Производственная физическая культура работников умственного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1 Рассмотреть психофизиологические характеристики умственного труда;
2. Определить условия профессиональной деятельности работников умственного труда (учителей)
3 Рекомендовать средства производственной физической культуры для повышения работоспособности.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, опрос, в виде анкетирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3

1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННОГО ТРУДА ……………………………………………………………………………5
1. 1 Классификация работников умственного труда ……………………5
1.2 Психофизиологические особенности умственного труда ………….7
1.3 Производственная физическая культура в поддержании работоспособности работников умственного труда ……………………………………...13

2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ……………………………………………………………19

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ …………………………………………………………………………………….26

ВЫВОДЫ …………………………………………………………………39

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………41

ППРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………. 43

Файлы: 1 файл

Производственная ФК работников умственного труда.docx

— 213.94 Кб (Скачать файл)

Таким образом, при выполнении предложенных рекомендаций возможно длительное поддержание работоспособности на оптимальном уровне, что обеспечивает эффективность трудовой деятельности.

ВЫВОДЫ

 

Интеллектуальный труд связан с повышенными требованиями к  психической устойчивости, длительным нервным напряжениям, способности перерабатывать большой поток разнообразной информации.

При мыслительной работе наблюдаются  сосудистые реакции, отмечается функциональные изменения, связанные с малой подвижностью. Нервно-эмоциональные перегрузки ухудшают деятельность сердечно-сосудистой системы (повышается АД, учащается ЧСС), нервной системы.

Профессия педагога относится  к разряду стрессогенных, требующих  от него больших самообладания и  саморегуляции.

Выявлены условия профессиональной деятельности работников умственного труда (педагогов). К ним относятся:

- преобладающий тип деятельности это обучение и воспитание (45%);

- формы организации труда  коллективная (75%);

- режим работы преобладает  в помещении (77,5%) и в дневное  время (100%). Привычное рабочее  положение стоя (50%) и попеременная (сидя, стоя (50%).

- производственные вредности  - напряжение голоса (62%); психоэмоциональное напряжение (51,3%);

- наиболее важным является развитие зрительного (90%), слухового (62,5%) и мышечно-двигательного (22,2%) аппарата.

- важными свойствами и качествам педагога являются физические - выносливость (47,5%), морально-волевые - уравновешенность (62,4%) и терпимость (52,6%).

- физические упражнения, которые способствуют воспитанию и развитию профессионально важных качеств и навыков это гимнастические упражнения (УГГ, дыхательная гимнастика и т.п.), спортивные игры (32,5%), оздоровительный бег и ходьба (22,5%), туризм (21,9%), плавание (14,3%).

Обоснованы рекомендации по использованию средств физической культуры для работников умственного  труда, к ним относятся:

- физическая культура  в трудовом процессе;

- утренняя гимнастика;

- средства общего воздействия  (оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, плавание, ходьба на лыжах, велосипедные прогулки, катание на коньках, спортивные и подвижные игры и др.)

- упражнения направленного воздействия (тренировка сосудов головного мозга, дыхательная гимнастика, упражнения для глаз, профилактика нарушений работы кишечника).

Использование рекомендованных  средств физической культуры позволит повысить работоспособность, что благоприятно отразится на показателях эффективности трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Агаджанян, Н.А. Биоритмы, спорт, здоровье / Н.А. Агаджанян,  А.Н. Шабатура. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 208 с.

2. Виленский, М.Я. Работоспособность студентов в учебной деятельности и ее регулирование средствами физической культуры/ М.Я. Виленский: Лекции по курсу «Физическая культура».– М.: Изд-во МНЭПУ, 1995. – 321 с.

3. Виленский, М.Я. Физическая  культура работников умственного  труда / М.Я. Виленский, В.И. Ильинич.  – М.: Знание. – 1987. – 96 с.

4. Гимнастика: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений; под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – М.: Академия. – 2005. – 445 с.

5. Демирчоглян, Г.Г. Компьютер и здоровье / Г.Г. Демирчоглян. – М.: Просвещение, 1995. – 56 с.

6. Динейка, К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка/ К. Динейка. – М.: Медицина, 1986. – 45 с.

7. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие / Ю.И. Евсеев. – Ростов – н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.

8. Заваденко, Н. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование/ Н. Заваденко, Н. Манелис, Т. Успенская, Н. Суворинова, Т. Борисова // Вопросы психологии. – М.: 1999. – № 4. – С. 2.

9. Загорский, Б.И. О содержании  основных понятий теории и  методики профессионально-прикладной  физической подготовки / Б.И. Загорский  // Теория и практика физической  культуры. – 1984. - № 9. – С. 44-49.

10. Киколов, А. И., Материалы к физиологическому обоснованию режима труда и отдыха работников студии телевидения (у пульта управления)/ А.И. Киколов // сб. материалов к физиологическому обоснованию трудовых процессов, М.: Медицина, 1980. – С. 34.

11. Красовский, Е.Б. Организация и гигиена умственного труда/ Е.Б. Красовский. – М.: Просвещение, 1983. – 67 с.

12. Митина, Л.М. Психология  труда и профессионального развития  учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М.  Митина. – М.: Академия, 2004. – 320 с. 

13. Муравов, И.В. Здоровье, трудоспособность и физическая  культура / И.В. Муравов. – К.: Знание  УССР. – 1985. – 48 с.

14. Мусаелов, Н.А. Производственная физическая культура в трудовом коллективе / Н.А. Мусаелов, Н. Нифонтова. – М.: Профиздат. – 1985. – 111 с.

15. Нагорный, В.Э. Гимнастика для мозга / В.Э. Нагорный. – М.: Медицина, 1972. – 45 с.

16. Нифонтова, Л.Н. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом / Л.Н. Нифонтова, Г.В. Павлова. – М., 1993. – 47 с.

17. Пирогова, Е.В. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека/ Е.В. Пирогова, Л.Я. Иващенко, Н.П. Стротко. – Киев,: Полымя. - 1986. – 123 с.

18. Пряжников,  Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия. – 2001. – 480 с.

19. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения/ Ю.В. Мойкин, А.И. Киколов, В.И. Тхоревский  и др., АМН СССР - М.: Медицина, 1987. - 256 с: ил

20. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: учебник для студ. вузов / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Мн., Тесей, - 2003. – 528 с.

21. Фурманов, А.Г. Производственная физическая культура: учеб. пособие / А.Г. Фурманов. – Мн.: БГОИФК. – 1992. – 423 с.

22. Юречко, О.В. Профессиографический  подход в физкультурном образовании студентов педагогических вузов / О.В. Юречко // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и здоровья на Дальнем Востоке и их решение: материалы научно-практической конференции Дальнего Востока по физической культуре и спорту. – Благовещенск: БГПУ, 2007. – С. 224 - 226.

 

 

Приложение 1

Профессиографическая  анкета

Уважаемые респонденты просим Вас принять участие в исследовании, результаты которого будут использованы только в научных целях и Ваше мнение как специалиста – практика очень важно для нас.

Инструкция: Внимательно прочитав вопрос и вариант ответа, выберите тот и те, которые наиболее точно и полно отражают вашу точку зрения и обведите его в кружок или пометьте любым другим способом.

001. Пол ___ 002. Возраст ____ 003 Школа (город, село др.) _____ 004. Стаж  _____

005. Специальность (предмет) __________

I. Преобладающий тип деятельности

006. наблюдение; 007. контроль; 008.  решение  оперативных задач (планирование, принятие решений); 009. переключение  внимания; 010.  графические движения; 011. работа за компьютером; 012. руководство  коллективом;  013 воспитание; 014 чтение литературы; 015 пространственное мышление; 016 концентрация и переключение внимание; 017 необходимость удерживать в памяти большой объем информации; 018 умение держать в поле зрения много объектов; 019 другое (напишите) _____________________________________

II. Укажите формы организации труда: 020 индивидуальная; 021  коллективная; 022 исполнительская; 023  руководящая; 024  деловые контакты (узкие, умеренные, широкие).

III Выделите преобладающие  условия труда:

Микроклиматические условия: 025 - в  помещении; 026 - на открытом воздухе; 027 - рабочее место меняется.

IV. В каком ритме и режиме Вы работаете (Подчеркните преобладающий):

028 - работа в дневное время; 029- ночное; 030 - сменная; 031 - работа регламентированная; 032 - не регламентированная.

Ваша привычная рабочее  положение (поза):

033 - сидя; 034 -  стоя; 035 -  присев; 036 - попеременная; 037 - вольная; 038 - вынужденная; 039 - ограниченная; 040 -  неудобная; 041 -  напряженная; 042 - очень напряженная; 043 – вызывает локальное утомление.

V. С какими видами профессиональной вредности Вы сталкиваетесь:

044 - высокая или низкая температура; 045 – психоэмоциональное напряжение; 046 - гиподинамия; 047 - нервно-мышечное  перенапряжение; 048 – санитарно-гигиенические  неудобства; 049 – шум; 050 – напряжение голоса; 051 деятельность в условиях дефицита времени; 052 – необходимость постоянного контакта с людьми, вызывающие эмоциональное напряжение

Психофизические характеристики деятельности:

VI. Развитие, каких анализаторов особенно необходимо для работы:

053 - зрительного; 054 -  слухового; 055 - мышечно-двигательного; 056 -  вестибулярного; 057 – тактильного; 058 - температурного.

VII. Виды задач, которые Вы решаете:

059 - простые; 060 – сложные 061 - статистические; 062 - динамические; 063 - детерминистские  (однозначное решение, достаточно данных); 064 – вероятностные; 065 – интеллектуальные; 066 - творческие.

VIII. Какие рабочие органы преимущественно участвуют в моторных действиях:

067 Речевой аппарат; 068 - двигательный  аппарат; 069 – речедвигательный аппарат;  070 -руки (вся рука, кисть, пальцы, только правая или левая рука, обе руки); 071 - ноги (вся нога, ступня, голень, правая или левая нога, обе ноги); 072 - руки и ноги.

IX. Укажите характер рабочих движений: 073 - крупные; 074 - мелкие.

X. Какой тип выполняемых движений преобладает: 075 - вращательные; 076 - графические; 077 другие (какие) _________________________________________________________________

XI. Выберите различные характеристики моторных действий по требованиям к психофизическим качествам:

078 быстрые, точные движения пальцев  при работе с мелкими деталями  и предметами в условиях строго  регламентированной или переменной  программы действий, требующей проявления  координации или ловкости рук и ног; 079 искусные, соразмеренные движения рук и ног в различных сочетаниях, которые требуют координации или ловкости рук и ног; 080 согласованность движения с процессом восприятия, требующей сенсомоторной координации; 081 рабочие действия не предъявляют повышенных требований к координации движений и уровню развития психофизических качеств.

XII. Выберите эмоциональное состояние, преобладающее в ходе работы:

082 повышенная готовность к различным,  неожиданным действиям в ответ  на эмоциональные факторы; 083 эмоциональное  напряжение состояния, характеризующиеся  активацией различных функций  организма в связи с конкретными  волевыми актами; 084 стресс (повышенная  напряженность в сочетании со  снижением эффективности действий); 085 комфортное состояние с оптимальным  сочетанием напряжения и расслабления. 086 спокойное уравновешенное состояние

XIII.  Укажите вид и  степень утомляемости в процессе  работы за день: 087 сильно; 088 - средне; 089 - незначительно.

XIV. Утомление носит направленность: 090 умственное; 091 нервное; 092 физическое; 093 – эмоциональное; 094- смешанное.

XV. Больше всего устают: 095 нервная система; 096 сердечно-сосудистая система; 097 мышцы (рук, ног, туловища); 098 глаза; 099 - общее утомление; 100 – речевой аппарат.

XVI. Выделите трудности,  требующие волевых усилий в  процессе работы:

101 наличие риска, опасности в  работе; 102 - большое количество экстремальных  и стрессовых ситуаций, требующих  выдержки и самообладания; 103 - значительные  физические и психические напряжения  и перенапряжения;  104 - отрицательные эмоции, связанные с содержанием и условиями труда, требующие терпения и стойкости; 105 - работа не требует значительных волевых усилий.

XVII. Трудность выполнять  профессиональную деятельность:

106 нагрузка адекватна возможностям  организма; 107 - нагрузка не превышает  физические возможности организма; 108 нагрузка на уровне пограничных  возможностей (замедление физических  функций в конце рабочего дня,  снижение качества работы); 109 - четко  выраженные ухудшения функциональных  возможностей организма в середине и к концу рабочего дня, возможны профессиональные заболевания и травматизм; 110 - нагрузка превышает возможности, возможны хронические заболевания; 111 -  сильно выраженное утомление отмечается в первой половине рабочего дня, большое количество профессиональных заболеваний; 112 – нагрузка связана с нервно-эмоциональным перенапряжением.

XVIII Свойства и качества личности, имеющие существенное значение для успеха в работе, реализуемые в процессе физического воспитания (которые можно выработать, занимаясь физической культурой и спортом и имеющие важное значение в профессионально-педагогической деятельности):

Физические качества: 113 – выносливость; 114 – сила; 115 – быстрота; 116 – координация (ловкость); 117 – гибкость; морально-волевые качества: 118 – уравновешенность; 119 – терпимость; 120 – умение преодолевать трудности (воля) 121 другое (напишите) _____________________________________________

XIX Выберите и подчеркните наиболее значимые качества умения для вашей профессии:

122 - быстрое запоминании  и  воспроизведение запоминаемого; 123 - решение оперативных задач; 124 –  ораторские способности; 125 - коммуникативные  способности (умение находить  контакт); 126 – организаторские способности; 127 - гностические способности; 128 – проектировочные способности (умение планировать) 129 другое (напишите) ___________________________________________________________

Информация о работе Производственная физическая культура работников умственного труда