Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:39, курсовая работа
Среди социально – культурных проблем, стоящие перед нашим обществом, выделяется проблема формирования всесторонне развитой личности. В основе характеристики личности лежат три ведущих признака:
1. Гармоничное развитие (достижение адекватного индивидуального уровня умственного, физического, трудового, нравственного и эстетического развития человека в их взаимосвязи);
2. Социальная активность (отношение человека к природе, обществу, к себе, когда он становится творцом нового);
3. Готовность к профессиональной высокоэффективной деятельности и защите Родины
Введение …………………………………………………………………….3
Глава I. Обзор литературы.
1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста……..............................................................................................................6
1.2 Физическое воспитание младших школьников……………………………… ……………………………………....12
1.3. Физическое воспитание в малокомплектной школе …………… 23
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования………. 31
Глава III Результаты исследования и их обсуждение………………… 34
Выводы……………………………………………………………………… 43
Список литературы…………………………………………………………44
В е н т и л я ц и я л ё г к и х . С возрастом у детей становится несколько меньшей частота дыхательных движений в покое, а дыхательный объём увеличивается со 130 -220мл в 6 -8 лет до 340 - 450 в 16 лет. С 9-ти летнего возраста лёгочная вентиляция (произведение частоты дыханий на дыхательный объём), больше у мальчиков по сравнению с девочками. Как показали проведённые в последние годы исследования механики дыхания, у детей растяжимость ткани лёгкого меньше, чем у взрослого.
Использование кислорода из дыхательного воздуха у детей меньше, чем у взрослых. Дети школьного возраста значительно менее устойчивы к недостатку кислорода и избытку углекислого газа, чем взрослые. Это проявляется в уменьшении длительности времени задержки дыхания у детей (на вдохе - от 40 до 70сек.), по сравнению со взрослыми (от 60 до 130 сек.). ( Коц. Я.М. 1982.)
Психолого-педагогическая характеристика.
По мнению авторов Матвеев А.П., Мельников С.Б. (1991) младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития многих физических способностей. Среди физических способностей, наиболее интенсивно развивающихся в младшем школьном возрасте, выделяют скоростные и координационные способности (простые координации), а также способности длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности. В рамках педагогического процесса, развитие физических способностей осуществляется по двум основным направлениям: первое стимулирующее развитие физических способностей и второе направленное развитие. Стимулирующее развитие осуществляется в процессе формирования двигательных умений и навыков. Оно связано с обучением детей основам управления движениями, что способствует развитию физических способностей, в первую очередь координационных. Направленное развитие проявляется в повышении функциональных возможностей определенных органов и структур организма (внешнее дыхание, кровообращение, энергообеспечение и т. д.), улучшении их взаимодействия во время выполнения двигательных действий. Повышение функциональных возможностей обеспечивается путем выполнения хорошо освоенных упражнений с изменением величины нагрузки.
При проведении занятий физическими упражнениями младшие школьники стараются подражать учителю, копировать его действия в процессе выполнения двигательных заданий. При этом мотивационной основой выполнения двигательных действий является желание не отстать от своих сверстников, получить поощрение от учителя или товарищей.
I.2. Физическое воспитание младшего школьного возраста.
Значение физического воспитания школьников обусловлено потребностями российского государства в подготовке здорового, всесторонне физически развитого, трудоспособного подрастающего поколения к полноценному выполнению функций гражданина.
В повседневной деятельности школьников значение физического воспитания обусловлено, интенсификацией и возрастающей интеллектуализацией учебного труда, вызванными повышением научно-теоретического уровня содержания учебных предметов, широким внедрением активных методов обучения, введением ежегодных переводных экзаменов и др. . Увеличением занятости детей во внеурочное время видами деятельности, ограничивающими проявление двигательной функции: воспитательные мероприятия в классе, занятия в кружках технического и художественного творчества.
Целью физического воспитания младшего школьного возраста является создание фундамента для всестороннего физического развития, укрепление здоровья, формирование разнообразных двигательных умений и навыков.
Основные задачи физического воспитания.
Достижение конечной цели воспитания предполагает обеспечение взаимосвязи всех его сторон. Поэтому при определении задач физического воспитания учитывается не только его специфика, но и место и функции в общей системе воспитания и образования. В связи с этим принято различать две категории задач физического воспитания: специфические и неспецифические. К первой категории относятся оздоровительные задачи, а также часть образовательных задач, приводящих к формированию двигательных умений и навыков. Ко второй категории относятся образовательные задачи, связанные с формированием знаний, и воспитательные задачи, выражающие связь физического воспитания с другими сторонами воспитания. Реализация цели физического воспитания осуществляется через решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. (Ашмарин. Б.А. Виноградов Ю.А. 1990.)
Оздоровительные задачи определяют направленность педагогических воздействий на гармоничное физическое развитие школьника и его подготовку к нагрузкам, связанным с характером учебной деятельности. Гармоничное физическое развитие предполагает воспитание основных физических качеств и развитие способностей у школьников, повышение функциональных возможностей дыхательной, сердечно-сосудистой систем, укрепление центрального и совершенствование периферического звена нервной системы, активизацию обменных процессов, совершенствование и развитие адаптивных свойств организма. Подготовка к нагрузкам в процессе учебы связана с поддержанием оптимального функционального состояния организма, высокого уровня его работоспособности в течение учебного дня, недели, месяца, года.
В младшем школьном возрасте особое значение имеет формирование правильной осанки путем развития опорно-двигательного аппарата, общего укрепления мышечного корсета, профилактики плоскостопия, формирования правильных изгибов позвоночника и т.д. Оздоровительные задачи предусматривают также повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и простудным заболеваниям. Реализация этих задач вызывает у детей бодрость, жизнерадостность, способствует достижению высокой работоспособности, помогает успешно овладевать учебным материалом по различным предметам школьной программы
Образовательные задачи нацелены на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в разнообразных условиях жизни. Здесь выделяются задачи, связанные с приобретением знаний о режиме дня, правилах личной гигиены и закаливании, способах (технике) выполнения двигательных действий. В младшем школьном возрасте наиболее ответственной образовательной задачей является также создание так называемой школы движений, включающей формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях различных предметов, лазанье и перелезании, передвижении на лыжах, плавание. В младшем школьном возрасте запас двигательных действий у детей весьма ограничен, что определяет возможности развития физических способностей. Именно отсутствие разнообразия двигательных действий в свою очередь мешает направленному воздействию на те или иные органы и структуры организма, не позволяет целеустремленно управлять их активностью, а следовательно, добиваться положительных результатов в гармоничном физическом развитии. Чтобы избежать этого негативного явления, осуществляют совершенствование двигательных навыков и умений, приобретенных в дошкольном возрасте, а также обучают новым двигательным действиям, которые хотя и не имеют непосредственно прикладного характера, но являются необходимыми для всестороннего развития физических способностей. Эти двигательные действия представлены в Комплексной программе физического воспитания учащихся.
Воспитательные задачи характеризуются воспитанием физических качеств личности, связанных с проявлением физических и психических потенций школьников при решении двигательных задач в конкретных ситуациях. Содержание учебного процесса в начальной школе должно быть связано с воспитанием дисциплинированности, воли, коллективных действий. Решение этих задач способствует развитию у школьников устойчивого интереса к проявлению своих физических возможностей, использованию их в повседневной жизни, и побуждает их заниматься спортом. Особенно важно, чтобы условия, в которых решаются двигательные задачи, были максимально приближены к реальной жизни. (Матвеев А.П., 1991.)
Организация физического воспитания школьников.
Организация физического воспитания в школе осуществляется в соответствии с положением о физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы и дополняется текущими инструктивно-методическими и нормативными документами Государственного комитета России по народному образованию, а также документами, принятыми им совместно с Государственным комитетом России по физической культуре и спорту и Министерством здравоохранения. Существуют различные программы, которые учитывают различные факторы при организации учебного процесса.
Организация физического воспитания по комплексной программе способствует установлению единого, гигиенически обоснованного физкультурно-оздоровительного режима школы, содействующего нравственному воспитанию, трудовой и профессиональной подготовке учащихся. В первой части программы определено содержание физкультурно-оздоровительных мероприятий, которые осуществляются в режиме учебного дня: гимнастика до учебных занятий, физкультурных минуток во время уроков, физических упражнений и подвижных игр на удлиненных переменах, ежедневных физкультурных занятий в группах продленного дня.
Во второй части - содержится программный материал для уроков физической культуры.
Третья часть программы включает материал, направленный на профессионально-прикладную физическую подготовку учащихся с учетом выбираемой профессии.
Четвертая часть программы объединяет содержание внеклассных форм физического воспитания: занятий учащихся в кружках физической культуры, спортивных секциях, группах общей физической подготовки.
В пятую часть программы включено содержание общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий: ежемесячных дней здоровья и спорта, внутри школьных соревнований, туристских походов и слётов, физкультурных праздников (29,30).
Программа " Физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей " Лях В.И.
Мейкенсон Г.Б. (1994год)
Суть ее состоит в разностороннем развитии двигательных (координационных и кондиционных) способностей учащихся. Это нашло отражение в распределении времени на развитие двигательных способностей с 1 по 11 классы, в изложении программного материала урочных и самостоятельных занятий. Программа включает в себя только содержание урочных форм занятий по физической культуре. Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки и не зависит от региональных, национальных особенностей работы школы и индивидуальных способностей учеников.
Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). Виленский В.Г., Литвинов Е.Н. , Туркунов Г.П. Москва (1993)
Материал программы дается в четырех разделах: основы знаний, общая физическая подготовка, специальная подготовка и примерные показатели двигательной подготовленности.
В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, об избранном виде спорта, о возможностях человека, его культуре и ценностных ориентациях. В разделе « Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Специальная подготовка» представлен материал по баскетболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам.
В разделе « Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности учащихся.
Программа занятий по физическому воспитанию школьников отнесенных к специальной медицинской группе. Волков С. С. (1987)
Группы учащихся, отнесенные
к специальной медицинской
Предусматривается оценка в форме « зачтено" или» не «зачтено». Эта оценка является итоговой за четверть, год и окончательной, выносимой в аттестат или свидетельство об окончании школы.
Программа «
Физическое воспитание с оздоровительной
направленностью учащихся сельских
начальных малокомплектных
Реализация данной программы возможна на основе модификации системы учебных предметов при составлении различных учебных планов: за счет перераспределения учебных часов, интегрирования учебных предметов и интенсификации учебного процесса, обновления содержания учебных предметов, выделения дополнительно оплачиваемых часов, сокращения учебного часа. Физическая подготовка проводится 3 раза в неделю при пятидневной учебной неделе и 4 раза при шестидневной. Занятия по разделу " Туризм и ориентирование на местности " проводятся 2 раза в неделю.