Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:39, курсовая работа
Среди социально – культурных проблем, стоящие перед нашим обществом, выделяется проблема формирования всесторонне развитой личности. В основе характеристики личности лежат три ведущих признака:
1. Гармоничное развитие (достижение адекватного индивидуального уровня умственного, физического, трудового, нравственного и эстетического развития человека в их взаимосвязи);
2. Социальная активность (отношение человека к природе, обществу, к себе, когда он становится творцом нового);
3. Готовность к профессиональной высокоэффективной деятельности и защите Родины
Введение …………………………………………………………………….3
Глава I. Обзор литературы.
1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста……..............................................................................................................6
1.2 Физическое воспитание младших школьников……………………………… ……………………………………....12
1.3. Физическое воспитание в малокомплектной школе …………… 23
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования………. 31
Глава III Результаты исследования и их обсуждение………………… 34
Выводы……………………………………………………………………… 43
Список литературы…………………………………………………………44
М е т а н и я. В школьном возрасте с развитием координации движений и силы мышц, особенно плечевого пояса и рук, способность к метаниям быстро прогрессирует, преимущественно у мальчиков. По данным В,В,Леви - Гориневской, мальчики 7-ми лет метают (правой рукой) мешочки с песком весом 150 - 200 г. на расстояние 10,80 м, девочки - 5,70 м.
Развитие физических качеств.
Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К числу основных физических качеств относят силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость и т.д. От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия.
С и л а это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий.
Различают собственно силовые способности и их соединение с другими способностями, здесь выделяют скоростно-силовые способности, силовую ловкость, силовую выносливость. Развитие скелета у детей тесно связано с формированием мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата. Вес мышц ребёнка в 8 лет меньше 1/3 веса тела, в 15 лет - 1/3, а в 17 - 18 лет - немного меньше половины общего веса тела. С увеличением веса и изменением физико-химических свойств мышц, совершенствуется и их функциональные свойства.
Увеличение веса различных мышц происходит неодинаково. В 9 лет вес прямой мышцы живота увеличивается в 88, 9 раз, вес наружной косой мышцы только в 66,6 раз. Сила мышц увеличивается с возрастом. У мальчиков 7-ми лет сила правой руки равна в среднем 4 кг, в 11 лет - 10,7 кг. Становая сила у мальчиков 8-ми лет равна в среднем 51 кг, а в 11 лет - 64 кг. Увеличение мышечной массы связано с приростом силы. Развитие силы зависит от морфологических сдвигов, от характера поступающего от нервных центров потока импульсов, увеличения числа двигательных единиц.
Быстрота это скорость перемещения звеньев тела, количества повторных движений в единицу времени (темп), времени латентного периода реагирования на различные сигналы. Быстрота зависит от подвижности нервных процессов, сократительных свойств и сил мышц, координации их деятельности. Наибольшее увеличение темпа движений происходит в возрасте от 7-ми до 9-ти лет, средний годовой прирост равен 0,3 - 0,6 движения в 1 сек. У 10-ти - 11-ти летних - 0,1 - 0,2 движения в секунду, в 12 - 13 лет - 0,3 - 0,4 движений в секунду.
У детей отмечаются выраженные индивидуальные различия максимального темпа движений. Между максимальным темпом движений разных мышц у одного и того же ребёнка, имеется тесная связь. Это указывает на зависимость данного показателя от функций центральной нервной системы. Быстрота характеризует высокую подвижность нервных процессов.
Скоростные способности в отличие от других физических качеств менее всего поддаются развитию и носят преимущественно врожденный характер. Пример тому - очень медленный рост результатов в спринте.
Выносливость это способность человека длительно выполнять мышечную работу без снижения ее мощности, и противостоять утомлению. В сравнении с силой и скоростью, выносливость более сложное качество. В практике различают следующие типы выносливости: общая, скоростная и силовая выносливость. У детей школьного возраста выносливость различных мышц к статическим усилиям намного меньше, чем у взрослых. Общая и статическая выносливость сильно зависит от наследственности. У мальчиков от родителей переходит предрасположенность к наличию высоких показателей общей выносливости, у девочек – скоростной выносливости.
Гибкость это способность человека выполнять движения с максимально большой амплитудой. Различают активную - движения совершаются за счет усилий собственных мышц и пассивную гибкость - движения совершаются за счет внешних сил.
Л о в к о с т ь это комплексное качество человека, компонентами которого являются точность движений в пространстве и во времени, и способность изменять координацию движений в зависимости от внезапной смены внешних условий. Существуют три стороны ловкости:
Первая характеризуется пространственной точностью движений.
Вторая - временной точностью.
Третья - точностью и быстротой двигательных решений, и ответ на внезапные сигналы. (Матвеев Л.П 1991).
Сенситивные периоды развития физических качеств.
Сила. Первое заметное утолщение мышечных волокон наблюдается в 6-ти - 7-ми летнем возрасте, когда усиливается образование андрогенов.
С наступлением полового созревания (в 11—15 лет) начинается интенсивный прирост мышечной массы у мальчиков, который продолжается и после периода полового созревания. У девочек развитие мышечной массы в основном заканчивается с периодом полового созревания.
Быстрота. До 13 лет явных половых различий в степени развития не наблюдается. Далее, у юношей прогресс развития выше, чем у девушек.
К 14 годам наступает стабилизация в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты двигательных действий.
Выносливость. Развитие выносливости происходит от 3 до 30 лет.
Наиболее высокие естественные приросты наблюдаются в период с 14 до 20 лет.
Гибкость. Увеличение показателей гибкости в движениях, совершаемых с участием крупных звеньев тела, наблюдается как правило до 13-14 лет.(Матвеев Л.П. 1991)
Таким образом, в младшем школьном возрасте необходимо активное использование сенситивных периодов для развития физических качеств.
Возрастные особенности развития и обучения двигательным действиям детей 7-11 Лет.
Для детей младшего школьного возраста потребность в высокой двигательной активности является естественной. Она заложена наследственной программой индивидуального развития ребенка и обусловливает необходимость постоянного подкрепления расширяющихся функциональных возможностей органов и структур организма детей. Если эти органы и структуры не проявляют постоянной активности, то процессы их развития тормозятся и, как следствие этого, возникают разнообразные функциональные и морфологические нарушения. Вместе с тем постоянная активность является своего рода «пусковым механизмом» прогрессивного повышения функциональных возможностей детей. Дети младшего школьного возраста чувствительны к направленному воздействию на развитие их двигательной функции, к совершенствованию морфологических структур двигательного аппарата. В этом возрасте наблюдаются равномерный прирост длины тела и увеличение его массы. Благодаря развитию мышц и связок происходит формирование шейной и грудной кривизны позвоночника, что является характерным для правильной осанки. Вместе с тем относительно слабое развитие мышц, обеспечивающих длительное поддержание статических напряжений при удержании различных поз тела, а также значительная эластичность связок могут быть причиной деформации опорно-двигательного аппарата, возникновения сколиозов и плоскостопия.
В младшем школьном возрасте отмечается значительное ускорение темпов структурных преобразований во всех звеньях сердечно-сосудистой системы. Увеличивается масса сердца, наблюдается утолщение стенок миокарда, широкий просвет сосудов и относительно больший, чем у взрослых, минутный объем крови (в расчете на килограмм массы тела) обеспечивают достаточное кровоснабжение органов. Однако в отличие от взрослых достижение необходимого минутного объема осуществляется у этих детей преимущественно за счет частоты сердечных сокращений (ЧСС), компенсирующей относительно небольшой ударный объем сердца (количество крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение).
В период 6-ти - 11-ти лет происходит динамичный прирост физического развития детей (табл. №1).
Средние показатели физического развития детей младшего
школьного возраста.
Показатели |
Возраст, лет | ||||
Пол. |
6-7
|
7-8 |
8-9 |
9-10 | |
Рост, см.
|
М. |
124 |
128 |
134 |
140 |
Д. |
120 |
127 |
134 |
139 | |
Масса тела, кг.
|
М. |
22,4 |
26,0 |
32,1 |
35,9 |
Д. |
21,9 |
25,2 |
30,6 |
32,7 | |
Жизненная ёмкость Легких. Лит. |
М. |
1,42 |
1,54 |
1,86 |
2,30 |
Д. |
1,39 |
1,46 |
1,68 |
1,94 | |
Ок Окружность грудной клетки, см. |
М. |
58 |
62,2 |
65,3 |
63,1 |
Д. |
57 |
61,0 |
67,4 |
62,6 | |
Динамометрия правой кисти, кг. |
М. |
6, 2 |
10,8 |
12,1 |
16,4 |
Д. |
5,1 |
7.4 |
10,1 |
12,8 |
Дети в этом возрасте эмоциональны, быстро устают, но и быстро восстанавливаются. Поэтому упражнения должны быть непродолжительными, с короткими интервалами отдыха.
Четкая организация и разумная дисциплина на уроке должны сочетаться с относительной свободой и самостоятельностью действий. Выполнение движений заметно улучшается, а новые быстро “схватываются” и исправляются после замечаний общего плана. Однако усвоение проходит скачкообразно – бывают срывы после удачного выполнения, особенно в более сложных по координации действиях.
Важной особенностью детей младшего школьного возраста является динамика развития анализаторов. Так, зоны коры больших полушарий, имеющие отношение к двигательному анализатору, становятся уже достаточно зрелыми. Вместе с тем, тесных функциональных взаимоотношений между двигательным, зрительным и другими анализаторами пока еще нет. В этом возрасте отмечается также недостаточная зрелость областей коры головного мозга, программирующих и контролирующих произвольные движения, что отражается как на освоении, так и на воспроизведении многих движений со сложной двигательной структурой.
Таким образом, функциональные возможности младших школьников по многим показателям уступают возможностям взрослых, но прогрессирующее развитие отдельных органов и структур позволяет направленно воздействовать на более ускоренное их развитие, и тем самым повышать функциональные возможности организма в целом. Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействий на организм.
Дыхание
На протяжении возрастного периода от 7-ми до 19-ти лет происходят структурные изменения в легких. Размеры альвеол, почти одинаковые у детей от рождения до 7-ми лет, и становятся больше в два раза у 12-ти летних. В период от 6-ти до 10-ти лет значительно увеличивается масса легких, количество альвеол приближается к их числу у взрослых. Структурные изменения в легких обусловливают повышение их жизненной емкости (максимальный объем воздуха за один дыхательный цикл). Так, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) увеличивается с 1,40—1,60 до 2,20—2,50 л.
О б щ а я ё м к о с т ь л ё г к и х. Измерения жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) происходят с 4-х лет. Остаточный объем - с 5-ти до 17-ти летнего возраста составляет примерно 20% от общей ёмкости лёгких. Существует зависимость величины ЖЕЛ от роста ребёнка. Дети высокого роста, особенно занимающиеся упражнениями требующие выносливости (плаванием, бегом, лыжными гонками, греблей и так далее), имеют ЖЕЛ более 3 - 4 л. То есть, до 130 - 150% от должной величины.