Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:05, дипломная работа
Цель: гармоничное развитие ребёнка: нравственных, духовных, эстетических качеств, формирование двигательных навыков, музыкальности, пластичности, развития слуха, эмоциональности по средствам использования гимнастики, а главное развитие координационных способностей ребенка начальных классов, что является здоровьесберегающей технологией.
Задачи:
-развить координационные способности средствами гимнастики;
-укрепить опорно-двигательный аппарат и сформировать правильную осанку;
- содействовать повышению функциональных возможностей вегетативных органов;
- формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой;
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Координационные способности………………………………………6
1.1 Понятие «Координационных способностей»……………………………...6
1.2 Виды координационных способностей…………………………………...10
1.3 Методы развития и оценки координационных способностей…………..17
Глава 2. Организация и методика исследования……………………………..33
2.1 Задачи и методы исследования……………………………………………33
2.2 Организация исследования………………………………………………...37
2.3 Результаты исследования………………………………………………….52
Выводы…………………………………………………………………………54
Заключение…………………………………………………………………….55
Список литературы...………………………………
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Ярославский государственный педагогический университет
имени К.Д. Ушинского.
кафедра гимнастики
специальность «Физическая культура»
выпускная квалификационная работа
на тему «Развитие координационных способностей у учащихся начальных классов средствами гимнастики».
Исполнитель: студент 6 курса заочного отделения ФФК
шифр (ФС-2228) группы 56Б
Юрикова Алена Сергеевна.
Научный руководитель – заведующий кафедрой гимнастики
Ярославского педагогического университета им. К.Д. Ушинского,
кандидат биологических наук, профессор, «Почетный работник
высшего профессионального образования Российской Федерации»,
автор более 120 научных и научно – методических работ,
в том числе 1 монографии, 8 учебных пособий, 3 из которых имеют
гриф Министерства образования РФ.
Бурухин Сергей Федорович.
Ярославль 2013 г.
Оглавление
Введение
Одним из ключевых направлений, изложенных в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», является сохранение и укрепление здоровья школьников, в котором говорится, что дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.1
В 2011 году введён новый норматив занятий физкультурой – не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.
Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребёнка интерес к учебе.
По ФГОС начального общего
образования школьная программа
должна формировать культуру здорового
и безопасного образа жизни и
представлять собой комплексную
программу формирования знаний, установок,
личностных ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих сохранение и укрепление
физического, психологического и социального
здоровья обучающихся на ступени
начального общего образования как
одной из ценностных составляющих,
способствующих познавательному и
эмоциональному развитию ребенка, достижению
планируемых результатов
Современные условия жизни детей предъявляют требования к деятельности осуществляемой в вероятных неожиданно возникающих ситуациях, которые требует быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и биомеханической рациональности. Все эти качества связывают с понятием ловкость - где основой ее, являются координационные способности.
Начальные классы характеризуются активным, неравномерным и равномерным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организма. Наиболее активно формируются двигательные координационные навыки в возрасте 7-14 лет.
Цель: гармоничное развитие ребёнка: нравственных, духовных, эстетических качеств, формирование двигательных навыков, музыкальности, пластичности, развития слуха, эмоциональности по средствам использования гимнастики, а главное развитие координационных способностей ребенка начальных классов, что является здоровьесберегающей технологией.
Задачи:
-развить координационные
способности средствами
-укрепить опорно-двигательный
аппарат и сформировать
- содействовать повышению
функциональных возможностей
- формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой;
Область применения: общеобразовательные школьные учреждения.
Методы реализации: в работе организации ритмической гимнастики, так же использовались методы: наглядности, педагогического контроля, теоретического и игрового характера с учетом специфики физкультурной деятельности в начальных классах.
Формы: групповая, индивидуальная.
Возрастные группы обучающихся: 1-4 классы.
Объект: процесс формирования координационных способностей у детей начальных классов на занятиях физической культуры.
Предмет: содержание, структура и логика занятий ритмической гимнастики, их влияние на развитие координационных способностей у детей начальных классов.
Предполагаемый результат:
- улучшение у младших школьников ориентирования в окружающем пространстве;
- подвижность, точность
в выполнении различных
- умение использовать
разнообразные виды
- владение основными способами
самонаблюдения за
- владение физическими
упражнениями разной
Глава 1. Координационные способности
1.1 Понятие «координационных
Прежде, чем обозначить понятие координационных способностей, стоит сказать об их важности в развитии человека.
Как писал
авторитетнейший ученый, профессор
Л.П. Матвеев, в век научно-технической
революции «грубая сила всё больше
уступает место тонко
Другой крупный советский теоретик в области физического воспитания Г.Н. Сатиров утверждал, что «не овладев комплексом прочно сформировавшихся двигательных умений и качеств», нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями», т.е. нельзя сформировать интегральную способность (или умение) управлять своими движениями. 4
Третье
утверждение, обобщающее и объединяющее
два первых, более 100 лет тому назад
высказал родоначальник и классик
отечественной системы
Понятием «координационные способности» (КС) ученые начали широко пользоваться в последние 25 - 30 лет для более конкретной интерпретации одного из двигательных качеств - ловкости. В подавляющем большинстве учебников, учебных пособий, монографий и статей до настоящего времени можно прочесть, что ловкость составляют две основные способности: во-первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, способность быстро и более координировано перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапного изменения обстановки. Последнюю способность иногда рассматривают как способность к моторной адаптации, проявляющейся в относительно стандартных и неожиданных, быстро изменяющихся ситуациях.5
Такое представление оказалось, однако, не соответствующим огромному числу фактов, встречаемых в практике и полученных экспериментальным путем. Способность быстро обучаться, известная еще с 20-х годов, на самом деле оказалась весьма специфической. Иначе говоря, выяснилось, что человек, быстрее других обучающийся одним движениям (например, акробатическим или гимнастическим), в других случаях (скажем, при освоении технико-тактических спортивно-игровых действий) может быть в числе последних.
Начиная
с 30-х годов исследователи
- координация деятельности больших мышечных групп всего тела;
- общее равновесие;
- равновесие со зрительным контролем и без него;
- равновесие на предмете;
- уравновешивание предметов;
- быстрота
перестройки двигательной
Среди координационных
называют также способность к
пространственной ориентации, мелкую
моторику, способность к
Такое положение привело к тому, что вместо термина «ловкость» ввели в науку и практику термин «координационные способности», стали говорить о системе (совокупности) таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их оценке и развитию.
Однако термин КС не является общепринятым, объединяющим вышеназванные способности в систему связанных понятий. В публикациях отечественных и зарубежных ученых можно встретить самые разнообразные термины и понятия как более общего («ловкость», «координация движений», «способность управлять движениями», «общее равновесие» и т.п.), так и более узкого плана («координация движений верхних конечностей», «мелкая моторика», «динамическое равновесие», «согласование движений», «изменение ритма», «способность точно воспроизводить движения», «прыжковая ловкость» и др.).6
Большое
число терминов и понятий, с помощью
которых пытаются объяснить индивидуальные
различия, встречающиеся при управлении
и регуляции различных
Координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.7
1.2 Виды координационных
Теоретические
и экспериментальные
Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности. В этой связи различают специальные КС:
- во всевозможных циклических (ходьба, бег, ползание, лазание, перелазание, плавание; локомоции на приспособлениях: коньки, велосипед, гребля и др.) и ациклических двигательных действиях (прыжки);
- в нелокомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);
- в движениях
манипулирования в
- в движениях
перемещения вещей в
- в баллистических
(метательных) двигательных