Производственная физическая культура работников умственного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1 Рассмотреть психофизиологические характеристики умственного труда;
2. Определить условия профессиональной деятельности работников умственного труда (учителей)
3 Рекомендовать средства производственной физической культуры для повышения работоспособности.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, опрос, в виде анкетирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3

1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННОГО ТРУДА ……………………………………………………………………………5
1. 1 Классификация работников умственного труда ……………………5
1.2 Психофизиологические особенности умственного труда ………….7
1.3 Производственная физическая культура в поддержании работоспособности работников умственного труда ……………………………………...13

2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ……………………………………………………………19

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ …………………………………………………………………………………….26

ВЫВОДЫ …………………………………………………………………39

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………41

ППРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………. 43

Файлы: 1 файл

Производственная ФК работников умственного труда.docx

— 213.94 Кб (Скачать файл)

XX. Подчеркните значимые  педагогические навыки и умения: 130 - выразительности речи; 131 - владение различными методами обучения; 132 - рациональная организация режима дня; 133 - умение научно организовать труд.

XXI. Выберите одно или  несколько наиболее значимых  для Вашей профессии физические  качества (в баллах):

134 быстрота реакции (свет, звук, сложная реакция) 1, 2, 3, 4 , 5; 135 - быстрота  ответного движения 1, 2, 3,4, 5;

136  частота движения 1,2, 3,4 , 5;                                                      137 - выносливость общая 1,2, 3,4 , 5;

138 - выносливость статическая 1, 2,3, 4 , 5;                                     139 - гибкость 1, 2, 3,4 , 5;

140 - ловкость общая 1, 2, 3, 4 , 5;                                                       141 - ловкость предметная 1, 2, 3,4 , 5;

142 - координация движений 1, 2,3, 4 , 5;                                           143 - сила рук 1,2, 3,4 , 5;

144 - сила ног 1,2, 3,4 , 5;                                                                       145 - сила пресса 1, 2,3,4 , 5;

146 - сила спины 1, 2, 3,4 , 5.                                                                 147 – удержание правильной позы 1,2,3,4,5

XXII. Выделите наиболее  значимые для Вашей профессии  психофизические качества (в баллах):

148 способность к прямостоянию 1, 2, 3,4 , 5;                                    149 - устойчивость на ограниченной  опоре 1, 2, 3, 4 , 5;

150 - различное проявление функций  внимания 1,2, 3, 4 , 5;            151 - хорошо развитый глазомер 1, 2, 3,4 , 5;

152 - мышечно-суставная чувствительность 1, 2, 3, 4 , 5;                 153 – умение переключать внимание 1,2,3,4,5

154 - пространственно-временная ориентация 1, 2, 3, 4 , 5;             155 – умение концентрироваться

156 - резервные возможности организма  (устойчивость к гипоксии, интоксикации, холодовая устойчивость; перепадам  давления; перепадам температуры) 1,2, 3, 4 , 5;                                                  157 -  чувство времени 1, 2, 3, 4 , 5.

XXIII. Выделите наиболее  значимые системы организма для  Вашей профессии (в баллах):

158 организм в целом 1, 2, 3, 4 , 5;                                                       159 нервная система 1,2, 3,4 , 5;

160 сердечно-сосудистая система  1, 2, 3, 4 , 5;                                   161 дыхательная система 1, 2, 3,4 , 5;

162 система терморегуляции 1, 2, 3, 4 , 5;                                           163 нервно-мышечный аппарат 1, 2, 3, 4 , 5;

164 зрительный анализатор 1, 2, 3,4 , 5;                                              165 слуховой анализатор 1, 2, 3,4 , 5;

166 температурный анализатор 1, 2, 3, 4 , 5;                                       167 кинестезический аппарат 1, 2, 3, 4 , 5;

168 лор-органы  1,2,3,4,5                                                                       169 ЦНС (мозг) 1,2,3,4,5

XXIV. Выделите наиболее  значимые для Вашей профессии  психические качества и свойства  личности (в баллах):

Психические процессы: 170  мышление 1, 2, 3,4, 5;                           171  - память 1,2, 3,4, 5;

172 - ощущения и восприятия 1, 2, 3, 4, 5;                                            173 - внимание 1, 2,3, 4, 5.

174  - речь   1,2,3,4,5                                                                                 175 – общение 1,2,3,4,5

176 – воображение  1,2,3,4,5                                                                    177 – чувства 1,2,3,4,5

178 – воля 1,2,3,4,5                                                                                   179 - деятельность 

XXV Черты личности:

180 наблюдательность 1, 2, 3, 4, 5;                                                     181 эмоциональная устойчивость 1, 2, 3,4, 5;

182 целеустремленность 1,2, 3, 4, 5;                                                   183 дисциплинированность 1, 2, 3,4, 5;

184 исполнительность 1, 2,3, 4, 5;                                                       185 самостоятельность 1, 2, 3,4, 5;

186 смелость и решительность  1, 2, 3, 4, 5;                                        187 выдержка и самообладание 1,2, 3, 4, 5;

188 мягкость 1, 2, 3, 4, 5;                                                                      189 коммуникабельность 1, 2, 3,4, 5;

190 способность работать в экстремальных  ситуациях 1, 2, 3, 4, 5.                       191 строгость 1,2,3,4,5

192 требовательность 1,2,3,4,5                                                             193 понимание и сочувствие 1,2,3,4,5

194 всестороннее развитие 1,2,3,4,5                                                    195 тактичность 1,2,3,4,5

196 – эрудированность 1,2,3,4,5                                                           197 умение логично и доступно  объяснять  1,2,3,4,5

XXVI. Какие виды спорта  больше всего способствуют воспитанию  и развитию профессионально важных качеств и навыков для вашей специальности:

198 баскетбол; 199 волейбол;  200 н. теннис;   201 футбол;  202 бадминтон; 203 легкая  атлетика;  204 гимнастика;  205 борьба; 206 йога;  207 плавание;   208  лыжный спорт; 209 туризм;   210 авто и мотоспорт; 211 аэробика;   212 дыхательная гимнастика; 213 нетрадиционные системы упражнений;    214 - бодибилдинг;    215 - стрельба      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Примерный комплекс в условиях учреждения

Упражнение 1. Ходьба  на месте в спокойном темпе с расслаблением мышц рук и ног 25-30 секунд, дыхание свободное.

Упражнение 2. Из основной стойки на счет 1—2, поднимаясь на одной левой ноге, отвести другую назад, руки вверх, вдох. На счет 3—4 вернуться в исходное положение, расслабленно потряхивая руками внизу, выдох. Повторить 6—8 раз.

Упражнение 3. Основная стойка, руки вперед, вдох. На счет 1 сделать  присед на носках с махом руками вниз-назад, выдох; на счет 2, выпрямляясь, отставить правую ногу в сторону  и повернуть туловище вправо с  махом руками в стороны-назад, вдох; приставляя правую ногу, принять исходное положение, выдох. На счет 3—4 проделать то же, но с поворотом налево и отставлением левой ноги. Для людей молодого и среднего возраста проделать 10—12 раз, для пожилых — 6—8 раз.

Упражнение 4. Из стойки ноги врозь на счет 1 — наклон вперед, руки в стороны, выдох; на счет 2 выпрямиться с расслабленным махом руками вниз, вдох; на счет 3 — наклон вправо, левая рука вверх, правая на пояс, выдох; на счет 4 — выпрямиться с расслабленными махом руками вниз, выдох. На счет 5—8 повторить то же, но с наклоном влево. Повторить упражнение 8—10 раз.

Упражнение 5. Бег на месте, расслабленно встряхивая кистями, опущенными вниз. Для лиц молодого и среднего возраста 30—35 секунд, для пожилых — 20—25 секунд с последующим переходом на ходьбу до восстановления дыхания.

Упражнение 6. Стоя ноги врозь, вращать головой попеременно влево и вправо 15—20 секунд. Выполнять в спокойном темпе, дыхание не задерживать.

Первая серия  коротких физкультминуток предназначена для предупреждения местных утомлений (поясницы, шеи, кистей рук).

Упражнение 1. Не прекращая  работы и не снимая рук со стола  или не меняя их положения, медленно с силой прогнуться в пояснице, расправить спину. Это движение полезно выполнять неоднократно в течение рабочего дня, но в каждом случае только 1—2 раза.

Упражнение 2. Прогибая поясницу, растирать ее тыльной стороной кисти одной или обеих рук.

Упражнение 3. Сильно прогибаясь в пояснице, медленно и энергично отводить руки назад и наружу. Это движение можно выполнять взамен двух предыдущих, когда ощущается сильное нарастание утомления в пояснице.

Упражнение 4. То же, что и предыдущее, но выпрямляя ноги. Упражнение более общего воздействия. Выпрямлять ноги можно и в сочетании с первыми упражнениями.

Упражнение 5. Растирание мышц шеи и верхней части трапециевидной мышцы, нажимая по направлению к подключичным лимфатическим узлам. Упражнение можно комбинировать с первым.

 

Комплекс упражнений для людей с нервно-напряженным трудом.

Упражнение 1. Встать, ноги на врозь. На счет 1—2, сжав кисти в кулаки и сильно напрягая мышцы рук, поднять их через стороны вверх, потянуться; на счет 3 подняться на носки, разжать кисти, напряженно развести пальцы; 4 — вернуться в исходное положение. Повторить 6—8 раз.

Упражнение 2. Из основной стойки на счет 1 сделать шаг влево с  поворотом туловища  налево, руки влево; 2 — поворот туловища направо, руки вправо; 3 — поворот туловища налево, руки влево; 4 — вернуться в исходное положение. То же — с другой ноги. Повторить 8—10 раз.

Упражнение 3. И.П. О.С.. На счет 1—2 — наклон вперед, прогнувшись, руки вперед, смотреть вперед; 3 — коснуться руками пола; 4 — вернуться в исходное положение. Повторить 8—10 раз.

Упражнение 4. Стоя, опираясь руками о стенку или стол, на счет 1—2, сгибая правую руку, предплечьем коснуться стены; 3—4 — вернуться в исходное положение. То же — с другой руки. Повторить 6—12 раз в удобном темпе.

Упражнение 5. Руки на поясе. Раз — прыжок ноги вместе; 2 —  прыжок на правой, левую в сторону; 3 — прыжок на левой, правую в сторону; 4 — прыжок на двух ногах. Повторить 10—16 раз. Перейти на ходьбу на месте  с движениями рук через стороны вверх с глубоким дыханием.

Упражнение 6. Основная стойка. На счет 1 согнуть правую ногу в колене, руки на колене; 2 — с толчком рук  мах правой ногой назад, руки отвести  назад, посмотреть вверх; 3 — удержать положение; 4 — вернуться в исходное положение. То же — с другой ноги. Повторить 10— 12 раз.

Упражнение 7. Основная стойка. На счет 1 подняться на носки, руки вперед; 2 — шаг правой ногой в сторону, сгибая руки в локтях, напряженно отвести  их вниз-назад; 3— приставить правую ногу, подняться на носки, руки в стороны, закрыть глаза; 4 — вернуться в исходное положение. То же с другой ноги. Повторить 14—16 раз в убыстряющемся темпе.

 

 

Приложение 

Профилактика утомляемости мышц, удерживающих голову в наклонном  положении над столом, производится и непроизвольно, путем многочисленных и подчас неконтролируемых движений головой, а также попутно с упражнениями в выравнивании позвоночника.

Упражнение 1, Глубокий вдох и полный выдох. В процессе работы сидя время от времени непроизвольно возникает глубокий вдох как профилактическая мера от застоя в легких отработанного воздуха.

Упражнение 2. Растирание левой рукой правой кисти, утомленной длительным письмом, последующее встряхивание ее и резкое растопыривание пальцев в противовес длительной позе при держании ручки или карандаша. Можно совмещать с другими упражнениями, в том числе с глубоким вдохом и выдохом.

Упражнение 3. Изменение рабочей позы. Например, откинуться на спинку стула, передвинуть его ближе к столу или, наоборот, отодвинуть подальше, наконец, пересесть на другой стул, чтобы изменить высоту посадки, и т. п.

Утомление мышц кистей, часто наблюдающееся при длительном выполнении письменной работы, можно  снимать следующими упражнениями:

1. Сжимать и разжимать пальцы рук, постепенно убыстряя темп до предела, затем замедляя его до остановки.

  1. Сжимая и разжимая пальцы, поднимать и опускать руки.
  2. Руки вытянуть вперед на уровне груди ладонями вверх, последовательно сгибать и разгибать пальцы, начиная с большого.
  3. Пальцы слегка сжаты в кулак, вращать кисти рук в направлении друг к другу, затем в обратную сторону.

Каждое упражнение выполняется  в течение минуты, стоя или сидя.

 

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

1. Повороты головы направо  и налево. На каждый поворот  (в конечной точке) короткий, шумный, быстрый выдох. Вдох носом настолько резкий, что слегка втягиваются, сжимаются (а не раздуваются) крылья носа. Темп – один вдох в секунду. О выдохе совсем не думать. Он происходит автоматически через слегка приоткрытый рот. Это положение относится ко всем другим упражнениям.

2. Наклоны головы вправо  и влево. Резкий вдох в конце  каждого движения

3. Наклоны головы вперед, назад. Короткий вдох в конце  каждого движения.

Эти упражнения носят характер разминки.

4. Сведение рук перед  грудью, правая рука то сверху, то снизу. При таком встречном движении рук сжимается верхняя часть легких и происходит быстрый шумный выдох.

5. Пружинистные наклоны  вперед. Мгновенный вдох в нижней  точке 

6. Пружинистые наклоны  назад со сведением поднятых  рук. Вдох в нижней точке.

7. Пружинистые приседания  в полувыпаде. Смена положения  ног на 4 счета. Вдох в крайней  точке приседания в момент  сведения опущенных рук.

8. Наклоны вперед и  назад (по принципу маятника). Вдох в крайней точке вперед, а потом - наклон назад, естественный  вдох.

Каждое упражнение выполняется  сериями по 8 упражнений в каждом. Пауза между сериями 5-6 секунд, между  упражнениями до 12 секунд. Выполняются  комплексы утром и вечером (2 раза в день).

Информация о работе Производственная физическая культура работников умственного труда