Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 08:22, курсовая работа
Задачи:
1 Рассмотреть психофизиологические характеристики умственного труда;
2. Определить условия профессиональной деятельности работников умственного труда (учителей)
3 Рекомендовать средства производственной физической культуры для повышения работоспособности.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, опрос, в виде анкетирования.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3
1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННОГО ТРУДА ……………………………………………………………………………5
1. 1 Классификация работников умственного труда ……………………5
1.2 Психофизиологические особенности умственного труда ………….7
1.3 Производственная физическая культура в поддержании работоспособности работников умственного труда ……………………………………...13
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ……………………………………………………………19
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ …………………………………………………………………………………….26
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………39
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………41
ППРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………. 43
Утомление нарастает при неудовлетворенности работой, неудачах. Чувство усталости снимается или ослабляется положительными эмоциями, усилением интереса к работе. В возбужденном состоянии можно и не заметить утомления.
Бывают состояния усталости, при которых еще возможно совершать умственную работу, но в ней уже не обнаруживаются творческие начала, и человек невольно идет за готовыми, стандартными образцами. Затем наступает период, сопровождаемый чувством напряжения, когда для выполнения работы необходимо уже волевое усилие. Дальнейшее продолжение работы приводит к появлению чувства неудовольствия, нередко носящего оттенок раздражения.
Функциональное утомление сначала бывает частичным. Так, устав от вычислительных операций, можно успешно заниматься чтением. Но может быть и такое состояние, когда, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам – только безудержно хочется спать.
С.А. Косиловым выявлены внешние признаки утомления при умственном труде (табл. 1) [3].
Таблица 1 – Внешние признаки утомления при умственном труде (по С.А. Косилову)
Объекты наблюдения |
Утомление | ||
незначительное |
значительное |
резкое | |
Внимание |
Редкие отвлечения |
Рассеянное, частные отвлечения |
Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует |
Поза |
Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища |
Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивание, поддержание головы руками |
Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула |
Движения |
Точные |
Неуверенные, замедленные |
Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка) |
Интерес к новому материалу |
Живой интерес, задают вопросы |
Слабый интерес, отсутствие вопросов |
Полное отсутствие интереса, апатия |
При систематическом перенапряжении
нервной системы возникает
Таблица 2 – Характеристика степеней утомления (по К.К. Платонову)
Симптомы |
Степень утомления | |||
начинающееся |
легкое |
выраженное |
тяжелое | |
Снижение дееспособности |
Малое |
Заметное |
Выраженное |
Резкое |
Появление усталости |
При усиленной нагрузке |
При обычной нагрузке |
При облегченное нагрузке |
Без видимой нагрузки |
Эмоциональные сдвиги |
Временное снижение интереса к работе |
Временами неустойчивость настроения |
Раздражительность |
Угнетение, резкая раздражительность |
Расстройство сна |
Труднее засыпать, просыпаться |
Трудно засыпать или просыпаться |
Сонливость днем |
Бессонница |
Снижение умственной работоспособности |
Нет |
Трудно сосредоточиться |
Временами забывчивость |
|
Вегетативные сдвиги |
Временами тяжесть в голове |
Часто тяжесть в голове |
Головные боли, снижение аппетита |
|
Профилактические меры |
Упорядочение отдыха, физическая культура |
Отдых, физическая культура |
Организованный отдых, уход в отпуск |
Лечение |
У людей, находящихся длительное время в условиях информационных перегрузок, возникает так называемый информационный невроз, обусловленный необходимостью обрабатывать большой поток информации и быстро принимать ее на основе решения. Так по данным А. И. Киколова (1980), у режиссеров и ассистентов телевидения, диспетчеров железнодорожного транспорта и аэропортов гражданской авиации, инженеров на производстве среднее число воспринимаемой информации и ее переключения с одного вида деятельности на другой достигает за рабочую смену 2500. Водитель автотранспорта в крупном городе каждую минуту производит от 30 до 120 профессиональных действий, каждые две минуты попадает в критическую ситуацию, граничащую с риском аварии [10].
Длительное нервно-
По данным Н.Н. Заваденко, Н.А. Манелис, Т.Е. Успенской, И.Н. Сувориновой, Т.П. Борисовой (1999) в специальных школах с математическим уклоном, где учебная нагрузка достаточно высокая, у учащихся выявлено повышенное артериальное давление в 16-23% случаев против 6,5% случая среди школьников обычных школ [8].
Многие виды умственного труда связаны с необходимостью контактировать с другими людьми, целыми коллективами. В таких условиях нервно-эмоциональное напряжение и связанное и ним утомление во многом определяются культурой межличностных отношение, психологическим климатом в коллективе, а зачастую и в семье. Правильно организованный режим рабочего дня, послерабочий отдых, физкультурные занятия, спортивные увлечения существенно помогут в снятии утомления и профилактике невротических и психологических заболеваний (нейрогенной гипертонии, ишемической болезни сердца, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки и др.).
При длительном занятии профессиональным умственным трудом в организме могут возникать функциональные изменения, обусловленные главным образом малой подвижностью. Выражается это в ухудшении работы сердца, склеротических изменениях кровеносных сосудов, появлении гипотонии (у молодых) и гипертонии (у пожилых), возникновении неврозов. Недостаток движений приводит также к ослаблению дыхания. В нижних отделах легких, в полости живота и ногах застаивается кровь. Возникает атония кишечника, в организме накапливаются продукты гниения, появляются головные боли. Снижение окислительных процессов в организме влечет за собой малокровие, а также ожирение.
Известно, что эмоциональные реакции приводят к повышению уровня холестерина в крови в связи с повышением уровня выделения ряда гормонов, например у артистов перед выходом на сцену, у летчиков перед полетом и т. п. Если принять во внимание, что этому химическому веществу приписывают важную роль в развитии склеротических изменений кровеносных сосудов, то станет понятным особое значение профилактики сердечно-сосудистой патологии. От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, а это приводит к ослаблению возбудительного процесса и торможению в определенных зонах коры больших полушарий. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности не только физической, но и умственной, ухудшается общее самочувствие, понижение мышечного тонуса ухудшает осанку.
Все сказанное подчеркивает значение правильной организации умственного труда и условий, в которых он выполняется [3,6,9, 11].
1.3 Производственная физическая
культура в поддержании
Известно, что основу работоспособности человека составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизиологические качества (память, внимание, восприятие и т. д.), физиологические (например, особенности сердечно-сосудистой, эндокринной систем, мышечно-двигательного аппарата) и психологические. Среди особенностей психики можно выделить качества общие, имеющие значение для многих видов деятельности, например сообразительность, добросовестность и др., и специальные, необходимые для успешного выполнения конкретной работы педагога, машинистки, научного работника и т. д. [12]
Работоспособность человека определяется тремя группами факторов:
- физиологического характера — состояния здоровья, т. е. нормальное функциональное состояние основных систем, половая принадлежность, питание, сон, общая нагрузка, организация отдыха и др.;
- физические – воздействующие на организм через органы чувств: степень и характер освещения рабочего места, температура воздуха, шум и др.; психические – самочувствие, настроение, мотивация и др. На работоспособность в данный момент влияет не только каждый из них в отдельности, но и различные их сочетания.
Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется с индивидуальными биологическими ритмами человека. Наибольшее значение имеют суточные ритмы, в процессе которых изменяется более 50 функций организма. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем достигают максимальных значений в период бодрствования, в то время как ночью происходят в основном восстановительные процессы. Чем точнее совпадает начало умственного труда с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее он выполняется.
Естественные для человека природные биоритмы функционирования организма: наибольшая активность и работоспособность утром (8-12 ч), затем некоторый спад в середине дня (12-16 ч), снова некоторый подъем вечером (16-22 ч) и резкое снижение ночью (22-8 ч). Однако среди так называемых «жаворонков», которые встают рано, с утра бодры и жизнерадостны, наиболее работоспособны с 9 до 14 часов, немало людей вечернего типа - «сов», которые наиболее работоспособны после 18 часов, поздно отходят ко сну, встают поздно заторможенными, нередко с головной болью.
Исследованиями установлено, что ощущение повышенной работоспособности в вечерние и ночные часы у «сов» не опирается на суточную ритмику функциональной работоспособности. Это расхождение у отдельных лиц может достигать 8 часов, что неблагоприятно для человека. Не случайно именно среди «сов» наиболее часты существенные отклонения в функционировании сердечно-сосудистой системы. «Совы» формируются в результате определенных условий жизни, труда и быта вопреки жизненным ритмам человека. В таких случаях требуется сознательное исправление этого отклонения от нормы [1].
В крестьянской среде, где люди заняты преимущественно физическим трудом, и сейчас «сов» нет. Человек издавна вставал с восходом солнца, работал и сравнительно рано, с заходом солнца, ложился спать.
Изо дня в день, из года в год человек живет в условиях смены дня и ночи. Народная мудрость, гласящая, что «утро вечера мудренее», опирается на оптимальную возбудимость коры головного мозга в утренние часы. Значит, надо так распределять нагрузку, чтобы решение самой трудной задачи приходилось на те часы, когда мозг функционирует на полную мощность, а период спада работоспособности использовать для отдыха, в том числе активного, или для выполнения менее сложного труда.
Ошибочно поступают те, кто в поисках тишины, уединения откладывает выполнение работы на ночь. Ведь это самое непродуктивное время, когда снижены все функции организма и от него требуются нервные усилия гораздо большие, чем днем. И кроме того, высокая продуктивность, достигнутая однажды, не оправдывает того ущерба, который наносится человеку нарушением нормального суточного ритма. После эпизодической работы ночью обычно недостаточно отдыхают днем, в результате возникает перенапряжение нервной системы и, как следствие, несколько дней вялого, малопродуктивного состояния. Тем более вредна систематическая работа по ночам, приводящая к хроническому переутомлению.
При обычном ежедневном цикле работы наблюдается и недельная периодика работоспособности, относительный максимум которой фиксируется во вторник – среду – четверг, что также следует учитывать при планировании своей деятельности.
Работа представителей многих групп умственного труда связана с выездами в командировки, нередко дальние. Нередко у тех, кто пересек несколько часовых поясов на авиалайнере, возникает болезненное состояние – десинхроноз как следствие резкого изменения режима сна и отдыха.
Он проявляется усталостью, плохим самочувствием, бессонницей. Однако пластичная нервная система человека способна адаптироваться к новым внешним условиям.
Информация о работе Производственная физическая культура работников умственного труда