Развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 00:14, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по боксу как виду спортивной деятельности и структуре подготовки спортсменов.
2.Провести теоретический анализ влияния эмоционально-волевой сферы человека на процесс спортивной деятельности.
3.Выявить особенности развития эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….4
I.Бокс как вид спортивной деятельности и подготовка спортсменов...7
1.1. Специфика бокса как вида спорта……………………………………7
1.2. История возникновения и становления женского бокса в нашей стране…………………………………………………………………..9
1.3. Структура подготовки боксеров……………………………………12
1.3.2. Тактическая подготовка боксеров…………………………...12
1.3.1. Техническая подготовка боксеров…………………………...15
1.3.3. Физическая подготовка боксеров……………………………19
1.3.4. Теоретическая подготовка боксеров…………………………29
1.3.5. Психологическая подготовка боксеров……………………...31
II.Эмоционально-волевая сфера и ее влияние на спортивную деятельность …………………………………………………………………….42
2.1. Понятия эмоционально-волевой сферы ……………………………42
2.2. Развитие эмоциональной и волевой сферы в процессе деятельности……………………………………………………………………..43
2.3. Особенности эмоционально-волевой сферы женщин спортсменок……………………………………………………………………...58
III.Особенности эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом …………………………………………………………64
3.1. Организация и методы исследования ………………………………64
3.2. Эмоциональные и волевые проявления спортсменок, занимающихся боксом ………………………………………………………….67
Выводы …………………………………………………………………………..77
Список литературы ……………………………………………………………..80

Файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 561.50 Кб (Скачать файл)

 

Сравнивая волевую сферу высококвалифицированных  спортсменок (табл.6) можно отметить, что показатели проявления волевых  качеств как у спортсменок занимающихся боксом, так и у других находятся в пределах диапазона средне-высоких значений.

Причем, у боксёрок больше показателей  проявления волевых качеств находящихся  в диапазоне высоких значений (4 значения из 10 изученных, соответственно у девушек, занимающихся другими видами спорта - 0 значений). Более того, по «Настойчивости – упорству» эти показатели  находится на достоверно значимом уровне  (t=2,23; р<0,05).

Опираясь на табл.7, можно  отметить, что психические состояния  спортсменок – разрядниц хуже, чем у мастеров спорта.

Таблица 7

Сравнительная характеристика психических  состояний высококвалифицированных  спортсменок и спортсменок-разрядниц, занимающихся боксом

 

Психические состояния

(А.Т. Джерсайлду)

Мастера спорта

(n =7)

Спортсмены - разрядники

(n =6)

t

р

X ср. ± s

X ср. ± s

Одиночество

1,86±1,77

3,67±3,44

1.16

-

Бессмысленность существования

2,00±1,15

2,67±2,42

0,62

-

Свобода выбора

2,14±1,35

2,50±2,43

0,32

-

Половой конфликт

1,14±1,21

0,83±0,98

0,51

-

Враждебный конфликт

4,00±2,38

5,83±1,83

1,56

-

Расхождение между реальным и идеальным «Я»

2,43±1,99

2,50±1,87

0,07

-

Свобода воли

2,86±2,27

4,67±2,16

1,47

-

Безнадежность

1,43±1,90

3,83±1,72

2,39

0,05

Чувство неприкаянности

0,71±0,95

2,50±2,95

1,42

-


 

Среди девушек с более низким стажем спортивной деятельности и более низкой квалификации, большее число лиц испытывающих одиночество, враждебный конфликт, свободу воли и чувство неприкаянности, а по показателю «Безнадежность» имеются достоверно значимые различия относительно высококвалифицированных спортсменов (t=2,39; р<0,05).

Можно предположить, что объемные и интенсивные нагрузки, которые  испытывают высококвалифицированные  спортсменки, сглаживают негативные психические  состояния. Правда, эта гипотеза требует  дополнительного исследования и доказательств.

Таблица 8

Сравнительная характеристика эмоциональных  состояний высококвалифицированных  спортсменок и спортсменок-разрядниц, занимающихся боксом

Эмоциональные состояния

Мастера спорта

(n =7)

Спортсмены - разрядники

(n =6)

t

р

X ср. ± s

X ср. ± s

Эмпатийность

72,00±9,22

74,33±8,55

0,45

-

Психомоторная эмоциональность

23,29±5,53

28,00±4,98

1,62

-

Интеллектуальная эмоциональность

28,43±3,46

32,33±6,12

1,38

-

Коммуникативная эмоциональность

26,71±4,68

32,50±4,23

2,34

0,05

Прямая вербальная агрессия

5,14±2,61

6,67±2,34

1,40

-

Косвенная вербальная агрессия

6,29±1,11

7,23±2,16

1,06

-

Прямая физическая агрессия

5,29±0,95

5,83±2,14

0,57

-

Косвенная физическая агрессия

3,29±1,89

3,17±2,14

0,40

-

Общая агрессия

20,00±4,12

23,00±7,35

0,83

-


 

Эмоциональная сфера спортсменок–разрядниц (табл. 8), занимающихся боксом имеет  более выраженный характер, чем у  спортсменок высокой квалификации по целому ряду показателей.

Более того, по коммуникативной эмоциональности  эти показатели находятся на доствернозначимом  уровне (t=2,34; р<0,05).  По всей видимости, характер спортивной деятельности девушек делает их более сдержанными в проявлении эмоций. Кроме того, можно отметить, что у высококвалифицированных спортсменок показатели агрессивности несколько снижаются.

Таблица 9

Сравнительная характеристика волевой  сферы высококвалифицированных  спортсменок и спортсменок-разрядниц, занимающихся боксом

Эмоциональные состояния

Мастера спорта

(n =7)

Спортсмены - разрядники

(n =6)

t

р

X ср. ± s

X ср. ± s

Целеустремленность (выраженная)

32,60±3,78

25,33±3,14

3,43

0,01

Целеустремленность (генерализованная)

30,00±1,58

27,17±2,14

2,51

0,05

Смелость и решительность (выраженная)

24,80±3,27

20,50±2,35

2,65

0,05

Смелость и решительность (генерализованная)

27,00±3,08

23,50±6,19

1,17

-

Настойчивость и упорство (выраженная)

34,80±2,77

27,33±4,13

3,52

0,01

Настойчивость и упорство (генерализованная)

28,00±4,64

26,67±6,41

0,40

-

Самостоятельность и  инициативность (выраженная)

29,40±4,62

24,33±2,88

2,34

0,05

Самостоятельность и  инициативность (генерализованная)

23,80±4,65

23,17±6,88

0,18

-

Самообладание и выдержка (выраженная)

30,40±3,71

24,00±3,74

2,93

0,05

Самообладание и выдержка (генерализованная)

29,80±6,42

22,33±2,73

2,75

0,05


 

У высококвалифицированных спортсменок, занимающихся боксом, выше проявления волевых качеств (табл. 9). Причем, на достаточно высоком уровне значимости, наблюдаются различия по выраженной целеустремленности и настойчивости (t=3,43; р<0,01) (t=3,52; р<0,01) соответственно. Можно отметить, что повышаются волевые качества, связанные с деятельностью спортсмена, так как «выраженность» качества определяет его прикладной характер. В то время как «генерализованность» определяет распространенность этого качества и на другие жизненные ситуации. Только целеустремленность, самообладание и выдержка приобретают генерализованный характер у спортсменок высокого класса.

Таким образом, можно  утверждать, что  повышение уровня спортивного мастерства у девушек, занимающихся боксом, сопровождается положительными изменениями в показателях эмоционально-волевой сферы. Спортсменки становятся более волевыми и эмоционально сдержанными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

1. Бокс является, пожалуй, самым острым видом единоборств. Бокс как вид спортивной деятельности, который включает в себя комплексное проявление двигательных качеств в соревновательном движении. Это требует предельной мобилизации функциональных возможностей организма спортсмена. Женский бокс завоевывает все большую популярность во всем мире и есть перспектива включения его  в программу Олимпийских игр. Спортивное руководство страны проявляет особое внимание  подготовке женской сборной команды для участия в международных соревнованиях. Подготовка женщин в занятиях боксом практически не отличается от подготовки мужчин, так как женский бокс в России существует всего восемь лет, а руководят подготовкой спортсменок тренера, которые до этого работали только с мужскими командами.

 

2. Эмоционально-волевая сфера представляет собой тесную связь воли и эмоций, но не их тождество. В эмоциональной сфере и проявлении волевых качеств между мужчинами и женщинами существуют различия, которые необходимо учитывать в учебно-тренировочном процессе. Эмоциональная и волевая регуляции имеют положительные и отрицательные стороны. Положительное значение эмоциональной регуляции – в гиперкомпенсаторной мобилизации энергетических ресурсов, а так же в переходе к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов. В тоже время такая регуляция неэкономна, расточительна и всегда содержит опасность ухода от цели. Волевая регуляция компенсирует слабые места эмоциональной регуляции, препятствует ее дезорганизующей генерализации, но и волевая регуляция имеет отрицательную сторону - это чрезмерная локализация поиска решения, которая затрудняет нахождение новых и оригинальных решений задач. Волевое поведение  служить источником положительных эмоций. Потребность в преодолении препятствий удовлетворяется самим фактом преодоления даже в том случае, если конечная цель не достигнута, что ярко проявляется в спортивной деятельности, когда спортсмены получают удовлетворение не столько от спортивных результатов, сколько от преодоления возникающих трудностей.

 

3. Достоверных  различий  в психических состояниях, влияющих на эмоциональную сферу между девушками, занимающимися боксом и спортсменками других видов спорта нет.  Однако у боксёрок на довольно высоком уровне наблюдается состояние враждебного конфликта, они имеют значительно большие показатели косвенной вербальной, прямой физической и общей агрессией, чем представительницы других видов спорта. Существенных расхождений в показателях волевой сферы спортсменок между лицами занимающимися боксом и другими видами спорта не выявило.

С ростом спортивного мастерства эмоциональные проявления девушек несколько сглаживаются. У мастеров спорта не наблюдается уже различий между боксёрками и спортсменками, занимающимися другими видами спорта по прямой физической агрессии и снижается достоверность различий  по косвенной вербальной агрессии. Показатели волевой  сферы высококвалифицированных спортсменок выходят на уровень средне – высоких значений, в то время как у спортсменок- разрядниц они в диапазоне средней степени выраженности. В целом можно констатировать о благотворном влиянии занятий боксом на эмоционально-волевую сферу спортсменеок

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Атилов А.А. Современный бокс / Серия «Мастера боевых искусств». – Ростов н / Д: «Феникс», 2003. – 640с.
  2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Просвещение, 1978, - 228с.
  3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М., Просвещение, 1979. – 360с.
  4. Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. – Петроград. 1922. – 159с.
  5. Бокс. Альманах – 1997. – Москва, «Инсан», 1998. – 46с.
  6. Бокс. Альманах – 1998. – Москва, «Инсан», 1999. – 49с.
  7. Бокс. Альманах – 1999. – Москва, «Инсан», 2000. – 64с.
  8. Бокс. Альманах – 2000. – Москва, «Инсан», 2001. – 71с.
  9. Бокс. Альманах – 2001. – Москва, «Инсан», 2002. – 75с.
  10. Бокс. Альманах – 2002. – Москва, «Инсан», 2003. – 60с.
  11. Бокс. Альманах – 2003. – Москва, «Инсан», 2004. – 63с.
  12. Бокс: Учебник / Под общ. ред. И.П. Дегтярева. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 284с.
  13. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе: Учебное пособие, - М.: МГПИ. 1982. – 156с.
  14. Виленский М.Я. Формирование физической культуры личности в процессе его профессиональной подготовки.: Автореф. дисс. док. пед. наук. - М., 1990. – 84с. 
  15. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2001, - №3. – С. 2-7.
  16. Винокуров А.И.  Взаимосвязь индивидных и личностных характеристик человека: Автореф. дис. …канд.наук. – СПб., 1996. – 183с.
  17. Виру А.А. Функции коры надпочечников при мышечной деятельности. Медицина. М., 1977. – 106с.
  18. Воронин Е.В. Зависимость стиля игры в настольном теннисе от типологических особенностей нервной системы и некоторых волевых качеств // Психофизиологические особенности учебной и спортивной деятельности. – Л., 1984. – С. 4-15.
  19. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М., Педагогика, 1991. – 483с.
  20. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3, 5. – М.: Педагогика, 1983. – 367с.
  21. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.  Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие – М.: Академия, 2003. – 288 с.
  22. Грей Д. Мужчины – с Марса, женщины – с Венеры // Межличностное общение: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001. – С. 603-654.
  23. Джамгаров Т.Т. Воспитание волевых качеств – решительности и  смелости у советских воинов средствами физической подготовки:  Автореф. Дисс… канд… психол. наук. - Л., 1954. – 18с.
  24. Джероян Г., Худадов Н. Предсоревновательная подготовка боксеров. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 148с.
  25. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавится от страха? – СПб., 1995. – С. 105-109.
  26. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 152с.
  27. Зобов А.С. Особенности волевой регуляции поведения в эмоциогенных условиях: Автореф. дис. …канд.наук. – Л., 1983. – С. 35-40.
  28. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: (деятельность и состояния). Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. институтов. – М.: Просвещение, 1980. – 199с.
  29. Ильин Е.П. Психология воли. Спб.: Питер, 2000. – 288с.
  30. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: РГПУ им А.И. Герцена, 2000. – 486с. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002. – 544с.
  31. Ильина М.Н. Возрастные изменения выносливости и ее компонентов // Психофизиология спортивных и трудовых способностей человека. – Л., 1974. – С. 122-132.
  32. Ильина М.Н. Проявление выносливости и ее компонентов у представителей различных видов спорта / Психомоторика. Л., 1976. – С. 53-59.
  33. Калин В.К. Некоторые вопросы методики изучения волевой сферы личности // Материалы 3-й научной конференции по проблемам психологии воли. - Рязань, 1970. – С. 8-14.
  34. Калин В.К. Классификация волевых качеств // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности Симферополь, 1983. – С. 34-48.
  35. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности: Автореф… дисс… д-ра психол. наук. – Тбилиси, 1989. – 68с. 
  36. Киселёв Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности. - М.: Знание, 1987. – 344с.
  37. Карпович Н.Н. Бокс глазами женщин. С. – Петербург, «Феникс», 2006г.
  38. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. Дис. … канд. Наук. – СПб., 1996. – 93с.
  39. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. – М.: Прогресс, 1991. – 158с.
  40. Корнилов К.Н. Воля и ее воспитание. – М., 1957. – 86с.
  41. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб., 1997. – 105с.
  42. Лавров А.А. Планирование предсоревновательной подготовки боксеров высшей квалификации: Метод. реком. – М., 1982. – 14с.
  43. Малинаускас Р.К. Особенности характера студентов-легкоатлетов и баскетболистов // Теория и практика физической культуры. – 2001.- №5. – С. 23-25.
  44. Матвеев Л.П. Влияние спорта на формирование воли. - М.: Физкультура и спорт, 1987. – 318с.
  45. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для МФК, - М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543с.
  46. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для ИФК. – М.: Физкультура и спорт, 1997. – 367с.
  47. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. М., Известия, 2001. – 323с.
  48. Никифоров Ю.Б., Викторов И.Б. Построение и планирование тренировки в боксе. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 157с.
  49. Никольская И.М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников: Автореф. дис. …д-ра наук. – СПб., 2001. – 440с.
  50. Остьянов В.Н., Гайдамак И.И. Бокс (обучение и тренировка). – «Олимпийская литература», 2001. – 239с.
  51. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, В. А. Кашкаров, и др.; Под редакцией Ю. Д. Железняка. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384с.
  52. Пежемская Ю.С. Формирование мотивационно-волевой сферы подростков и юношей групп социального риска. Автореф.дисс…канд. психол.наук. – СПб.: 2001. – 18с.
  53. Петровский А.В. Быть личностью. – М.: Педагогика, 1990. – 112с.
  54. Петяйкин И.П. Связь проявления решительности с типологическими особенностями нервной системы // Психофизиологические особенности спортивной деятельности / Под ред. Е.П. Ильина  - Л.: ЛГПУ им. А.И. Герцена, 1975. – С. 36-44.
  55. Петяйкин И.П. Развитие решительности при использовании    различных методов адаптации к “опасной” ситуации (при наличии и отсутствии страховки) // Психофизиология / Под ред. Е.П. Ильина  - Л.: ЛГПУ им. А.И. Герцена, 1979. – С. 47-54.
  56. Пинигин В.Г. Эмоциональность и ее возрастно-половые особенности. Автореф.дисс…канд.психол.наук. – СПб.: 2002. – 118с.
  57. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. – К.: Высшая школа, 1984. – 336с.
  58. Плотников  В.П., Миронова Т.С., Рыжак М.М. Нервно-психическое состояние и мотивация спортивной деятельности студентов медицинского вуза // Теория и практика физической культуры. – 2001. - № 5. – С. 26, 39.
  59. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – 288с.
  60. Психология: Учебник для техникумов физ.культуры / Под ред. А.Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 255с.
  61. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. Физкультура и спорт. М., 1959. – 133с.
  62. Пуни А.Ц. Проблема произвольной (психической) регуляции двигательной деятельности в спорте / Теория и практика физической культуры. – 1966. - № 1. – С. 14-22.
  63. Пуни А.Ц. Волевая подготовка в спорте. Физкультура и спорт. М., 1969. – 357с.
  64. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. – М., 1977. – 348с.
  65. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.  – Т.1. – М.: Педагогика, 1989. – 488с.
  66. Рудик П.А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблемы психологии спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1962. - С. 9-20.
  67. Рудик П.А. Психологические аспекты спортивной деятельности // Материалы IY Всесоюзного съезда общества психологов (Тбилиси, 21-24 июня 1971 г.). – Тбилиси: МЕЦНИЕРЕБА, 1971. – С. 826-827.
  68. Рудик П.А. Психология: Учебник для учащихся техникумов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 239с.
  69. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. – М., 1976. – 323с.
  70. Селиванов В.И. Избранные психологические труды. – Рязань, 1992. – 165с.
  71. Сеченов И.М. Избранные произведения. – М., 1953. – С. 71-83.
  72. Симонов П.В. Что такое эмоция? Наука М., 1966. – 66с.
  73. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. Наука. М., 1975. – 199с.
  74. Скрябин Н.Д. Возрастные особенности проявления смелости // Спортивная и возрастная психофизиология / Под ред. Е.П. Ильина. – Л.: ЛГПУ им А.И. Герцена, 1974. - С. 98-109.
  75. Скрябин Н.Д. Проявления волевого качества смелости в различных видах спортивной деятельности // Психофизиологические вопросы изучения личности спортсмена  / Под ред. Е.П. Ильина. – Л.: ЛГПУ им А.И. Герцена, 1976. - С. 76-94.
  76. Смирнов Б.Н. К вопросу о психологических механизмах воли // Категории, принципы и методы психологии: Тезисы к 6–му Всесоюзному съезду общества психологов СССР. – М., 1983.- С. 446-459.
  77. Суханова К.Н. Гендерные проблемы эмоций // Психология 21 века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции. – СПб., 2001. – С. 257-258.
  78. Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А. Обучение в спорте. – М.: Советский спорт, 1992. – 162с.
  79. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480с.
  80. Черникова О.А. Эмоции в спорте. Физкультура и спорт. М., 1962.-214с.
  81. Черняк А., Мокеев Г., Никифоров Ю. Методика планирования предсоревновательной подготовки боксеров //Бокс: Ежегодник. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – С. 12-16.
  82. Чикер В.А., Сольц Е.В. Стресс и особенности его преодоления российскими подростками. // Ананьевские чтения – 98: Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 1998. – С. 19-20.
  83. Шафранская  К.Д. Об устойчивости показателей эмоциональной реактивности // Человек и общество. – Л., 1973. – Вып. 13. – 202с.

Информация о работе Развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом