Особенности организации и проведения занятий по физической культуре младших школьников в средней и малокомплектной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Среди социально – культурных проблем, стоящие перед нашим обществом, выделяется проблема формирования всесторонне развитой личности. В основе характеристики личности лежат три ведущих признака:
1. Гармоничное развитие (достижение адекватного индивидуального уровня умственного, физического, трудового, нравственного и эстетического развития человека в их взаимосвязи);
2. Социальная активность (отношение человека к природе, обществу, к себе, когда он становится творцом нового);
3. Готовность к профессиональной высокоэффективной деятельности и защите Родины

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….3

Глава I. Обзор литературы.

1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста……..............................................................................................................6

1.2 Физическое воспитание младших школьников……………………………… ……………………………………....12

1.3. Физическое воспитание в малокомплектной школе …………… 23


Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования………. 31


Глава III Результаты исследования и их обсуждение………………… 34


Выводы……………………………………………………………………… 43


Список литературы…………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

М е т а н и  я. В школьном  возрасте  с развитием координации движений  и силы  мышц, особенно  плечевого пояса и рук, способность к метаниям  быстро  прогрессирует, преимущественно   у мальчиков. По  данным  В,В,Леви - Гориневской, мальчики  7-ми  лет метают  (правой  рукой) мешочки с песком  весом 150 - 200  г.  на  расстояние  10,80  м, девочки - 5,70  м.

 

Развитие  физических  качеств.

 

Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К числу основных физических качеств относят силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость и    т.д. От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия.

 

С и л а это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий.

Различают собственно силовые  способности и их соединение с  другими способностями, здесь выделяют скоростно-силовые способности, силовую ловкость, силовую выносливость. Развитие  скелета у детей тесно связано с формированием  мышц, сухожилий и связочно-суставного  аппарата. Вес мышц  ребёнка в 8  лет меньше  1/3  веса  тела, в 15  лет - 1/3, а в 17 - 18  лет - немного меньше  половины  общего  веса  тела. С увеличением веса  и изменением  физико-химических  свойств  мышц,  совершенствуется  и их  функциональные  свойства.

Увеличение  веса  различных  мышц  происходит  неодинаково. В  9  лет  вес  прямой  мышцы  живота  увеличивается  в  88, 9  раз, вес наружной  косой мышцы только  в 66,6  раз. Сила  мышц  увеличивается  с  возрастом. У  мальчиков  7-ми  лет сила  правой  руки  равна в среднем 4  кг, в 11  лет - 10,7  кг. Становая  сила  у мальчиков 8-ми  лет равна в среднем 51  кг, а в 11  лет - 64  кг. Увеличение  мышечной  массы связано с приростом  силы. Развитие  силы  зависит  от  морфологических  сдвигов, от  характера  поступающего  от  нервных  центров  потока  импульсов, увеличения  числа  двигательных  единиц.

 

Быстрота это скорость  перемещения звеньев тела,  количества  повторных  движений  в единицу времени (темп), времени латентного  периода реагирования  на  различные сигналы.  Быстрота зависит от   подвижности    нервных процессов, сократительных  свойств  и сил мышц, координации их  деятельности.  Наибольшее увеличение  темпа  движений  происходит в возрасте от  7-ми  до 9-ти     лет,  средний годовой прирост равен 0,3 - 0,6    движения     в  1  сек. У  10-ти - 11-ти  летних - 0,1 - 0,2  движения  в секунду, в 12 - 13  лет - 0,3 - 0,4  движений  в секунду.

У  детей  отмечаются  выраженные  индивидуальные  различия  максимального  темпа  движений. Между  максимальным  темпом  движений  разных  мышц  у  одного  и  того  же  ребёнка,  имеется тесная  связь. Это    указывает на  зависимость данного показателя  от  функций  центральной нервной системы. Быстрота характеризует высокую подвижность нервных процессов.

Скоростные способности в отличие от других физических качеств менее всего поддаются развитию и носят преимущественно врожденный характер. Пример тому - очень медленный рост результатов в спринте.

 

Выносливость это способность человека  длительно выполнять мышечную работу без снижения ее мощности, и противостоять утомлению. В сравнении с силой и скоростью, выносливость более сложное качество. В практике различают следующие типы выносливости: общая, скоростная и силовая выносливость. У детей  школьного  возраста  выносливость  различных  мышц  к  статическим  усилиям  намного  меньше, чем  у  взрослых. Общая и статическая выносливость сильно зависит от наследственности. У мальчиков от родителей переходит предрасположенность к наличию высоких показателей общей выносливости, у девочек – скоростной выносливости.

 

Гибкость это способность человека выполнять движения с максимально большой амплитудой. Различают активную - движения совершаются за счет усилий собственных мышц и пассивную гибкость - движения совершаются за счет внешних  сил.

 

Л о в к о с  т ь это  комплексное  качество человека, компонентами  которого  являются  точность  движений  в  пространстве  и  во  времени,  и способность изменять  координацию движений  в зависимости от  внезапной смены внешних условий. Существуют  три  стороны  ловкости:

  Первая  характеризуется   пространственной  точностью  движений.

  Вторая - временной  точностью.

  Третья - точностью  и  быстротой  двигательных  решений,  и ответ на  внезапные сигналы.  (Матвеев Л.П 1991).

 

Сенситивные периоды развития физических качеств.

 

   Сила.  Первое   заметное  утолщение  мышечных волокон наблюдается в 6-ти - 7-ми  летнем возрасте, когда усиливается образование андрогенов.

С наступлением полового созревания (в 11—15 лет) начинается интенсивный  прирост мышечной массы у мальчиков, который продолжается и после периода полового созревания. У девочек развитие мышечной массы в основном заканчивается с периодом полового созревания.

Быстрота. До 13 лет  явных половых различий в степени развития не наблюдается. Далее, у юношей прогресс развития выше, чем у девушек.

К 14 годам наступает  стабилизация в показателях быстроты простой реакции и  максимальной частоты  двигательных действий.

Выносливость. Развитие выносливости происходит от 3 до 30 лет.

Наиболее высокие естественные приросты наблюдаются в период с 14 до 20 лет.

  Гибкость.   Увеличение показателей гибкости в движениях, совершаемых с участием крупных звеньев тела, наблюдается как правило до 13-14 лет.(Матвеев Л.П. 1991)

 Таким  образом,  в младшем  школьном возрасте необходимо  активное использование сенситивных периодов для развития физических качеств.

 

Возрастные  особенности развития и обучения двигательным действиям   детей 7-11 Лет.

Для детей младшего школьного  возраста потребность в высокой  двигательной активности является естественной. Она заложена наследственной программой индивидуального развития ребенка и обусловливает необходимость постоянного подкрепления расширяющихся функциональных возможностей органов и структур организма детей. Если эти органы и структуры не проявляют постоянной активности, то процессы их развития тормозятся и, как следствие этого, возникают разнообразные функциональные и морфологические нарушения. Вместе с тем постоянная активность является своего рода «пусковым механизмом» прогрессивного повышения функциональных возможностей детей.  Дети младшего школьного возраста чувствительны к направленному воздействию на развитие их двигательной функции, к совершенствованию морфологических структур двигательного аппарата. В этом возрасте наблюдаются равномерный прирост длины тела и увеличение его массы. Благодаря развитию мышц и связок происходит формирование шейной и грудной кривизны позвоночника, что является характерным для правильной осанки. Вместе с тем относительно слабое развитие мышц, обеспечивающих длительное поддержание статических напряжений при удержании различных поз тела, а также значительная эластичность связок могут быть причиной деформации опорно-двигательного аппарата, возникновения сколиозов и плоскостопия.

В младшем школьном возрасте отмечается значительное ускорение темпов структурных преобразований  во всех звеньях сердечно-сосудистой системы. Увеличивается масса сердца, наблюдается утолщение стенок миокарда, широкий просвет сосудов и относительно больший, чем у взрослых, минутный объем крови (в расчете на килограмм массы тела) обеспечивают достаточное кровоснабжение органов. Однако в отличие от взрослых достижение необходимого минутного объема осуществляется у этих детей преимущественно за счет частоты сердечных сокращений (ЧСС), компенсирующей относительно небольшой ударный объем сердца (количество крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение).

 В период 6-ти - 11-ти лет происходит динамичный  прирост физического развития детей (табл. №1).   

                                                                                                             Таблица 1.                                                                                                                        

Средние показатели физического развития детей младшего школьного возраста.                                                                                                                         

Показатели

Возраст, лет

Пол.

6-7

 

 

7-8

8-9

9-10

Рост, см.

 

М.

124

128

134

140

Д.

120

127

134

139

        Масса тела, кг.

 

М.

22,4

26,0

32,1

35,9

Д.

21,9

25,2

30,6

32,7

Жизненная ёмкость                       

  Легких.   Лит.

М.

1,42

1,54

1,86

2,30

Д.

1,39

1,46

1,68

1,94

Ок  Окружность грудной клетки, см.             

М.

58

62,2

65,3

63,1

Д.

57

61,0

67,4

62,6

        Динамометрия

     правой  кисти, кг.

М.

6, 2

10,8

12,1

16,4

Д.

5,1

7.4

10,1

12,8


 

Дети в этом возрасте эмоциональны, быстро устают, но и быстро восстанавливаются. Поэтому упражнения должны быть непродолжительными, с короткими интервалами отдыха.

Четкая организация и разумная дисциплина на уроке должны сочетаться с относительной свободой и самостоятельностью действий. Выполнение движений заметно улучшается, а новые быстро “схватываются” и исправляются после замечаний общего плана. Однако усвоение проходит скачкообразно – бывают срывы после удачного выполнения, особенно в более сложных по координации действиях.                        

Важной особенностью детей младшего школьного возраста является динамика развития анализаторов. Так, зоны коры больших полушарий, имеющие отношение к двигательному анализатору, становятся уже достаточно зрелыми. Вместе с тем, тесных функциональных взаимоотношений между двигательным, зрительным и другими анализаторами пока еще нет. В этом возрасте отмечается также недостаточная зрелость областей коры головного мозга, программирующих и контролирующих произвольные движения, что отражается как на освоении, так и на воспроизведении многих движений со сложной двигательной структурой.

Таким образом, функциональные  возможности младших школьников по многим показателям уступают возможностям взрослых, но прогрессирующее развитие отдельных органов и структур позволяет направленно воздействовать на более ускоренное их развитие, и тем самым повышать функциональные возможности организма в целом. Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействий на организм.

Дыхание

На  протяжении  возрастного  периода  от  7-ми  до  19-ти  лет происходят  структурные изменения в легких. Размеры альвеол, почти одинаковые  у детей от  рождения  до  7-ми  лет, и становятся  больше  в два раза  у 12-ти  летних. В период от 6-ти до 10-ти лет значительно увеличивается масса легких, количество альвеол приближается к их числу у взрослых. Структурные изменения в легких обусловливают повышение их жизненной емкости (максимальный объем воздуха за один дыхательный цикл). Так, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) увеличивается с 1,40—1,60 до 2,20—2,50 л.

 

О б щ а я   ё м к о с т ь   л ё г к и х. Измерения жизненной ёмкости лёгких  (ЖЕЛ)  происходят  с  4-х  лет. Остаточный  объем - с  5-ти  до  17-ти   летнего возраста  составляет  примерно  20%  от  общей  ёмкости лёгких. Существует  зависимость величины  ЖЕЛ от  роста ребёнка.  Дети  высокого  роста, особенно  занимающиеся  упражнениями требующие  выносливости  (плаванием, бегом, лыжными гонками, греблей и так далее), имеют ЖЕЛ более 3 - 4  л. То  есть,  до  130 - 150%  от  должной величины.

Информация о работе Особенности организации и проведения занятий по физической культуре младших школьников в средней и малокомплектной школе