Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:39, курсовая работа
Среди социально – культурных проблем, стоящие перед нашим обществом, выделяется проблема формирования всесторонне развитой личности. В основе характеристики личности лежат три ведущих признака:
1. Гармоничное развитие (достижение адекватного индивидуального уровня умственного, физического, трудового, нравственного и эстетического развития человека в их взаимосвязи);
2. Социальная активность (отношение человека к природе, обществу, к себе, когда он становится творцом нового);
3. Готовность к профессиональной высокоэффективной деятельности и защите Родины
Введение …………………………………………………………………….3
Глава I. Обзор литературы.
1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста……..............................................................................................................6
1.2 Физическое воспитание младших школьников……………………………… ……………………………………....12
1.3. Физическое воспитание в малокомплектной школе …………… 23
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования………. 31
Глава III Результаты исследования и их обсуждение………………… 34
Выводы……………………………………………………………………… 43
Список литературы…………………………………………………………44
При обучении основным видам движений в малочисленной школе могут применяться различные методы организации и их сочетания.
Фронтальный метод позволяет добиваться наибольшей плотности занятия, что увеличивает двигательную активность детей. Этот метод применяется при обучении ходьбе, бегу, общеразвивающим упражнениям, некоторым видам прыжков, метанию, в элементах лыжного строя и т.д.
Поточный метод применяется при проведении упражнений в чередовании ходьбы и бега по отрезкам пути, в том числе и на скорость, в прыжках в высоту и длину с разбега, при обучении акробатическим упражнениям и т.д.
В работе с учащимися малочисленной школы наиболее удачным можно считать именно поточный способ. В зависимости от количества классов упражнения первым потоком выполняются с участием детей 3-4 классов, а затем задание выполняют младшие дети. При выполнении упражнений двумя-тремя потоками появляется большая возможность дифференцированного подхода в обучении учащихся разного возраста.
Во втором варианте поточного метода используется одно задание для всех учащихся, например упражнение в равновесии. В этом случае младшие выполняют ходьбу по гимнастической скамейке, держа руки на поясе, старшие также выполняют ходьбу по скамейке, но включается дополнительно более сложное задание — подбрасывать и ловить мяч.
Посменный метод применяется при обучении детей лазанью, метанию, акробатике и т.д. При таком способе обучение учащихся разных классов может проводиться с использованием одних и тех же заданий, но с разным уровнем требований к технике их выполнения и различной дозировкой (физической нагрузкой) младшим и старшим детям.
Групповой метод используется, как правило, в основной части урока, так как позволяет в большей мере осуществлять дифференцированный подход к учащимся разных классов при обучении отдельным видам упражнений.
Игровой метод. В начальных классах являются ведущим средством для воспитания физических качеств. Содержание подвижных игр, включают в себя двигательные действия, которые хорошо освоены школьниками.
Учитель физической культуры, работающий в малокомплектной начальной школе, при проведении подвижных игр, сталкивается с определёнными трудностями, так как состав занимающихся имеет неодинаковую физическую подготовленность, различную степень владения двигательными навыками, разный уровень знаний и интересов.
При выборе подвижных игр, следует включить в урок те, которые соответствовали бы количеству занимающихся, были доступны ученикам I класса и одновременно вызывали повышенный интерес у учеников III — IV классов.
Нередко хорошая игра, но не соответствующая интересам и развитию детей, не дает ожидаемого педагогического результата. Так, например, игра «Космонавты» в программном варианте для I класса, вряд ли будет иметь успех в IV классе у более старших ребят. И наоборот, эстафета с элементами владения мячом для I класса будет очень сложной. (Рунцов Б.С. 1991)
Проводить игры в малокомплектной школе сложно. Новую игру учителю следует объяснять кратко, но понятно, показать некоторые действия до начала, а не в процессе игры. Если игра детям знакома, то можно ограничиться лишь напоминанием основных правил. Предложенные учителем варианты игр должны быть посильны и доступны для младших ребят, одинаково занимательны как для старших, так и младших детей, не должны искажать правил игры.
Индивидуальная работа Богданов Г.П. (1984.) считает, что индивидуальный подход к учащимся это один из самых главных принципов педагогики. Суть его — в изучении особенностей каждого ученика и нахождении наиболее адекватных методов обучения и воспитания.
Индивидуальный подход не обязательно выражается в проведении занятий отдельно с каждым учеником. Он предполагает разумное сочетание всех способов организации деятельности учащихся — фронтального, группового и индивидуального. Обязательным же является пристальное постоянное внимание к работе и поведению каждого ученика.
Как это осуществить? Не ограничиваясь делением класса на группы мальчиков и девочек, следует провести четкое разделение (дифференцирование) учащихся внутри этих групп по уровню физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья. В ряде случаев принимаются во внимание и различия в паспортном возрасте, но этот фактор по сравнению с остальными не столь существен.
Индивидуальный подход к учащимся в значительной мере направлен на решение такой трудной педагогической задачи, как выравнивание успеваемости отстающих до уровня хорошо.
По мнению Л. П. Матвеева (1991) под индивидуальным подходом подразумевается такое использование частных средств и методов физического воспитания и такое построение системы занятий, при которых учитываются индивидуальные различия занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним и тем самым создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей.
Индивидуальный подход необходим в решении всех основных задач, будь то задачи по формированию знаний, умений и навыков или по воспитанию физических и духовных качеств. Он выражается в дифференциации соответственно индивидуальным особенностям занимающихся учебных заданий и путей их выполнения, норм нагрузки и способов ее регулирования. Необходимо направленно оптимизировать всестороннее развитие способностей индивида.
На наш взгляд существенных различий в этих определениях нет, они лишь дополняют друг друга.
Третья часть (заключительная), ее задача — приведение организма детей в относительно спокойное состояние. Сюда входят упражнения в ходьбе, несложные игровые задания, игры малой интенсивности, хороводы.
Таким образом, во всех частях
урока при решении поставленных
задач учителю важно
Состояние и основные проблемы сельской школы.
В настоящее время система образования в России переживает существенные изменения в результате новых политических, экономических и социальных процессов, происходящих в обществе. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие своего решения.
Социально-экономические и общественно-политические процессы, происходящие в нашей стране, своеобразно отразились на состоянии сельских образовательных учреждений.
За последние десять лет особенно обострились несоответствия и противоречия между:
• возросшими потребностями образовательных учреждений села в государственной помощи и поддержке на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) и резким снижением уровня государственного управления;
• существующей зависимостью финансово-экономического обеспечения сельской школы от наполняемости бюджетов местных муниципальных образований, ведущей к неравенству возможностей и условий работы сельских школ различных регионов;
• возрастающими требованиями к уровню и качеству общеобразовательной, сельскохозяйственной, общекультурной, нравственной подготовки подрастающего поколения.
• возросшими потребностями аграрного сектора страны к сельскохозяйственной подготовке
Сельская школа составляет 70,4 % от общего числа школ России, в ней обучаются почти 30 % всех учащихся страны. Специфика сельской школы заключается в ее малочисленности и в том, что большая часть школ с родным нерусским языком обучения приходится на сельскую местность. Проблема сельской школы выходит за рамки образовательного ведомства, ибо от состояния ее работы зависит продовольственное обеспечение и продовольственная безопасность страны. ( Таб. №2)
Количество сельских общеобразовательных учреждении России.
Сельские общеобразовательные учреждения |
Количество | |
учреждений |
обучающихся (тыс.) | |
Начальные |
13 962 |
248 |
Основные |
11 473 |
825 |
Средние (полные)
Для детей с недостатками физического или умственного развития |
20 009 |
5 196 |
С недостатками физического или умственного развития. |
473 |
86 |
Санаторио-лесные |
10 |
|
Всего: |
45929 |
6355 |
Сельские
дети имеют изначально
Российская система образования, функционирующая в трудных социальных и экономических условиях, нуждается сегодня в государственной поддержке и помощи, особенно сельская школа.
Сельская школа России специфична и составляет 70,1% от общего числа школ России. Специфика сельской школы заключается в ее малочисленности и в том, что большая часть школ с родным нерусским языком обучения приходится на сельскую местность.
На селе в 1999 г. функционировало 45 929 школ (6355 тыс. учащихся), в том числе начальных — 13 962 (248 тыс. учащихся), основных - 11 475 (825 тыс. учащихся), средних (полных) — 20 009 (5 196 тыс. учащихся), для детей с недостатками физического или умственного развития — 473 (86 тыс. учащихся).
Отмечается тенденция сокращения сети сельских общеобразовательных учреждений, в первую очередь начальных, при относительно большом росте числа средних (полных) школ.
В сельской местности обучается 30 % (6,3 млн. чел.) учащихся школ России, работает 40,2 % учителей (693 тыс. чел.), в две смены работает 17,5 % школ, в которых занимается 10,6 % детей (в городах — соответственно 61,7 % и 27,5 %), в три смены — 0,1 % школ, 0,1 % (в городах — соответственно 1,7 %, 0,3 %). Численность школ продленного дня и школ с группами продленного дня достигает 14,4 тыс. (в городах — 15,3 тыс.), которые посещает 670 тыс. (10,5 %) учащихся (в городах — 1 806 тыс., 12,2 %).
Учебная площадь сельских школ составляет 39,8% общих площадей (в городах — 37,7%), на 1 учащегося приходится 4,0 кв.м учебной площади (в городах — 2,1 кв.м). Капитального ремонта требует 35,0 % школ (в городах — 38,0 %), в аварийном состоянии находится 6,4 % школьных зданий (в городах — 6,1 %). Все виды благоустройства имеют 31% школ (в города — 81,0 %), водопровод — 53,7% (88,6 %), центральное отопление — 61,8 % (87,5 %), канализацию — 36 % (83,6 %).
По сравнению с 1990 г. сеть общеобразовательных учреждений сократилась на 1997 школ, в том числе начальных — на 2402, основных — на 1741, средних (полных) увеличилась на 2160 школ, для детей с недостатками умственного и физического развития сократилась на 14 школ. В большинстве регионов значительно сократилось выделение финансовых средств из региональных и муниципальных бюджетов на содержание и эксплуатацию учебных зданий и помещений. (Леонтьева. М.Р. 2000.)
Согласно указа Президента России Б.Н. Ельцина разрешает функционирование отдельных классов в сельской начальной школе вне зависимости от численности детей. Правда, выведение класса из комплекта происходит за счет местного, а не федерального бюджета. Поэтому в некоторых регионах в сельской начальной школе при трех - пяти учениках могут работать три учителя с классом из одного-двух учащихся. Однако в подавляющем большинстве территорий начальная школа на селе - одно- или двухкомплектная. При работе школы по программе I - IV комплектование классов происходит по договоренности между учителями: в один комплект сводятся смежные (I и II; III и IV) классы или разновозрастные (I и III; II и IV). Оптимальным мы считаем объединение разновозрастных классов и рекомендуем его учителям. Это традиционное, из земской народной школы идущее комплектование, опробованное многими поколениями учителей; такое объединение педагогически целесообразно, т.к. позволяет организовать самостоятельную работу старших, работу в переменных парах, высвобождая время учителя для младших, требующих усиленного внимания; учителю легче переключать свое внимание, не смешивать учебные программы; не снижать требований к старшим, приноравливаясь к младшим, что случатся при смежном комплектовании (23).
Глава II Цель, задачи, методы и организация исследования
Целью работы является выявление особенностей организации урока младших школьников в малокомплектной и средней школе, данная цель решалась посредством следующих задач:
- Изучить особенности организации занятий по физическому воспитанию
младших школьников.
- Изучить проблемы
малокомплектных сельских