Развитие координационных способностей у учащихся начальных классов средствами гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:05, дипломная работа

Описание работы

Цель: гармоничное развитие ребёнка: нравственных, духовных, эстетических качеств, формирование двигательных навыков, музыкальности, пластичности, развития слуха, эмоциональности по средствам использования гимнастики, а главное развитие координационных способностей ребенка начальных классов, что является здоровьесберегающей технологией.
Задачи:
-развить координационные способности средствами гимнастики;
-укрепить опорно-двигательный аппарат и сформировать правильную осанку;
- содействовать повышению функциональных возможностей вегетативных органов;
- формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Координационные способности………………………………………6
1.1 Понятие «Координационных способностей»……………………………...6
1.2 Виды координационных способностей…………………………………...10
1.3 Методы развития и оценки координационных способностей…………..17
Глава 2. Организация и методика исследования……………………………..33
2.1 Задачи и методы исследования……………………………………………33
2.2 Организация исследования………………………………………………...37
2.3 Результаты исследования………………………………………………….52
Выводы…………………………………………………………………………54
Заключение…………………………………………………………………….55
Список литературы...………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом готовый(содержание и список литры).docx

— 97.56 Кб (Скачать файл)

- в метательных  движениях на меткость (метания  или броски различных предметов  в цель; теннис, городки, жонглирование);

- в движениях  прицеливания; в подражательных  и копирующих движениях; в атакующих  и защитных двигательных действиях  единоборств (борьба, бокс, фехтование, восточные единоборства);

- в нападающих  и защитных технических и технико-тактических  действиях подвижных и спортивных  игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с мячом  и шайбой и др.).

В приведенную  систематизацию не вошел еще ряд  групп КС, которые относятся к  трудовым действиям и бытовым  операциям. Это так называемая вертикальная классификация КС.

К наиболее важным из специфических, или частных, КС (горизонтальная классификация КС) относятся: способность к ориентированию в пространстве, равновесие, ритм, способности  к воспроизведению, дифференцированию, оценке и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движений, способности к реагированию, быстроте перестроения двигательной деятельности, способности к согласованию движений, произвольное мышечное напряжение и  статокинетическую устойчивость.9

Под способностью к ориентированию понимают возможности  индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении.

Способность к дифференцированию параметров движений обусловливает высокую  точность и экономичность пространственных (позиций углов в суставах), силовых (состояние напряжения в рабочих  мышцах) и временных (высокое чувство  микроинтервалов времени) параметров движений.10

Способность к реагированию позволяет быстро и точно выполнить целое, кратковременное  движение на известный или неизвестный  заранее сигнал всем телом или  его частью (рукой, ногой, туловищем).

Способность к перестроению двигательных действий - это быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям.

Способность к согласованию - соединение (соподчинение) отдельных движений и действий в  целостные двигательные комбинации.

Способность к равновесию - сохранение устойчивости позы (равновесия) в тех либо иных статических положениях тела (в стойках), по ходу выполнения движений (в ходьбе, во время выполнения акробатических упражнений, в борьбе с партнером).

Способность к ритму - способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его  в связи с изменившимися условиями.

Вестибулярная (статокинетическая) устойчивость - способность  точно и стабильно выполнять  двигательные действия в условиях вестибулярных  раздражений (кувырков, бросков, поворотов  и др.). 11

Произвольное  расслабление мышц - способность к  оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в  нужный момент.

Каждая  из вышеназванных КС не является однородной, а имеет сложную структуру. В  способности к равновесию выделяют статическое, динамическое равновесие и уравновешивание предметов. До 15 и более элементарных способностей различают в способности к  дифференцированию (воспроизведение, дифференцирование, оценка и отмеривание  пространственных, временных и силовых  параметров движений). Сложной структурой отличаются способность к реагированию (выбора, предвидения, переключения), способность к ритму (воспроизведения, изменения ритма) и другие способности.12

Следует иметь в виду, что названные  КС специфически проявляются в зависимости  от спортивной дисциплины и видов  предметно-практической деятельности. Поэтому, например, способность к дифференцированию параметров движений своеобразно проявляется как чувство дистанции в боксе и фехтовании, чувство снаряда - у гимнастов и легкоатлетов, чувство мяча - у баскетболистов, волейболистов, футболистов, чувство снега - у лыжников, чувство льда - у конькобежцев, чувство воды - у пловцов и т.п. Столь же своеобразны способность к ориентированию в пространстве у батутистов, борцов и спортсменов игровых видов спорта. Наука пока не может точно определить и назвать все способности подобного рода и тем более их возможные варианты.

Результатом развития специальных и специфических  КС, своего рода их обобщением, стало  понятие «общие КС». Это понятие  сформировано в итоге многочисленных научных исследований и практических наблюдений. Есть дети, которые имеют  одинаково высокие или одинаково  низкие показатели координации, проявляемой  в различных двигательных действиях. Можно наблюдать детей, которые  одинаково хорошо выполняют задания  на ориентирование, равновесие, ритм и  т.п., подтверждая реальность существования  фактора «общая координационная  готовность», или, что весьма тождественно, - «общие КС».13

Общая координационная  готовность в большей мере проявляется  среди детей младшего и среднего школьного возраста. Среди юношей и девушек старшего возраста доля данного общего (генерального) фактора  в структуре КС уменьшается. Правда, значительно чаще встречаются случаи, когда ученик имеет высокие координационные  возможности применительно к  циклическим или ациклическим локомоциям, но низкие к метательным движениям  на меткость или к спортивным играм  вследствие неодинакового уровня развития разных специальных КС.14

То же можно сказать и про проявления специфических КС: ребенок может  иметь неплохой результат в тестах на статическое равновесие, но отличаться при этом низким результатом на ориентацию в пространстве и средним - на быстроту реагирования в сложных условиях и т.д.

Под общими КС мы понимаем потенциальные и реализованные  возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.15

Специальные КС - это возможности школьника, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

А под  специфическими КС понимаются возможности  индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию - на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчивости и др.16

Вышеперечисленные виды КС можно представить как  существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности (их можно назвать потенциальными КС), и как проявляющиеся реально  в начале и в процессе этой деятельности (актуальные КС).

Деление на потенциальные и актуальные КС вполне справедливо. Действительно, пока ребенок не начал заниматься, например, акробатикой или фехтованием, его  КС к этим видам двигательной деятельности существуют в потенции, в скрытом, не реализованном виде, в форме  анатомо-физиологических задатков, которые можно считать врожденными, или наследственными. После того как он позанимался определенное время этими видами спорта, достиг успехов, можно говорить о его  реальных, или актуальных КС.

Понятие «потенциальные способности» нельзя понимать как некий фиксированный предел, потому что нельзя достоверно спрогнозировать  возможности развития у школьника  различных двигательных, в том  числе координационных, способностей. Об этом говорит продолжающийся рост достижений в различных видах  спорта, в частности, в гимнастике, фигурном катании на коньках, спортивных играх и др., где КС выступают  как один из ведущих факторов достижения высоких результатов.

Учителя физической культуры и тренеры должны, прежде всего, распознать к каким  специальным и специфическим  КС ученик имеет высокие врожденные задатки. Затем с помощью соответствующих  методов выявить показатели разных КС. Это поможет определить координационные  возможности учеников и в соответствии с этим организовать ход учебно-тренировочного процесса.

Необходимо  различать элементарные и сложные  КС. Элементарные КС проявляются, например, в ходьбе и беге, а более сложные - в единоборствах и спортивных играх. Способность точно воспроизводить пространственные параметры движений довольно проста; сложнее способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения обстановки.17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы развития и оценки  координационных способностей

 

Для развития КС детей начальных классов используют разнообразные методы. Первыми из них следует назвать методы строго регламентированного упражнения (или сокращенно - методы упражнения), основанные на двигательной деятельности. Эти методы используют в различных вариантах. Их разнообразие зависит от того, какой ведущий признак (принцип) положен в основу группировки.

В частности, по степени избирательности воздействия  на КС можно говорить о методах  избирательно направленного упражнения с воздействием преимущественно  на сходные КС, например на КС, проявляющиеся  в циклических локомоциях или  относящиеся к метательным движениям  с акцентом на меткость, и о методах  генерализованного упражнения (с общим воздействием на две и более КС).18

По признакам  стандартизации или варьирования воздействий  на уроке (тренировке, внеклассных занятиях) выделяют методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения.

Первые  используют для развития КС школьников при разучивании новых, достаточно сложных в координационном отношении  двигательных действий, овладеть которыми можно лишь после ряда повторений их в относительно стандартных условиях. Вторые, по мнению большинства исследователей и практиков, являются главными методами развития КС. Методы вариативного (переменного) упражнения для формирования КС можно  представить в двух основных вариантах: методы строго регламентированного  и не строго регламентированного  варьирования.19

К первым можно отнести (разумеется, условно) 3 группы методических приемов.

1-я группа - приемы строго заданного варьирования  отдельных характеристик или  всей формы привычного двигательного  действия:

а) изменение  направления движения (бег или  ведение мяча с изменением направления  движения, лыжное упражнение «слалом», прыжки «с кочки на кочку», и т.п.);

б) изменение  силовых компонентов (чередование  метаний при использовании снарядов разной массы на дальность и в  цель; прыжки в длину или в высоту с места в полную силу, вполсилы, в одну треть силы и т.п.);

в) изменение  скорости или темпа движений (выполнение общеразвивающих упражнений в обычном, ускоренном и замедленном темпе; прыжки в длину или в высоту с разбега с повышенной скоростью; броски в корзину в непривычном темпе - ускоренном или замедленном и т.п.);

г) изменение  ритма движений (разбег в прыжках  в длину или в высоту, бросковые  шаги в метании малого мяча или  копья, в баскетболе или гандболе и др.);

д) изменение исходных положений (выполнение общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений в положении стоя, лежа, сидя, в приседе и др.; бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, из приседа, из упора лежа и т.д.; прыжки в длину или глубину из положения стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

е) варьирование конечных положений (бросок мяча вверх  из и.п. стоя, ловля - сидя; бросок мяча вверх  из и.п. сидя, ловля - стоя; бросок мяча вверх  из и.п. лежа, ловля - сидя или стоя и  т.п.);

ж) изменение  пространственных границ, в которых  выполняют упражнение (игровые упражнения на уменьшенной площадке, метание  диска, толкание ядра из уменьшенного круга; выполнение упражнений в равновесии на уменьшенной опоре и т.п.);

з) изменение способа выполнения действия (прыжки в высоту и в длину при использовании разных вариантов техники прыжка; совершенствование техники бросков или передач мяча при целенаправленном изменении способа выполнения приема и т.п.).

2-я группа - приемы выполнения привычных  двигательных действий в непривычных  сочетаниях:

а) усложнение привычного действия добавочными движениями (ловля мяча с предварительным  хлопком в ладоши, поворотом кругом, прыжком с поворотом и др.; опорные  прыжки с дополнительными поворотами перед приземлением, с хлопком  руками вверху, с кругом руками вперед и др.; подскоки на обеих ногах  с одновременными движениями рук  и т.п.);

б) комбинирование двигательных действий (объединение  отдельных освоенных общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами в новую комбинацию, выполняемую с ходу; соединение хорошо освоенных акробатических или гимнастических элементов в новую комбинацию; включение вновь разученного приема единоборства или игры в состав уже разученных технических или технико-тактических действий и т.п.);

в) зеркальное выполнение упражнений (смена толчковой  и маховой ноги в прыжках в  высоту и в длину с разбега; метание снарядов «неведущей» рукой; выполнение бросковых шагов в баскетболе, гандболе начиная с другой ноги; передачи, броски и ведение мяча «неведущей» рукой и т.п.).

3-я группа - приемы введения внешних условий,  строго регламентирующих направление  и пределы варьирования:

а) использование  различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий (изменение скорости или темпа  выполнения упражнений по звуковому  или зрительному сигналу, мгновенный переход от атакующих действий к  защитным по звуковому сигналу и наоборот и т.п.);

б) усложнение движений с помощью заданий типа жонглирования (ловля и передача двух мячей с отскоком и без  отскока от стены; жонглирование  двумя мячами одинаковой и разной массы двумя и одной рукой  и т.п.);

Информация о работе Развитие координационных способностей у учащихся начальных классов средствами гимнастики