Производственная физическая культура работников умственного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1 Рассмотреть психофизиологические характеристики умственного труда;
2. Определить условия профессиональной деятельности работников умственного труда (учителей)
3 Рекомендовать средства производственной физической культуры для повышения работоспособности.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, опрос, в виде анкетирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3

1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННОГО ТРУДА ……………………………………………………………………………5
1. 1 Классификация работников умственного труда ……………………5
1.2 Психофизиологические особенности умственного труда ………….7
1.3 Производственная физическая культура в поддержании работоспособности работников умственного труда ……………………………………...13

2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ……………………………………………………………19

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ …………………………………………………………………………………….26

ВЫВОДЫ …………………………………………………………………39

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………41

ППРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………. 43

Файлы: 1 файл

Производственная ФК работников умственного труда.docx

— 213.94 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Благовещенский  государственный педагогический университет»

 

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра теории и методики физической культуры

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

РАБОТНИКОВ УМСТВЕННОГО  ТРУДА

 

 

 

 

Исполнитель:

студент IV курса, группы          ______         ________           А. Маканников

    дата                                 подпись

 

 

 

Руководитель:

К.п.н., доцент                                  ______           ________ О.В. Юречко

                                                                 дата                                  подпись

 

 

 

 

 

 

Благовещенск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3

 

1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  УМСТВЕННОГО ТРУДА ……………………………………………………………………………5

1. 1 Классификация работников  умственного труда ……………………5

1.2 Психофизиологические  особенности умственного труда  ………….7

1.3 Производственная физическая  культура в поддержании работоспособности работников умственного труда ……………………………………...13

 

2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ……………………………………………………………19

 

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ  …………………………………………………………………………………….26

 

ВЫВОДЫ …………………………………………………………………39

 

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………41

 

ППРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………. 43

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие науки и техники ведет к все большей интеллектуализации труда. Этот процесс обусловливает как появление новых профессий, так и предъявляет повышенные требования к трудовой деятельности связанной с умственным напряжением, наличием специальных знаний и высокого нервно-эмоционального напряжения. На смену веками господствовавшим формам физического труда приходит труд все более интеллектуальный.

По данным М.Я. Виленского в нашей стране более 36 миллионов человек заняты преимущественно умственным трудом, и эта цифра резко увеличивается в связи с коренным обновлением материально-технической базы, внедрением информационных технологий во все сферы производства [2,3].

Главным рычагом интенсификации является научно-технический прогресс, который коснется практически всех профессий, не является исключением и профессия учителя.

Профессия педагога относится  к разряду стрессогенных, требующих  от него больших самообладания и  саморегуляции [12] и использование средств физической культуры является фактором, способствующим поддержанию оптимального уровня работоспособности и позволяющим продлить трудовое долголетие на достаточном уровне эффективности, что обуславливает актуальность данной работы.

Во многих исследованиях  указано, что в современном обществе  наблюдается снижение качества физического, психического и социального здоровья как нации в целом, так и  ее отдельных социальных групп. Эксперты ВОЗ отмечают недостаточную компетентность большей части населения различных стран в вопросах охраны здоровья, в использовании физической культуры, как в быту, так и на производстве проявляющуюся, в частности, в неблагоприятном для здоровья повседневном стиле жизни и поведении на рабочих местах [12].

Психическое и соматическое здоровье, физическая подготовленность и физическое развитие оказывают влияние на создание имиджа специалиста, ускоряют и усиливают действие факторов, определяющих благополучие жизни человека, его профессиональной деятельности, способствуют переводу наличного опыта из ряда ограничений в ряд возможностей [13, 17, и др.].

Производственная физическая культура представляет собой систему  физкультурно-оздоровительных мероприятий, формы и содержание которых диктуется  особенностями влияния на человека условий, характера и организации труда. Цель производственной физической культуры – способствовать укреплению здоровья и повышению производительности труда [14].

На основании выше изложенного  целью работы являлось выевление особенностей профессиональной деятельности работников умственного труда (учителей).

Задачи:

1 Рассмотреть психофизиологические  характеристики умственного труда;

2. Определить условия  профессиональной деятельности  работников умственного труда  (учителей)

3 Рекомендовать средства  производственной физической культуры для повышения работоспособности.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, опрос, в виде анкетирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  УМСТВЕННОГО ТРУДА

 

1. 1 Классификация работников  умственного труда

 

Научно-технический прогресс оказывает глобальное влияние на все виды трудовой деятельности человека, на характер его отдыха и развлечений. Ускоряется темп жизни, изменяются формы  взаимодействия людей в малых и больших коллективах, иными становятся многие потребности людей.

Подсчитано, что в экономически развитых странах году каждый человек в среднем за один год совершает больше дальних поездок, встречается с большим количеством людей, получает больше информации, чем за всю жизнь их было у тех, кто жил в 1900 году. Известно, что количество научных статей удваивается в среднем за каждые 10 лет, а в отдельных областях – за 5 лет [3].

К умственным можно отнести многие виды труда, которые значительно различаются по организации рабочего процесса, распределению нагрузки, степени нервно-эмоционального напряжения. Условно можно выделить следующие группы:

  1. Труд инженеров, экономистов, бухгалтеров, работников канцелярий, требующий преимущественно напряжения мыслительных процессов и выполняемый по заранее разработанному плану.
  2. Управленческий характер труда типичен для руководителей учреждений, предприятий, больших и малых коллективов, для преподавателей. Его отличительные черты – неравномерность нагрузки, необходимость принимать нестандартные решения, возможность возникновения конфликтных ситуаций.
  3. Для труда научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, артистов, художников характерно создание новых продуктов творческой деятельности, не регламентированный график, периодически возникающее повышение степени нервно-эмоционального напряжения.

4. Операторский труд охватывает большую группу профессий, связанных с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами. Работа отличается особой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением.

5. Труд с большой нагрузкой на мелкие группы мышц, требующий напряжения отдельных анализаторов и функций внимания, типичен для наборщиков, контролеров, сборщиков и др.

  1. Труд медицинских работников связан с большой ответственностью, часто с дефицитом информации, нужной для принятия правильного решения, сложностью взаимоотношений с больными, что обусловливает его высокое нервно-эмоциональное напряжение.
  2. Освоение новых знаний требует от обучающихся напряжения памяти, внимания, мыслительных процессов, необходимых для восприятия и воспроизведения новой информации [3].

Интеллектуальный труд с его повышенными требованиями к психической устойчивости, длительным нервным напряжениям, способности перерабатывать большой поток разнообразной информации отличается от труда физического. В последнем мышечное утомление является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в ходе эволюции как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки. Умственная же работа – достижение природы на более высоких ступенях ее развития, и организм человека еще не успел, естественно, адаптироваться к ней. Эволюция пока не выработала реакций, надежно предохраняющих центральную нервную систему от перенапряжения. Поэтому наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а лишь вызывает перевозбуждение, невротические сдвиги, которые, накапливаясь и углубляясь, приводят к заболеванию человека.

По данным Всемирной организации  здравоохранения, за последние 65 лет число неврозов увеличилось в 24 раза. Смертность мужчин от ишемической болезни сердца в возрасте 35-44 лет возросла на 60 процентов. Так называемые «болезни цивилизации» особенно часты у представителей профессий, связанных с малоподвижным напряженным умственным трудом и эмоциональными нагрузками [13].

В этих новых для организма человека условиях каждый работник умственного труда должен научиться спокойно и трезво оценивать свои силы и возможности, научиться управлять своим организмом, грамотно использовать для этой цели средства физической культуры и спорта. Новейшие научные данные, безусловно, свидетельствуют об огромной пользе занятий физическими упражнениями для людей, работающих при повышенных нервно-эмоциональных нагрузках в условиях гиподинамии.

Сохранение и укрепление здоровья трудящихся, повышение и поддержание их высокой работоспособности являются одной из важнейших задач нашего общества. Среди многих факторов, определяющих ее решение, видное место принадлежит физической культуре. Она способствует адаптации организма к бурно меняющимся условиям труда и быта, являясь одной из основных составляющих здорового образа жизни.

 

1.2 Психофизиологические  особенности умственного труда

 

Работающий мозг потребляет значительно больше кислорода, чем другие ткани тела. Составляя 2—3% общего веса тела, мозговая ткань поглощает в состоянии покоя до 20% кислорода, потребляемого всем организмом. Наблюдения над человеком, прорабатывающим трудную книгу, показали, что при чтении первых 8 страниц выделение углекислоты повысилось у него на 12% по сравнению с состоянием покоя, после 16 страниц – на 20%, а после 32 – на 35% [6].

При мыслительной работе происходит кровенаполнение сосудов мозга, сужение периферических сосудов конечностей и расширение сосудов внутренностей, то есть наблюдаются сосудистые реакции, обратные тем, которые возникают при мышечной работе. Функции сердечно-сосудистой системы изменяются незначительно. Иное дело, когда такой труд сопровождается эмоциональными переживаниями. Неприятности и волнения, гнев и нетерпение, напряженность в условиях дефицита времени сказываются на аппарате кровообращения. Так, до начала работы у группы лиц была зафиксирована средняя частота пульса 70,6 удара в минуту; при относительно спокойной работе – 77,4 удара. Умственный труд средней напряженности повышал частоту пульса до 83,5 удара в минуту, а при сильном – до 93,1 удара. У студентов перед входом в аудиторию, где идет экзамен, фиксируется частота сердцебиений до 130-144 ударов в минуту. Артериальное давление повышается до 135/85 - 155/95 миллиметров ртутного столба против 115/70 миллиметров в период учебных занятий. Подобная психоэмоциональная мобилизация наблюдается и у оратора перед публичным выступлением. При синхронном переводе у переводчиков частота сердечных сокращений повышается до 160 ударов в минуту.

Дыхание при эмоционально напряженном труде становится неравномерным, может учащаться, углубляться и даже приостанавливаться, снижается насыщенность крови кислородом, изменяется ее морфологический состав. Нарушается терморегуляция организма, ведущая к усиленному потоотделению – более интенсивному при отрицательных эмоциях (страх, тревога), чем при положительных [10].

Начальные признаки утомления, вызывая развитие тормозного состояния в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения истощения организма, являются сигналом к прекращению работы и физиологическому восстановлению. Однако процесс этот может быть заторможен волевым усилием, что лишь отдаляет  утомление, но не ликвидирует его.

Специфика интеллектуального  труда состоит в том, что даже после прекращения работы мысли  о ней не покидают человека, «рабочая доминанта» полностью не угасает. Невозможно скомандовать себе: «Все, кончаю думать!» И в свободное время врача не оставляют мысли о сложном больном, инженера преследуют чертежи, планы, а исследователь вновь и вновь мысленно анализирует результаты неудавшегося опыта, пытаясь отыскать ошибку, руководитель производственного коллектива продолжает «прокручивать» в голове варианты решения производственных задач.

Замечено, что с истечением рабочего времени не кончается труд особенно тех работников, чье рабочее место находится в комнате для нескольких человек. Не умеющий думать, решать творческие задачи на людях специалист компенсирует бесполезно затраченные усилия уже дома, пытаясь соображать несвежей головой, ищет и в период отдыха идеи, которые понесет завтра на работу.

Информация о работе Производственная физическая культура работников умственного труда