, замечания, устного оценивания, анализа, обсуждения, просьбы, совета, беседы, диалога;

2.Метод наглядности реализуются через комплексное восприятие органов чувств с доминирующей направленностью на кинестетические и проприоцептивные ощущения. С этой целью в практике разработаны и используются различные технические системы с биологической обратной связью:

- компьютерные игровые тренажеры  для детей с ДЦП, основанные  на использовании зрительной  обратной связи для стимуляции  вынужденных движений, которые в  обычных условиях не выполняются;

- метод тандотерапии - для освоения двигательных действий путем тренировки с принудительным выполнением движений и феноменом прочувствования. Механическая связь здорового и обучаемого человека вынуждают последнего совместно выполнять любые движения, в которых участвуют все органы чувств. Рекомендуется для восстановления движений после полиомиелита, ДЦП, двигательных травм и др.

- видеофильмы-руководства для формирования образ «здоровых» движений, ориентировочной основы действий, повышения интереса к занятиям. Ю.Г. Михайлова (1997) рекомендует их с целью направленной самореабилитации лиц с травмами позвоночника и спинного мозга.[17]

Семенова (1976) предлагает методику ЛФК для детей первых двух лет жизни и старше, но с тяжелыми формами заболевания. Методика основана на знании закономерностей двигательного развития здорового ребенка и механизмов формирования двигательной патологии у детей с ДЦП.

Штеренгерц (1986) разработал методику ЛФК для детей школьного возраста, в которой с учетом анатомо-физиологических механизмов детского организма при проведении занятий и обучению трудовым навыкам особое внимание уделяется эмоциональному фону.

Согласно методике, предложенной K. Бобат и Б. Бобат (1956), прежде чем обучать инвалида нормальному движению, необходимо изменить патологический двигательный стереотип. Основным приемом является укладка парализованного ребенка в позу «эмбриона».

Для инвалидов, страдающих атонической формой ДЦП, примененяется методика Кабат (1953), которая ставит целью выработку движений с помощью определенных приемов активизации мотонейронов спинного мозга, осуществляющих сокращение мышц. При этом инвалидам с сохраненным нормальным уровнем психического развития рекомендуется вначале выполнять движения мысленно.

Для лиц с ограниченными двигательными возможностями, с которыми во время занятий не удается установить контакт, а также для инвалидов с задержкой психомоторного развития рекомендуется методика Войта (1981).

Для получения благоприятных результатов в комплексе реабилитационных мероприятий инвалидов с ДЦП большое значение имеет применение массажа, который улучшает кровообращение, увеличивает тонус и силу пораженных мышц, снижает их спастичность.

В качестве вспомогательного средства для снижения спастичного тонуса мышц используют локальное воздействие холодом – криотерапию. Применение холода над спазмированными мышцами верхних и нижних конечностей снижает скорость проведения импульсов по нервным волокнам и угнетает чувствительность таких рецепторов как мышечные веретена, в результате чего увеличиваются сила и объём произвольных движений.

Для лечения больных со всеми формами ДЦП широко используется метод динамической проприоцептивной коррекции ношением гравитацинного костюма. Получены результаты, демонстрирующие после применения этого нового метода улучшение у больных походки и стояния, уменьшения спастики, гиперкинезов, повышение устойчивости. Общая нагрузка, при использовании гравитационных взаимодействий, дозируется в зависимости от степени патологии, возраста пациента, стадии реабилитации и этапа двигательного развития.

В последнее время в общем комплексе мероприятий по реабилитации инвалидов с детским церебральным параличом все большее внимание уделяют спартианским играм, иппотерапии, как элементам социальной адаптации и рекреации.

Для реабилитации детей с детским церебральным параличом используется Метод Петьо.

Кондуктивная педагогика была разработана венгерским врачом и педагогом Андрашем Петьо. Сначала этот подход использовался только в институте кондуктивной педагогики в Будапеште, носящем имя автора, а со временем приобрел популярность и стал применяться во многих странах мира.

Кондуктивная педагогика базируется преимущественно на образовательной модели вмешательства и объединяет педагогические и реабилитационные цели в одной программе. Эта концепция направлена на то, чтобы помочь детям с двигательными нарушениями приобрести «ортофункции», что определяется, как способность принимать участие и функционировать в обществе, несмотря на свою моторную неполноценность. Кондуктивная педагогика основывается на идее, что нервная система, несмотря на повреждения, все-таки имеет возможности для формирования новых нервных связей.

При лечении больных ДЦП занятия проводятся в специализированных группах численностью от 10 до 25 детей. Дети вместе занимаются, наблюдают и поощряют друг друга к выполнению упражнений. Кондукторы руководят группой и обеспечивают мотивирующее окружение и эмоциональную поддержку. Цели программы определяются общим уровнем развития группы и умениями каждого отдельного ребенка. Занятия в группах являются структурированными и проводятся в соответствии с разработанной программой. Программа включает в себя блоки, состоящие из комплексов упражнений и педагогических занятий, которые проводятся в игровой форме. Комплексы упражнений, а также входящие в них задачи, подбираются в зависимости от характера патологии ребенка, его двигательных и интеллектуальных возможностей. Все упражнения комплекса базируются на физиологических движениях.

В комплекс входят упражнения с разными предметами и спортивными снарядами, упражнения с мячом, на ступеньках, на гимнастической лавке, с гимнастической палкой, а также ходьба с усложненными задачами и упражнениями возле шведской стенки. При проведении двигательных упражнений используется специально разработанное для этой методики мебельное оборудование - лесенки, столы, боксы, изготовленные из деревянных закругленных лакированных планок. Во время занятий широко применяются ритм и песни в технике, которая называется «ритмическое намерение. Ритмическое намерение - это словесные ритмические инструкции, которые подаются во время выполнения серии задач. С помощью ритма, песен и стишков задается фоновый ритм двигательной активности, который содействует обучению и мотивации ребенка, а также помогает привлечь внимание к тому движению, которое осуществляется в данный момент. Эффективность участия ребенка в реабилитационном процессе зависит в значительной степени от его мотивации. Как правило, дети с ДЦП пассивны в своих действиях.

Метод кондуктивной педагогики требует активного участия ребенка в преодолении своей моторной неполноценности. Правильно поставленная цель дает ребенку должную мотивацию к занятиям, повышает самооценку. Программа занятий предусматривает непрерывное участие ребенка в разных видах деятельности, которые учат детей думать и действовать в разных ситуациях. Большое значение в формировании мотивации имеет стремление ребенка к успеху и достижению прогнозируемого результата. Поэтому, даже очень незначительный успех получает положительную поддержку и поощрение у кондукторов.

Методика Бобат терапии

В 40-х годах прошлого столетия в Лондоне физиотерапевт Берта Бобат предложила новый подход к реабилитации больных со спастическими поражениями. Началось с того, что она выявила некоторые позиции, которые позволяли затормозить патологические рефлексы у детей с ДЦП. Это способствовало снижению мышечного напряжения и приводило к осуществимости управляемого движения. Через некоторое время методика распространилась по всему миру.

С течением времени опыт обогащался и привел к разработке методики, которую нейрофизиолог доктор Карл Бобат, супруг Берты Бобат, обосновал теоретически. В 1984г. они описали, как изменялись ключевые положения их концепции. В настоящее время методика применяется как нейродинамический метод восстановления.

Она оказалась эффективной при большинстве видов ДЦП. Применяется и при других поражениях, особенно с нарушениями мышечного напряжения и поражении ЦНС.

У Бобат - терапии два основания: нейрофизиологические знания и системный взгляд на пациента и его заболевание. На этой основе и сложилась техники лечения. Ребенка провоцируют к самостоятельному совершению нового движения и не дают «сработать» более раннему, «вредному» рефлексу. Техники приспосабливаются к уровню развития ребенка, его возрасту, степени и выраженности двигательных нарушений, изменению тонуса мышц.

Терапия проходит в игровой форме. Ребенок не будет выполнять какое-либо движение ради самого движения, но зато охотно потянется за яркой игрушкой. Нужно только найти стимул, который будет интересен малышу. Кроме того, терапевт выбирает для ребенка правильную позу, в которой уменьшится патологический мышечный тонус и ослабнет влияние безусловных рефлексов.

Войта - терапия при реабилитации детей с ДЦП.

Войта - терапия  физиотерапевтический метод лечения младенцев, детей и взрослых с патологиями моторных функций из-за нарушений центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата, разработанный чешским неврологом профессором Вацлавом Войтой.

Войта-диагностика позволяет выявить функциональные патологии на ранней стадии развития младенца и своевременно провести коррекцию психофизических патологий новорождённых.

В основе Войта-терапии лежит так называемая рефлекторная локомоция: путём активации двигательных рефлексов, при соблюдении заданных исходных положений и точек раздражения Войта - терапия помогает людям с нарушениями моторных функций, вызванных разными обстоятельствами, восстановить естественные модели движения.

У новорождённых ЦНС ещё очень хорошо поддаётся формированию и хотя некоторые нервные пути в мозге зачастую полностью блокированы, они остаются доступными. Ненормальные движения, возникающие из-за постоянного, но патологически изменённого выпрямления и передвижения, ещё не закреплены, что позволяет достичь максимального эффекта при терапии рефлексо-эмоций.

Основная задача методики - формирование двигательных навыков, соответствующих возрасту ребёнка. Для этого используют рефлекс ползания и рефлекс поворота. Их основные феномены имеют влияние на управление телом в целом, его вертикализацию и возможность передвижения.

Оба двигательных комплекса содержат элементарные компоненты передвижения: автоматическое управление равновесием при движении («постуральное управление»), выпрямление тела против силы тяжести и целенаправленные хватательные и шаговые движения конечностей («фазовая подвижность»). Благодаря терапевтически возможному выстраиванию функций осанки и поведения в ЦНС, улучшенный уровень движения может удерживаться часто в течение дня. Управление осанкой и движением, активизируемое в терапии, является одной из важнейших предпосылок для любой спонтанной коммуникации.

Метод был специально разработан для родителей. Родители, обученные войта - терапевтом, имеют возможность помочь своему ребёнку самостоятельно.

Возраст людей, состояние сознания и биологический возраст пациентов для применения этой формы терапии значения не имеет. По этой причине лечение возможно даже в младенческом возрасте, хотя на этом этапе ребёнок ещё не может выполнять движения по указанию.

Принцип Войта-терапии

Принципом Войта-терапии является влияние не только на двигательную сферу, но и на все тело - на сенсорную, вегетативную и психическую системы. При проведении терапии наблюдаются изменения частоты пульса, дыхания и кровяного давления. Основная задача методики - формирование двигательных навыков, соответствующих возрасту ребенка. Для решения этой задачи используют рефлексы ползания и поворота. Их основные феномены влияют на управление телом в целом, его вертикализацию и возможность движения вперед.

Практическим результатом Войта-терапии является формирование правильных двигательных привычек. Эффективность терапии определяется при помощи Войта-диагностики и клинических данных. Войта - терапия как метод реабилитации детей с двигательными нарушениями может быть реализован при частом повторении упражнений в течение длительного времени (3-4 раза в день по 20-30 минут на протяжении не менее одного года), и потому рассчитан на интеграцию родителей в процесс реабилитации.

Выполнение упражнения состоит в фиксации ребенка в позе рефлекса и ручном воздействии на зоны поражения. Выбор такой зоны производится индивидуально и зависит от вида двигательных нарушений и реакций-откликов. Влияние на зоны стимуляции не вызывает боли. Негативное поведение ребенка на вынужденное положение во время проведения терапии может быть проявлением страха или естественного протеста, особенно у самых младших детей. Негативное поведение ребенка не должно быть проявлением агрессии и должна быть устранена методами психологической коррекции. Кроме того, необходима предварительная психологическая подготовка родителей к проведению терапии и ожидаемых результатов. Перед началом проведения Войта-терапии самым младшим детям проводится Войта-диагностика, их осматривают невролог и педиатр, а, кроме того, применяются дополнительные обследования по показаниям. Эффективность Войта - терпии зависит от срока начатого лечения, «зрелости» функциональных систем нервной системы и степени и стадии расстройства двигательной сферы. Лечение по методу Войта дает возможность начать лечение двигательных расстройств с периода новорожденности. Наибольшая эффективность лечения достигается после предварительного ознакомления родителей с методикой и их достаточной психологической подготовкой при собственноручном длительном беспрерывном выполнении методики лечения.

Информация о работе Методика фитбол-гимнастики для детей с детским церебральным параличом