Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 00:14, дипломная работа
Цель исследования – изучить развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по боксу как виду спортивной деятельности и структуре подготовки спортсменов.
2.Провести теоретический анализ влияния эмоционально-волевой сферы человека на процесс спортивной деятельности.
3.Выявить особенности развития эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом.
Введение ………………………………………………………………………….4
I.Бокс как вид спортивной деятельности и подготовка спортсменов...7
1.1. Специфика бокса как вида спорта……………………………………7
1.2. История возникновения и становления женского бокса в нашей стране…………………………………………………………………..9
1.3. Структура подготовки боксеров……………………………………12
1.3.2. Тактическая подготовка боксеров…………………………...12
1.3.1. Техническая подготовка боксеров…………………………...15
1.3.3. Физическая подготовка боксеров……………………………19
1.3.4. Теоретическая подготовка боксеров…………………………29
1.3.5. Психологическая подготовка боксеров……………………...31
II.Эмоционально-волевая сфера и ее влияние на спортивную деятельность …………………………………………………………………….42
2.1. Понятия эмоционально-волевой сферы ……………………………42
2.2. Развитие эмоциональной и волевой сферы в процессе деятельности……………………………………………………………………..43
2.3. Особенности эмоционально-волевой сферы женщин спортсменок……………………………………………………………………...58
III.Особенности эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом …………………………………………………………64
3.1. Организация и методы исследования ………………………………64
3.2. Эмоциональные и волевые проявления спортсменок, занимающихся боксом ………………………………………………………….67
Выводы …………………………………………………………………………..77
Список литературы ……………………………………………………………..80
2.2. Развитие эмоциональной и волевой сферы в процессе деятельности
Эмоциональная сфера и ее характеристика. В психологии эмоции (от латинского "эмоцео": волную, потрясаю) определяют как переживание человеком своего личного отношения к окружающей действительности и к самому себе в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворения потребностей.
Однако эмоции не сводятся только к внутреннему переживанию. Им сопутствуют и физиологические изменения в организме. Поэтому правомерно рассматривать эмоции как реакцию всей личности на те ситуации, к которым она (личность) не может адаптироваться.
В зависимости от трудностей и препятствий, которые спортсмен встречает на пути достижения цели, а также его психологических особенностей возникают различные эмоции. Эмоции принято характеризовать по трем параметрам:
Характеристика эмоций по первому параметру (удовольствие или неудовольствие) выражает положительное или отрицательное личное отношение человека к окружающей среде, своим поступкам, достижениям. [28] П.В. Симонов [73] выдвинул оригинальную теорию, названную им "информационной", в которой возникновение положительных или отрицательных эмоций связывается с недостатком или избытком информации при преодолении возникающих препятствий. Под информацией понимается наличие каких-то сведений, влияющих на вероятность достижения цели. Например, спортсмен, претендующий на победу в соревнованиях, может обрадоваться, если узнает, что его соперник выполнил попытку неудачно, - вероятность достижения цели (победы) увеличилась. Тот же спортсмен, получив информацию о высоком результате соперника, будет расстроен, так как вероятность его успеха снижается.
По мнению П.В. Симонова, [73] эмоциональное состояние спортсмена зависит от недостатка или избыточности информации. Если информация для достижения успеха недостаточна (спортсмен не знает, каким путем в изменившейся ситуации он превысит результат соперника), то возникает отрицательная эмоция. Если же спортсмен обладает избыточной информацией, с его точки зрения, то возникает положительная эмоция.
Неудовлетворение потребности, неудовольствие часто рождают мотив (стремление) избежать ситуации, вызвавшей неприятное чувство. Наряду с этим оно может служить сильным побудителем к проявлению активности, направленной на достижение цели на борьбу за победу или высокий результат. Положительная или отрицательная роль удовольствия или неудовольствия для деятельности и поведения спортсмена неоднозначна и зависит от морально-волевых черт его характера, особенностей темперамента и т.д. Проигрыш не вызовет положительных эмоций, но заставит волевого спортсмена тренироваться с еще большим усердием.
Характеристика эмоций по второму параметру (возбуждение - спокойствие) связана с различиями в уровне активации. На основании этого некоторые считали, что эмоции - это реакция, соответствующая очень сильной активации (Пуни А.Ц.). [62] Если рассматривать эмоции только с физиологических позиций, то такой подход правомерен, но он не отражает психологической характеристики эмоций, суть которой в том, что эмоции различаются по уровню возбуждения. Эмоции радости, горя, гнева, досады отличаются сильно выраженным возбуждением, однако те же эмоциональные состояния, могут переживаться без особого возбуждения и поэтому дают различные оттенки либо спокойного удовлетворения, либо печали, либо грусти и т.д.
Предсоревновательные и соревновательные эмоции спортсменов связаны с разной степенью возбуждения, которое помогает им быстрее включиться в деятельность, увеличивает скоростные и силовые возможности.
Третий параметр эмоций (напряжение или разрешение от напряжения) в значительной степени связан с эффективностью спортивной деятельности. Эмоции возникают:
Эмоциональная
напряженность чаще всего
Эмоциональная напряженность возникает и при конфликтах, наблюдающихся в процессе единоборства спортсменов.
Еще одной причиной возникновения психической напряженности является вынужденные перерывы в деятельности, незаконченное действие, отсрочка выполнения действия. Всякое прерывание деятельности, по Курту Левину вызывает у человека состояние напряжения, так как он стремится закончить эту деятельность, реализовать возникшую у него потребность добиться поставленной цели. Особенно часто вынужденные отсрочки наблюдаются на соревнования по легкой атлетике, горным лыжам и т.д. Часто ритуал награждения победителей, сопровождаемый объявлением по радио и маршем, отвлекает спортсменов и вынуждает их отложить попытку на некоторое время.
Обилие
причин, приводящих к напряженности
во время спортивной
Роль эмоций в регуляции поведения и деятельности спортсмена. По поводу роли эмоций для поведения и деятельности человека, споры среди ученых ведутся уже на протяжении многих десятилетий. Суть этих споров: возникновение эмоций является дезорганизующим фактором или, наоборот, они выполняют организующую функцию.
Многие выдающиеся ученые, в том числе Ч. Дарвин, У. Кеннон, (цитируется по Ильину Е.П.) считали, что в целом эмоции полезны и представляют собой процесс приспособления человека к окружающему миру благодаря осуществляемой мобилизации энергии. Но существует и другая точка зрения у зарубежных психологов о том, что эмоции дезорганизуют поведение и деятельность человека.
С
одной стороны, следует
Могут ли эмоции способствовать повышению эффективности деятельности спортсмена, и какова вообще их приспособительная роль?
Гиперкомпенсаторная функция
Необходимо также отметить, что некоторые эмоциональные переживания и связанные с ними состояния сопровождаются не мобилизацией вегетативных функций, а демобилизацией (уменьшением пульса, артериального давления, газообмена, энерготрат). Это происходит, например, при переживании человеком скуки и аппатии. [28]
П.В. Симонов, развивая свою "информационную" теорию эмоций, считает, что они выполняют компенсаторную функцию, служат механизмом экстренного замещения недостающих в данный момент знаний.
Это наблюдается, по крайней мере, в трех ситуациях:
1.
При реагировании на сигналы,
вероятность подкрепления
2.
При эмоциональном возбуждении
группы людей возникает
3.
При общении с другими людьми,
особенно когда другие способы
социального воздействия не
Сигнальная
роль эмоций связана с
В
спортивной деятельности
эмоциональные реакции
Основные
эмоциональные состояния и
Обстановка
спортивных соревнований - ее
торжественность, большое
Интенсивность
эмоций во время соревнований
зависит от многих
Информация о работе Развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом