Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 00:14, дипломная работа
Цель исследования – изучить развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по боксу как виду спортивной деятельности и структуре подготовки спортсменов.
2.Провести теоретический анализ влияния эмоционально-волевой сферы человека на процесс спортивной деятельности.
3.Выявить особенности развития эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом.
Введение ………………………………………………………………………….4
I.Бокс как вид спортивной деятельности и подготовка спортсменов...7
1.1. Специфика бокса как вида спорта……………………………………7
1.2. История возникновения и становления женского бокса в нашей стране…………………………………………………………………..9
1.3. Структура подготовки боксеров……………………………………12
1.3.2. Тактическая подготовка боксеров…………………………...12
1.3.1. Техническая подготовка боксеров…………………………...15
1.3.3. Физическая подготовка боксеров……………………………19
1.3.4. Теоретическая подготовка боксеров…………………………29
1.3.5. Психологическая подготовка боксеров……………………...31
II.Эмоционально-волевая сфера и ее влияние на спортивную деятельность …………………………………………………………………….42
2.1. Понятия эмоционально-волевой сферы ……………………………42
2.2. Развитие эмоциональной и волевой сферы в процессе деятельности……………………………………………………………………..43
2.3. Особенности эмоционально-волевой сферы женщин спортсменок……………………………………………………………………...58
III.Особенности эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом …………………………………………………………64
3.1. Организация и методы исследования ………………………………64
3.2. Эмоциональные и волевые проявления спортсменок, занимающихся боксом ………………………………………………………….67
Выводы …………………………………………………………………………..77
Список литературы ……………………………………………………………..80
Развитию чувства равновесия способствует систематическая тренировка вестибулярного аппарата, обеспечивающего эту функцию организма. С этой целью используют акробатические упражнения на вращение (кувырки, повороты, перевороты и т.д.), прыжки на батуте, а также большой объем специальных защитных упражнений (нырков, уклонов влево и вправо, отклонов), являющихся раздражителями вестибулярного анализатора.
Закаливание контактных поверхностей необходимо для снижения болевых ощущений боксеров при соприкосновении ударной, секущей или блокирующей поверхности с целью. Это достигается путем выполнения следующих упражнений:
а) для закалки ударных поверхностей:
б) для закалки блокирующих поверхностей:
После отжимания на кулаках, работы на снарядах, закалки блокирующих поверхностей в парах необходимо ладонями растереть эти поверхности – для увеличения притока крови, что в свою очередь ведет к росту надкостницы.
Овладение произвольной регуляцией мышечного напряжения и расслабления характеризует умение включать в работу в основном мышцы, обеспечивающие выполнение приема, оптимально дозировать степень усилий, произвольно расслаблять неработающие мышцы, вырабатывать произвольное мышечное расслабление можно при помощи упражнений, включающих различные уровни напряжения и расслабления мышц. Например: развивать способность отчетливо различать ощущения, свидетельствующие о расслаблении мышц, применяя упражнения с различными вариантами перехода от напряжения к расслаблению (уменьшать напряжение мышц до «падения» расслабленной части тела под влиянием собственной тяжести; чередовать напряжение и расслабление мышц с различной скоростью; последовательно расслаблять различные мышечные группы); стремиться к полному расслаблению мышц, пассивно раскачивая различные части тела; одновременно расслаблять одни и напрягать другие группы мышц. На начальном этапе можно использовать упражнения, принцип составления которых заключается в 5-секундном напряжении с последующим быстрым расслаблением, как мышечных групп, так и отдельных мышц. [1,24,32,33,79,]
1.3.4. Теоретическая подготовка боксеров
Теоретическая подготовка ведется на всем протяжении многолетнего обучения спортсменов – как с группами начинающих в спортивной школе, так и со спортсменами высших разрядов и сборных страны. Требования в спорте настолько возросли, что без глубоких специальных знаний рассчитывать на высокие спортивные показатели нельзя. Недооценка интеллектуальной, теоретической подготовки приводит к тому, что спортсмен порой не понимает сути заданий, выполняемых им на тренировочных занятиях. Непонимание порождает пассивность, приводит к механическому повторению упражнений и заданий. Отсутствие активности и творческого участия спортсмена в тренировочном процессе нарушает обратную связь в системе «тренер-спортсмен», что в значительной мере снижает эффективность подготовки.
Теоретическая подготовка – это целенаправленный педагогический процесс, направленный на приобретение спортсменами определенных знаний; его цель – повышение их интеллектуально-теоретического уровня и содействие повышению спортивного мастерства.
Содержание теоретической подготовки составляют вопросы общего и специального характера, они раскрываются в программах подготовки спортивных резервов по видам спорта и в документах на уровне спорта высших достижений.
Основная тематика теоретической подготовки спортсменов включает разделы:
Объем и сложность вопросов определяются программами с учетом возраста и квалификации спортсменов.
Важно не просто вооружить спортсмена знаниями на лекциях, семинарах, в беседах, а научить оперативно использовать эти знания в тренировочных занятиях и соревнованиях. На тренировочных занятиях надо постоянно увязывать задания и упражнения с определенными теоретическими сведениями, стимулировать, с одной стороны, стремление спортсменов воплощать в практические действия определенные свои выводы и решения, а с другой – осмысливать и анализировать свои действия на тренировочных занятиях и в соревнованиях.
Тренеру принадлежит
основная роль в решении задач
теоретической подготовки. Он проводит
специальные теоретические
1.3.5. Психологическая подготовка боксеров
Общая психологическая подготовка стоит в одном ряду с физической, технической и тактической подготовкой и осуществляется с ними на протяжении всего периода спортивного совершенствования. Она направлена не только на подготовку боксеров к предстоящему соревнованию, но и на решение задач спортивного совершенствования.
Основные задачи общей психологической подготовки:
Воспитание
моральных черт и качеств личности
спорт
смена. Очень важно в процессе учебно-тренировочной
работы не только подготовить высококвалифицированного
спортсмена с точки зрения его физических,
технических и тактических качеств и навыков,
но и оказать положительное влияние на
развитие его характера, чувства коллективизма,
разносторонних интересов, правильного
отношения и любви к спорту и других качеств
личности. Важнейшим фактором развития
личности служит самовоспитание, организация
которого должна направляться тренером.
Формирование спортивного коллектива и психологического климата команды. Особенности формирования моральных черт и качеств личности боксеров и их проявление находятся в тесной связи со спецификой бокса.
Развитие процессов восприятия. Умение видеть как можно больше деталей, их непрерывное движение, умение ориентироваться в сложных условиях, являются важнейшими качествами боксеров. Это, прежде всего, связано с развитием особенностей зрительных восприятий.
Объем поля зрения. Деятельность боксеров требует, чтобы у них в первую очередь было высоко развито периферическое зрение, т.е. развит большой объем поля зрения. Недостаточно развитое периферическое зрение значительно сужает и обедняет тактические действия боксеров, так как они принимают решения и выполняют тот или иной прием, ориентируясь только на находящегося перед ним соперника, не используют благоприятные ситуации для развития атаки и тем самым создают условия для успешных действий противника. Опыты с выключением периферического зрения во время специфических действий показывают, что у спортсменов резко ухудшалось ощущение направления движения и равновесия, отмечалось нарушение координации, возникали дополнительные мышечные напряжения, значительно замедлялся переход от одного действия к другому, ухудшалась точность глазомера.
Глубинное зрение. Правильное и своевременное выполнение того или иного технического приема тесно связано со способностью точно оценивать расстояние между спортивными объектами. Мастерство боксеров во многом зависит от точности глазомера _ «чувства дистанции». Так, у боксеров точность глубинного зрения оказалась в 2—2,5 раза лучше, чем, например, у гимнастов, пловцов, борцов. Точность глазомера, так же как и периферическое зрение, находится в прямой зависимости от состояния тренированности. Так, в состоянии спортивной- формы точность глазомера у боксеров в среднем выше на 40-45%, чем в состоянии не тренированности. Пропуск занятий на 2—3 недели приводит к ухудшению точности глазомера на 20-30%. Поскольку периферическое зрение и точность глазомера играют в боксе большое значение, различные приемы и упражнения для развития данных зрительных восприятий должны включаться в учебную тренировку. Для развития точности глазомера и периферического зрения боксеру необходимо больше варьировать дистанции в тренировках на снарядах, «лапах», в упражнениях с партнером и т.д.; очень эффективны упражнения с различными приспособлениями для фиксации на определенном расстоянии объекта, по которому наносится удар. Немаловажным фактором воздействия на психику человека является влияние цвета, психофизиологическая функция которого — обеспечение наиболее благоприятных условий зрительного восприятия, снижения утомления, улучшение освещенности.
Восприятие движений. По разнообразию двигательных навыков бокс является одним из наиболее сложных видов спорта. В восприятии движений как целого действия, приема, так и его отдельных частей отражаются различные их свойства такие, как характер, форма, амплитуда, направление, продолжительность и ускорение. Одной из очень важных психологических особенностей двигательных навыков боксеров является то, что спортсмен, выполняя те или иные приемы (например, удар), регулирует свои движения и мышечные усилия в связи с оценкой расстояния между боксерами. Все эго связано с выработкой зрительно-моторной координации, очень точных и дифференцированных пространственных, временных восприятий и выполняемых движений и носит специализированный характер. Исследование точности восприятия мышечных усилий кистей рук показывает, что она возрастает более чем в 2 раза у тренированных по сравнению с нетренированными. Бокс требует от каждого спортсмена максимальной скорости реагирования, он проходит в условиях острого дефицита времени и колеблется в зависимости от состояния спортивной формы. В состоянии спортивной формы у боксеров резко уменьшается время реагирования и точность, реакции становятся стабильными, что говорит о высокой надежности. Следует отметить, что особенно изменяется время реакции на периферические раздражители. Для развития быстроты реакции необходимо включить в учебно-тренировочный процесс большое количество скоростных упражнений, требующих быстрого переключения внимания с одних действий на другие; упражнения с различными неожиданными и нелогичными продолжениями; с сокращением дистанции при защитных и нападающих действиях и увеличением скорости удара. Неожиданные изменения направления движения, быстрые повороты головы при ориентировке — все это вызывает значительные раздражения всех отделов вестибулярного аппарата.
Экспериментально установлено, что деятельность вестибулярного (аппарата) анализатора взаимосвязана с деятельностью других анализаторов, в частности, с мышечно-двигательным и зрительным, а его раздражения оказывают значительные влияния на психомоторные и сенсорные процессы. Раздражение вестибулярного аппарата вызывает замедление скорости движения рук и ног, нарушение координированности и точности движений, ухудшение зрительных восприятий, интенсивности внимания и особенно устойчивости, распределения и переключения. Исследования показывают, что даже после незначительного раздражения вестибулярного аппарата время реакции увеличивается на 15-20%, а в отдельных случаях — до 70-90%.
Однако тех приемов, упражнений, которые имеются в арсенале боксера, недостаточно для повышения вестибулярной устойчивости. Это в определенной степени сказывается на повышении спортивного мастерства. Помимо упражнений, способствующих вообще тренировке вестибулярной устойчивости, тренировка вестибулярного аппарата должна носить специфический характер. Технические приемы, тренированные на фоне раздражения вестибулярного аппарата, нарушаются меньше, чем тренированные в обычных условиях. В тренировочном процессе должно быть уделено специальное время для развития вестибулярной устойчивости. Для этого необходимо включать сложнокоординированные виды упражнений, требующие при их выполнении большой активности занимающихся с противодействием неприятных субъективных ощущений — различные виды акробатических и гимнастических упражнений, прыжки на батуте, прыжки в глубину (1,8-2,5 м), различные вращательные движения, всевозможные ускорения (вперед, назад, вправо, влево) и т.п.
Информация о работе Развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом