Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:39, курсовая работа
Среди социально – культурных проблем, стоящие перед нашим обществом, выделяется проблема формирования всесторонне развитой личности. В основе характеристики личности лежат три ведущих признака:
1. Гармоничное развитие (достижение адекватного индивидуального уровня умственного, физического, трудового, нравственного и эстетического развития человека в их взаимосвязи);
2. Социальная активность (отношение человека к природе, обществу, к себе, когда он становится творцом нового);
3. Готовность к профессиональной высокоэффективной деятельности и защите Родины
Введение …………………………………………………………………….3
Глава I. Обзор литературы.
1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста……..............................................................................................................6
1.2 Физическое воспитание младших школьников……………………………… ……………………………………....12
1.3. Физическое воспитание в малокомплектной школе …………… 23
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования………. 31
Глава III Результаты исследования и их обсуждение………………… 34
Выводы……………………………………………………………………… 43
Список литературы…………………………………………………………44
В связи с сокращением
сельского населения,
Количество сельских школ за тот же период уменьшилось на 4 единицы, за счет закрытия малокомплектных начальных школ, а также реорганизация восьмилетних школ в основные (рис. 1, рис. 2, приложение 1).
Количество сельских школ, школьников, жителей села Сарапульского района.
Год. Количество. |
2004 |
2003 |
2002 |
2001 |
2000 |
Количество жителей села. |
23972 |
24400 |
25450 |
25500 |
27240 |
Количество учащихся. |
2820. |
3287. |
3656. |
3937. |
4262. |
Количество школ. |
22. |
22. |
23. |
24. |
26. |
В малокомплектных сельских школах объединение классов в комплекты происходит на основании письма министерства образования №04-00 от 6.05. 89.
Письмо министерства образования №04-00 от 6.05. 89.
О порядке расчётов штатов и оплаты учителей 1-4 классов в малокомплектной школе.
При объединении 2-х классов количество детей - до 30 человек.
При объединении 3-х классов количество детей - до 15 человек.
При объединении 4-х классов количество детей - до 10 человек.
В данный момент более нового документа не существует, поэтому используется в Сарапульском районе этот.
В ходе анкетирования, учителя малокомплектных школ отметили:
- для грамотной организации занятия, учителю приходится готовиться сразу к 2-м урокам, применять дифференцированный подход к ученикам (задание даётся по группам), используется самостоятельная работа учащихся на уроках (1-я группа занимается самостоятельно, 2-я - под присмотром учителя). В свою очередь учителя в средней школе затрудняются ответить на данный вопрос, так как не сталкивались с ним в ходе работы;
-
положительными сторонами при
объединении классов в
- отрицательными
сторонами при объединении
- при ответе на вопрос об оптимальном количестве детей при объединении классов в комплекты, учителя пришли к единому мнению - 10-15человек.
- На вопрос объединение классов в комплекты, мнение разделились: для учителей ФК, рисования, музыки наиболее приемлемы объединение смежных классов - 1-го с 2-м и 3-го с 4-м классы; для учителей письма и математики - разновозрастных классов - 1-го с 3-м и 2-го с 4-м классов.
Одним из важных показателей эффективности методики развития двигательно-координационных качеств является уровень физической подготовленности занимающихся и их динамика, позволяющие контролировать процесс обучения и вносить необходимые коррективы. С этой целью использовались три наиболее информативных теста.
- Прыжок в длину с места
- Челночный бег.
- Шестиминутный бег.
Результаты исследования показали что школьники 1-4 классов в сельских школах Сарапульского района по уровню физической подготовленности выше оптимально минимального уровня (рис 3, рис 4 ).
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИ 1 КЛАСС ( Май 2004г)
Рис 3
Шести минутный бег (мальчики 1кл) Шести минутный бег (девочки 1кл)
(м)
1125
1013 920
850
700м 500м
Челночный бег (3х10м )(мальчики 1 кл ) Челночный бег (3х10м )(девочки 1 кл )
(с)
11.2с 11.7с
9,85 9,9
10,25 10,23
Прыжок в длину с места (мальчики 1 кл ) Прыжок в длину с места (девочки 1 кл )
(см)
155 (см)
149 138
100 см 80 См 155
Малокомплектная школа. Средняя школа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ 3 КЛАСС ( Май 2004г)
Рис 4
Шести минутный бег (мальчики 3кл) Шести минутный бег (девочки 3кл)
(м) (м)
1335
1081 1023м
1018м
800м 700м
Челночный бег (3х10м )(мальчики 3 кл ) Челночный бег (3х10м )(девочки 3 кл )
(с)
(с)
10.2 с
9,0 9,01 10.7 с 9,21 9,13
Прыжок в длину с места (мальчики 3 кл ) Прыжок в длину с места (девочки 3 кл )
(см)
177 (см)
141 154
120 см 100 см 143
Малокомплектная школа. Средняя школа.
Из выше приведённых рисунков видно, что физическая подготовленность сельских школьников выше оптимально - минимального уровня, результаты детей в малокомплектной школе выше. Это может носить чисто случайный характер, так как выборка детей маленькая, либо это объясняется более индивидуализированным подходом.
При проведении уроков физической культуры в средней и малокомплектной школах применяются различные методы организации урока, (фронтальный, поточный, групповой) а также проводится индивидуальная работа учащимися. В малокомплектной и средней школе существуют различия в сочетании этих методов. В малокомплектных школах применяются групповой метод (50% от общего времени), индивидуальная работа (30% от общего времени), фронтальный и поточный ( по 10%от общего времени).
В средних школах преимущественно применяются фронтальный метод (50 % от общего времени), групповой (30% от общего времени), индивидуальная работа и поточный метод(по 10 % от общего времени).
Выводы
1.При организации урока
физической культуры учащихся
младшего школьного возраста
применяются преимущественно
2. Основными проблемами
сельских школ Сарапульского
района на данный момент
а) Сокращение количества малокомплектных школ.
б) Реорганизация восьмилетних школ в основные, что снижает их статус.
в) Недофинансирование школ района.
г) Плохая материальная база.
3. Сельские школьники показывают результаты выше оптимально – минимального уровня. Динамика прироста по ряду показателей (шестиминутный бег, прыжок в длину выше в малокомплектной школе).
4.Особенностью организации урока в малокомплектной школе является.
А) Наиболее индивидуализированный подход к учащимся в малокомплектной школе.
Б) Дифференцированный подход в обучении детей разного возраста.
В) Занятия в малокомплектных школах проводятся поимущественно на открытых площадках.
Список литературы.
1. Алексеев Н.И., Афанасьев В.З. и др. Физическая культура. Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы.; под редакцией А.П .Матвеева - М.; Радио и связь. 1995. - 216 с.
2. Ашмарин Б.А. Виноградов Ю.А. и др. Теория и методики физического воспитания: Учебник для студентов факультета физкультуры пединститутов по специальности. - М.; 1990. - 287 с.
3. Большаков В.Г. Для сельских начальных малокомплектных школ.\\" Физическая культура в школе 1993 № 3 С8-10.
4. Виленский В.Г. Литвинов Е.Н. Торкунов Г.П. Базируясь на одном виде спорта. // " Физическая культура в школе " 1993 №2. С13-15.
5. Волков С.С Занятия с учащимися сециальной медицински группе. // Физическая культура в школе " 1987 №11. С31-33.
6. Горчакова Л.П. Физическое воспитание в малокомплектной школе – М.; Просвещение, 1983. -160 с.
7. Гугин А.А. Уроки физической культуры в I –III классах. В помощь учителю. - М.; Просвещение, 1977. - 240 с.
8. Должиков С.В. Планирование содержания уроков физический культуры в I- XI классах // Физическая культура в школе " 1997 №4 . С 1- 92.
9. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. Пособие для учителей. = М.; Просвещение. 1978. 207 с.
10. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. Пособие для учащихся школьных педучилищ. – М.; Просвещение. 1968. - 304 с.
11. Комплексная
программа физического
12. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов в общеобразовательной школе \\ "Физическая культура в школе "№7 1987 С 32- 35.
13. Леонтьева Т.Н. На уроках в сельской малокомплектной школе.\\ " Физическая культура в школе " 1998 №3 С 23- 29
14.Лях В.И. Мейкенсон Г.Б. Физическое воспитание учащихся 1-10 класс с направленным развитием двигательных способностей. \\ "Физическая культура в школе "№1 1994 С 43- 49.
15. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учеб. Пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ. – М. Просвещение, 1991. – 191 с.
15. Матвеев А.П. Учебная программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов.\\ " Физическая культура в школе " 2002 №1 с 35-39
16. Матвеев А.П. Учебная программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов.\\ " Физическая культура в школе " 2002 №2 с 43-45
17. Матвеев Л.П. Теория и методика ФК: Учебник для ИФК. - М.: Ф и С, 1991, 543с.
18. Методика физического воспитания школьников. / Под редакцией Г.Б. Мейксона, Любомирского Л.Е. -М.: «просвещение»1989.-143с
19. Основы теории и методики физической культуры: учебник для техникумов физической культуры. \ Под редакцией А.А. Гужаловского. М.: ФК и С 1986. -352с.
20. Пензулаева Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной школе – М.; Просвещение, 1990. – 144 с.
21. Решетников Н.В. Кислицин .Ю.Л.. Физическая культура: учебное пособие. – М.: Изд. ценр «Академия»1998.- 160с
22. Рунцов. Б.С. Подвижные игры на уроках в малокомплектной школе.\\ "Физическая культура в школе " 1991 №1 с 22-25.
23. Сборник нормативных документов и методических материалов.
-М.: Гуманит. издат. ВЛАДОС,2000. под редакцией М.Р. Леонтьевой.
24. Уроки физической культуры в IV – VI классах Под редакцией. Г.П. Богданова – М.. Просвещение, 1984. – 208 с