Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 00:14, дипломная работа
Цель исследования – изучить развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по боксу как виду спортивной деятельности и структуре подготовки спортсменов.
2.Провести теоретический анализ влияния эмоционально-волевой сферы человека на процесс спортивной деятельности.
3.Выявить особенности развития эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом.
Введение ………………………………………………………………………….4
I.Бокс как вид спортивной деятельности и подготовка спортсменов...7
1.1. Специфика бокса как вида спорта……………………………………7
1.2. История возникновения и становления женского бокса в нашей стране…………………………………………………………………..9
1.3. Структура подготовки боксеров……………………………………12
1.3.2. Тактическая подготовка боксеров…………………………...12
1.3.1. Техническая подготовка боксеров…………………………...15
1.3.3. Физическая подготовка боксеров……………………………19
1.3.4. Теоретическая подготовка боксеров…………………………29
1.3.5. Психологическая подготовка боксеров……………………...31
II.Эмоционально-волевая сфера и ее влияние на спортивную деятельность …………………………………………………………………….42
2.1. Понятия эмоционально-волевой сферы ……………………………42
2.2. Развитие эмоциональной и волевой сферы в процессе деятельности……………………………………………………………………..43
2.3. Особенности эмоционально-волевой сферы женщин спортсменок……………………………………………………………………...58
III.Особенности эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом …………………………………………………………64
3.1. Организация и методы исследования ………………………………64
3.2. Эмоциональные и волевые проявления спортсменок, занимающихся боксом ………………………………………………………….67
Выводы …………………………………………………………………………..77
Список литературы ……………………………………………………………..80
Спортивная борьба, составляющая в своих различных формах главное содержание спортивных соревнований, является источником различных эмоциональных состояний и чувств. Среди них, как отмечает О. А. Черникова (1962) [81] наибольшее значение имеют следующие.
Спортивное возбуждение. Оно характеризуется положительными стеническими эмоциями и повышением общей активности спортсмена. При оптимальной (для данного вида спорта) интенсивности оно является необходимым условием эффективного ведения спортивной борьбы.
Боевое воодушевление, характеризуется большим подъемом энергии и уверенностью спортсмена в успехе. В известной степени оно сходно с аффективным состоянием, однако, при сохранении сознательного контроля за своими действиями.
Спортивное увлечение. Оно наиболее характерно для игровых видов спорта. Это состояние наступает, когда различные ситуации игры полностью захватывают спортсмена, вызывают у него яркие эмоциональные переживания.
Спортивный азарт. Отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает, когда увлечение игрой становится излишне аффективным, а спортсмен теряет способность сознательного контроля за своими действиями.
Спортивная злость, нередко возникающая как вспышка в острые моменты борьбы за результат, когда успех близок, но все еще не дается. Эта злость не по отношению к противнику, а к самому себе. Она направлена на преодоление возросших трудностей спортивной борьбы.
Спортивное соперничество - самое основное и наиболее эффективное состояние в процессе спортивной борьбы за определенный результат в соревновании с другими спортсменами. Элементами этого состояния являются самооценка и оценка возможностей соперников. Оценочное эмоциональное отношение к себе, к своим возможностям добиться успеха, в сопоставлении с оценкой своих соперников, претендующих на те же результаты. Существенным для эмоций спортивного соперничества является уровень притязаний и степень его осознания спортсменом. Особенно ярко эмоции спортивного соперничества возникают в условиях непосредственной спортивной борьбы с соперником за результат. При этом эмоции соперничества характеризуются положительным, часто глубоким товарищеским отношением к соперникам, объективным учетом, оценкой и уважением их спортивного мастерства.
Агрессивность - отрицательная эмоция, выражающаяся во враждебном отношении к противникам, стремлении добиться победы любыми средствами вплоть до нарушения установленных правил состязания и даже сознательного нанесения сопернику травм. В этом отрицательном состоянии противник рассматривается не как равный и уважаемый соперник в честной спортивной борьбе, а как "враг", которого во чтобы то ни стало необходимо вывести из борьбы. Агрессивность в спортивной борьбе широко пропагандируется как важнейшая эмоция в спорте в странах с рыночной экономикой, где она без всякого основания признается наиболее характерной чертой человеческой личности вообще, крайне необходимой ему в борьбе за сосуществование. Особенно широко агрессивность культивируется и ярко проявляется в профессиональном спорте, где она вызывает нездоровые социальные эмоции у зрителей спортивных соревнований.
Чувство спортивной чести - наиболее глубокое и сложное нравственное чувство, связанное со спортивной деятельностью. Оно побуждает спортсмена вести спортивную борьбу всегда честными средствами, не допуская никаких обманов или уловок. Спортсмен, обладающий чувством спортивной чести, никогда не согласится, например, с тем, чтобы спортивные судьи по тем или иным мотивам, не имеющим отношения к спорту, завысили ему оценки. Вместе с тем, в основе чувства спортивной чести лежит характерное единство личных и общественных интересов. Оно особо остро переживается, когда спортсмен осознает, что от его успеха зависит добрая слава того коллектива, интересы которого он защищает.
Чувство личного превосходства - отрицательное эмоциональное переживание, наиболее ярко проявляющееся в случаях "звездной болезни", зазнайства спортсмена, его любования собственными успехами. Оно характеризует крайний индивидуализм личности спортсмена, эгоистические противопоставления себя товарищам и коллективу.
Чувство долга и ответственности за свои спортивные успехи перед коллективом, членом которого является спортсмен. Спортивная борьба всегда трудна, нередко связана с большими физическими нагрузками, утомлением, с травмами, болевыми ощущениями и чувством риска. Во всех этих и подобных им случаях спортсмен, обладающий чувством долга и ответственности, не отступает в борьбе, не отказывается от ее продолжения, как бы ему не было трудно. Субъективно это чувство осознается, как сознание неуклонной обязанности добиться успеха и тем самым обеспечить успех команды, коллектива.
Чувство спортивной гордости, вызванное осознанием одержанной победы в трудной спортивной борьбе, справедливо завоеванного общественного признания. Это чувство глубоко связано с идейной направленностью личности спортсмена, сознанием того, что он принадлежит к славной когорте спортсменов, которое своей деятельностью служит интересам Родины.
Все указанные эмоции и чувства спортивной борьбы органически взаимосвязаны и часто без заметных граней переходят одна в другую, оказывая сильное положительное или отрицательное стимулирующее влияние на действие спортсмена. [57,73,81]
Волевая сфера и ее характеристика. Понимание воли как особой формы психической регуляции впервые встречается у И. М. Сеченова, который отметил, что воля является деятельной стороной разума и морального чувства. [72] Одним из первых исследователей, обративших внимание на волю как особую форму психической регуляции поведения, был и М. Я. Басов (1922), [4] который понимал волю как психический механизм, посредством которого личность регулирует свои психические функции, прилаживая их друг к другу и перестраивая в соответствии с решаемой задачей. По его словам власть личности над своими душевными состояниями возможна только при наличии в составе ее душевного единства некоего регулятора. Имя такому регулятору — воля.
Произвольную регуляцию
поведения и психических
В. И. Селиванов (1976) [70] также выделяет, наряду с побудительной, регулирующую функцию воли. Для него воля — это способность человека сознательно регулировать свое поведение, сознательно управлять собой и своей деятельностью.
Регулирующую роль воли отмечали также А. Ц. Пуни (1966), Б. Н. Смирнов (1983), П. А. Рудик (1962) и др. [63,67,77]
В. К. Калин (1989) считает, что исследования феномена воли в рамках анализа предметного действия не привели к успеху в раскрытии сущности воли. По его мнению, специфику понятия воли нельзя выделить и при анализе мотивации, равно как и при рассмотрении воли, только как механизма преодоления препятствий. Специфику воли В.К. Калин видит в регуляции человеком собственных психических процессов (перестройке их организации для создания оптимального режима психической активности) и в перенесении цели волевых действий с объекта на состояние самого субъекта. Он дает следующее ее развернутое определение: «Волевая регуляция (процессуальный аспект воли) есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, оптимального режима активности и концентрирование этой активности в нужном направлении, т. е. выбор и реализация субъектом деятельности наилучшего способа (формы) преобразования исходной актуальной функциональной организации психики в необходимую, адекватную целям и условиям деятельности, позволяющую достичь наибольшей ее эффективности». [36] Е.П. Ильин (2000) перефразировав это определение, дает более короткую формулировку - это «процесс самоорганизации психики для достижения цели наиболее эффективным способом». [30]
Роль волевых проявлений в регуляции поведения и деятельности спортсмена. Как отмечает Е.П. Ильин (2000), [30] волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т. е. является механизмом самомобилизации.
Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения) выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно изо всех сил стараться преодолевать трудность, но не преодолеть ее. В этом случае неправомерно делать заключение об отсутствии волевого поведения.
В обыденном употреблении понятие «волевая регуляция» (воля) отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных. Такой обобщенный подход к оценке «силы воли» человека вряд ли оправдан, так как он слишком упрощает реальную картину.
Конкретное содержание волевой регуляции («силы воли») понимается психологами по-разному. Рассматривая различные точки зрения волевой регуляции, Е.П. Ильин (2000) останавливается на ряде моментов.
Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), так как последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное, и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Однако эта формула не подходит для случаев, когда человек очень хочет, но не делает, или когда очень не хочет, но все же делает. Также и при запрете, когда проявляется тормозная функция воли: чем больше желание, тем большую «силу воли» нужно проявить, чтобы сдержать свое побуждение, направленное на удовлетворение потребности. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции, «сила воли», определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.
Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Между тем имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, так как на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность (желание) сохраняется, но сопутствующей ей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия. Именно необходимость усиления энергетики рассматривается рядом психологов как доказательство несводимости воли к мотивам. Однако так думают не все. Предлагаются и другие объяснения механизмов усиления волевых побуждений.
Придавая той или иной деятельности определенный смысл, изменяя смысл действия, т. е. значимость той или иной потребности и цели, можно изменить и силу мотива. Однако известно, что сила мотива меняется не только при изменении смысла деятельности, но и под влиянием эмоций. Очевидно, что изменение смысла действия может изменить и картину эмоциональных переживаний.
Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергетизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей, при наличии препятствия, как реакция на рассогласование «надо — не могу», «не хочу, но надо». В ряде случаев это действительно так и есть. Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые скорее способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии не без оснований считается волевое усилие.
Рассмотрев содержание волевой регуляции, Е.П. Ильин (2000) [30] подводит нас к понимаю того, что уровень волевой активности может быть интегральной характеристикой и зависеть от силы потребности, от интенсивности переживаемой человеком эмоции (которая может либо ослаблять, либо усиливать энергетику волевого действия), а также от собственно волевого усилия человека. [30]
Некоторыми психологами «сила воли» рассматривается как самостоятельное волевое качество. Например, К. Н. Корнилов (1957) пишет, что «сила воли» — это волевое качество, которое заключается в умении преодолевать значительные затруднения, встречающиеся на пути к достижению цели.
Однако, как отмечает Е.П. Ильин (2000), [30] с пониманием «силы воли» как единого и неделимого волевого качества трудно согласиться. Хотя моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли» «вообще», проявляемой одинаково во всех ситуациях, нет. Один и тот же человек, как показывают практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других — незначительную. Одни более успешно проявляют волевое усилие при преодолении утомления (т. е. обнаруживают большую терпеливость), но не могут столь же успешно преодолевать возникающий страх. Другие хорошо справляются со страхом, но оказываются несостоятельными при сопротивлении чувству скуки и бросают монотонную работу.
Поэтому справедливо положение А. Ц. Пуни [64] о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями (со всеми присущими им особенностями), которые человек преодолевает.
Поскольку «сила воли» у разных людей проявляется дифференцированно, нельзя судить о ней слишком поспешно, на основании эффективности поведения человека только в какой-либо одной ситуации. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами. [30]
2.3. Особенности эмоционально-волевой сферы женщин спортсменок
Анализ половых различий в доминировании базовых эмоций у мужчин и женщин был проведен Е.П. Ильиным (2002). Цитируя Е. Маккоби и К. Джеклин (1974) он отмечает, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности гнева (отрицательной эмоциональной реакции) у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек – убывают. Авторы объясняют это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за возможного наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно. [31]
Информация о работе Развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом