Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:39, курсовая работа
Среди социально – культурных проблем, стоящие перед нашим обществом, выделяется проблема формирования всесторонне развитой личности. В основе характеристики личности лежат три ведущих признака:
1. Гармоничное развитие (достижение адекватного индивидуального уровня умственного, физического, трудового, нравственного и эстетического развития человека в их взаимосвязи);
2. Социальная активность (отношение человека к природе, обществу, к себе, когда он становится творцом нового);
3. Готовность к профессиональной высокоэффективной деятельности и защите Родины
Введение …………………………………………………………………….3
Глава I. Обзор литературы.
1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста……..............................................................................................................6
1.2 Физическое воспитание младших школьников……………………………… ……………………………………....12
1.3. Физическое воспитание в малокомплектной школе …………… 23
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования………. 31
Глава III Результаты исследования и их обсуждение………………… 34
Выводы……………………………………………………………………… 43
Список литературы…………………………………………………………44
Урок
- основная форма учебно-
С педагогической точки
зрения наиболее целесообразной формой
организации занятий в
Урок является общепризнанной формой систематических занятий, как в физическом воспитании, так и в спортивной тренировке и прикладной физической подготовке. Главной особенностью занятий урочного типа является наличие квалифицированного педагога, который в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте руководит двигательной деятельностью относительно постоянной и однородной по составу группы занимающихся, учитывая их особенности и индивидуальные возможности. При этом соблюдается строгая регламентация содержания занятий, их частота, длительность и взаимосвязь.
Структура занятий урочного типа. На уроках имеется возможность наиболее всесторонне и полно решать все основные задачи, а приобретаемые занимающимися знания, умения и двигательный опыт позволяют рационально организовывать неурочные формы занятий, включая самостоятельные.
Трехчастная структура занятий урочного типа характеризуется следующими особенностями.
Вводная (подготовительная) часть урока обеспечивает главным образом создание предпосылок для основной учебно-воспитательной работы. Типичными задачами вводной части являются: начальная организация занимающихся и активизация их внимания, ознакомление с намеченным содержанием, создание соответствующей психологической установки и положительного эмоционального состояния, постепенная подготовка организма к предстоящим нагрузкам. В этой части урока решаются и некоторые прямые учебно-воспитательные задачи, но не в ущерб ее специфической функции введению занимающихся в работу.
Основная часть
урока выполняет главную функцию, так как
именно здесь решаются все задачи физического
воспитания (воспитательно-
Заключительная часть осуществляет функцию завершения урока. Во-первых, двигательная деятельность нередко сопровождается такими повышенными физическими и эмоциональными напряжениями, которые могут привести к неблагополучному для последующей деятельности состоянию занимающихся. Поэтому возникает необходимость в специально организованных упражнениях для приведения организма в оптимальное для предстоящей деятельности состояние и сохранения общей рабочей установки. Во-вторых, необходимо сосредоточить внимание на достигнутом и ориентировать занимающихся в дальнейшей работе.
Типы урочных занятий. По целевой направленности различают уроки общей и специализированной прикладной физической подготовки, а также учебно-тренировочные (спортивно-тренировочные) уроки.
Уроки общей физической подготовки служат целям общефизической подготовки занимающихся к разнообразной двигательной деятельности в жизни.
Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.
Компенсаторные (рекреационные) занятия служат восполнению недостатка двигательной активности в повседневной жизни или целям активного отдыха и восстановления работоспособности. Они отличаются относительно умеренными требованиями к нагрузке и ее регламентации (как в рамках отдельного занятия, так и в системе занятий).
В зависимости от того, какой этап учебно-воспитательного процесса находит наибольшее отражение на уроке, различают вводные, базовые, контрольные и комплексные уроки.
Вводные уроки проводятся перед началом прохождения нового самостоятельного раздела программы. В них предусматривают решение общих задач учебно-воспитательного процесса, выяснение методических или организационных вопросов.
Базовые уроки в зависимости от преимущественной направленности в них одной из сторон процесса физического воспитания могут акцентироваться на обучении двигательным действиям или воспитании двигательных способностей.
Контрольные (учетные, зачетные) уроки направлены на выявление успеваемости или подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений, навыков, на измерение различных морфофункциональных показателей, состояния тренированности и т. п.
Комплексные (смешанные) уроки сочетают в себе характерные для названных выше видов уроков задачи. В таком уроке могут совместно решаться задачи обучения, развития физических способностей, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широко используется в физкультурной практике.
Ууроки с однопредметным содержанием (гимнастики, бокса и т. п.).
Комбинированные уроки, характеризующиеся разнопредметным сочетанием средств (например, основной гимнастики и спортивных игр или легкой атлетики и борьбы).( Гужаловский. А.А. 1986.)
1.3 Физическое воспитание в малокомплектной школе.
Б.А.Ашмарин., Ю.А.Виноградов (1990.) отмечают среди сельских общеобразовательных школ около половины занимают малокомплектные: начальные, восьмилетние, средние. Такие школы создаются в малонаселенных пунктах и там, где детей школьного возраста для комплектования классов с полной наполняемостью недостаточно. В малокомплектных начальных школах один учитель занимается одновременно со всеми младшими классами (однокомплектная школа) или два учителя ведут занятия с учащимися в двух классах, причем может быть и так, что, одному из них поручается лишь один класс (чаще всего первый). В средних и восьмилетних малокомплектных школах уроки могут проводиться одним учителем с одним — четырьмя классами одновременно (зависит это от количества учеников в каждом классе).
При средней (или восьмилетней) школе работает кустовое методическое объединение учителей начальных классов, где решаются различные вопросы методики учебно-воспитательной работы в начальных классах, в том числе по физическому воспитанию. Учитель физического воспитания средней (восьмилетней) школы должен консультировать учителей малокомплектных начальных школ по методике классно-урочных занятий, проведению физкультурных мероприятий во вне учебное время.
Основную трудность в работе малокомплектной школы представляет одновременное ведение уроков в нескольких непараллельных классах (а значит, со школьниками различного возраста, физического развития и т. п.) по государственным программам для I—XI классов. Другая трудность состоит в том, что в большинстве малокомплектных начальных школ отсутствуют спортивные залы. В таких случаях уроки проводятся в классных комнатах, коридорах или на открытом воздухе. Проведение уроков, на улице исходя из опыта многих школ очень благотворно влияет на здоровье учащихся, в то же время создаются отдельные трудности в изучении некоторых видов упражнений.
Способы организации учащихся.
Специфической особенностью проведения уроков физического воспитания является их организационная сторона, в том числе учет естественных условий местности для уроков, проводимых на открытом воздухе.
Учебный материал разных классов располагается в уроке таким образом, чтобы при изучении его младшими школьниками более старшие могли оказывать им помощь. Когда же старшие дети изучают новый материал, младшие — повторяют ранее изученные действия. Для самостоятельных занятий целесообразно использовать карточки - задания, где упражнения не только описаны, но и графически изображены.
По мнению Горчаковой Л.П.(1983) уроки физической культуры являются обязательными для всех практически здоровых учащихся. Планирование уроков сводится к правильному и последовательному распределению программного материала, исходя из дидактических и воспитательных задач, решаемых в течение учебного года. Приступая к планированию учебной работы, учитель должен учитывать: состояние здоровья учащихся, их возраст, пол, подготовленность, уровень физического развития; климатические условия района, где находится школа.
Учитель малокомплектной школы работает в сложных условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной физической подготовленности, по учебным программам разных классов (I—VI). Кроме того, в большинстве таких школ нет физкультурных залов или соответствующих приспособленных помещений. Поэтому работу нужно начать с подготовки материально-технической базы.
Для проведения занятий учителя однокомплектных школ обычно делят учащихся на две группы (в одной — ученики I и II классов, в другой—III и IV классов) или на четыре (по классам). Одной- двум группам учитель дает задание для самостоятельной работы, с одной (двумя) занимается сам.
Возможен такой вариант: ученики III класса приходят в школу ко второму уроку, занимаются со всеми учащимися три последующих урока, а затем проводится урок физкультуры только для учеников III класса. Это дает возможность разучивать с ними новый материал.
В двухкомплектной школе один учитель может на уроках физической культуры объединить I и II классы, а другой—III и IV. Один учитель может специализироваться в проведении уроков физической культуры и труда, а другой, например, физической культуры, пения и рисования.
В малокомплектных школах, где имеется воспитатель группы продленного дня, уроки по физической культуре ставятся в расписание школы с таким расчетом, чтобы воспитатель мог проводить их с каждым комплектом класса отдельно.
Урок физической культуры
в малочисленной школе —
В условиях обучения учащихся разного возраста и неодинакового уровня их физической подготовленности в пределах одного класса методику организации и проведения уроков физической культуры целесообразно строить, объединив одной темой программного содержания, но возможны и другие варианты построения уроков, особенно при повторении пройденного материала, при разучивании нового и т.д.
Осуществляя дифференцированный подход в обучении детей разного возраста, необходимо более сложные задания предлагать старшим детям (3-4 класс) и упрощенный вариант этих же заданий — младшим, в соответствии с программой каждого класса. Естественно, предъявляются и разные требования к качеству (технике) выполняемых упражнений.
Уроки физической культуры
в малочисленной школе
Первая часть (вводная) урока (8-10 мин) направлена на организацию учащихся, на сосредоточенность их внимания, на подготовку к предстоящей двигательной нагрузке во второй — основной части. В первой части урока используются упражнения в ходьбе, беге, перестроениях, несложные игровые задания, игры малой подвижности. Учитель акцентирует внимание старших детей на четкое выполнение команд и распоряжений, на умение сохранять правильную дистанцию в ходьбе и беге.
В беговых упражнениях
впереди колонны ставят
Вторая часть (основная) урока (25-30 мин) решает наиболее сложные задачи — разучивается новый программный материал по развитию движений, повторяется пройденный с целью совершенствования двигательных навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся каждого класса. В содержание этой части урока входят Общеразвивающие упражнения без предметов и с различными предметами и оборудованием — мячами, скакалками, палками, на скамейках и т.д.
Как правило, единый
комплекс гимнастических
Выполнение упражнений младшими детьми (1-2 классы) не должно вызывать у них мышечного утомления, которое может возникнуть при длительной статической позе. Поэтому переход от одного исходного положения в другое следует проводить своевременно и в определенном порядке: из исходного положения стоя перевести детей в положение, сидя, затем в положение, лежа (на спине, животе) и обратно в том же порядке.
Использование музыкального сопровождения способствует повышению эмоционального настроя учащихся. Но прежде чем приступить к выполнению упражнения под музыку, оно должно быть разучено, то есть должны быть отработаны отдельные элементы движений.