Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 00:14, дипломная работа
Цель исследования – изучить развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по боксу как виду спортивной деятельности и структуре подготовки спортсменов.
2.Провести теоретический анализ влияния эмоционально-волевой сферы человека на процесс спортивной деятельности.
3.Выявить особенности развития эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом.
Введение ………………………………………………………………………….4
I.Бокс как вид спортивной деятельности и подготовка спортсменов...7
1.1. Специфика бокса как вида спорта……………………………………7
1.2. История возникновения и становления женского бокса в нашей стране…………………………………………………………………..9
1.3. Структура подготовки боксеров……………………………………12
1.3.2. Тактическая подготовка боксеров…………………………...12
1.3.1. Техническая подготовка боксеров…………………………...15
1.3.3. Физическая подготовка боксеров……………………………19
1.3.4. Теоретическая подготовка боксеров…………………………29
1.3.5. Психологическая подготовка боксеров……………………...31
II.Эмоционально-волевая сфера и ее влияние на спортивную деятельность …………………………………………………………………….42
2.1. Понятия эмоционально-волевой сферы ……………………………42
2.2. Развитие эмоциональной и волевой сферы в процессе деятельности……………………………………………………………………..43
2.3. Особенности эмоционально-волевой сферы женщин спортсменок……………………………………………………………………...58
III.Особенности эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом …………………………………………………………64
3.1. Организация и методы исследования ………………………………64
3.2. Эмоциональные и волевые проявления спортсменок, занимающихся боксом ………………………………………………………….67
Выводы …………………………………………………………………………..77
Список литературы ……………………………………………………………..80
Изучение психических состояний спортсменок, влияющих на эмоциональную сферу (табл.1) показало, что достоверных различий между девушками, занимающимися боксом и спортсменками других видов спорта нет. Вместе с тем можно отметить, что у спортсменок на довольно высоком уровне наблюдается состояние враждебного конфликта.
Таблица 1
Сравнительная характеристика психических состояний спортсменок
Психические состояния (А.Т. Джерсайлду) |
Девушки, занимающиеся боксом (n =11) |
Девушки, занимающиеся другими видами спорта (n =11) |
t |
р |
X ср. ± s |
X ср. ± s | |||
Одиночество |
2,27±2,41 |
1,56±1,33 |
0,85 |
- |
Бессмысленность существования |
2,55±1,81 |
3,33±1,41 |
1,11 |
- |
Свобода выбора |
2,09±1,58 |
3,11±2,26 |
1,19 |
- |
Половой конфликт |
1,00±1,10 |
0,89±1,36 |
0,20 |
- |
Враждебный конфликт |
4,55±2,25 |
4,67±1,80 |
0,14 |
- |
Расхождение между реальным и идеальным «Я» |
2,18±1,83 |
2,44±2,24 |
0,29 |
- |
Свобода воли |
3,36±2,38 |
3,44±1,13 |
0,10 |
- |
Безнадежность |
2,08±1,83 |
3,00±2,06 |
0,96 |
- |
Чувство неприкаянности |
1,09±1,14 |
2,11±2,42 |
1,22 |
- |
У боксёрок этот показатель равен 4,55±2,25, а у представительниц других видов спорта он даже несколько выше - 4,67±1,80, а показатель чувства неприкаянности (бездомность) у них в два раза выше (2,11±2,42) против (1,09±1,14) у боксёрок. Это неблагоприятное психическое состояние наблюдается 36,3% боксёрок, против 55,5% у представительниц других видов спорта, к тому же у них и больший процент лиц испытывающих бессмысленность существования.
Полученные данные (табл.2) показали, что у спортсменок, занимающихся боксом, на достоверно значимом уровне показатели косвенной вербальной (t=3,27; р<0,01), прямой физической (t=2,21; р<0,05) и общей (t=2,08; р<0,05) выше, чем в контрольной группе.
Таблица 2
Сравнительная характеристика эмоциональных состояний спортсменок
Эмоциональные состояния |
Девушки, занимающиеся боксом (n =11) |
Девушки, занимающиеся другими видами спорта (n =11) |
t |
р |
X ср. ± s |
X ср. ± s | |||
Эмпатийность |
73,45±8,95 |
70,22±8,23 |
0,86 |
- |
Психомоторная эмоциональность |
24,64±5,73 |
26,33±6,20 |
0,65 |
- |
Интеллектуальная |
29,00±4,10 |
29,56±4,45 |
0,3 |
- |
Коммуникативная эмоциональность |
28,64±5,26 |
27,78±7,45 |
0,3 |
- |
Прямая вербальная агрессия |
5,45±2,50 |
4,89±2,03 |
0,57 |
- |
Косвенная вербальная агрессия |
6,55±1,51 |
3,56±2,51 |
3,27 |
0,01 |
Прямая физическая агрессия |
5,36±1,21 |
3,89±1,76 |
2,21 |
0,05 |
Косвенная физическая агрессия |
2,91±1,70 |
2,78±1,86 |
0,17 |
- |
Общая агрессия |
20,27±4,47 |
15,11±6,57 |
2,08 |
0,05 |
Остальные показатели эмоционально-волевой сферы участниц обеих групп не имеют достоверно значимых различий.
Сравнительная характеристика
показателей волевой сферы
Таблица 3
Сравнительная характеристика волевой сферы спортсменок
Эмоциональные состояния |
Девушки, занимающиеся боксом (n =11) |
Девушки, занимающиеся другими видами спорта (n =11) |
t |
р |
X ср. ± s |
X ср. ± s | |||
Целеустремленность (выраженная) |
28,73±4,86 |
29,11±7,75 |
0,13 |
- |
Целеустремленность (генерализованная) |
28,00±3,03 |
28,67±6,36 |
0,30 |
- |
Смелость и решительность (выраженная) |
22,82±3,40 |
24,78±5,14 |
1,02 |
- |
Смелость и решительность (генерализованная) |
25,45±5,11 |
26,44±5,88 |
0,41 |
- |
Настойчивость и упорство (выраженная) |
30,73±5,10 |
27,78±8,64 |
0,94 |
- |
Настойчивость и упорство (генерализованная) |
26,00±5,20 |
26,67±7,48 |
0,24 |
- |
Самостоятельность и инициативность (выраженная) |
26,64±4,70 |
23,00±4,97 |
1,72 |
- |
Самостоятельность и инициативность (генерализованная) |
23,45±5,77 |
22,44±4,67 |
0,44 |
- |
Самообладание и выдержка (выраженная) |
27,45±4,11 |
23,78±5,29 |
1,76 |
- |
Самообладание и выдержка (генерализованная) |
25,27±6,15 |
23,56±5,66 |
0,66 |
- |
Вместе с тем можно отметить, что показатели волевой сферы спортсменок находятся в диапазоне средней степени выраженности. Правда такие показатели как самостоятельность и инициативность и самообладание и выдержка у боксёрок несколько выше и приближаются к показателям высокой степени выраженности.
Как видно из таблицы 4, психические состояния высоко квалифицированных спортсменок не отличаются на достоверно значимом уровне.
Таблица 4
Сравнительная характеристика психических
состояний
Психические состояния (Т.Д. Джерсайлду) |
Девушки, занимающиеся боксом (n =7) |
Девушки, занимающиеся другими видами спорта (n =5) |
t |
р |
X ср. ± s |
X ср. ± s | |||
Одиночество |
1,86±1,77 |
1,00±0,82 |
1,15 |
- |
Бессмысленность существования |
2,00±1,15 |
3,00±1,15 |
1,56 |
- |
Свобода выбора |
2,14±1,35 |
3,00±3,46 |
0,45 |
- |
Половой конфликт |
1,14±1,21 |
0,25±0,50 |
1,78 |
- |
Враждебный конфликт |
4,00±2,38 |
4,75±1,50 |
0,69 |
- |
Расхождение между реальным и идеальным «Я» |
2,43±1,99 |
2,25±2,06 |
0,16 |
- |
Свобода воли |
2,86±2,27 |
3,25±1,50 |
0,37 |
- |
Безнадежность |
1,43±1,90 |
3,00±2,45 |
1,68 |
- |
Чувство неприкаянности |
0,71±0,95 |
1,00±2,00 |
0,33 |
- |
Вместе с тем, можно отметить, что у боксёрок мастеров спорта больше лиц имеющих половой конфликт по сравнению со спортсменками других видов спорта, в то время как у последних больше число лиц имеющих отклонения в психических состояниях по показателям: «Безнадежность» и «Бессмысленность существования».
Эмоциональные проявления высококвалифицированных
спортсменок несколько
Таблица 5
Сравнительная характеристика эмоциональных
состояний
Эмоциональные состояния |
Девушки, занимающиеся боксом (n =7) |
Девушки, занимающиеся другими видами спорта (n =5) |
t |
р |
X ср. ± s |
X ср. ± s | |||
Эмпатийность |
72,00±9,92 |
71,25±6,18 |
0,17 |
- |
Психомоторная эмоциональность |
23,29±5,53 |
24,00±4,32 |
0,26 |
- |
Интеллектуальная |
28,43±3,46 |
29,25±4,99 |
0,34 |
- |
Коммуникативная эмоциональность |
26,71±4,68 |
25,25±2,50 |
0,71 |
- |
Прямая вербальная агрессия |
5,41±2,61 |
3,75±0,96 |
1,31 |
- |
Косвенная вербальная агрессия |
6,29±1,11 |
3,75±2.06 |
2,70 |
0,05 |
Прямая физическая агрессия |
5,29±0,95 |
4,50±2,08 |
0,86 |
- |
Косвенная физическая агрессия |
3,29±1,89 |
2,50±0,58 |
1,05 |
- |
Общая агрессия |
20,00±4,12 |
14,50±3,11 |
2,74 |
0,05 |
Правда, остаются достоверные различия между спортсменками по уровню общей агрессии.
Таблица 6
Сравнительная характеристика волевой сферы высококвалифицированных спортсменок
Эмоциональные состояния |
Девушки, занимающиеся боксом (n =7) |
Девушки, занимающиеся другими видами спорта (n =5) |
t |
р |
X ср. ± s |
X ср. ± s | |||
Целеустремленность (выраженная) |
32,60±3,78 |
29,20±7,29 |
0,93 |
- |
Целеустремленность (генерализованная) |
30,00±1,58 |
27,80±6,06 |
0,79 |
- |
Смелость и решительность (выраженная) |
24,80±3,27 |
26,60±3,21 |
0,88 |
- |
Смелость и решительность (генерализованная) |
27,00±3,08 |
27,40±5,03 |
0,12 |
- |
Настойчивость и упорство (выраженная) |
34,80±2,77 |
29,40±4,62 |
2,23 |
0,05 |
Настойчивость и упорство (генерализованная) |
28,00±4,64 |
27,80±5,85 |
0,06 |
- |
Самостоятельность и инициативность (выраженная) |
29,40±4,62 |
23,20±7,12 |
1,63 |
- |
Самостоятельность и инициативность (генерализованная) |
23,80±4,65 |
22,80±3,56 |
0,38 |
- |
Самообладание и выдержка (выраженная) |
30,40±3,71 |
26,40±2,97 |
1.88 |
- |
Самообладание и выдержка (генерализованная) |
29,80±6,42 |
25,40±3,51 |
1,34 |
- |
Информация о работе Развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом