Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 08:22, курсовая работа
Задачи:
1 Рассмотреть психофизиологические характеристики умственного труда;
2. Определить условия профессиональной деятельности работников умственного труда (учителей)
3 Рекомендовать средства производственной физической культуры для повышения работоспособности.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, опрос, в виде анкетирования.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3
1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННОГО ТРУДА ……………………………………………………………………………5
1. 1 Классификация работников умственного труда ……………………5
1.2 Психофизиологические особенности умственного труда ………….7
1.3 Производственная физическая культура в поддержании работоспособности работников умственного труда ……………………………………...13
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ……………………………………………………………19
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ …………………………………………………………………………………….26
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………39
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………41
ППРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………. 43
Одним из факторов, обуславливающих поддержание работоспособности на оптимальном уровне, является использование рекомендаций производственной физической культуры.
Чрезвычайно важный фактор эффективности труда – соблюдение распорядка дня: четкое распределение работы, отдыха, питания, сна, их продолжительность и т. д.
Регулярность и чередование отдельных моментов режима дня способствуют выработке определенного ритма в деятельности организма. Благодаря образованию цепочки условных рефлексов каждая предыдущая деятельность становится условным раздражителем для последующей и подготовкой к ней. Активной деятельности организма при правильном режиме способствует также рефлекс, вырабатываемый на время. В связи с чем, производственная физическая культура реализуется при определенных условиях:
4. Устойчивый порядок на рабочем месте и вокруг него.
Продолжительность продуктивной умственной работы у разных людей неодинакова и зависит от возраста, здоровья, профессиональной подготовки, индивидуального режима, отношения к выполняемой деятельности (понимания важности, заинтересованности, увлечения и т. п.).
Чередование труда и отдыха — важное условие плодотворности интеллектуальной деятельности. Великий русский физиолог И. П. Павлов в своих трудах доказательно объяснил зависимость сохранения устойчивости работоспособности на высоком уровне от правильного чередования периодов работы и отдыха.
В 1902 году русский ученый И. М. Сеченов опубликовал работу, в которой показал, что наиболее производительными и благоприятными для организма человека являются такие виды и режимы работ, при которых происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Он экспериментально доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не при пассивном отдыхе, а когда выполняются специально организованные движения другими не утомленными частями тела. Именно на этот сеченовский феномен активного отдыха опираются рекомендации по широкому применению средств физической культуры для поддержания и восстановления умственной и физической работоспособности человека.
Профессор А. М. Вейн, руководитель Всесоюзного центра патологии вегетативной нервной системы, выделяет три основных фактора, определяющих влияние движений на организацию психической деятельности человека. Первый фактор связан с психической защитой, поскольку при волнении или потрясении в организме каждый раз образуются вредные активные вещества. Физическая нагрузка помогает «сжиганию» этих ядов. Наиболее опасны для организма те отрицательные эмоции, на которые он не ответил выраженными действиями. Второй психотерапевтический фактор обеспечивает эффект замещения, т. е. переключение с отрицательных эмоций на любимое занятие, связанное с использованием физических упражнений. Третий фактор определяет активизацию творческого процесса, стимулирует сферу интеллектуальной деятельности.
Непосредственное влияние физических упражнений на умственную работоспособность не однозначно. Стимулирующее воздействие, как уже отмечалось, оказывают небольшие нагрузки. Увеличение их интенсивности и объема, не соответствующих подготовленности человека, может быть бесполезным, а при определенных условиях влиять отрицательно. При прочих равных условиях, чем лучше состояние здоровья и выше уровень физической подготовленности человека, тем больше его устойчивость к умственному утомлению, тем сильнее положительное последействие разнообразных физических нагрузок. Вот почему в утренней гимнастике (зарядке), физкультурных паузах на производстве или в учебных заведениях преобладают кратковременные нагрузки умеренной интенсивности. Для поддержания умственной работоспособности на достаточно высоком уровне длительное время целесообразно использовать упражнение средней интенсивности (табл.3).
Таблица 3 – Изменение умственной работоспособности при использовании различных физических нагрузок (по М.Я. Виленскому, 1987)
Интенсивность нагрузки |
ЧСС |
Уровень работоспособности | |||||
исходный |
через 2 ч. |
через 4 ч |
6 ч |
8 ч |
10 ч | ||
небольшая |
100-130 |
100 |
118 |
107 |
102 |
103 |
120 |
средняя |
130-150 |
100 |
108 |
115 |
139 |
128 |
120 |
высокая |
160 и выше |
100 |
103 |
97 |
92 |
86 |
89 |
Ученые разрабатывают оптимальные двигательные режимы для людей, занимающихся умственным трудом, в зависимости от их возраста, пола, состояния здоровья, уровня тренированности, характера деятельности, образа жизни, темперамента и т.п. Так упражнения динамического характера (дозированная ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах, коньки, гребля, езда на велосипеде и т.д.) оказывают в целом более эффективное воздействие на умственную работоспособность, чем упражнения статического характера, хотя последние при определенных условиях также могут использоваться достаточно эффективно.
Физическая активность как
норма и составная часть
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ
В теории и практике производственной физической культуры одной из основных проблем является обоснование выбора средств и форм различных видов данной деятельности. В специальной литературе указывается, что основным подходом к решению этого вопроса является учет специфики содержания труда, характеризующегося целым рядом психофизиологических параметров: рабочей позой и рабочими движениями, величиной физической нагрузки, темпом работы, монотонностью труда, степенью напряжения анализаторов и внимания, степенью и характером умственного и нервно-эмоционального напряжения; физической тяжестью труда, спецификой возбудительных и тормозных процессов при утомлении, загруженностью отдельных функциональных и анализаторных систем, особенностями физиологической структуры развития и накопления утомления, демографическими и физическими характеристиками рабочего контингента [20].
Безусловно, познание вышеперечисленных психофизиологических характеристик труда и особенностей контингента занимающихся – непременное условие эффективности производственной физической культуры. В то же время на производстве сопутствующими, а подчас и основными факторами воздействия на организм человека становятся неблагоприятные гигиенические условия труда, без учета воздействия которых практическое использование средств, форм и методов ПФК является малоэффективным. Все это обусловливает необходимость использования качественно нового метода определения направленности и содержания различных видов ПФК, к которому можно отнести профессиографический подход [20, 21].
Метод профессиографического анализа в своей основе предусматривает, прежде всего, целесообразность производственных детерминант как системы различных по своей функциональной природе и степени воздействия факторов, обусловливающих профессиональную активность трудящихся. Эта система включает в себя две группы факторов: психофизиологические и гигиенические условия труда. К первой группе факторов относятся внешняя механическая работа, дефицит физической нагрузки, рабочая поза и перемещение в пространстве, нервно-эмоциональная нагрузка, монотонность труда. Ко второй группе — загазованность, микроклимат (температура, относительная влажность, скорость движения воздуха), освещенность, вибрация.
Основными критериями выделения перечисленных производственных факторов в профессиографическом методе анализа направленности и содержания ПФК являются:
1) их качественные, комплексные воздействия на организм человека-работника, определяющие особенности и динамику локального и суммарного утомления, предпатологического и патологического характера профессиональных заболеваний;
2) возможность количественного измерения их проявлений в производственном процессе.
В группе психофизиологических факторов внешняя механическая работа является показателем степени физической нагрузки во время работы и ее распределения на различные группы мышц.
Качественный и количественный анализ проявления психофизиологических факторов в трудовом процессе и их влияния на различные системы организма человека позволяет установить общую направленность использования средств и форм различных видов ПФК, в основу комплектования которых положены: характер и динамика утомления, вызывающего снижение работоспособности; функциональное напряжение, приводящее к неблагоприятным устойчивым физиологическим изменениям в различных системах организма; физические качества и двигательные навыки, необходимые в профессии.
Основываясь на профессиографическом подходе нами была разработана профессиографическая анкета (приложение 1) с целью выявления особенностей трудовой деятельности учителей для обоснования использования средств физической культуры для повышения работоспособности.
В качестве основных компонентов трудовой деятельности определены следующие параметры:
- преобладающий тип
- формы организации труда;
- режим работы;
- привычное рабочее положение;
- профессиональные «вредности»;
- преобладающая работа анализаторов;
- виды решаемых задач;
- рабочие органы, преимущественно
участвующие в моторных
- характер рабочих движений;
- преобладание типа выполняемых движений;
- эмоциональное состояние, преобладающее в ходе работы;
- вид и степень утомляемости
в процессе работы и ее
- свойства и качества личности, имеющие существенное значение для успеха в работе;
- наиболее значимые способности для профессии;
- значимые педагогические навыки и умения;
- значимые психофизические качества;
- деятельность систем
организма, имеющие
- значимые психические качества и свойства личности;
- черты личности;
- виды спорта, наиболее способствующие воспитанию и развитию профессионально важных качеств и навыков.
В исследовании приняли участие
учителя предметники
В ходе исследования установлено, преобладающий тип деятельности это обучение и воспитание (45%), контроль (35%) (рис. 1).
Формы организации труда коллективная (75%), индивидуальная (35%), руководящая (25,2%) (рис. 2).
Рис. Преобладающие формы организации труда
Режим работы преобладает в помещении (77,5%) и в дневное время (100%). Привычное рабочее положение стоя (50%) и попеременная (сидя, стоя (50%).
Наиболее часто встречающимися производственными вредностями, с которыми сталкиваются учителя это напряжение голоса (62%); психоэмоциональное напряжение (51,3%); деятельность в условиях дефицита времени (25%) (рис. 3)
Рис. 3 С какими видами профессиональной вредности сталкиваетесь?
По мнению респондентов для профессиональной деятельности наиболее важным является развитие зрительного (90%), слухового (62,5%) и мышечно-двигательного (22,2%) аппарата.
Основные виды решаемых задач – творческие (52,5%), интеллектуальные (37,5%).
Рабочие органы, преимущественно участвующие в моторых действия у учителей это речевой аппарат (57,5%), речедвигательный (42,4%).
Преимущественно отмечается мелкий характер рабочих движений с преобладанием графического типа выполняемых действий.
Эмоциональное состояние, которое преобладает в ходе работы это повышенная готовность к различным, неожиданным действиям в ответ на эмоционалные факторы (37,6%), комфортное состояние с оптималным сочетанием напряжения и расслабления (25%).
Информация о работе Производственная физическая культура работников умственного труда