Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 08:22, курсовая работа
Задачи:
1 Рассмотреть психофизиологические характеристики умственного труда;
2. Определить условия профессиональной деятельности работников умственного труда (учителей)
3 Рекомендовать средства производственной физической культуры для повышения работоспособности.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, опрос, в виде анкетирования.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3
1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННОГО ТРУДА ……………………………………………………………………………5
1. 1 Классификация работников умственного труда ……………………5
1.2 Психофизиологические особенности умственного труда ………….7
1.3 Производственная физическая культура в поддержании работоспособности работников умственного труда ……………………………………...13
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ……………………………………………………………19
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ …………………………………………………………………………………….26
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………39
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………41
ППРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………. 43
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»
Факультет физической культуры и спорта
Кафедра теории и методики физической культуры
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
РАБОТНИКОВ УМСТВЕННОГО ТРУДА
Исполнитель:
студент IV курса, группы ______ ________ А. Маканников
дата
Руководитель:
К.п.н., доцент
Благовещенск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
1. 1 Классификация работников умственного труда ……………………5
1.2 Психофизиологические особенности умственного труда ………….7
1.3 Производственная физическая
культура в поддержании
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ……………………………………………………………19
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………
ППРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………. 43
ВВЕДЕНИЕ
Развитие науки и техники ведет к все большей интеллектуализации труда. Этот процесс обусловливает как появление новых профессий, так и предъявляет повышенные требования к трудовой деятельности связанной с умственным напряжением, наличием специальных знаний и высокого нервно-эмоционального напряжения. На смену веками господствовавшим формам физического труда приходит труд все более интеллектуальный.
По данным М.Я. Виленского в нашей стране более 36 миллионов человек заняты преимущественно умственным трудом, и эта цифра резко увеличивается в связи с коренным обновлением материально-технической базы, внедрением информационных технологий во все сферы производства [2,3].
Главным рычагом интенсификации является научно-технический прогресс, который коснется практически всех профессий, не является исключением и профессия учителя.
Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших самообладания и саморегуляции [12] и использование средств физической культуры является фактором, способствующим поддержанию оптимального уровня работоспособности и позволяющим продлить трудовое долголетие на достаточном уровне эффективности, что обуславливает актуальность данной работы.
Во многих исследованиях
указано, что в современном обществе
наблюдается снижение качества физического,
психического и социального здоровья
как нации в целом, так и
ее отдельных социальных групп. Эксперты
ВОЗ отмечают недостаточную компетентность
большей части населения
Психическое и соматическое здоровье, физическая подготовленность и физическое развитие оказывают влияние на создание имиджа специалиста, ускоряют и усиливают действие факторов, определяющих благополучие жизни человека, его профессиональной деятельности, способствуют переводу наличного опыта из ряда ограничений в ряд возможностей [13, 17, и др.].
Производственная физическая
культура представляет собой систему
физкультурно-оздоровительных
На основании выше изложенного целью работы являлось выевление особенностей профессиональной деятельности работников умственного труда (учителей).
Задачи:
1 Рассмотреть
2. Определить условия профессиональной деятельности работников умственного труда (учителей)
3 Рекомендовать средства производственной физической культуры для повышения работоспособности.
Методы исследования: анализ
и обобщение научно-
1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
1. 1 Классификация работников умственного труда
Научно-технический прогресс оказывает глобальное влияние на все виды трудовой деятельности человека, на характер его отдыха и развлечений. Ускоряется темп жизни, изменяются формы взаимодействия людей в малых и больших коллективах, иными становятся многие потребности людей.
Подсчитано, что в экономически развитых странах году каждый человек в среднем за один год совершает больше дальних поездок, встречается с большим количеством людей, получает больше информации, чем за всю жизнь их было у тех, кто жил в 1900 году. Известно, что количество научных статей удваивается в среднем за каждые 10 лет, а в отдельных областях – за 5 лет [3].
К умственным можно отнести многие виды труда, которые значительно различаются по организации рабочего процесса, распределению нагрузки, степени нервно-эмоционального напряжения. Условно можно выделить следующие группы:
4. Операторский труд охватывает большую группу профессий, связанных с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами. Работа отличается особой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением.
5. Труд с большой нагрузкой на мелкие группы мышц, требующий напряжения отдельных анализаторов и функций внимания, типичен для наборщиков, контролеров, сборщиков и др.
Интеллектуальный труд с его повышенными требованиями к психической устойчивости, длительным нервным напряжениям, способности перерабатывать большой поток разнообразной информации отличается от труда физического. В последнем мышечное утомление является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в ходе эволюции как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки. Умственная же работа – достижение природы на более высоких ступенях ее развития, и организм человека еще не успел, естественно, адаптироваться к ней. Эволюция пока не выработала реакций, надежно предохраняющих центральную нервную систему от перенапряжения. Поэтому наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а лишь вызывает перевозбуждение, невротические сдвиги, которые, накапливаясь и углубляясь, приводят к заболеванию человека.
По данным Всемирной организации здравоохранения, за последние 65 лет число неврозов увеличилось в 24 раза. Смертность мужчин от ишемической болезни сердца в возрасте 35-44 лет возросла на 60 процентов. Так называемые «болезни цивилизации» особенно часты у представителей профессий, связанных с малоподвижным напряженным умственным трудом и эмоциональными нагрузками [13].
В этих новых для организма человека условиях каждый работник умственного труда должен научиться спокойно и трезво оценивать свои силы и возможности, научиться управлять своим организмом, грамотно использовать для этой цели средства физической культуры и спорта. Новейшие научные данные, безусловно, свидетельствуют об огромной пользе занятий физическими упражнениями для людей, работающих при повышенных нервно-эмоциональных нагрузках в условиях гиподинамии.
Сохранение и укрепление здоровья трудящихся, повышение и поддержание их высокой работоспособности являются одной из важнейших задач нашего общества. Среди многих факторов, определяющих ее решение, видное место принадлежит физической культуре. Она способствует адаптации организма к бурно меняющимся условиям труда и быта, являясь одной из основных составляющих здорового образа жизни.
1.2 Психофизиологические особенности умственного труда
Работающий мозг потребляет значительно больше кислорода, чем другие ткани тела. Составляя 2—3% общего веса тела, мозговая ткань поглощает в состоянии покоя до 20% кислорода, потребляемого всем организмом. Наблюдения над человеком, прорабатывающим трудную книгу, показали, что при чтении первых 8 страниц выделение углекислоты повысилось у него на 12% по сравнению с состоянием покоя, после 16 страниц – на 20%, а после 32 – на 35% [6].
При мыслительной работе происходит кровенаполнение сосудов мозга, сужение периферических сосудов конечностей и расширение сосудов внутренностей, то есть наблюдаются сосудистые реакции, обратные тем, которые возникают при мышечной работе. Функции сердечно-сосудистой системы изменяются незначительно. Иное дело, когда такой труд сопровождается эмоциональными переживаниями. Неприятности и волнения, гнев и нетерпение, напряженность в условиях дефицита времени сказываются на аппарате кровообращения. Так, до начала работы у группы лиц была зафиксирована средняя частота пульса 70,6 удара в минуту; при относительно спокойной работе – 77,4 удара. Умственный труд средней напряженности повышал частоту пульса до 83,5 удара в минуту, а при сильном – до 93,1 удара. У студентов перед входом в аудиторию, где идет экзамен, фиксируется частота сердцебиений до 130-144 ударов в минуту. Артериальное давление повышается до 135/85 - 155/95 миллиметров ртутного столба против 115/70 миллиметров в период учебных занятий. Подобная психоэмоциональная мобилизация наблюдается и у оратора перед публичным выступлением. При синхронном переводе у переводчиков частота сердечных сокращений повышается до 160 ударов в минуту.
Дыхание при эмоционально напряженном труде становится неравномерным, может учащаться, углубляться и даже приостанавливаться, снижается насыщенность крови кислородом, изменяется ее морфологический состав. Нарушается терморегуляция организма, ведущая к усиленному потоотделению – более интенсивному при отрицательных эмоциях (страх, тревога), чем при положительных [10].
Начальные признаки утомления, вызывая развитие тормозного состояния в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения истощения организма, являются сигналом к прекращению работы и физиологическому восстановлению. Однако процесс этот может быть заторможен волевым усилием, что лишь отдаляет утомление, но не ликвидирует его.
Специфика интеллектуального труда состоит в том, что даже после прекращения работы мысли о ней не покидают человека, «рабочая доминанта» полностью не угасает. Невозможно скомандовать себе: «Все, кончаю думать!» И в свободное время врача не оставляют мысли о сложном больном, инженера преследуют чертежи, планы, а исследователь вновь и вновь мысленно анализирует результаты неудавшегося опыта, пытаясь отыскать ошибку, руководитель производственного коллектива продолжает «прокручивать» в голове варианты решения производственных задач.
Замечено, что с истечением рабочего времени не кончается труд особенно тех работников, чье рабочее место находится в комнате для нескольких человек. Не умеющий думать, решать творческие задачи на людях специалист компенсирует бесполезно затраченные усилия уже дома, пытаясь соображать несвежей головой, ищет и в период отдыха идеи, которые понесет завтра на работу.
Информация о работе Производственная физическая культура работников умственного труда