Особенности организации и проведения занятий по физической культуре младших школьников в средней и малокомплектной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Среди социально – культурных проблем, стоящие перед нашим обществом, выделяется проблема формирования всесторонне развитой личности. В основе характеристики личности лежат три ведущих признака:
1. Гармоничное развитие (достижение адекватного индивидуального уровня умственного, физического, трудового, нравственного и эстетического развития человека в их взаимосвязи);
2. Социальная активность (отношение человека к природе, обществу, к себе, когда он становится творцом нового);
3. Готовность к профессиональной высокоэффективной деятельности и защите Родины

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….3

Глава I. Обзор литературы.

1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста……..............................................................................................................6

1.2 Физическое воспитание младших школьников……………………………… ……………………………………....12

1.3. Физическое воспитание в малокомплектной школе …………… 23


Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования………. 31


Глава III Результаты исследования и их обсуждение………………… 34


Выводы……………………………………………………………………… 43


Список литературы…………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

        

- Оценить  показатели     динамики, уровень  подготовленности  младших  

                  школьников  в  малокомплектной   и  средней  школах.

- Выявить  особенности  организации  занятий  физического воспитания                                  

                  младших  школьников  в  данных  школах.

 

   2.2.     Методы  исследования:

                     анализ  литературных  источников;

                     педагогическое  наблюдение;

                     анкетирование  

                     контрольные  испытания;

                     анализ  документальных  источников;

2.3. Организация исследования.

Исследования проводились  в 3 этапа в течении 3 лет ( 2001- 2004гг)

На  первом  этапе исследования  изучались литературные  источники по  данной  теме, анкетирование учителей . 

На втором этапе   проводилось  педагогическое  тестирование  с  участием  двух  исследуемых  групп:

1  группа  - 12 человек  3 класс, 9 человек 1 класс  средней школы д.Шадрино.

2  группа  -  8 человек  3 класс,   4 человек 1 класс   мало комплектной  школы д.Оленье- Болото.

Возраст  исследуемых  групп  1и 3 класс. Для  определения  физических  качеств  были  выбраны  следующие  тесты:

1. Шести минутный бег.

2. Челночный  бег  3  x  10  метров.

3. Прыжки  в  длину   с  места;

 Данные  тесты  позволили  выявить  физические  способности,  такие  как:  Координация, скоростно-силовые  качества, выносливость.

На третьем  этапе  обобщение полученных данных.

        В 2002 года были подобраны тесты для оценки уровня физического развития и физической подготовленности, отвечающие требованиям современности.

       В период с сентября 2003 года по май 2004 года было проведено тестирование уровня физической подготовленности. Результаты тестирования регистрировались в протоколах, вёлся учет.

 

Организация тестирования.

 

Подготовка к осуществлению  процедур тестирования является его  обязательным элементом. На уроках физической культуры учитель объясняет суть и порядок поведения тестирования, смысл, содержание каждого из упражнений, технику их выполнения, возможные погрешности, проводит тренировочные занятия по развитию общей выносливости, силовой выносливости, максимальных силовых проявлений, гибкости.

Обязанности учителя, проводящего тестирование.

1.Выбрать место для  проведения тестирования и организации  судейской группы.

2. Обеспечить  оперативную   обработку  и   оформление  результатов тестирования.

3. Обеспечить явку  учащихся на тестирование с  помощью классного руководителя.

4. Обеспечить информирование  учащихся о результатах тестирования.

 

Методика тестирования. 

 

Прыжок в  длину с места выполнялся двумя ногами от стартовой линии с махом рук. Длина прыжков с трёх попыток измерялось от стартовой линии до ближайшего к стартовой линии касания места.

 

Шести минутный бег по стадиону.  Стадион размечается через каждые 10 метров, дети встают на линию  старта и по команде начинают бег  после окончания шести минут останавливаются  и учитель подсчитывает результат.

 

Челночный бег 3х10 метров. Перед тестируемым лежит 2 кубика. На расстоянии 10 метров стоит отметка, по сигналу тестируемый бежит с кубиками до отметки ставит првый кубик и бежит за вторым возвращяется и как только второй кубик касается пола,  время останавливается.

 

Методика оценки развития физической подготовленности.

 

Для оценки развития физической  подготовленности  мы  сравниваем  табличные значения с полученными  данными     и  оцениваем  их динамику.

 

 

 

 

 

 

 

Анкетирование.

 

Анкетирование проводилось  среди учителей в Оленье - Болотинской  малокомплектной  и Шадринской средней школе. В тестировании принимали участие   участвовали учителя ФК и учителя других предметов ( письмо, музыка, математика, рисование)  10 человек.

 

 Были заданы следующие  вопросы: 

 

1.В чём вы видите особенность организации урока в малокомплектной школе.

2. Какие положительные  стороны вы видите при проведении  урока в малокомплектной школе.

3.  Какие отрицательные  стороны вы видите при проведении  урока в малокомплектной школе.

4. Оптимальное количество детей на уроке в спаренных классах.

5. Объединение классов   в комплекты для вас наиболее  приемлемы.

1-й со 2-м и 3-й с 4-м классом.  Или 1-йс3-м и 2-й с4-м классом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Результаты исследования и их обсуждение.

Анализ литературных источников проводился с целью  изучения вопроса проведения урока физической культуры младших школьников в средней и малокомплектной школах. Было изучено 30 литературных источников, в том числе 2 источника из Интернета.  Рассматривались следующие вопросы:

-   физиологические особенности младшего школьного возраста.

-   организация урока физической культуры младших школьников.

- особенности проведения урока физической культуры в малокомплектной школе.

- проблемы сельских  школ России  и Сарапульского района.

 Анализ  литературных источников  показал, что младший школьный  возраст характеризуется следующими  особенностями:

- функциональные  возможности младших школьников по многим показателям уступают возможностям взрослых, но прогрессирующее развитие отдельных органов и структур позволяет направленно воздействовать на более ускоренное их развитие и тем самым повышать функциональные возможности организма в целом.

- наиболее благоприятным  для развития многих физических  способностей. Среди физических  способностей, наиболее интенсивно развивающихся в младшем школьном возрасте, выделяют скоростные и координационные способности (простые координации), а также   способности     длительно    выполнять   циклические    действия в    режимах умеренной и большой интенсивности.

Уроки с младшим школьным возрастом  необходимо проводить  преимущественно в игровой форме,  соревновательной в виде эстафет  весёлых стартов. 

 Урок проходит в малокомплектной  школе  по типичной схеме  (вводная, основная, заключительная  часть). Основное отличие состоит в организации урока.

а)  Учитель физической культуры должен  подготовится сразу к  двум урокам.

б) Осуществляя дифференцированный подход в обучении детей разного возраста, необходимо более сложные задания предлагать старшим детям (3-4 класс) и упрощенный вариант этих же заданий — младшим, в соответствии с программой каждого класса. Естественно, предъявляются и разные требования к качеству (технике) выполняемых упражнений и нагрузке.

в)  Предусматривается самостоятельная  работа школьников.

г) Учебный материал разных классов располагается в уроке таким образом, чтобы  при   изучении его младшими школьниками, более старшие могли оказывать им помощь. Когда же старшие дети изучают новый материал, младшие — повторяют ранее изученное.

д)  Так как зачастую в малокомплектных школах отсутствуют  спортзалы, то занятия приходится выполнять  на улице, что очень благотворно  влияет  на здоровье учащихся, в то же время создаются отдельные  трудности в изучении некоторых видов упражнений.

е) Более индивидуальная организация учебной деятельности заключается в том, что отдельным лицам предлагаются персональные задания (в устной или письменной форме), которые выполняются самостоятельно. Как правило, индивидуальные задания предназначены для занимающихся, значительно отличающихся от основного состава группы по своей подготовленности, особенностям и способностям, а иногда по состоянию здоровья. Учитываются индивидуальные особенности  школьников, вплоть до генетических.

         В каждом классе учащиеся имеют различную физическую подготовку. Слабо подготовленные дети часто стесняются своих товарищей, поэтому неохотно занимаются или избегают выполнения упражнений. В этих случаях учитель должен быть особенно внимательным, иногда облегчать условия выполнения, стремиться вселить надежду и уверенность.

          В индивидуальном подходе нуждаются также дети, имеющие хорошую подготовку. Если упражнения для них легки, то они выполняют их небрежно и неохотно. К таким ученикам необходимо предъявлять повышенные требования при выполнении заданий и частично усложнять упражнения. Кроме того, хорошо подготовленным учащимся следует поручать оказание помощи товарищам и привлекать их к показу упражнений.

          Наконец, иногда встречаются дети, которые не проявляют интереса к физической культуре, неохотно занимаются, но в физическом развитии не отличаются от большинства одноклассников. В таких случаях необходимо выявить причины в беседе с учащимися, его товарищами, родителями, дать ученику отдельные поручения по учебной или внеклассной работе.

  При индивидуальном подходе обязательно надо учитывать состояние здоровья детей. Учитель может по необходимости ограничивать количество упражнений и число повторений; облегчать условия выполнения.

   В ходе проведения  работы  велось педагогическое наблюдение. Наблюдение проводилось на   уроках физической культуры в средней и малокомплектной школе по различным блокам программы (лёгкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка). Уроки в этих школах проходят преимущественно в игровой форме, что наиболее приемлемо для данного возраста.

Так при разучивании лёгкой атлетики проводятся игры «Волк во рву» (бег, прыжки),  «День - ночь» (бег, внимание, с элементами ОРУ), «Чехарда» ( прыжки), «Охотники и утки» ( метания),  «Совушки» ( на развитие внимания) и др, а также эстафеты. На уроках гимнастики «Придумай сам» «Гимнастический марафон». Для  проведении занятий  лыжной подготовки использовались  следующие подвижные игры «За мной», «Смелее с горки», «Пятнашки на лыжах» и др.

Однако в малокомплектной школе  отмечались ряд особенностей:

- при подборе игр  необходимо учитывать то,  чтоб игра должна быть интересна, как младшим, так и старшим  школьникам, для этого можно старшим усложнять задание (увеличивать дистанцию, прыжки через препятствие и т.д.)

- помощь старших детей младшим.  На уроке гимнастики при разучивании кувырков, лазании и перелезании, старшие дети при выполнении упражнения, помогают  младшим, страхуют их и показывают как правильно  выполняется элемент.

- тесная взаимосвязь школьников на уроке. На уроке при разучивании техники низкого старта учащимися 4-го класса, дети 1-го класса не произвольно, частично усваивают это упражнение, хотя его нет по программе. При беге, в результате тесной взаимосвязи,  дети 1-го класса стремятся не отставать от своих старших  товарищей, тем самым улучшают свои показатели.

- дифференцированный  подход.  Учитель при проведении урока делит класса на группы, и задания даются с учётом возраста (1-й класс бегут 300м, 3-й класс 500м, при прыжках 3-й класс прыгают с разбега, а 1-й класс с 2-3-х шагов).

- индивидуализированный подход  к учащимся. При малой наполняемости класса у учителя больше хватает времени на индивидуальную работу. Она  проводится с целью повышения успеваемости до уровня «хорошо» отстающих детей, и в то же время, для тех учеников, которые учатся на отлично, необходимо усложнять задания, чтобы  повысить их уровень физической подготовленности  и интерес к  уроку .

 В ходе рассмотрения документальных  источников рассматривались архивные данные  Сарапульского РОНО, Сарапульского ЗАГСА с целью оценки динамики количества сельских школ   Сарапульского района, количества  сельских жителей и количества школьников в период с 2000- 2004гг, а также рассматривались документы,  регламентирующие объединение классов в комплекты.      

  Анализ динамики  школьной сети на селе свидетельствует  о двух встречных тенденциях. С одной стороны -  уменьшается  число начальных школ. Этот процесс обусловлен, прежде всего, потерей населенными пунктами, в которых они расположены, градообразующего производственного базиса. Так, существовавшая в России до начала перестроечных процессов (90-е гг.) сеть школ на селе формировалась: центральный поселок (центральная усадьба) совхоза или колхоза должны были иметь среднюю школу, поселки сельскохозяйственных отделений - восьмилетнюю (основную) школы, остальные, как минимум, — начальную.

   Расформирование  колхозов и совхозов в настоящее  время создает тяжелую проблему  источников доходной части бюджетов  муниципальных образований, в которые входят соответствующие сельские населенные пункты и, следовательно, проблему финансирования всей их социальной инфраструктуры, включая сферу образования.

  Другая из отмеченных выше тенденций состоит в преобразовании  восьмилетних сельских школ  в основные, в которых предусматривается  объединение классов. Данный процесс объясняется  уменьшением  количества детей.

Постоянное недофинансирование расходов на капитальный ремонт основных фондов сельских школ приводит к постепенному обветшанию их материальной базы.  Резкое сокращение числа детей привело к увеличению количества школ с малым количеством  детей. Это, в свою очередь, повлекло увеличение затрат (в денежном выражении) на одного обучающегося, так как известно, что чем меньше учащихся в классе и в школе в целом, тем дороже стоит содержание (обучение) одного ученика.

Информация о работе Особенности организации и проведения занятий по физической культуре младших школьников в средней и малокомплектной школе