Развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 00:14, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по боксу как виду спортивной деятельности и структуре подготовки спортсменов.
2.Провести теоретический анализ влияния эмоционально-волевой сферы человека на процесс спортивной деятельности.
3.Выявить особенности развития эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….4
I.Бокс как вид спортивной деятельности и подготовка спортсменов...7
1.1. Специфика бокса как вида спорта……………………………………7
1.2. История возникновения и становления женского бокса в нашей стране…………………………………………………………………..9
1.3. Структура подготовки боксеров……………………………………12
1.3.2. Тактическая подготовка боксеров…………………………...12
1.3.1. Техническая подготовка боксеров…………………………...15
1.3.3. Физическая подготовка боксеров……………………………19
1.3.4. Теоретическая подготовка боксеров…………………………29
1.3.5. Психологическая подготовка боксеров……………………...31
II.Эмоционально-волевая сфера и ее влияние на спортивную деятельность …………………………………………………………………….42
2.1. Понятия эмоционально-волевой сферы ……………………………42
2.2. Развитие эмоциональной и волевой сферы в процессе деятельности……………………………………………………………………..43
2.3. Особенности эмоционально-волевой сферы женщин спортсменок……………………………………………………………………...58
III.Особенности эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом …………………………………………………………64
3.1. Организация и методы исследования ………………………………64
3.2. Эмоциональные и волевые проявления спортсменок, занимающихся боксом ………………………………………………………….67
Выводы …………………………………………………………………………..77
Список литературы ……………………………………………………………..80

Файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 561.50 Кб (Скачать файл)

Специализированные  восприятия. Особенности деятельности боксеров способствуют развитию специфических качеств внимания, ощущений, восприятий, в результате чего у них появляется высокоразвитое специализированное комплексное восприятие. В основе этих специализированных восприятий лежит тонкая дифференцировка раздражений, поступающих в различные анализаторы. Основную роль при этом играют мышечно-двигательные, зрительные, вестибулярные и слуховые ощущения. В боксе встречаются следующие специализированные восприятия — «чувство дистанции», «чувство партнера», «чувство времени».

Развитие внимания.  Анализ бокса и проведенные исследования показывают, что успешность технических и тактических действий боксеров в значительной степени определяется высоким уровнем развития у них таких свойств внимания, как объем, интенсивность, устойчивость, распределение и переключение.

Боксеру в процессе боевых действий приходится одновременно воспринимать большое количество объектов или их элементов (4-8), что и определяет его объем внимания. Причем он воспринимает в этих объектах малейшие детали, например, отдельные элементы движения противника, его взгляд и т.д., что позволяет ему быстро и правильно организовать и выполнять свои действия. Например, объем внимания у боксеров на 25-30% больше, чем у гимнастов, борцов, пловцов.

Бокс — очень динамичная игра; бывают моменты, которые требуют  очень напряженного, интенсивного внимания во время непосредственного контакта и ослабления его в промежуточные  периоды. Чем интенсивнее внимание, тем больше нервной энергии затрачивает спортсмен. Длительность боя, разнообразие технических ситуаций требуют высокой устойчивости внимания, сохранения способности к эффективной мобилизации его (внимания) на протяжении всего поединка, способности противостоять различным отвлечениям.

Современный бокс характеризуется высокой скоростью  действий, быстрым перемещением спортсменов, быстрой и внезапной сменой ситуаций — все это предъявляет высокие требования не только к объему, интенсивности и устойчивости внимания, но и требует от спортсмена мгновенного переключения и широкого распределения его. Например, боксер, применяя защиту, одновременно распределяет свое внимание между многими моментами — определяет расстояние, следит за его перемещением, выбирает способ для нанесения ответных действий и т.п. Только за одну секунду внимание боксера переключается поочередно на 3-6 объектов. Все вышеперечисленные качества внимания значительно изменяются в зависимости от состояния тренированности. Следует отметить такой факт — месячный перерыв в занятиях снижает объем внимания на 23,6%.

Внимание необходимо развивать следующим образом. Прежде всего, необходимо приучить себя быть внимательным при любой работе и в разнообразных условиях. Недостаточная физическая подготовка приводит к быстрому утомлению, что ведет к резкому снижению внимания. Объем внимания можно тренировать в самых разнообразных условиях, для разрешения которых необходимо одновременно воспринять несколько динамических или статических объектов, но не более 7-8. Развитие интенсивности и устойчивости внимания человека в определенной степени связано с развитием его волевых качеств. Надо дисциплинировать себя, приучать даже в мелочах быть хозяином своих действий.

Для распределения и переключения внимания в тренировку боксеров необходимо включать различные упражнения с несколькими объектами и всевозможными перемещениями; упражнения, в которых требуется быстрое переключение внимания с объекта на объект, с одного действия на другое; развивать умение выделять наиболее важные объекты, моменты за счет второстепенных.

Развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения. Для повышения тактического мастерства у боксеров необходимо развивать следующие способности: а) наблюдательность — умение быстро и правильно подмечать по ходу поединка важные моменты соревновательной борьбы, быстро и правильно ориентироваться в сложной боевой обстановке; б) сообразительность — умение быстро и правильно оценивать сложившуюся ситуацию, учитывать ее последствия; в) инициативность — умение быстро и самостоятельно применять эффективные тактические приемы; г) предвидение — умение разгадывать тактические замыслы противника и предвидеть результаты как его, так и своих действий.

Развитие способности управлять своими эмоциями. Большая двигательная активность боксеров, быстро меняющаяся обстановка, чередование удач и неудач, физическое напряжение, кроме того, влияние зрителей, активно выражающих свое эмоциональное отношение к тому, что происходит на ринге, — все это делает бокс одним из наиболее эмоциональных видов спорта.

Для эмоций в процессе поединка характерны не только ярко выраженные положительные и отрицательные  эмоциональные состояния, интенсивность  их переживания, но и то, что переменность успеха во время боя определяет резкую их смену у боксеров.

Интенсивность эмоциональных  состояний зависит от значимости и ответственности поединка: чем важнее бой, тем интенсивнее эмоциональное переживание. В течение боя интенсивность эмоциональных состояний неодинакова. Наиболее интенсивные эмоции проявляются в ответственные моменты, особенно при завершении поединка.

Характер и содержание эмоциональных состояний оказывает  большое влияние на активность боксеров как в процессе учебно-тренировочных занятий, так и на эффективность боевых действий. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогают боксеру избегать излишних возбуждений во время тренировочных занятий и соревнований, сохранить нужную координацию и точность движений, ясность тактической мысли и т.п.

В психологии спорта разработаны приемы психорегуляции, которые применяются  с целью: а) снятия или снижения физического утомления и восстановления спортивной работоспособности; б) снятия или снижения нервного утомления и переутомления, связанного с эмоциональным перенапряжением во время тренировочных занятий и соревнований; в) снятия или снижения неблагоприятных состояний перед соревнованием и во время поединка и успокоение при излишнем нервном возбуждении; г) борьбы с бессонницей.

Развитие волевых качеств. Большое напряжение внимания, сложность двигательных навыков, острая соревновательная борьба, лимит времени и т.д. требуют от спортсменов большого напряжения воли. Волевые качества боксеров проявляются в их действиях, направленных на преодоление трудностей и препятствий, определяемых спецификой данного вида спорта.

Воспитание волевых  качеств — одна из важнейших задач подготовки высококвалифицированного спортсмена. Для того чтобы развивать те или иные волевые качества, боксеру необходимо исходить из конкретных трудностей, с которыми сталкивается спортсмен в процессе своей спортивной деятельности. Существует два вида трудностей — объективные и субъективные. Объективные трудности — это трудности, обусловленные особенностями бокса, а субъективные трудности — особенностями личности спортсмена.

Волевая подготовка — это сложный и длительный процесс. Основным и необходимым условием развития волевых качеств у боксеров является систематическое выполнение в процессе учебно-тренировочных занятий упражнений, требующих приложения волевых усилий. Основные волевые качества, которыми должен обладать боксер, это целеустремленность и настойчивость, выдержка и самообладание, решительность и смелость, инициативность и дисциплинированность.

Целеустремленность и настойчивость. Эти качества выражаются в ясном осознании целей и задач, стоящих перед боксерами, активном и неуклонном стремлении к повышению спортивного мастерства, в трудолюбии.

У спортсменов, прежде всего, необходимо воспитывать сознательное отношение к овладению техникой, тактикой боя; развивать интерес к данной работе; ставить им конкретные задачи на определенный срок и неукоснительно их выполнять; включать упражнения, различные по сложности и трудности, и обязательно контролировать их выполнение, проводить занятия в любых условиях; не останавливаться на пути к достижению цели, несмотря на временные неудачи.

Выдержка и  самообладание. Эти качества выражаются в преодолении отрицательных, неблагоприятных эмоциональных состояний (чрезмерная возбудимость, растерянность, подавленность и т.п.), в преодолении нарастающего утомления. Воспитывать у боксеров способность преодолевать утомление и болевые ощущения; добиваться выполнения любого задания точно и до конца; не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции; развивать специальную выносливость; тренироваться в усложненных условиях.

Решительность и смелость. Эти качества выражаются в способности своевременно находить и принимать обдуманные решения в ответственные моменты боя и без колебания приводить их в исполнение. Воспитывать у спортсмена способность преодоления чувства боязни, колебания, (например, упражнения, связанные с риском и т.д.); включать в тренировочный процесс элементы футбола, баскетбола, прыжки в воду, если возможно — прыжки с парашютом с вышки.

Инициативность  и дисциплинированность. Эти качества выражаются в способности спортсмена вносить в тренировку творчество, не поддаваться влиянию других людей и действий. Боксер, обладающий инициативностью, является организатором, ведет за собой команду. А дисциплинированность выражается в умении спортсмена подчинять свои действия задачам коллектива, плану действий своей команды.

Воспитывать у боксеров инициативность можно лишь при хорошей технической и тактической подготовленности, т.е. только в процессе самостоятельного решения поставленных задач, самостоятельного нахождения путей и средств достижения целей. Излишняя опека подавляет инициативность, приучает полагаться во всем только на тренера. Эффективным средством воспитания инициативности является условный бой, проводимый со специальными заданиями в условиях, требующих от боксеров максимального проявления.

Что касается развития дисциплинированности, то сознательная дисциплина предполагает не слепое подчинение по принуждению, а добровольное, на основе осознания необходимости, осознания своего долга. Для дисциплинированного человека характерны исполнительность, организованность, в дисциплинированности находят свое выражение все волевые качества.

Воспитание дисциплинированности достигается всей организацией процесса обучения и тренировки. Выполнение спортсменом установленных правил и требований, которые должны быть целесообразными и обоснованными и носить сознательный и систематический характер. Определенное значение для воспитания дисциплинированности имеет строгое соблюдение режима. В воспитании дисциплинированности особую роль играют коллектив и тренер, где тренер является образцом дисциплинированности и организованности.

Вышеперечисленные волевые  качества неразрывно связаны друг с  другом и взаимно обусловливают  друг друга.  Формирование волевых  качеств не может происходить  стихийно; они развиваются тем  успешнее, чем правильнее организован тренировочный процесс, чем лучше поставлена воспитательная работа. [1,51]

Глава 2. Эмоционально-волевая сфера  и ее влияние на спортивную деятельность

 

2.1. Понятия  эмоционально-волевой сферы

 

Как известно, на тренировочную и  соревновательную деятельность  спортсмена оказывают влияние не только  его морфологические и функциональные, но   и   психические особенности. Морфологические и  функциональные особенности спортсменов достаточно легко выявляются и учитываются в процессе тренировки. Труднее распознать и тем более рационально  учесть в процессе спортивной подготовки индивидуальные психические особенности спортсменов. Сложность этой проблемы состоит в том, что, зачастую, тренеры не имеют достаточных знаний о психологических основах спортивной деятельности.  Недостаточно  разработаны методики подготовки  спортсменов, учитывающие их  индивидуально-психические особенности.

Управление и регуляция  деятельностью спортсмена – это  сложное и упорядоченное реагирование его на внешние стимулы, в том  числе на воздействия тренера, соперника, болельщиков. К числу механизмов управления и регуляции относятся в частности волевые и эмоциональные. С.Л. Рубинштейн, [66] подчеркивая связь, но не тождество воли и эмоций, говорил об «эмоционально-волевой сфере», об «эмоционально-волевых качествах». (Цитируется по Ильину Е.П.)

Говоря о различии роли воли и  эмоций в регуляции работоспособности  и эффективности деятельности спортсмена, можно отметить, что каждый из этих двух факторов имеет положительные  и отрицательные стороны.

Положительное значение эмоциональной  регуляции  заключается в гиперкомпенсаторной мобилизации энергетических ресурсов, а также в переходе к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов. Однако эти достоинства эмоций имеют и слабые стороны, такая регуляция расточительна и содержит опасность ухода от цели, «слепого» перебора вариантов действия  методом проб и ошибок.

Волевая регуляция компенсирует слабые места эмоциональной регуляции, препятствует ее дезорганизующей генерализации, способствуя удержанию первоначальной цели. Но и волевая регуляции грешит чрезмерной локализацией поиска решения, которая затрудняет нахождение новых и оригинальных способов достижения успеха. Неслучайно П.В. Симонов считает, [73] что творческая личность должна оптимально сочетать сильную волю с определенным уровнем эмоциональности.  Кроме того, как замечает Е.П. Ильин, [28] волевое поведение может служить источником положительных эмоций. Это особенно проявляется в спортивной деятельности, когда спортсмены получают удовольствие не только от побед, но и от преодоления больших трудностей, ведущих к этим победам.

Информация о работе Развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом