Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:39, курсовая работа
Среди социально – культурных проблем, стоящие перед нашим обществом, выделяется проблема формирования всесторонне развитой личности. В основе характеристики личности лежат три ведущих признака:
1. Гармоничное развитие (достижение адекватного индивидуального уровня умственного, физического, трудового, нравственного и эстетического развития человека в их взаимосвязи);
2. Социальная активность (отношение человека к природе, обществу, к себе, когда он становится творцом нового);
3. Готовность к профессиональной высокоэффективной деятельности и защите Родины
Введение …………………………………………………………………….3
Глава I. Обзор литературы.
1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста……..............................................................................................................6
1.2 Физическое воспитание младших школьников……………………………… ……………………………………....12
1.3. Физическое воспитание в малокомплектной школе …………… 23
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования………. 31
Глава III Результаты исследования и их обсуждение………………… 34
Выводы……………………………………………………………………… 43
Список литературы…………………………………………………………44
Чайковский государственный институт физической культуры.
Кафедра теории и методики физической культуры.
оглавление.
Введение …………………………………………………………………….3
Глава I. Обзор литературы.
1.1 Особенности развития детей младшего школьного
возраста……....................
1.2 Физическое воспитание младших школьников……………………………… ……………………………………....12
1.3. Физическое воспитание в малокомплектной школе …………… 23
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования………. 31
Глава III Результаты исследования и их обсуждение………………… 34
Выводы………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение.
Физическое воспитание подрастающего поколения в нашей стране является делом государственной важности, поэтому учитель начальных классов должен иметь ясное и целостное представление о физической культуре, как активном средстве, способствующем всестороннему развитию детей и подростков, подготовке их к высокопроизводительному труду и защите Родины. ( Матвеев А.П., Мельников. С.Б. 1991.)
В основе принципов
Авторы ряда работ (П.А.
Виноградова, Ю.В. Окунькова , 1994;
А.П. Матвеев, Н. Неопалов, 1994г.)
указывают на благотворное
По данным Н.В. Решетникова, Ю.Л. Кислицина (1998г.), в последние годы отличается устойчивая тенденция к ухудшению показателей здоровья школьников. В 1994 году лишь 10-15% юношей и девушек вышли из стен школы здоровыми. За период обучения в школе число здоровых детей снижается в среднем в 4-5раза. Кроме нестабильности социально-экономического положения, на ухудшение здоровья влияют и факторы внутри школьной среды – переутомляемость, загрязнение воздуха, недостаточный уровень освещённости.
Среди социальных факторов, которые влияют на физическое состояние школьников, отдельные авторы (М.С. Абрамов, Х.Н. Раджабов, 1995г.) выделяют комплекс уклада жизни и условий быта. Например, в городской и сельской местности выявлены различные темпы роста и физического развития детей города и села.
Среди социально – культурных проблем, стоящие перед нашим обществом, выделяется проблема формирования всесторонне развитой личности. В основе характеристики личности лежат три ведущих признака:
1. Гармоничное развитие (достижение адекватного индивидуального уровня умственного, физического, трудового, нравственного и эстетического развития человека в их взаимосвязи);
2. Социальная активность (отношение человека к природе, обществу, к себе, когда он становится творцом нового);
3. Готовность к
профессиональной
Принцип индивидуализации в обучении характеризуется необходимостью учёта особенностей каждого учащегося, возрастных, половых различий, разного уровня подготовленности, индивидуально-типологических свойств личности.
На начальном этапе
усвоения учебного материала целесообразно
использовать обычные средства
и методы группового обучения.
Для детей младшего школьного возраста потребность в высокой двигательной активности является естественной. Она заложена наследственной программой индивидуального развития ребёнка и обуславливает необходимость постоянного подкрепления расширяющихся функциональных возможностей органов и структур организма детей. Если эти органы и структуры не проявляют постоянной активности, то процессы их развития тормозятся и возникают разнообразные функциональные и морфологические нарушения. Вместе с тем постоянная активность является своего рода «пусковым механизмом» прогрессивного повышения функциональных возможностей детей.
Урок физической культуры в малокомплектной школе является основной формой обучения двигательным навыкам и умениям, воспитанию физических качеств учащихся. Задачи оздоровительные, образовательные и воспитательные решаются на уроках в тесной взаимосвязи. (Пензулаева Л.И. 1990.)
В условиях обучения учащихся разного возраста и неодинакового уровня физической подготовленности в пределах одного класса, организация и проведение уроков физической культуры требуют от учителя тщательной подготовки. По существу, учителю необходимо подготовиться одновременно к нескольким урокам.
В основном, как показывает практика работы малокомплектных сельских школ, уроки физической культуры целесообразно строить на одном программном содержании, но возможны и другие варианты построения уроков, особенно при повторении пройденного материала.
Осуществляя дифференцированный подход в обучении учащихся разного возраста, необходимо более сложные задания предлагать старшим детям (3 – 4 классы) и упрощённый вариант тех же заданий – младшим школьникам в соответствии с программой каждого класса. Соответственно предъявляются и требования к качеству (технике) выполняемых упражнений.
Специфической особенностью проведения уроков физического воспитания является их организационная сторона, в том числе учёт естественных условий местности для уроков, проводимых на открытом воздухе. Что и обуславливает актуальность данной темы.
Гипотеза: Мы предполагаем, что основным отличием организации занятий младших школьников по физической воспитанию в малокомплектной и средней школах, является более индивидуализированной подход к учащимся в малокомплектной школе.
Объект исследования. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении.
Предмет исследования. Содержание уроков физического воспитания школьников младшего школьного возраста в средней и малокомплектной школе.
Глава I. Обзор литературы.
1.1 Особенности
развития детей младшего
В процессе развития организма человека происходит неравномерное развитие структур и функций различных его органов и тканей. Знание закономерностей этого развития имеет весьма существенное значение для рационального построения физического воспитания людей различного возраста. Теоретическое и прикладное значение эволюционного подхода в физиологии было сформулировано Л.А.Орбели. Он подчёркивал роль не только социальной, но и природной среды. Без должного внимания к этим условиям, невозможно рациональное физиологическое воспитание. Педагогу необходимо учитывать возрастную ступень эволюции функций, на которой находятся его ученики, поскольку каждая фаза возрастного развития неповторима в жизни человека и требует соответствующего подхода к методам и средствам обучения.
В раннем периоде жизни человека преобладают процессы формирования тканей и образования новых координационных отношений в системах организма.
С началом обучения детей в школе, происходит сложный процесс сочетания особенностей возрастного развития с характером обучения. За время обучения организм ребёнка претерпевает значительные изменения. Для решения различных прикладных вопросов целесообразно пользоваться распределением детей на возрастные группы в соответствии с особенностями обучения в школе:
1. младший школьный возраст - с 7 до 11 лет,
2. средний школьный возраст - с 12 до 15 лет,
3. старший школьный возраст - с 16 до 19 лет.
Младший школьный возраст - это период детства, в котором происходят сложные процессы подготовки к половому созреванию и формируются начальные двигательные навыки в процессе систематического обучения. Средний - период начальной фазы полового созревания, когда завершается преобразование морфологических и функциональных особенностей организма детей. Старшие школьники постепенно приближаются по функциональной характеристике систем организма к взрослым людям.
При определении границ между возрастными периодами учитывается схематичность особенностей возрастных функций у детей, при которой имеются значительные индивидуальные различия, «физиологический» возраст и «паспортный» могут не совпадать, это обусловлено ускорением (акселерацией) физического развития. Наряду с ускорением физического развития происходит раннее ускорение развития психической сферы. Акселерация проявилась отчётливо в последнем столетии под влиянием изменившихся условий жизни людей. ( Зимкин Н.В. 1970)
Развитие движений.
Х о д ь б а. Длина шага у ребёнка 7-ми лет равна 51,7 - 53 см, к 14 годам - 64,3 - 73,9 см. С возрастом скорость обычной ходьбы увеличивается. До 8-ми лет это в первую очередь связано с удлинением шага, а после 8-ми лет - с увеличением темпа движений, при постепенной стабилизации длины шага.
При обучении ходьбе важно обращать внимание на правильную осанку, учить свободному непринуждённому шагу с параллельной постановкой стопы, с чётким «перекатом» с пятки на носок и с конечным отталкиванием передней частью стопы.
Б е г. Скорость бега повышается с возрастом. У детей 7-ми лет она равна в среднем 4,55 м/сек, 10 - 11 лет - 5,37 м/сек, 12 - 13 лет - 5,78 14-15 лет - 9,77 м/сек. Скорость бега свыше 8 м/сек достигается только путём специальной тренировки в спринте, путём развития координационных механизмов центральной регуляции нервно - мышечных функций.