Методика фитбол-гимнастики для детей с детским церебральным параличом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процесс адаптивного физического воспитания инвалидов с детским церебральным параличом.
Задачи исследования:
Представить анатомо-физиологические аспекты нервной системы.
Проанализировать клинику и патогенез при детском церебральном параличе по данным научно-исследовательской литературы.
Изучить средства и методы адаптивного физического воспитания инвалидов с детским церебральным параличом по данным научно-исследовательской литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ЧМАФК.docx

— 199.81 Кб (Скачать файл)

Например, при эквино-варусной деформации стопы выявляются резкое укорочение длины шага и изменение положения центра масс, который смещен вперед. Помимо этого отмечается отсутствие содружественных движений туловища и конечностей во фронтальной плоскости. Нарушение шаговых движений, обусловленное контрактурами в суставах, мышечной дистонией, снижением мышечного суставного чувства, патологией вестибулярного аппарата, усиливает компенсаторное движение тела во время ходьбы, больному крайне сложно удержать равновесие. Изменение длины шага, скорости ходьбы, других биомеханических характеристик в процессе лечения позволяет судить об эффективности проводимых мероприятий.

При биомеханической оценке ходьбы в качестве тестов для оценки эффективности обучения может быть использована ходьба по следовой дорожке с соблюдением ритма, скорости, направления движения, с ритмичными движениями рук и т. д.; ходьба с преодолением преград, по узкой доске, по коврикам различной жесткости и упругости с сохранением равновесия.[25]

Одним из критериев контроля может служить тест на удержание равновесия в положении стоя. При этом учитывается время удерживания позы стоя, миграция центра масс, компенсаторные движения.

Подобный тест используется при статической стабилографии. При этом исследовании пациент выполняет тесты на равновесие, стоя на неподвижной платформе. На экране монитора, а затем в протоколе исследования фиксируются колебания центра масс тела и распределения давления под стопами. В настоящее время статическая стабилография используется в клинической практике для оценки особенностей статики тела при различных формах ДЦП и влияния лечебных факторов.[24]

Наиболее распространенным методом исследования деятельности мозга является электроэнцефалография (ЭЭГ). Электрическая активность коры больших полушарий является показателем центральных нервных процессов, отражает также сложные корко-корковые и корко-подкорковые взаимоотношения. Отражающиеся на ЭЭГ изменения до и после курса лечения являются критериями интегрального контроля.

Оценка изменений мышечного тонуса проводится путем регистрации биоэлектрической активности мышц в покое и при функциональных нагрузках. Регистрация биоэлектрических потенциалов производится методом электромиографии (ЭМГ), которая отражает динамику изменения активности спастических мышц в процессе лечения и может свидетельствовать об эффективности проводимой терапии.

Функциональные нарушения деятельности коры головного мозга могут быть причиной нарушений гностических функций, на первом месте среди которых стоит оптико-пространственный гнозис. У больных ДЦП в связи с ограниченной возможностью освоения пространства с помощью движений осложнено освоение понятий пространственного расположения. Помимо этого затруднена возможность ориентации в пространстве, в связи с чем замедляется развитие других гностических функций, например письмо, счет, понимание чисел и расположения предметов. Часто нарушен конструктивный праксис: затруднено одевание, освоение гигиенических навыков, самообслуживание даже при достаточных двигательных возможностях. Регистрируя и анализируя изменения почерка, двигательных навыков, элементов самообслуживания в начале, в ходе и после завершения лечения, можно создать возможность объективного подхода к выбору адекватной терапии.[24]

Средства и методы коррекции речи являются прерогативой логопедов, однако процесс физической реабилитации оказывает существенное влияние на состояние речевой функции посредством нормализации тонуса речеобразующей мускулатуры.[24]

Снижение выраженности дизартрии может служить одним из критериев оценки состояния пациента под воздействием восстановительного лечения. Огромное значение имеет общее состояние организма. У больных ДЦП часто наблюдаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной системы и т. д. Нарушения со стороны системы кровообращения проявляются в виде атипических реакций на дозированную нагрузку, что проявляется неадекватным изменением ЧСС, артериального давления, частоты дыхания.

Рядом авторов отмечается, что нарушения деятельности центральной нервной системы, мышечного тонуса отражаются на регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. У больных, страдающих ДЦП, отмечается более высокая ЧСС по сравнению со здоровыми детьми. Наблюдается напряжение регуляторных механизмов, повышение тонуса обоих отделов вегетативной нервной системы, развивается нейро-циркуляторная дистония.[24]

Функциональные особенности кардиореспираторной системы, несомненно, должны учитываться при осуществлении физкультурных занятий, занятий ЛФК, спортивных игр и т. д. Необходимо контролировать ЧСС, артериальное давление, частоту дыхания и другие показатели. Выбор методов и критериев врачебного контроля больных ДЦП во многом зависит от клинического состояния, формы заболевания, выраженности патологической симптоматики, степени нарушения основных жизнеобеспечивающих систем организма и других критериев, в целом определяющих тактику восстановительного лечения и, соответственно, требующих объективного контроля.[24]

 

ВЫВОДЫ

1. В процессе анализа литературы были изучены анатомо-физиологические аспекты нервной системы. Анализ литературы показал, что нервная система- это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека. Данная система обуславливает функциональное единство всех органов и систем человека и связь всего организма с окружающей средой. Нервная система имеет и свою структурную единицу - нейрон. Вся нервная система делиться на: центральную нервную систему и периферическую нервную систему. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг, а к периферической нервной системе- отходящие от головного и спинного мозга нервы и нервные узлы.

2. В процессе анализа научно-исследовательской литературы выявлено, что ДЦП – тяжелое заболевание нервной системы, поражающее головной мозг. При этом наиболее страдают центры, отвечающие за произвольные движения. Поражения происходят еще во время внутриутробного развития, при родах или в ранний постнатальный период.

3. В процессе анализа научно-исследовательской  литературы выявили, что фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощают детей. Таким образом, фитбол-гимнастика является на данный момент инновационным направлением в физическом воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.

4. В процессе анализа научно- исследовательской литературы определили адекватные методы оценки эффективности средств адаптивного физического воспитания для инвалидов с детским церебральным параличом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бадалян Л. О., Жураба Л. Т., Тимонина О. В. Детские целебральные параличи [Текст]. К.: Здоровье, 1988. 322 с.
  2. Бозряк Э.И., Бочаров В.Я., Сапин М.Р. Анатомия человека,Т2 [Текст]. М. Медицина, 1993. 560 с.
  3. Гросс Н. А. Физическая реабилитация детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата [Текст]. М.: Советский спорт, 2000. 224 с.
  4. Гончарова М.Н. Лечебная помощь детям с церебральными параличами [Текст]: учеб.метод.пособиею Л: Медицина, 1992. 178 с
  5. Детский церебральный паралич. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс]. URL http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=3855/ (дата обращения: 28.12.2014).
  6. Дубровский В.И. Детские церебральные параличи. [Текст]. М.: ВЛАДОС, 2002. 425 с.
  7. Евсеев С. П. Теория и основы адаптивной физической культуры, том 2 [Текст]. Советский спорт, 2005. 448 с.
  8. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятия физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом [Текст]. - М., 2001.
  9. Координационные способности [Электронный ресурс]. URL http://www.fizkult-ura.ru/ (дата обращения: 20.12.2014).
  10. Козявкин В. И., Шестапалова Л.Ф., Подкорытов В.С. Детские церебральные параличи [Текст]. Л.: Медико-социальные проблемы, 1999. 142 с.
  11. Кольцова М.М Развитие сигнальных систем действительности у детей [Текст] Л.: Наука, 1990. 135 с.
  12. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько.  М., 2001. 192 с.
  13. Макарова Г.А. Спортивная медицина [Текст]. М.: Советский спорт, 2003. 480 с.
  14. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: младенческий, ранний и дошкольный возраст [Текст]   / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с., ил.
  15. Музурова Л.В. Анатомия центральной нервной системы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Музурова Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 127 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8175.— ЭБС «IPRbooks»
  16. Овчинникова Т.С. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие к Программе воспитания и обучения дошкольников с ТНР/ Овчинникова Т.С., Черная О.В., Баряева Л.Б.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2010.— 248 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19396.— ЭБС «IPRbooks»
  17. Потапчук А.А. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом): Метод, пособие [Текст]   / Под ред. А.А. Потапчук. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003.
  18. Никитина Е.С Методика адаптивной физической культуры при ДЦП [Текст]: учеб. метод. пособие. Липецк,2011. 28 с.
  19. Самсонов О.А. Самоконтроль физкультурника. М.: АСТ. 2005. 129с
  20. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М., Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей [Текст]. М.: Медицина, 1972. 329 с.
  21. Семенова К.А. К вопросу о классификации детского церебрального паралича. [Текст]. Педиатрия, выпуск №2 1992. 135 с.
  22. Сологубов Е.Г., Журавлев А.М., Перухова И. С.Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции. М.: Книжная палата, 1996. 242 с.
  23. Тимченко Т.В., Новикова С.В. Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП: учеб.метод. пособие, Уфа. БашИФК, 2008. 160 с.
  24. Функциональный контроль при Детских церебральных параличах. Тренажерные системы в АФК - методическое пособие [Текст] . Москва 2009 г. 151 стр.
  25. Федорова Т.Н.  Функциональное состояние детей  младшего школьного возраста [Текст] // Теория и практика физической культуры.2001. №5. С. 19-23.
  26. Физическая культура [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.С. Григорович [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2011.— 350 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20295.— ЭБС «IPRbooks»
  27. Фищенко П.Я. Детские церебральные параличи [Текст]: Л.: Медицина, 1974.
  28. Цукер М.Б Детские церебральные параличи [Текст]: М.: Медицина 1965.  85
  29. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст]: М.: Советский спорт, 2003. 464 с
  30. Эйдинова М.Б., Правдина –Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления [Текст]: М.: Медицина, 1999. 189 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Комплекс фитбол-гимнастики для детей с ДЦП

Часть занятия

Содержание упражнения

Дозировка

Общие методические указания

Вводная часть (4-5 минут)

1.И.п.  стойка ноги врозь, руки  на поясе

1 - наклон головы вперед

2 - и.п.

3 - наклон головы назад

4 - и.п.

 

2.И.п. стойка, ноги врозь

1-руки в стороны

2-хлопок над головой

3-руки в стороны

4-и.п.

 

3.И.п. сидя, ноги вместе, руки на  поясе

1-Наклон к правой ноге.

2-И.п.

3-Наклон  к левой ноге.

4-И.п.

 

4.И.п.стойка ноги врозь, руки на поясе

1- руки вверх через стороны- вдох

2- руки вниз- выдох

 

5. И.п. стойка, ноги врозь

1 -Наклон

2- хлопок под левом  каленом

3- хлопок под правым  каленом

4-и.п.

 

6. Построение.

4-6 раз

 

 

 

 

4-6 раз

 

 

 

4-6 раз

 

 

 

 

4-6 раз

 

 

4-6 раз

 

 

40 с.

Наклон больше, дыхание произвольное

 

 

 

 

 

Дыхание произвольное, слушаем счет

 

 

 

 

Наклон больше, слушаем счет

 

 

 

 

 

Вдох через нос, выдох через рот

 

 

 

Наклон больше

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть (15 минут)

1. И.п. стойка, руки на поясе

1- наклон вперед

2- влево

3- вправо

4- и.п.

2. И.п. стойка, ноги врозь

1- наклон к левой

2- к середине

3- к правой

4- и.п.

 

3. И.п. основная стойка

1- выпад правой ногой вперед

2- левой вперед

 

4. И.п. лежа на спине

1- вдох 

2-выдох

 

5. И.п. упор стоя на коленях

1- вдох

2- прогнуться -выдох

 

6. И.п. – лежа на животе на фитболе, руки согнуты в локтях, ладони в пол, ноги врозь

1- перекатывание вперед

2- назад

 При тяжелых формах ДЦП  упражнение можно разбить на две части:

- ребенок перекатывается только  вперед, стараясь правильно поставить ладони на пол, и затем, сгибая руки, отталкивается от пола.

- ребенок перекатывается назад, правильно ставит ноги для  толчка, затем толкается.

 

 

 

 

 

 

7. И.п.- лежа на животе на фитболе, ребенок руками и ногами обхватывает мяч. Специалист круговыми движениями раскачивает ребенка на мяче.

 

 

 

 

 

8. И.п.- лежа на животе на фитболе. Ребенок руками и ногами обхватывает мяч. По команде специалиста он выпрямляет вверх ноги и руки.

 

9. И.п.- лежа на спине на фитболе. Руки и ноги вниз.

1- перекат вперед

2- назад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. И.п.- сидя на фитболе. Обе руки с двух сторон упираются в мяч, ладони вниз. Ноги врозь.

1- покачивания вправо 

2- влево

3- вперед

4-и.п.

 

 

11. И.п.- ребенок лежит на спине, обе ноги на мяче.

1- перекатывание мяча двумя ногами вперед

2- назад

 

 

 

 

12. Игра «толкни мяч».

И.п.- дети сидят напротив друг друга, ноги прямые, в стороны.

 

 

 

 

 

13. И. п.- лежа на животе. диафрагмальное дыхание.

 

4-6 раз

 

 

4-6 раз

 

 

 

4-6 раз

 

 

4-6 раз

 

 

4- 6 раз

 

 

1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30-40 секунд

 

 

 

 

 

3-10 раз

 

 

8-10 раз

 

 

 

 

 

 

1-1.5 минуты

 

 

 

 

6-8 раз

 

 

 

 

 

2 минуты

 

 

40 секунд

Наклон больше, дыхание произвольное

 

 

 

Дыхание произвольное, слушаем счет

 

 

 

Выпад больше, слушаем счет

 

 

 

 

Вдох через нос, выдох через рот

 

Слушаем счет

 

 

 

Дети с тяжелой формой поражения выполняют данное упражнение только со специалистом и при отсутствии противопоказаний к выполнению. Во время выполнения специалист удерживает двумя руками ребенка в области таза.

Если рост ребенка недостаточен для фиксированного упора ногами и руками ему требуется постоянная мануальная помощь инструктора.

 

При выполнении упражнения на итболе специалист фиксирует ребенка в области бедер.

На начальном этапе перекатывания выполняются с помощью специалиста.

 

Скорость выполнения упражнении может быть увеличена специалистом.

 

 

При выполнении данного упражнения требуется постоянная мануальная помощь инструктора.

Упражнение выполняется в присутствии специалиста. Во время выполнения специалист руками удерживает ребенка в области бедер.

 

Специалист находится лицом к ребенку, руками удерживает его за плечи или бедра. упражнение выполняется только в присутствии специалиста.

 

Перекатывание мяча двумя ногами необходимо выполнять синхронно. При тяжелых формах упражнение можно упростить до фиксации ног на мяче.

 

Толчок мяча осуществляется руками.во время толчка ноги не двигаются, не поднимаются вверх. траектория мяча по кругу или по прямой.

 

Заключительная часть(2-3 минуты)

1.И.п.стойка ноги врозь, руки на поясе

1- руки вверх через стороны- вдох

2- руки вниз- выдох

 

2. И.п. стойка, ноги врозь

1 -Наклон

2- хлопок под левом  каленом

3- хлопок под правым  каленом

4-и.п.

 

3.И.п.- лежа на спине

1- потряхивание руками

2- потряхивание ногами

 

 

Общее время занятия-25 минут

4-6 раз

 

 

 

4-6 раз

 

 

 

50 секунд

Вдох через нос

 

 

 

Наклон больше, слушаем счет

 

 

Вибрационные движения конечностями


 


Информация о работе Методика фитбол-гимнастики для детей с детским церебральным параличом