Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:39, курсовая работа
Среди социально – культурных проблем, стоящие перед нашим обществом, выделяется проблема формирования всесторонне развитой личности. В основе характеристики личности лежат три ведущих признака:
1. Гармоничное развитие (достижение адекватного индивидуального уровня умственного, физического, трудового, нравственного и эстетического развития человека в их взаимосвязи);
2. Социальная активность (отношение человека к природе, обществу, к себе, когда он становится творцом нового);
3. Готовность к профессиональной высокоэффективной деятельности и защите Родины
Введение …………………………………………………………………….3
Глава I. Обзор литературы.
1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста……..............................................................................................................6
1.2 Физическое воспитание младших школьников……………………………… ……………………………………....12
1.3. Физическое воспитание в малокомплектной школе …………… 23
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования………. 31
Глава III Результаты исследования и их обсуждение………………… 34
Выводы……………………………………………………………………… 43
Список литературы…………………………………………………………44
Составной частью программы являются разделы: активный и пассивный отдых, сон, рациональное питание, самоконтроль, закаливание.
Программа по
физической культуре для учащихся 1-11
классов малокомплектных
Данная программа
Программа физическое воспитание в малокомплектной школе начальные классы
( 1-4 класс) Пензулаева Л.И. (1990.)
Данное методическое пособие по физическому воспитанию учащихся разработано с учётом специфики обучения детей в сельской школе. Оно состоит из двух разделов: первый включает особенности методики и организации уроков физической культуры в малокомплектной школе и примерное распределение программного материала по развитию движений ; второй- физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня.
На весь учебный год разработано содержание уроков физической культуры с учётом специфики одновременного обучения учащихся разного возраста. Во всех частях урока в основном выдерживается дифференцированный подход к физической нагрузке в соответствии с программными требованиями к учащимся определённого возраста.
Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (1- 11 класс)
Алексеев Н.И., Афанасьев В.З (1995.)
Настоящая программа- это разработанный на базе современных представлений педагогики, психологии, физиологии и теории физической культуры нормативный документ, регламентирующий учебное содержание общеобразовательной дисциплины физической культуры в школе.
В отличие от ранее разработанных и ныне действующих программ, предлагаемая программа характеризуется:
направленностью учебного предмета на формирование мировоззрения школьников в сфере физической культуры;
поэтапностью формирования у школьников у школьников основ самостоятельной двигательной деятельности;
углублённой подготовкой
школьников по одному из видов
спортивной
специализации на базе обще
физической подготовкой.
Углублённым овладением школьниками
прикладными системами
Учебная программа по физической культуре для учащихся 1-4 класс" Матвеев А.П. Москва (2001).
Программа подготовлена
под общей редакцией А.П.Матвее
Из вышеприведенных программ школа выбирает одну, по которой ведется вся работа. Право выбора программы по физической культуре предоставляется учителю физкультуры совместно с администрацией школы с учетом материальной базы и возможностей школы. На наш взгляд наиболее приемлемой для средних школ является комплексная программа, малокомплектных школах - программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов малокомплектных сельских школ автор( Леонтьева. Т.Н. 1998), так как в них наиболее полно рассматривается весь процесс физического воспитания (гимнастика до занятий, урочная работа, спортивно массовая работа).
Формы организации физического воспитания.
Формы работы по физическому воспитанию детей школьного возраста следующие:
1. Уроки физической культуры.
2. Физкультурные мероприятия в режиме учебного дня: гимнастика до занятий, физкультминутки, организованное проведение перемен.
3. Внеклассная и внешкольная работа.
4. Занятия физическими упражнениями дома.
Основной формой работы являются уроки физической культуры, проводимые учителями по программе, в соответствии с учебным планом школы, по утвержденному расписанию. Уроки являются обязательными для всех учащихся, которые по состоянию здоровья могут заниматься физическими упражнениями. Уроки физической культуры обеспечивают необходимый минимум знаний и разностороннюю физическую подготовку и служат основой для организации других форм физического воспитания.
Значительное место в физическом воспитании учащихся отводится физкультурным мероприятиям в режиме учебного дня школы, которые направлены на решение определенных задач физического воспитания, подготовку учащихся к предстоящей умственной работе, восстановление и повышение работоспособности школьников во время учебных занятий.
Обучение физическим упражнениям имеет определенную специфику в каждой возрастной группе. В группах детей раннего и младшего дошкольного возраста двигательные задания должны быть интересны, сформулированы и представлены в конкретной форме, связаны с наглядным результатом («перепрыгни через ручеек», «добеги до флажка»). Чтобы повысить активность, привлечь внимание детей, широко используются образные задания, имитации («бежим тихо, как мышки», «прыгаем мягко, как воробышки»), В этих группах нередко требуется и наглядно-действенный характер мышления, комплексно используются словесные, наглядные и практические методы обучения.
Музыкальное сопровождение физкультурных занятий необходимо во всех возрастных группах. Оно помогает ребенку освоить темп и ритм, выполнять упражнения выразительно с большим напряжением.
Приступая
к проведению любого урока,
учитель обязан хорошо знать
не только его структуру, выраж
Задачи урока. На каждом уроке специально подобранными упражнениями и играми решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
Образовательные задачи урока заключаются в обучении основным двигательным действиям (бегу, прыжкам, метанию, лазанью, перелезанию .и т. п.) и в развитии физических качеств. В процессе обучения при многократном повторении, а также специально подобранными упражнениями и играми у детей формируются сила, ловкость, быстрота, выносливость. Все эти качества, хотя и в разной мере, развиваются и совершенствуются на каждом уроке.
На всех уроках ставятся
также оздоровительные и
тем, что оздоровительные и воспитательные задачи являются общими и разрешаются в течение всего учебного года, записывать их в план урока было бы пустой формальностью. Весь программный материал в пособии расположен по урокам в порядке возрастающей трудности. Упражнения и игры усложняются постепенно, повторяются и варьируются .(Гугин А. А. 1977.)
Средства физического воспитания.
Средствами физического воспитания школьников являются физические упражнения, труд, соответствующий режим дня и использование естественных факторов природы.
Основные средства физического воспитания в школе — физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание. Движения, применяемые в практической работе, развивают быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость, а также совершенствуют навыки правильного выполнения таких естественных движений человека, как ходьба, бег, прыжки, равновесие, метание, лазанье и др.
Важное значение имеет
выбор упражнений и методика их проведения.
При выборе физических упражнений надо
учитывать анатомо-
В младшем школьном возрасте наблюдаются
некоторые различия в физическом развитии
мальчиков и девочек и в их двигательных
умениях. Закономерные особенности физического
развития не отражаются на выборе средств
физического воспитания мальчиков и девочек
в I и II классах. Начиная с III класса мальчикам
в большем объеме, чем девочкам, можно
давать упражнения в поднимании и переноске
груза, в преодолении сопротивления, более,
продолжительные беговые и лыжные дистанции,
увеличивать высоту прыжков, а также расстояния
до мишеней для метания. Девочкам больше,
чем мальчикам, следует давать плавные,
ритмические, танцевальные движения.
Естественная потребность
детей в движениях как
Характеристика физических упражнений.
Ряд авторов В.М. Качашкин. (1968.) А. А. Гугин (1977.) А.П. Матвеев (1991) отмечают, основу школьной программы по физическому воспитанию в начальных классах составляют гимнастические и легкоатлетические упражнения, ходьба на лыжах, подвижные игры и плавание. Все эти упражнения имеют общие и специфические особенности, знание которых необходимо для осуществления эффективного физического воспитания.
Гимнастические упражнения являются одними из ведущих в физическом воспитании младших школьников. Их отличительная особенность широкий спектр воздействия на развитие координационных способностей, гибкости, нацеленность на образование новых условных двигательных рефлексов. Гимнастические упражнения, выполняемые в различных режимах, содействуют развитию силы и быстроты.
Среди основных упражнений гимнастики в школьной программе представлены строевые и танцевальные упражнения, Общеразвивающие упражнения, упражнения в равновесии и акробатические, лазанье и перелезание, упражнения со скакалкой.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) — движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. В зависимости от цели и задач урока ОРУ могут быть направлены преимущественно на подготовку организма учащихся к предстоящей работе (разминка), овладение школой движений, воспитание физических качеств, оздоровление различных функций и систем организма, формирование правильной осанки.
Легкоатлетические упражнения имеют большое значение в общей физической подготовке детей. Их педагогическая ценность определяется высокой степенью прикладной направленности, возможностью развивать выносливость, быстроту, скоростно-силовые качества и способности.
Лыжная подготовка в младших классах включает обучение детей передвижению на лыжах ступающим и скользящим шагом, подъемам и спускам с гор, поворотам на лыжах на месте и в движении, а также прохождение учебных дистанций. Лыжная подготовка, как и легкая атлетика, является ведущим средством общей физической подготовки.
Подвижные игры в начальных классах являются ведущим средством для воспитания физических качеств. Содержание подвижных игр составляют двигательные действия, которые хорошо освоены школьниками. С помощью подвижных игр воспитывают физические качества и развивают способности, а также готовят школьников к жизни, что достигается управлением игровыми ситуациями со стороны учителя, созданием определенных условий выполнения игровых действий. Эмоциональность, новизна решения двигательных задач, возможность коллективных и индивидуальных действий усиливают воспитывающие свойства игр, формируют качества личности. Учебной программой предлагается определенное количество подвижных игр, но основное содержание и правила их проведения разрабатывает непосредственно учитель. Условия и правила подвижных игр должны быть доступны детям.