Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 00:14, дипломная работа
Цель исследования – изучить развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по боксу как виду спортивной деятельности и структуре подготовки спортсменов.
2.Провести теоретический анализ влияния эмоционально-волевой сферы человека на процесс спортивной деятельности.
3.Выявить особенности развития эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом.
Введение ………………………………………………………………………….4
I.Бокс как вид спортивной деятельности и подготовка спортсменов...7
1.1. Специфика бокса как вида спорта……………………………………7
1.2. История возникновения и становления женского бокса в нашей стране…………………………………………………………………..9
1.3. Структура подготовки боксеров……………………………………12
1.3.2. Тактическая подготовка боксеров…………………………...12
1.3.1. Техническая подготовка боксеров…………………………...15
1.3.3. Физическая подготовка боксеров……………………………19
1.3.4. Теоретическая подготовка боксеров…………………………29
1.3.5. Психологическая подготовка боксеров……………………...31
II.Эмоционально-волевая сфера и ее влияние на спортивную деятельность …………………………………………………………………….42
2.1. Понятия эмоционально-волевой сферы ……………………………42
2.2. Развитие эмоциональной и волевой сферы в процессе деятельности……………………………………………………………………..43
2.3. Особенности эмоционально-волевой сферы женщин спортсменок……………………………………………………………………...58
III.Особенности эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом …………………………………………………………64
3.1. Организация и методы исследования ………………………………64
3.2. Эмоциональные и волевые проявления спортсменок, занимающихся боксом ………………………………………………………….67
Выводы …………………………………………………………………………..77
Список литературы ……………………………………………………………..80
Другая возрастно-половая динамика выявлена М. С. Пономаревой (2001) при изучении склонности к переживанию гнева (цитируется по Ильину Е.П.). Чем младше школьники, тем больше эта склонность выражена у лиц мужского пола, и чем старше школьники, тем больше она выражена у лиц женского пола.
Л. В. Куликов выявил значимые различия в самооценке печали: у женщин она выше. Это же выявлено и М. С. Пономаревой с той лишь разницей, что у младших школьников склонность к печали больше выражена у мальчиков – цитируется по Ильину Е.П.
В. А. Чикер с соавторами (1998) [83] выявили, что для девочек старших классов социальная среда оказывается более насыщенной эмоциональными событиями, имеющими стрессогенное значение, чем для мальчиков. Это подтвердилось в исследовании, проведенном на студентах. В. П. Плотников с соавторами (2001) [59] выявили наличие психического напряжения высокой степени у 62,5% опрошенных девушек и легкой степени такого напряжения у 45,2% юношей.
Л. В. Куликовым (1997) [42] выявлены значимые половые различия в самооценке тревоги.
Сравнение склонности к переживанию базовых эмоций у школьников и школьниц разного возраста, проведенное М. С. Пономаревой (цитируется по Ильину Е.П.), показало, что у девочек и девушек во всех возрастных группах склонность к страху выражена значительно больше, чем у мальчиков и юношей.
По данным А. И. Захарова (1995), [25] количество страхов (т. е. того, чего боятся) больше у девочек, чем у мальчиков. По его данным, у взрослых мужчин больше выражен страх высоты, а у взрослых женщин – смерти родителей. У женщин в значительно большей степени выражены также страх войны, страх сделать что-либо неправильно или не успеть сделать. У девушек количество мнимых страхов в 6 раз больше, чем у юношей.
Склонность к радости, по данным М. С. Пономаревой, не обнаружила четких половых различий: в 8 – 9, 12 – 13 и 16 – 17 лет она выражена у мальчиков и девочек одинаково, а в возрасте 10 – 11 и 14 – 15 лет эта склонность выражена больше у девочек. Цитируется по Ильину Е.П.
Изучение Е.П. Ильиным (2002) [31] половых различий в выраженности эмоциональных свойств личности показало, что большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность характерна для женщин. Изучение этого вопроса на школьниках и студентах с помощью самооценок жизненных проявлений эмоций показало, что лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола во всех возрастных группах по эмоциональной возбудимости, в меньшей степени – по интенсивности, еще в меньшей степени – по длительности сохранения эмоций и эмоциональной устойчивости.
В исследовании П.А. Ковалева (1996) [38] большая эмоциональная возбудимость лиц женского пола получила подтверждение: вспыльчивость (проявление эмоциональной возбудимости в конфликтной ситуации) выражена у них больше, чем у мужчин.
Об интенсивности
Н.Д. Скрябиным было установлено (1974), [75] что при испуге (реакции на сильный неожиданный звуковой раздражитель) изменение пульса в большей степени наблюдается у женщин, чем у мужчин (соответственно на 21,9% и 6,3% - у смелых и на 35,4% и 14,6% - у трусливых). Однако кожно-гальваническая реакция была более длительной у мужчин.
В то же время К.Д. Шафранская (1973), [84] изучавшая эмоциональное напряжение, показала, что в ситуации стресса мужчины отличаются более высокой вегетативной реактивностью, чем женщины.
Под эмоциональной устойчивостью чаще всего понимают способность человека сохранять эффективность деятельности при возникновении отрицательных эмоциогенных факторов. Р.К. Малинаускас (2001) нашел, что эмоциональная устойчивость к воздействию стрессогенных факторов практически одинакова у лиц мужского и женского пола. Правда, следует учесть, что автор обследовал спортсменов, а, как известно, среди спортсменок много лиц маскулинного типа. [31,44]
Различна экспрессивность мужчин и женщин. Женщины более свободны в выражении страха и грусти, чем мужчины. С возрастом эти различия увеличивались, в основном за счет того, что мужчины больше маскируют свои эмоции. В целом ряде исследований показана большая экспрессивность лиц женского пола, независимо от их возраста (К. Н. Суханова, 2001). Было обнаружено, что женщины проявляют более эмоциональное поведение в чисто женских группах, чем в смешанных Женщины лучше кодируют экспрессивное выражение счастья, а мужчины – гнева и злобы. Отмечается, что женщины более улыбчивы, чем мужчины.
Различия в эмоциональной экспрессии мужчин и женщин многие психологи связывают с особенностями воспитания тех и других. Согласно К. Юнгу, у мальчиков в процессе их воспитания чувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют. Для мужчин открытое проявление эмоций достойно насмешек и позора (цитируется по Е.П. Ильину).
Это дает основание говорить, что эмоциональность (т. е. сила переживаемых эмоций) у мужчин и женщин одинаковая, различна же степень их внешнего выражения. По мнению Е.П. Ильина (2002), у мужчин и женщин различно и выражение разных эмоций: то, что «прилично» для женщин (плакать, сентиментальничать, бояться и т. п.), «неприлично» для мужчин, и наоборот, то, что «прилично» для мужчин (проявлять гнев и агрессию), «неприлично» для женщин.
Анализ литературных данных в различиях мужчин и женщин в проявлении волевых качеств сделанный Е.П. Ильиным (2002) показал, что среди лиц мужского пола, начиная с возраста 11-12 лет, смелых больше, чем среди лиц женского пола. [31] В свою очередь среди последних больше лиц с низкой степенью смелости (Н. Д. Скрябин, 1976). [76]
Это нашло подтверждение и в исследовании И. П. Петяйкина (1975), [55] который показал, что среди занимающихся спортивной гимнастикой несмелых значительно больше среди женщин, чем среди мужчин (соответственно 42 и 21%).
Угроза наказания за снижение показателей работы на эргографе больше влияла на мобилизацию усилий у девочек, чем у мальчиков (А. С. Зобов, 1983). [27] В эксперименте этого автора с прыжками вверх с места на узкой платформе, устанавливающейся на различных высотах (до 1,5м от пола) выявилось большее снижение высоты прыжков по мере увеличения высоты платформы у девочек, чем у мальчиков. Все это подтверждает вывод других исследователей о большей боязливости лиц женского пола.
До сих пор речь шла о физической смелости. Однако выделяют еще и социальную смелость. В отношении ее, по данным А. И. Винокурова (1996), женщины превосходят мужчин. Возможно, это объясняется тем, что у них больший опыт общения (цитируется по Е.П. Ильину).
И. П. Петяйкин (1975) выявил и различия между мужчинами и женщинами в проявлении решительности. [55] Особенно отчетливо это проявлялось при выполнении «опасного» упражнения. Так, женщины затратили на принятие решения начать выполнение упражнения в среднем 26,6 с, а мужчины – 6,1с. Но и при выполнении неопасного задания у лиц женского пола, как правило, принятие решения требует большего времени.
Данные этого автора соответствуют распространенному мнению, что мужчины более склонны к риску, чем женщины. В связи с этим, Ю. Козелецкий (1991) пишет, что функция риска и прогресса принадлежит мужчине, а функция стабильности и надежности – женщине. (Цитируется по Ильину Е.П.).
До 11 – 13 лет нет значительной разницы в проявлении решительности у лиц разного пола в «опасной» ситуации. Большая решительность лиц мужского пола начинает проявляться в «опасной» ситуации лишь с 14 лет.
По данным Е. В. Воронина (1984), [18] мужчины обладают большей терпеливостью к физическому дискомфорту (утомлению), чем женщины. У первых показатель терпеливости равнялся 61,7 единицы, а у вторых – 57,4 единицы. Однако систематическое изучение этого вопроса М. Н. Ильиной (1974) на разных возростно-половых группах школьников не показало стабильного преимущества в терпеливости лиц мужского или женского пола. В одних возрастных группах небольшое преимущество было на стороне мальчиков, в других – девочек. [32]
Как отмечает Дж. Грей (2001), достижение целей имеет огромное значение для мужчин, потому что именно таким способом они могут доказать свою состоятельность и не упасть собственных глазах. Мужчины гордятся тем, что могут все сделать самостоятельно. В тоже время, по данным А. И. Винокурова (1996), женщины более упрямы (цитируется по Е.П. Ильину).
По мнению И. М. Никольской (2001), [50] девочки хуже себя контролируют. Это свидетельствует о большей эмоциональной нестабильности девочек младшего школьного возраста и их склонности к иррациональному поведению.
ГЛАВА 3. Особенности эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом
3.1. Организация и методы исследования
Исследование проводилось в 2005-2007 годах на базе культурно-спортивных центров «ВОСТОК» и «АКЦЕНТ» г.Тулы.
На первом этапе (с 1.05.05. по 31.08.06.) проводился теоретический анализ научно-методической литературы и изучение документации культурно-спортивных центров.
На втором этапе (со 2.09.06. по 6.12.06) проводился констатирующий эксперимент. Методом случайной выборки были сформированы две группы: контрольная группа (КГ) – девушки, занимающиеся традиционными видами спорта (лыжи, игровые виды, плавание, художественная гимнастика и легкая атлетика) и экспериментальная группа (ЭГ) – девушки, занимающиеся боксом. Первую группу вошло 13 спортсменок, во вторую – 15 примерно одинаковой квалификации от мастеров спорта до спортсменок массовых разрядов.
На третьем этапе (с 13.09.06. по 18.06.07.) с помощью методов математической статистики были обработаны результаты тестирования и анкетирования, формулировались выводы.
На четвертом этапе (25.06.07 – 20.09.07) велось оформление выпускной квалификационной работы.
Для решения задач исследования использовались следующие методы:
Теоретический анализ и обобщение научной и учебно-методической литературы. Проводился методом реферирования, с целью выявления концепций и подходов к решению научной проблемы, степени ее разработанности, что позволило сформулировать и теоретически обосновать гипотезу, цель, объект, предмет и задачи исследования.
Анализ литературных источников осуществлялся как на доэкспериментальном этапе исследования, так и в процессе экспериментальной работы, решая соответствующие каждому этапу задачи. На первом этапе исследования анализ литературы применялся с целью изучения исследуемой проблемы, ее разработанности и степени практического применения. Во время проведения педагогического эксперимента анализ литературных данных позволил находиться в курсе последних работ по сходным темам, находить подтверждение или опровержение набранного фактического материала и вытекающих из него выводов, оперативно отвечать на возникающие вопросы.
По теме исследования изучались литературные источники: по теории и методике физического воспитания, психологии физического воспитания, материалы государственной статистики. Всего было проанализировано 83 литературных источника, из них – 64 непосредственно отражены в работе.
Изучение документации культурно-спортивных центров. При обосновании рабочей гипотезы и задач исследования были изучены и проанализированы следующие документы:
Педагогическое наблюдение. Проводилось в ходе учебно-тренировочного процесса в естественных условиях. Оно было невключенным, открытым и непрерывным. Цель наблюдения определялась гипотезой и задачами исследования. Объектом наблюдения являлся процесс спортивной деятельности девушек, занимающихся боксом. Наблюдение привело к осмыслению зафиксированных данных и их научному объяснению, то есть, к установлению фактов. Результаты наблюдения сопоставлялись с данными, полученными другими методами исследования, дополняли и углубляли их.
Тестирование. Применялось в процессе констатирующего эксперимента для оценки уровня развития эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом.
Использовались следующие методики:
Методы математической статистики. Данные методы применялись при обработке результатов исследования в MS Excel. Уровень достоверности полученных результатов определялся по t – критерию Стьюдента. В ходе обработки результатов определялись: средняя арифметическая величина, среднее квадратичное отклонение, средняя ошибка.
3.2. Эмоциональные
и волевые проявления
Информация о работе Развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом