Особенности организации и проведения занятий по физической культуре младших школьников в средней и малокомплектной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Среди социально – культурных проблем, стоящие перед нашим обществом, выделяется проблема формирования всесторонне развитой личности. В основе характеристики личности лежат три ведущих признака:
1. Гармоничное развитие (достижение адекватного индивидуального уровня умственного, физического, трудового, нравственного и эстетического развития человека в их взаимосвязи);
2. Социальная активность (отношение человека к природе, обществу, к себе, когда он становится творцом нового);
3. Готовность к профессиональной высокоэффективной деятельности и защите Родины

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….3

Глава I. Обзор литературы.

1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста……..............................................................................................................6

1.2 Физическое воспитание младших школьников……………………………… ……………………………………....12

1.3. Физическое воспитание в малокомплектной школе …………… 23


Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования………. 31


Глава III Результаты исследования и их обсуждение………………… 34


Выводы……………………………………………………………………… 43


Список литературы…………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

Чайковский  государственный институт физической культуры.

Кафедра теории и методики физической культуры.

 

 

 

 

 

                                                                Тебеньков Николай Евгеньевич

                                                 Студент V курса 503 группа ОЗО

 

Особенности организации  и проведения занятий по физической культуре  младших школьников в  средней  и малокомплектной  школе.

Курсовая работа.

 

 

                                                    Научный руководитель 

                                   К.П.Н  доцент   Чумаков Василий Николаевич  

                                               

Дата зашиты:___________

Оценка:________________ 

Протокол№_____________

Исполнитель ___________

Зав. Кафедрой___________                                         

                                   

                                    г.  ЧАЙКОВСКИЙ  2005

оглавление.

 

 

Введение     …………………………………………………………………….3

 

Глава I. Обзор литературы.  

 

        1.1  Особенности  развития детей младшего школьного      возраста……..............................................................................................................6

 

        1.2  Физическое воспитание  младших    школьников………………………………  ……………………………………....12

 

        1.3. Физическое воспитание в малокомплектной  школе ……………  23

 

 

       Глава II. Цель, задачи, методы  и  организация  исследования………. 31

 

 

       Глава III  Результаты исследования и их обсуждение………………… 34

 

 

Выводы………………………………………………………………………  43

 

 

Список литературы…………………………………………………………44

 

 

Приложения………………………………………………………………….47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Введение.

 

   Физическое  воспитание  подрастающего  поколения   в  нашей  стране  является  делом  государственной  важности, поэтому учитель начальных  классов  должен  иметь  ясное  и  целостное  представление  о  физической  культуре,  как активном  средстве, способствующем  всестороннему развитию  детей и подростков, подготовке  их  к высокопроизводительному труду и защите  Родины. ( Матвеев  А.П.,  Мельников. С.Б. 1991.)

 В основе принципов физического  воспитания должны лежать идеи развития личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе применения психолого-физиологических теорий обучения, воспитания и развития личности. (С.В. Хрущёв, И.Л. Иванов).

 Авторы ряда работ (П.А.  Виноградова, Ю.В. Окунькова , 1994; А.П. Матвеев,  Н. Неопалов, 1994г.) указывают на благотворное влияние  физических нагрузок на растущий  детский организм и считают, что объём физической нагрузки, предлагаемый школьникам на уроках ф.к. не достаточен для полного удовлетворения дефицита движения. Такая физическая нагрузка на фоне повышенной умственной деятельности и постоянного  утомления приводит к снижению эффективности восприятия школьниками большого объёма информации и увеличению возможности возникновения нервного истощения.

  По данным Н.В. Решетникова,  Ю.Л. Кислицина (1998г.), в последние годы отличается устойчивая тенденция к ухудшению показателей здоровья школьников. В 1994 году лишь 10-15% юношей и девушек вышли из стен школы здоровыми. За период обучения в школе число здоровых детей снижается в среднем в 4-5раза. Кроме нестабильности социально-экономического положения, на ухудшение здоровья влияют и факторы внутри школьной среды – переутомляемость, загрязнение воздуха, недостаточный уровень освещённости.

 Среди социальных факторов, которые влияют на физическое  состояние школьников, отдельные  авторы (М.С. Абрамов, Х.Н. Раджабов, 1995г.) выделяют  комплекс уклада жизни и условий быта. Например, в городской и сельской местности выявлены различные темпы роста и физического развития детей города и села.  

  Среди  социально – культурных  проблем, стоящие  перед  нашим  обществом, выделяется  проблема  формирования  всесторонне  развитой  личности. В  основе  характеристики  личности  лежат  три  ведущих  признака:

1. Гармоничное  развитие (достижение  адекватного  индивидуального   уровня     умственного, физического,  трудового, нравственного  и   эстетического  развития  человека  в  их  взаимосвязи);

       2.  Социальная  активность (отношение человека  к природе, обществу, к себе, когда он  становится  творцом нового);

3.  Готовность  к   профессиональной высокоэффективной   деятельности и защите Родины 

 

Принцип  индивидуализации  в  обучении  характеризуется  необходимостью  учёта  особенностей  каждого  учащегося, возрастных,  половых  различий, разного  уровня  подготовленности,   индивидуально-типологических  свойств личности.

На  начальном  этапе  усвоения  учебного  материала  целесообразно  использовать  обычные  средства и методы группового обучения.                                                                                                                                                                                                           Однако  это  правомерно  только  до  тех  пор, пока  наблюдается  прогресс  в решении  педагогических  задач.  Когда  эффект  снижается, следует  переходить  к  персональным  заданиям. Это  означает, что  один  и  тот  же  программный  материал,  разные  ученики должны  осваивать разными методами, с различным распределением  нагрузок, отдыха. При разборке  таких индивидуальных  программ  учебно-воспитательного процесса,  учитель должен  опираться прежде  всего  на  особенности характера каждого ученика,                                                                                                                                                                                                                                                                      его темперамент, свойства  нервной системы и способность переносить  нагрузки. ( Матвеев А.П. 1991)

  Для  детей   младшего  школьного  возраста    потребность  в  высокой   двигательной  активности является естественной. Она заложена  наследственной  программой  индивидуального развития  ребёнка и обуславливает необходимость постоянного подкрепления  расширяющихся функциональных  возможностей  органов и структур  организма детей.  Если  эти  органы  и  структуры  не  проявляют  постоянной  активности, то  процессы  их  развития  тормозятся  и  возникают  разнообразные  функциональные  и  морфологические  нарушения.  Вместе  с  тем постоянная  активность  является  своего  рода  «пусковым  механизмом»  прогрессивного  повышения  функциональных  возможностей  детей.

            Урок  физической  культуры  в  малокомплектной  школе  является  основной  формой  обучения  двигательным  навыкам  и  умениям, воспитанию  физических  качеств  учащихся.  Задачи  оздоровительные, образовательные  и  воспитательные  решаются  на  уроках  в  тесной  взаимосвязи.  (Пензулаева  Л.И.  1990.)

    В  условиях  обучения  учащихся  разного  возраста  и  неодинакового  уровня  физической  подготовленности  в  пределах  одного  класса,  организация и проведение уроков  физической  культуры  требуют от  учителя тщательной  подготовки. По  существу, учителю необходимо  подготовиться одновременно  к нескольким  урокам.

      В   основном, как  показывает  практика  работы  малокомплектных  сельских  школ,  уроки  физической  культуры  целесообразно  строить  на  одном  программном  содержании, но  возможны  и  другие  варианты  построения  уроков,   особенно  при  повторении  пройденного  материала.

      Осуществляя   дифференцированный  подход  в   обучении  учащихся  разного   возраста, необходимо  более  сложные   задания  предлагать  старшим   детям  (3 – 4  классы)  и   упрощённый  вариант  тех   же  заданий – младшим  школьникам  в  соответствии  с  программой  каждого  класса.  Соответственно  предъявляются  и  требования  к  качеству  (технике)  выполняемых  упражнений.

     Специфической   особенностью  проведения  уроков  физического  воспитания  является  их  организационная  сторона,  в  том  числе  учёт  естественных  условий  местности  для  уроков, проводимых  на  открытом  воздухе. Что и обуславливает актуальность данной темы.

 

      Гипотеза:  Мы  предполагаем, что основным  отличием  организации занятий младших школьников  по  физической  воспитанию  в малокомплектной и средней школах, является  более индивидуализированной подход  к учащимся  в малокомплектной школе.

 

 

 

Объект исследования.  Физическое воспитание  детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении.

 

Предмет исследования.  Содержание уроков физического воспитания  школьников младшего школьного возраста в средней и малокомплектной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Глава I. Обзор литературы.

 

1.1 Особенности   развития детей младшего школьного возраста.

 

В  процессе  развития  организма  человека  происходит  неравномерное  развитие  структур  и  функций  различных  его  органов  и  тканей. Знание  закономерностей   этого  развития  имеет  весьма  существенное  значение  для  рационального  построения  физического  воспитания  людей  различного  возраста. Теоретическое  и  прикладное  значение  эволюционного  подхода  в физиологии  было  сформулировано  Л.А.Орбели. Он  подчёркивал  роль  не  только  социальной, но  и  природной  среды. Без  должного  внимания  к  этим  условиям,  невозможно  рациональное  физиологическое воспитание. Педагогу  необходимо  учитывать возрастную  ступень эволюции  функций, на  которой находятся его ученики, поскольку каждая  фаза  возрастного развития  неповторима  в  жизни  человека  и  требует  соответствующего  подхода  к  методам  и  средствам  обучения.

В  раннем  периоде  жизни  человека  преобладают  процессы  формирования  тканей  и  образования  новых  координационных  отношений  в  системах  организма.

С началом  обучения  детей  в  школе, происходит  сложный процесс сочетания особенностей  возрастного развития  с характером  обучения. За  время обучения  организм  ребёнка претерпевает  значительные  изменения. Для решения различных прикладных  вопросов  целесообразно  пользоваться  распределением  детей  на  возрастные  группы  в  соответствии  с  особенностями  обучения  в  школе:

1.  младший  школьный  возраст - с  7  до  11  лет,

2.  средний  школьный  возраст - с  12  до  15  лет,

3.  старший  школьный  возраст - с  16  до  19  лет.

Младший  школьный  возраст - это  период  детства, в  котором  происходят сложные  процессы  подготовки  к  половому  созреванию  и  формируются  начальные  двигательные  навыки  в  процессе  систематического обучения. Средний - период  начальной фазы  полового  созревания, когда завершается преобразование  морфологических и функциональных  особенностей  организма детей. Старшие школьники постепенно приближаются по функциональной характеристике систем организма к  взрослым людям.

При  определении  границ  между  возрастными  периодами  учитывается  схематичность  особенностей  возрастных  функций  у  детей,  при  которой  имеются  значительные  индивидуальные  различия, «физиологический»  возраст  и  «паспортный»  могут  не  совпадать, это  обусловлено  ускорением  (акселерацией)  физического  развития. Наряду  с  ускорением  физического  развития  происходит  раннее  ускорение  развития  психической  сферы. Акселерация  проявилась  отчётливо  в  последнем  столетии  под влиянием  изменившихся  условий жизни людей. (  Зимкин  Н.В.  1970)

 

Развитие  движений.

 

Х о д ь б а. Длина шага  у ребёнка 7-ми   лет равна 51,7 - 53 см, к 14  годам - 64,3 - 73,9 см. С возрастом скорость  обычной ходьбы  увеличивается. До  8-ми  лет это в первую  очередь связано с удлинением  шага, а после 8-ми  лет - с увеличением  темпа  движений,  при постепенной стабилизации  длины шага.

При  обучении  ходьбе  важно  обращать  внимание  на  правильную  осанку, учить  свободному непринуждённому шагу  с параллельной  постановкой стопы, с чётким  «перекатом» с пятки на  носок и с конечным  отталкиванием передней  частью  стопы.

Б е г. Скорость  бега  повышается  с возрастом. У детей 7-ми  лет она равна  в  среднем  4,55  м/сек,    10 - 11  лет - 5,37  м/сек,   12 - 13  лет - 5,78     14-15  лет     - 9,77  м/сек. Скорость  бега  свыше 8  м/сек достигается только  путём специальной тренировки  в спринте, путём развития  координационных механизмов  центральной  регуляции  нервно - мышечных  функций.

Информация о работе Особенности организации и проведения занятий по физической культуре младших школьников в средней и малокомплектной школе