Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 00:14, дипломная работа
Цель исследования – изучить развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по боксу как виду спортивной деятельности и структуре подготовки спортсменов.
2.Провести теоретический анализ влияния эмоционально-волевой сферы человека на процесс спортивной деятельности.
3.Выявить особенности развития эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом.
Введение ………………………………………………………………………….4
I.Бокс как вид спортивной деятельности и подготовка спортсменов...7
1.1. Специфика бокса как вида спорта……………………………………7
1.2. История возникновения и становления женского бокса в нашей стране…………………………………………………………………..9
1.3. Структура подготовки боксеров……………………………………12
1.3.2. Тактическая подготовка боксеров…………………………...12
1.3.1. Техническая подготовка боксеров…………………………...15
1.3.3. Физическая подготовка боксеров……………………………19
1.3.4. Теоретическая подготовка боксеров…………………………29
1.3.5. Психологическая подготовка боксеров……………………...31
II.Эмоционально-волевая сфера и ее влияние на спортивную деятельность …………………………………………………………………….42
2.1. Понятия эмоционально-волевой сферы ……………………………42
2.2. Развитие эмоциональной и волевой сферы в процессе деятельности……………………………………………………………………..43
2.3. Особенности эмоционально-волевой сферы женщин спортсменок……………………………………………………………………...58
III.Особенности эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом …………………………………………………………64
3.1. Организация и методы исследования ………………………………64
3.2. Эмоциональные и волевые проявления спортсменок, занимающихся боксом ………………………………………………………….67
Выводы …………………………………………………………………………..77
Список литературы ……………………………………………………………..80
Сравнивая волевую сферу
Причем, у боксёрок больше показателей проявления волевых качеств находящихся в диапазоне высоких значений (4 значения из 10 изученных, соответственно у девушек, занимающихся другими видами спорта - 0 значений). Более того, по «Настойчивости – упорству» эти показатели находится на достоверно значимом уровне (t=2,23; р<0,05).
Опираясь на табл.7, можно отметить, что психические состояния спортсменок – разрядниц хуже, чем у мастеров спорта.
Таблица 7
Сравнительная характеристика психических
состояний
Психические состояния (А.Т. Джерсайлду) |
Мастера спорта (n =7) |
Спортсмены - разрядники (n =6) |
t |
р |
X ср. ± s |
X ср. ± s | |||
Одиночество |
1,86±1,77 |
3,67±3,44 |
1.16 |
- |
Бессмысленность существования |
2,00±1,15 |
2,67±2,42 |
0,62 |
- |
Свобода выбора |
2,14±1,35 |
2,50±2,43 |
0,32 |
- |
Половой конфликт |
1,14±1,21 |
0,83±0,98 |
0,51 |
- |
Враждебный конфликт |
4,00±2,38 |
5,83±1,83 |
1,56 |
- |
Расхождение между реальным и идеальным «Я» |
2,43±1,99 |
2,50±1,87 |
0,07 |
- |
Свобода воли |
2,86±2,27 |
4,67±2,16 |
1,47 |
- |
Безнадежность |
1,43±1,90 |
3,83±1,72 |
2,39 |
0,05 |
Чувство неприкаянности |
0,71±0,95 |
2,50±2,95 |
1,42 |
- |
Среди девушек с более низким стажем спортивной деятельности и более низкой квалификации, большее число лиц испытывающих одиночество, враждебный конфликт, свободу воли и чувство неприкаянности, а по показателю «Безнадежность» имеются достоверно значимые различия относительно высококвалифицированных спортсменов (t=2,39; р<0,05).
Можно предположить, что объемные и интенсивные нагрузки, которые испытывают высококвалифицированные спортсменки, сглаживают негативные психические состояния. Правда, эта гипотеза требует дополнительного исследования и доказательств.
Таблица 8
Сравнительная характеристика эмоциональных
состояний
Эмоциональные состояния |
Мастера спорта (n =7) |
Спортсмены - разрядники (n =6) |
t |
р |
X ср. ± s |
X ср. ± s | |||
Эмпатийность |
72,00±9,22 |
74,33±8,55 |
0,45 |
- |
Психомоторная эмоциональность |
23,29±5,53 |
28,00±4,98 |
1,62 |
- |
Интеллектуальная |
28,43±3,46 |
32,33±6,12 |
1,38 |
- |
Коммуникативная эмоциональность |
26,71±4,68 |
32,50±4,23 |
2,34 |
0,05 |
Прямая вербальная агрессия |
5,14±2,61 |
6,67±2,34 |
1,40 |
- |
Косвенная вербальная агрессия |
6,29±1,11 |
7,23±2,16 |
1,06 |
- |
Прямая физическая агрессия |
5,29±0,95 |
5,83±2,14 |
0,57 |
- |
Косвенная физическая агрессия |
3,29±1,89 |
3,17±2,14 |
0,40 |
- |
Общая агрессия |
20,00±4,12 |
23,00±7,35 |
0,83 |
- |
Эмоциональная сфера спортсменок–разрядниц
(табл. 8), занимающихся боксом имеет
более выраженный характер, чем у
спортсменок высокой
Более того, по коммуникативной
Таблица 9
Сравнительная характеристика волевой сферы высококвалифицированных спортсменок и спортсменок-разрядниц, занимающихся боксом
Эмоциональные состояния |
Мастера спорта (n =7) |
Спортсмены - разрядники (n =6) |
t |
р |
X ср. ± s |
X ср. ± s | |||
Целеустремленность (выраженная) |
32,60±3,78 |
25,33±3,14 |
3,43 |
0,01 |
Целеустремленность (генерализованная) |
30,00±1,58 |
27,17±2,14 |
2,51 |
0,05 |
Смелость и решительность (выраженная) |
24,80±3,27 |
20,50±2,35 |
2,65 |
0,05 |
Смелость и решительность (генерализованная) |
27,00±3,08 |
23,50±6,19 |
1,17 |
- |
Настойчивость и упорство (выраженная) |
34,80±2,77 |
27,33±4,13 |
3,52 |
0,01 |
Настойчивость и упорство (генерализованная) |
28,00±4,64 |
26,67±6,41 |
0,40 |
- |
Самостоятельность и инициативность (выраженная) |
29,40±4,62 |
24,33±2,88 |
2,34 |
0,05 |
Самостоятельность и инициативность (генерализованная) |
23,80±4,65 |
23,17±6,88 |
0,18 |
- |
Самообладание и выдержка (выраженная) |
30,40±3,71 |
24,00±3,74 |
2,93 |
0,05 |
Самообладание и выдержка (генерализованная) |
29,80±6,42 |
22,33±2,73 |
2,75 |
0,05 |
У высококвалифицированных спортсменок, занимающихся боксом, выше проявления волевых качеств (табл. 9). Причем, на достаточно высоком уровне значимости, наблюдаются различия по выраженной целеустремленности и настойчивости (t=3,43; р<0,01) (t=3,52; р<0,01) соответственно. Можно отметить, что повышаются волевые качества, связанные с деятельностью спортсмена, так как «выраженность» качества определяет его прикладной характер. В то время как «генерализованность» определяет распространенность этого качества и на другие жизненные ситуации. Только целеустремленность, самообладание и выдержка приобретают генерализованный характер у спортсменок высокого класса.
Таким образом, можно утверждать, что повышение уровня спортивного мастерства у девушек, занимающихся боксом, сопровождается положительными изменениями в показателях эмоционально-волевой сферы. Спортсменки становятся более волевыми и эмоционально сдержанными.
Выводы
1. Бокс является, пожалуй, самым острым видом единоборств. Бокс как вид спортивной деятельности, который включает в себя комплексное проявление двигательных качеств в соревновательном движении. Это требует предельной мобилизации функциональных возможностей организма спортсмена. Женский бокс завоевывает все большую популярность во всем мире и есть перспектива включения его в программу Олимпийских игр. Спортивное руководство страны проявляет особое внимание подготовке женской сборной команды для участия в международных соревнованиях. Подготовка женщин в занятиях боксом практически не отличается от подготовки мужчин, так как женский бокс в России существует всего восемь лет, а руководят подготовкой спортсменок тренера, которые до этого работали только с мужскими командами.
2. Эмоционально-волевая сфера представляет собой тесную связь воли и эмоций, но не их тождество. В эмоциональной сфере и проявлении волевых качеств между мужчинами и женщинами существуют различия, которые необходимо учитывать в учебно-тренировочном процессе. Эмоциональная и волевая регуляции имеют положительные и отрицательные стороны. Положительное значение эмоциональной регуляции – в гиперкомпенсаторной мобилизации энергетических ресурсов, а так же в переходе к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов. В тоже время такая регуляция неэкономна, расточительна и всегда содержит опасность ухода от цели. Волевая регуляция компенсирует слабые места эмоциональной регуляции, препятствует ее дезорганизующей генерализации, но и волевая регуляция имеет отрицательную сторону - это чрезмерная локализация поиска решения, которая затрудняет нахождение новых и оригинальных решений задач. Волевое поведение служить источником положительных эмоций. Потребность в преодолении препятствий удовлетворяется самим фактом преодоления даже в том случае, если конечная цель не достигнута, что ярко проявляется в спортивной деятельности, когда спортсмены получают удовлетворение не столько от спортивных результатов, сколько от преодоления возникающих трудностей.
3. Достоверных различий в психических состояниях, влияющих на эмоциональную сферу между девушками, занимающимися боксом и спортсменками других видов спорта нет. Однако у боксёрок на довольно высоком уровне наблюдается состояние враждебного конфликта, они имеют значительно большие показатели косвенной вербальной, прямой физической и общей агрессией, чем представительницы других видов спорта. Существенных расхождений в показателях волевой сферы спортсменок между лицами занимающимися боксом и другими видами спорта не выявило.
С ростом спортивного мастерства эмоциональные проявления девушек несколько сглаживаются. У мастеров спорта не наблюдается уже различий между боксёрками и спортсменками, занимающимися другими видами спорта по прямой физической агрессии и снижается достоверность различий по косвенной вербальной агрессии. Показатели волевой сферы высококвалифицированных спортсменок выходят на уровень средне – высоких значений, в то время как у спортсменок- разрядниц они в диапазоне средней степени выраженности. В целом можно констатировать о благотворном влиянии занятий боксом на эмоционально-волевую сферу спортсменеок
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом