Методика фитбол-гимнастики для детей с детским церебральным параличом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процесс адаптивного физического воспитания инвалидов с детским церебральным параличом.
Задачи исследования:
Представить анатомо-физиологические аспекты нервной системы.
Проанализировать клинику и патогенез при детском церебральном параличе по данным научно-исследовательской литературы.
Изучить средства и методы адаптивного физического воспитания инвалидов с детским церебральным параличом по данным научно-исследовательской литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ЧМАФК.docx

— 199.81 Кб (Скачать файл)

Метод динамической проприоцептивной коррекции

Принципиально новым подходом при лечении ДЦП явилась разработка лечебных костюмов "Адели", "Гравистат", "Гравитон", позже метод получил название "динамической проприоцептивной коррекции" (ДПК).

Концепция восстановительного лечения больных с расстройствами двигательных и психических функций церебрального происхождения с использованием этого метода разработана в 1991 году группой российских физиологов и клиницистов на базе новейших для того времени достижений в области космической медицины.

Суть метода динамической проприоцептивной коррекции с использованием лечебных костюмов “Адели” и “Гравитон” заключается в восстановлении с помощью лечебного костюма нарушенных функций двигательного центра головного мозга путем направленной коррекции позы и движений и формирования, тем самым, мощного нормализованного потока афферентной импульсации. Это приводит к разрушению сложившихся патологических синергий и становлению новых нормализованных рефлекторных связей, что и оказывает соответствующее нормализующее действие на структуры центральной нервной системы, контролирующие движения и речь.

Лечебные костюмы "Адели" представляют собой систему эластичных тяг (вмонтированных в комбинезон или выполненных автономно), расположенных между опорными элементами, в качестве которых выступают наплечники, широкий пояс в поясничной области, наколенники и обувь. Система тяг по своему расположению соответствует расположению мышц-антагонистов (сгибателей и разгибателей), а также мышц, участвующих в ротационных и других движениях. Кроме того, предусматриваются специальные тяги, способные обеспечить коррекцию положения стопы, разведение плечевого пояса и выполнение других функций, а также ряд специальных приспособлений, связанных с индивидуальной спецификой биомеханики движений больных. Все тяги снабжены устройствами, регулирующими их натяжение, что позволяет создавать не только осевую нагрузку на туловище и ноги в пределах от 15 до 40 кг, но и осуществлять изменение позы пациента, включая создание исходных углов в наиболее крупных суставах, а также сгибание и разгибание туловища. Нагрузочный костюм действует как эластичный внешний каркас, не ограничивая амплитуду движения, а лишь утяжеляя с лечебной целью их выполнение.

Лечебный костюм "Гравитон" содержит опорно-постановочный бандаж для грудной части туловища и верхнего плечевого пояса - реклинатор, выполненный в форме пилота. Вертикально и в карманах пилота установлены гибкие пластины. Над пластинами под углом к их продольным осям и под углом друг к другу, расположены две жесткие шлевки. Через них пропущены фиксирующие элементы, представляющие собой слабо растяжимые гибкие тянки, наружная поверхность которых снабжена приспособлениями для фиксации их к корригирующе-ротационным элементам. Свободные концы тянок снабжены приспособлениями для взаимофиксации. Опорно-постановочные бандажи выполнены в виде пилотов, имеющих форму треугольников. Лечебный костюм дополнительно содержит для соединения различных своих деталей постановочно-соединительные элементы, выполненные в виде пластин, способных фиксироваться к различным деталям ЛК.

Конструкция костюмов дает возможность осуществлять на организм больного многопрофильное воздействие. Они позволяют скорректировать позу и положение частей тела относительно друг друга, сохраняя при этом двигательную активность пациента. В ЛК "Гравитон" есть возможность создания условий для коррекции нарушений рефлекторной системы. Возможно также создать продольную осевую нагрузку на костно-опорный аппарат больного, включая плечевой пояс, позвоночник и нижние конечности. Возможно затруднить или облегчить отдельные виды движения, создать эластичный фиксирующий каркас (с сохранением функции движения) для тела или отдельных его частей, уменьшив при этом разболтанность суставов, например, голеностопного или коленного, частично компенсировать отсутствующую функцию мышц. В целом, применение данного костюма способствует общей физической тренировке с активацией и нормализацией висцеральных систем и органов, что важно для больных ДЦП ввиду часто встречающейся недостаточности функционирования таких систем, как внешнее дыхание, кровообращение и т.д. Курсом лечения предусматривается проведение индивидуальных ежедневных занятий, включающих в себя подготовку к применению ЛК и выполнение специальных упражнений в нагрузочном костюме в течение 30-60-90 минут в зависимости от возраста и физической подготовки больного.

ТАНДО - новый метод адаптивного физического воспитания

В практике реабилитационно - восстановительных учреждений используется много способов обучения больных двигательным умениям и навыкам. Предлагаемый метод - ТАНДО терапия - предполагает освоение двигательных действий путем тренировки с принудительным выполнением движений. Он объединяет способы обучения с помощью кинетотерапевта (когда больного держат за руки и подталкиванием стимулируют движение, контролируя постановку ноги и помогая удерживать равновесие) и с помощью подвешивания в "воротниках" и корсетах различных конструкций.

Существенными недостатками этих способов является отсутствие эффективных средств механического принуждения к копированию больным ребенком естественных навыков движения здорового человека, поскольку воздействие осуществляется лишь с помощью руки и словесных наставлений.

Суть ТАНДО терапии заключается в том, что больного принуждают повторять циклы естественных движений, которые передаются через механическую связь от соответствующей части тела обучающего здорового человека - ТАНДО терапевта (инструктора). Другими словами, больной, находящийся перед ТАНДО терапевтом, соединяется жесткой механической связью в единый тандем с последним. Руки, ноги, корпус и голова инструктора связаны с соответствующими частями тела ребенка. Любое движение, выполненное ТАНДО терапевтом, за счет соответствующего механизма передачи движения заставляет обучаемого выполнять движение. Варианты механической связи могут быть различными и используются как вместе, так и в отдельности (в зависимости от того, каким движениям надо обучать).

Известно, что дети с сильной задержкой психического развития и парализованными конечностями ведут практически неподвижный образ жизни, а их движения выглядят неестественно. При неподвижности происходит атрофия мышц, а неестественные движения превращаются в естественный стереотип.

Механическая связь позволяет выполнять все бытовые движение: мыть лицо и руки, вытираться полотенцем, бегать, прыгать через скакалку и многие другие. Таким образом, ребенка учат решать реальные двигательные задачи, а в случае необходимости - изменяют неправильно сложившийся стереотип. ТАНДО терапевт испытывает значительные физические нагрузки. Но если вспомнить, что в середине века рыцари носили на себе доспехи весом 100 кг, а вес ребенка значительно меньше, то для тренированного человека этот метод вполне приемлем. ТАНДО терапией должны заниматься инструкторы, отработавшие специальные приемы страховки при возможных падениях.

2.2. Развитие двигательных качеств  и основных локомоций

Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.

К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д.

Физическая культура передается из поколения в поколение в процессе физического воспитания, который представляет собой педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств человека, формирование у него двигательных умений и навыков, личностных качеств. Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека.[26]

В отечественной спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным действиям.

Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Воспитание силы сопровождается утолщением и ростом мышечных волокон. Различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила - сила всех мышечных групп, участвующая в данном движении. Относительная сила - величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека.

Сила формируется посредством упражнений с отягощениями: собственного тела (выпрямление рук, в упоре лежа, подтягивание на перекладине и др.) или с применением снарядов (штанга, гири, резиновые амортизаторы и др.). Методы воспитания силы могут быть очень разнообразными, их выбор зависит от цели. На учебно-тренировочных занятиях используются следующие методы воспитания силы.[26]

Методы максимальных усилий. Упражнения выполняются с применением предельных или около предельных отягощений (90% рекордного веса для данного спортсмена). При одном подходе выполняется от 1 до 3 повторений и 5-6 подходов за одно занятие, отдых между которыми составляет 4-8 мин (до восстановления). Этот метод используется, чтобы максимально нарастить возможные результаты для занимающегося, и связан с воспитанием «взрывной силы», которая зависит от степени межмышечной и внутримышечной координации, а также от собственной реактивности мышц, т.е. нервных процессов. Так, у мастеров спорта проявляется большая величина силы в меньший промежуток времени, чем у начинающих спортсменов.

Метод повторных усилий (или метод «до отказа») предусматривает упражнения с отягощением, составляющим 30-70% рекордного, которые выполняются сериями за 4-12 повторений в одном подходе.[26]

За одно занятие выполняется 3-6 подходов. Отдых между сериями 2-4 мин (до неполного восстановления). Этот метод чаще используется с целью наращивания мышечной массы. Оптимальным весом отягощения для развития мышечной массы будет тот, который студент может поднять (отжаться, подтянуться), выполнив 7-13 движений за один подход.

Метод динамических усилий связан с применением малых и средних отягощений. Упражнения выполняются сериями по 15-25 повторений за один подход в максимально быстром темпе. За одно занятие выполняется 3-6 подходов, отдых между ними 2-4 мин. С помощью этого метода преимущественно развиваются скоростно-силовые качества, необходимые в легкоатлетических метаниях, в беге на короткие дистанции. Как вспомогательный применяется изометрический (статический) метод, при котором напряжение мышц происходит без изменения их длины. Использование изометрического метода позволяет максимально напрягать различные мышечные группы продолжительностью 4-6.

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции. Между тем быстроту движений нельзя путать со скоростью передвижения. Скорость конькобежца больше на 400-500 м, чем скорость бегуна-спринтера, однако у второго частота (быстрота) движений больше. Неслучайно в новейших исследованиях по теории спорта вместо термина «быстрота» используется понятие «скоростные способности».

Как видим, понятие «быстрота» в физическом воспитании не отличается смысловой конкретностью. При оценке быстроты различают:  латентное время двигательной реакции; скорость одиночного движения; частоту движений. Время простой двигательной реакции у не занимающихся спортом обычно колеблется в пределах 0,2-0,3 с, у квалифицированных спортсменов – 0,1-0,2 с. Иными словами, в процессе тренировки время реакции улучшается всего на 0,1 с.[26]

При воспитании быстроты простой реакции наиболее распространен метод повторного, возможно более быстрого реагирования на внезапно появляющийся сигнал. В каждом виде упражнений существуют частные методики, способствующие проявлению хорошей реакции на звуковой, слуховой или зрительный сигнал.[26]

При воспитании реакции выбора также идут от простого к сложному постепенно увеличивая число возможных изменений обстановки. Однако при любых вариантах воспитания быстроты (одиночного движения или циклического, простой или сложной реакции) средства ее воспитания должны удовлетворять, по меньшей мере, трем следующим требованиям:

1) техника упражнений должна  быть такой, чтобы их можно  было выполнять на предельных для занимающегося скоростях;

2) степень освоения упражнения  настолько высока, что усилия  направляются не на способ, а да скорость выполнения;

3) продолжительность упражнений  должна быть такой, чтобы к  концу выполнения скорость не  снижалась вследствие утомления.

Для воспитания быстроты широко применяются методы: повторный, переменный (с варьирующими ускорениями), игровой и соревновательный.

Выносливость как физическое качество связана с утомлением, поэтому в самом общем смысле ее можно определить так: выносливость - это способность противостоять утомлению. Предмет нашего рассмотрения - физическое утомление, непосредственно связанное с разновидностями мышечной работы, а следовательно, с различными видами выносливости. Различают два вида выносливости - общую и специальную.[26]

Общая выносливость - это способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения. В этом определении свойство невысокой интенсивности весьма условно (для одного данная нагрузка может считаться невысокой интенсивности, а для другого - высокой). Признак аэробного энергообеспечения работы является определяющим. Воспитанию общей выносливости служат циклические упражнения. Общая выносливость - основа для воспитания специальной выносливости. Именно воспитанию общей выносливости, которая характеризуется высокоэкономичной и эффективной работой сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма (включая и биохимические процессы), уделяется основное время при общей физической подготовке.

Методы воспитания общей выносливости могут варьироваться: непрерывный, повторный, переменный, интервальный и смешанные варианты выполнения упражнения.

Специальная выносливость - это способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление. Различают виды специальной выносливости: скоростная, силовая, статическая.[26]

Информация о работе Методика фитбол-гимнастики для детей с детским церебральным параличом