Развитие координационных способностей у учащихся начальных классов средствами гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:05, дипломная работа

Описание работы

Цель: гармоничное развитие ребёнка: нравственных, духовных, эстетических качеств, формирование двигательных навыков, музыкальности, пластичности, развития слуха, эмоциональности по средствам использования гимнастики, а главное развитие координационных способностей ребенка начальных классов, что является здоровьесберегающей технологией.
Задачи:
-развить координационные способности средствами гимнастики;
-укрепить опорно-двигательный аппарат и сформировать правильную осанку;
- содействовать повышению функциональных возможностей вегетативных органов;
- формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Координационные способности………………………………………6
1.1 Понятие «Координационных способностей»……………………………...6
1.2 Виды координационных способностей…………………………………...10
1.3 Методы развития и оценки координационных способностей…………..17
Глава 2. Организация и методика исследования……………………………..33
2.1 Задачи и методы исследования……………………………………………33
2.2 Организация исследования………………………………………………...37
2.3 Результаты исследования………………………………………………….52
Выводы…………………………………………………………………………54
Заключение…………………………………………………………………….55
Список литературы...………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом готовый(содержание и список литры).docx

— 97.56 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Ярославский государственный педагогический университет

имени К.Д. Ушинского.

 

кафедра гимнастики

специальность «Физическая  культура»

 

 

 

выпускная квалификационная работа

 

 

на тему «Развитие  координационных способностей у  учащихся начальных классов средствами гимнастики».

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент 6 курса заочного отделения ФФК

шифр (ФС-2228) группы 56Б

Юрикова Алена Сергеевна.

 

Научный руководитель –  заведующий кафедрой гимнастики

Ярославского педагогического  университета им. К.Д. Ушинского,

кандидат биологических  наук, профессор, «Почетный работник

высшего профессионального  образования Российской Федерации»,

автор более 120 научных и  научно – методических работ,

в том числе 1 монографии, 8 учебных пособий, 3 из которых имеют

гриф Министерства образования  РФ.

Бурухин Сергей Федорович.

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль 2013 г.

Оглавление

 

 

  1. Введение………………………………………………………………………….2
  2. Глава 1. Координационные способности………………………………………6
  3. 1.1 Понятие «Координационных способностей»……………………………...6
  4. 1.2 Виды координационных способностей…………………………………...10
  5. 1.3 Методы развития и оценки координационных способностей…………..17
  6. Глава 2. Организация и методика исследования……………………………..33
  7. 2.1 Задачи и методы исследования……………………………………………33
  8. 2.2 Организация исследования………………………………………………...37
  9. 2.3 Результаты исследования………………………………………………….52
  10. Выводы…………………………………………………………………………54
  11. Заключение…………………………………………………………………….55
  12. Список литературы...…………………………………………………………..59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из ключевых направлений, изложенных в Национальной  образовательной  инициативе «Наша новая школа», является сохранение и укрепление здоровья школьников, в котором говорится, что дети  проводят в школе значительную часть  дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного  успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.1

В 2011 году введён новый норматив занятий физкультурой – не менее  трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.

Именно индивидуальный подход предполагает использование современных  образовательных технологий и создание образовательных программ, которые  вызовут у ребёнка интерес  к учебе.

По ФГОС начального общего образования школьная программа  должна формировать культуру здорового  и безопасного образа жизни и  представлять собой комплексную  программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального  здоровья обучающихся на ступени  начального общего образования как  одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и  эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 2

Современные условия жизни  детей предъявляют требования к  деятельности осуществляемой в вероятных неожиданно возникающих ситуациях, которые требует быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и биомеханической рациональности. Все эти качества связывают с понятием ловкость - где основой ее, являются координационные способности.

Начальные классы характеризуются активным, неравномерным и равномерным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организма. Наиболее активно формируются двигательные координационные навыки в возрасте 7-14 лет.

Цель:  гармоничное развитие ребёнка: нравственных, духовных, эстетических качеств, формирование двигательных навыков, музыкальности, пластичности, развития слуха, эмоциональности по средствам  использования гимнастики, а главное  развитие координационных способностей ребенка начальных классов, что является здоровьесберегающей технологией.

         Задачи:

-развить координационные  способности средствами гимнастики;

-укрепить опорно-двигательный  аппарат и сформировать правильную  осанку;

- содействовать повышению  функциональных возможностей вегетативных  органов; 

- формировать устойчивый  интерес к занятиям физической  культурой;

Область применения: общеобразовательные  школьные учреждения.

         Методы реализации:  в работе организации ритмической гимнастики, так же использовались методы: наглядности, педагогического контроля, теоретического и игрового характера с учетом специфики физкультурной деятельности в начальных классах.

Формы: групповая, индивидуальная.

Возрастные группы обучающихся: 1-4 классы.

Объект: процесс формирования координационных способностей у  детей начальных классов на занятиях физической культуры.

Предмет: содержание, структура  и логика занятий ритмической  гимнастики, их влияние на развитие координационных способностей у  детей начальных классов.

Предполагаемый результат:

- улучшение у младших  школьников ориентирования в  окружающем пространстве;

- подвижность, точность  в выполнении различных движений;

- умение использовать  разнообразные виды физкультурно-оздоровительной  деятельности в формировании  здорового образа жизни, организации  активного отдыха и досуга;

- владение основными способами  самонаблюдения за показателями  своего здоровья, умственной и  физической работоспособности;

- владение физическими  упражнениями разной функциональной  направленности, использование их  в учебной деятельности с целью  профилактики переутомления и  сохранения высокой работоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Координационные способности

 

1.1 Понятие «координационных способностей»

 

Прежде, чем  обозначить понятие координационных  способностей, стоит сказать об их важности в развитии человека.

Как писал  авторитетнейший ученый, профессор  Л.П. Матвеев, в век научно-технической  революции «грубая сила всё больше уступает место тонко усовершенствованным  разносторонним способностям, косные навыки - динамическому богатству  двигательных координации. Уже современные  профессии на производстве и транспорте требуют, если можно так выразиться, двигательной интеллигентности, высокой  устойчивости и лабильности функций  анализаторов. В дальнейшем эти требования, надо думать, еще больше возрастут...». 3

Другой  крупный советский теоретик в  области физического воспитания Г.Н. Сатиров утверждал, что «не  овладев комплексом прочно сформировавшихся двигательных умений и качеств», нельзя научиться управлять собой, своим  телом, своими движениями», т.е. нельзя сформировать интегральную способность (или умение) управлять своими движениями. 4

Третье  утверждение, обобщающее и объединяющее два первых, более 100 лет тому назад  высказал родоначальник и классик  отечественной системы физкультурного образования П.Ф.Лесгафт. Суть его  в том, что формирование названной интегральной способности составляет главную задачу и конечную цель общего среднего образования в сфере физической культуры.

Понятием  «координационные способности» (КС) ученые начали широко пользоваться в последние 25 - 30 лет для более конкретной интерпретации одного из двигательных качеств - ловкости. В подавляющем  большинстве учебников, учебных  пособий, монографий и статей до настоящего времени можно прочесть, что ловкость составляют две основные способности: во-первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность  быстро обучаться) и, во-вторых, способность  быстро и более координировано перестраивать  двигательную деятельность в условиях внезапного изменения обстановки. Последнюю  способность иногда рассматривают  как способность к моторной адаптации, проявляющейся в относительно стандартных  и неожиданных, быстро изменяющихся ситуациях.5

Такое представление  оказалось, однако, не соответствующим  огромному числу фактов, встречаемых  в практике и полученных экспериментальным  путем. Способность быстро обучаться, известная еще с 20-х годов, на самом  деле оказалась весьма специфической. Иначе говоря, выяснилось, что человек, быстрее других обучающийся одним  движениям (например, акробатическим или  гимнастическим), в других случаях (скажем, при освоении технико-тактических  спортивно-игровых действий) может  быть в числе последних.

Начиная с 30-х годов исследователи смогли доказать неправомерность сведения ловкости только к нескольким способностям. В результате на сегодняшний день насчитывают от 2-3 общих до 5-7 (по другим данным, до 11-20 и более) специальных  и специфически проявляемых КС, таких  как:

- координация  деятельности больших мышечных  групп всего тела;

- общее  равновесие;

- равновесие  со зрительным контролем и  без него;

- равновесие  на предмете;

- уравновешивание  предметов;

- быстрота  перестройки двигательной деятельности.

Среди координационных  называют также способность к  пространственной ориентации, мелкую моторику, способность к дифференцированию, воспроизведению, отмериванию и  оценке пространственных, силовых и  временных параметров движений, ритм, вестибулярную устойчивость, способность  произвольно расслаблять мышцы  и др.

Такое положение  привело к тому, что вместо термина  «ловкость» ввели в науку и  практику термин «координационные способности», стали говорить о системе (совокупности) таких способностей и необходимости  дифференцированного подхода к  их оценке и развитию.

Однако  термин КС не является общепринятым, объединяющим вышеназванные способности в  систему связанных понятий. В публикациях отечественных и зарубежных ученых можно встретить самые разнообразные термины и понятия как более общего («ловкость», «координация движений», «способность управлять движениями», «общее равновесие» и т.п.), так и более узкого плана («координация движений верхних конечностей», «мелкая моторика», «динамическое равновесие», «согласование движений», «изменение ритма», «способность точно воспроизводить движения», «прыжковая ловкость» и др.).6

Большое число терминов и понятий, с помощью  которых пытаются объяснить индивидуальные различия, встречающиеся при управлении и регуляции различных двигательных действий, с одной стороны, указывает  на сложность и разнообразие координационных  проявлений человека, а с другой - свидетельствует о неупорядоченности  терминологического и понятийного  аппарата, используемого для этой цели. Всё это, несомненно, осложняет понимание данного явления и создает для учителя определенные трудности при формировании координационных способностей детей в практике физического воспитания.

Координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного  действия.7

 

 

1.2 Виды координационных способностей

 

Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить специальные, специфические  и общие КС.8

Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности. В этой связи различают  специальные КС:

- во всевозможных  циклических (ходьба, бег, ползание, лазание, перелазание, плавание; локомоции на приспособлениях: коньки, велосипед, гребля и др.) и ациклических двигательных действиях (прыжки);

- в нелокомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);

- в движениях  манипулирования в пространстве  отдельными частями тела (движения  указывания, прикосновения, укола,  обвода контура и т.п.);

- в движениях  перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, наматывание  шнура на палку, подъем тяжестей);

- в баллистических (метательных) двигательных действиях  с установкой на дальность  и силу метания (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота);

Информация о работе Развитие координационных способностей у учащихся начальных классов средствами гимнастики