Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 08:22, курсовая работа
Задачи:
1 Рассмотреть психофизиологические характеристики умственного труда;
2. Определить условия профессиональной деятельности работников умственного труда (учителей)
3 Рекомендовать средства производственной физической культуры для повышения работоспособности.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, опрос, в виде анкетирования.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3
1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННОГО ТРУДА ……………………………………………………………………………5
1. 1 Классификация работников умственного труда ……………………5
1.2 Психофизиологические особенности умственного труда ………….7
1.3 Производственная физическая культура в поддержании работоспособности работников умственного труда ……………………………………...13
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ……………………………………………………………19
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ …………………………………………………………………………………….26
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………39
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………41
ППРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………. 43
XX. Подчеркните значимые
педагогические навыки и умения
XXI. Выберите одно или
несколько наиболее значимых
для Вашей профессии
134 быстрота реакции (свет, звук, сложная реакция) 1, 2, 3, 4 , 5; 135 - быстрота ответного движения 1, 2, 3,4, 5;
136 частота движения 1,2, 3,4 , 5;
138 - выносливость статическая 1,
2,3, 4 , 5;
140 - ловкость общая 1, 2, 3, 4 , 5;
142 - координация движений 1, 2,3, 4 , 5;
144 - сила ног 1,2, 3,4 , 5;
146 - сила спины 1, 2, 3,4 , 5.
XXII. Выделите наиболее значимые для Вашей профессии психофизические качества (в баллах):
148 способность к прямостоянию 1,
2, 3,4 , 5;
150 - различное проявление функций внимания 1,2, 3, 4 , 5; 151 - хорошо развитый глазомер 1, 2, 3,4 , 5;
152 - мышечно-суставная
154 - пространственно-временная
156 - резервные возможности
XXIII. Выделите наиболее
значимые системы организма
158 организм в целом 1, 2, 3, 4 , 5;
160 сердечно-сосудистая система
1, 2, 3, 4 , 5;
162 система терморегуляции 1, 2, 3, 4 ,
5;
164 зрительный анализатор 1, 2, 3,4 , 5;
166 температурный анализатор 1, 2, 3,
4 , 5;
168 лор-органы 1,2,3,4,5
XXIV. Выделите наиболее
значимые для Вашей профессии
психические качества и
Психические процессы: 170 мышление 1, 2, 3,4, 5; 171 - память 1,2, 3,4, 5;
172 - ощущения и восприятия 1, 2, 3,
4, 5;
174 - речь 1,2,3,4,5
176 – воображение 1,2,3,4,5
178 – воля 1,2,3,4,5
XXV Черты личности:
180 наблюдательность 1, 2, 3, 4, 5;
182 целеустремленность 1,2, 3, 4, 5;
184 исполнительность 1, 2,3, 4, 5;
186 смелость и решительность
1, 2, 3, 4, 5;
188 мягкость 1, 2, 3, 4, 5;
190 способность работать в
192 требовательность 1,2,3,4,5
194 всестороннее развитие 1,2,3,4,5
196 – эрудированность 1,2,3,4,5
XXVI. Какие виды спорта
больше всего способствуют
198 баскетбол; 199 волейбол; 200 н. теннис; 201 футбол; 202 бадминтон; 203 легкая атлетика; 204 гимнастика; 205 борьба; 206 йога; 207 плавание; 208 лыжный спорт; 209 туризм; 210 авто и мотоспорт; 211 аэробика; 212 дыхательная гимнастика; 213 нетрадиционные системы упражнений; 214 - бодибилдинг; 215 - стрельба
Приложение 2
Примерный комплекс в условиях учреждения
Упражнение 1. Ходьба на месте в спокойном темпе с расслаблением мышц рук и ног 25-30 секунд, дыхание свободное.
Упражнение 2. Из основной стойки на счет 1—2, поднимаясь на одной левой ноге, отвести другую назад, руки вверх, вдох. На счет 3—4 вернуться в исходное положение, расслабленно потряхивая руками внизу, выдох. Повторить 6—8 раз.
Упражнение 3. Основная стойка, руки вперед, вдох. На счет 1 сделать присед на носках с махом руками вниз-назад, выдох; на счет 2, выпрямляясь, отставить правую ногу в сторону и повернуть туловище вправо с махом руками в стороны-назад, вдох; приставляя правую ногу, принять исходное положение, выдох. На счет 3—4 проделать то же, но с поворотом налево и отставлением левой ноги. Для людей молодого и среднего возраста проделать 10—12 раз, для пожилых — 6—8 раз.
Упражнение 4. Из стойки ноги врозь на счет 1 — наклон вперед, руки в стороны, выдох; на счет 2 выпрямиться с расслабленным махом руками вниз, вдох; на счет 3 — наклон вправо, левая рука вверх, правая на пояс, выдох; на счет 4 — выпрямиться с расслабленными махом руками вниз, выдох. На счет 5—8 повторить то же, но с наклоном влево. Повторить упражнение 8—10 раз.
Упражнение 5. Бег на месте, расслабленно встряхивая кистями, опущенными вниз. Для лиц молодого и среднего возраста 30—35 секунд, для пожилых — 20—25 секунд с последующим переходом на ходьбу до восстановления дыхания.
Упражнение 6. Стоя ноги врозь, вращать головой попеременно влево и вправо 15—20 секунд. Выполнять в спокойном темпе, дыхание не задерживать.
Первая серия коротких физкультминуток предназначена для предупреждения местных утомлений (поясницы, шеи, кистей рук).
Упражнение 1. Не прекращая работы и не снимая рук со стола или не меняя их положения, медленно с силой прогнуться в пояснице, расправить спину. Это движение полезно выполнять неоднократно в течение рабочего дня, но в каждом случае только 1—2 раза.
Упражнение 2. Прогибая поясницу, растирать ее тыльной стороной кисти одной или обеих рук.
Упражнение 3. Сильно прогибаясь в пояснице, медленно и энергично отводить руки назад и наружу. Это движение можно выполнять взамен двух предыдущих, когда ощущается сильное нарастание утомления в пояснице.
Упражнение 4. То же, что и предыдущее, но выпрямляя ноги. Упражнение более общего воздействия. Выпрямлять ноги можно и в сочетании с первыми упражнениями.
Упражнение 5. Растирание мышц
шеи и верхней части
Комплекс упражнений для людей с нервно-напряженным трудом.
Упражнение 1. Встать, ноги на врозь. На счет 1—2, сжав кисти в кулаки и сильно напрягая мышцы рук, поднять их через стороны вверх, потянуться; на счет 3 подняться на носки, разжать кисти, напряженно развести пальцы; 4 — вернуться в исходное положение. Повторить 6—8 раз.
Упражнение 2. Из основной стойки на счет 1 сделать шаг влево с поворотом туловища налево, руки влево; 2 — поворот туловища направо, руки вправо; 3 — поворот туловища налево, руки влево; 4 — вернуться в исходное положение. То же — с другой ноги. Повторить 8—10 раз.
Упражнение 3. И.П. О.С.. На счет 1—2 — наклон вперед, прогнувшись, руки вперед, смотреть вперед; 3 — коснуться руками пола; 4 — вернуться в исходное положение. Повторить 8—10 раз.
Упражнение 4. Стоя, опираясь руками о стенку или стол, на счет 1—2, сгибая правую руку, предплечьем коснуться стены; 3—4 — вернуться в исходное положение. То же — с другой руки. Повторить 6—12 раз в удобном темпе.
Упражнение 5. Руки на поясе. Раз — прыжок ноги вместе; 2 — прыжок на правой, левую в сторону; 3 — прыжок на левой, правую в сторону; 4 — прыжок на двух ногах. Повторить 10—16 раз. Перейти на ходьбу на месте с движениями рук через стороны вверх с глубоким дыханием.
Упражнение 6. Основная стойка. На счет 1 согнуть правую ногу в колене, руки на колене; 2 — с толчком рук мах правой ногой назад, руки отвести назад, посмотреть вверх; 3 — удержать положение; 4 — вернуться в исходное положение. То же — с другой ноги. Повторить 10— 12 раз.
Упражнение 7. Основная стойка. На счет 1 подняться на носки, руки вперед; 2 — шаг правой ногой в сторону, сгибая руки в локтях, напряженно отвести их вниз-назад; 3— приставить правую ногу, подняться на носки, руки в стороны, закрыть глаза; 4 — вернуться в исходное положение. То же с другой ноги. Повторить 14—16 раз в убыстряющемся темпе.
Приложение
Профилактика утомляемости мышц, удерживающих голову в наклонном положении над столом, производится и непроизвольно, путем многочисленных и подчас неконтролируемых движений головой, а также попутно с упражнениями в выравнивании позвоночника.
Упражнение 1, Глубокий вдох и полный выдох. В процессе работы сидя время от времени непроизвольно возникает глубокий вдох как профилактическая мера от застоя в легких отработанного воздуха.
Упражнение 2. Растирание левой рукой правой кисти, утомленной длительным письмом, последующее встряхивание ее и резкое растопыривание пальцев в противовес длительной позе при держании ручки или карандаша. Можно совмещать с другими упражнениями, в том числе с глубоким вдохом и выдохом.
Упражнение 3. Изменение рабочей позы. Например, откинуться на спинку стула, передвинуть его ближе к столу или, наоборот, отодвинуть подальше, наконец, пересесть на другой стул, чтобы изменить высоту посадки, и т. п.
Утомление мышц кистей,
часто наблюдающееся при
1. Сжимать и разжимать пальцы рук, постепенно убыстряя темп до предела, затем замедляя его до остановки.
Каждое упражнение выполняется в течение минуты, стоя или сидя.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики
1. Повороты головы направо и налево. На каждый поворот (в конечной точке) короткий, шумный, быстрый выдох. Вдох носом настолько резкий, что слегка втягиваются, сжимаются (а не раздуваются) крылья носа. Темп – один вдох в секунду. О выдохе совсем не думать. Он происходит автоматически через слегка приоткрытый рот. Это положение относится ко всем другим упражнениям.
2. Наклоны головы вправо и влево. Резкий вдох в конце каждого движения
3. Наклоны головы вперед, назад. Короткий вдох в конце каждого движения.
Эти упражнения носят характер разминки.
4. Сведение рук перед грудью, правая рука то сверху, то снизу. При таком встречном движении рук сжимается верхняя часть легких и происходит быстрый шумный выдох.
5. Пружинистные наклоны вперед. Мгновенный вдох в нижней точке
6. Пружинистые наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох в нижней точке.
7. Пружинистые приседания в полувыпаде. Смена положения ног на 4 счета. Вдох в крайней точке приседания в момент сведения опущенных рук.
8. Наклоны вперед и назад (по принципу маятника). Вдох в крайней точке вперед, а потом - наклон назад, естественный вдох.
Каждое упражнение выполняется сериями по 8 упражнений в каждом. Пауза между сериями 5-6 секунд, между упражнениями до 12 секунд. Выполняются комплексы утром и вечером (2 раза в день).
Информация о работе Производственная физическая культура работников умственного труда