Развитие координационных способностей у учащихся начальных классов средствами гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:05, дипломная работа

Описание работы

Цель: гармоничное развитие ребёнка: нравственных, духовных, эстетических качеств, формирование двигательных навыков, музыкальности, пластичности, развития слуха, эмоциональности по средствам использования гимнастики, а главное развитие координационных способностей ребенка начальных классов, что является здоровьесберегающей технологией.
Задачи:
-развить координационные способности средствами гимнастики;
-укрепить опорно-двигательный аппарат и сформировать правильную осанку;
- содействовать повышению функциональных возможностей вегетативных органов;
- формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Координационные способности………………………………………6
1.1 Понятие «Координационных способностей»……………………………...6
1.2 Виды координационных способностей…………………………………...10
1.3 Методы развития и оценки координационных способностей…………..17
Глава 2. Организация и методика исследования……………………………..33
2.1 Задачи и методы исследования……………………………………………33
2.2 Организация исследования………………………………………………...37
2.3 Результаты исследования………………………………………………….52
Выводы…………………………………………………………………………54
Заключение…………………………………………………………………….55
Список литературы...………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом готовый(содержание и список литры).docx

— 97.56 Кб (Скачать файл)

Математическая  обработка данных полученных в результате тестирования проводилась с вычислением  средней арифметической величины, вычислением  процентных показателей, сравнением средних  арифметических величин.

 

 

 

2.2 Организация исследования

 

Экспериментальное исследование проводилось на базе средней школы № 90 г. Ярославль, в котором приняли участие учащиеся 2-3 классов, в течение 2011 учебного года. Дети были поделены на две группы - экспериментальную «А» и контрольную «Б».

Первым  этапом являлся подбор, изучение и  анализ литературных источников.

На основании  просмотра литературных источников, можно сделать следующие выводы:

В начальных классах у ребенка происходят изменения всех систем организма, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.34

Основным  методом диагностики КС учащихся на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты.

Для развития КС детей начальных классов используют методы строго регламентированного упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения, а также игровой и соревновательный методы.35

На втором этапе проводились беседы с учениками начальных классов и их родителями, анкетирование.

На третьем этапе проводилось  тестирование учащихся, которое включало три кувырка вперед, четыре поворота на гимнастической скамейке, стойка на одной ноге, челночный бег.

Для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников можно использовать тест "Три кувырка вперед". Школьник встает у края матов,  уложенных в длину,  приняв основную столку.  По команде он принимает положение упора присев и последовательно,  без остановки выполняет три кувырка вперед,  стремясь сделать это за минимальный промежуток времени. После последнего кувырка ученик вновь принимает основную стойку. Фиксируется время выполнения задания и оценка результата.

При выполнении теста следует  обратить внимание на следующее: обязательное принятие положения упора присев,  запрещение на выполнение длительных кувырков, фиксация после последнего кувырка положения основной стойки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Оценка комплекса  проявления координационных  способностей школьников ("Три кувырка вперед").

Возраст,

лет

УРОВЕНЬ   РАЗВИТИЯ

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

МАЛЬЧИКИ

7

9,9 и >

9,8 - 9,1

9,0 - 7,2

7,1 - 6,4

6,3 и <

8

7,8 и >

7,7 - 7,1

7,0 - 5,4

5,3 - 4,7

4,6 и <

9

7,4 и >

7,3 - 7,6

6,5 - 4,9

4,8 - 3,1

4,0 и <

 

ДЕВОЧКИ

7

9,4 и >

9,3 - 8,5

8,4 –6,7

6,6 - 5,9

5,8 и <

8

8,8 и >

8,7 - 7,6

7,5 - 5,3

5,2 - 4,2

4,1 и <

9

7,7 и >

7,6 - 7,0

6,9 - 5,4

5,3 - 4,6

4,1 и <


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        А также для оценки динамического равновесия балансирование на гимнастической скамейке в двух вариантах.36

Оборудование:  гимнастическая скамейка (ширина 10 см),  секундомер. Процедура тестирования.  Вариант 1 – испытуемый должен выполнить  на узкой поверхности гимнастической скамейки четыре поворота (влево и  вправо),  не падая.  Поворот закончен,  когда испытуемый вернется в исходное положение.  Результат – время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1 секунд).

 Общие указания и  замечания: После объяснения, демонстрации и опробования,  ученик выполняет задание.  Если он потерял равновесие (соскочил со скамейки),  то дается одна штрафная секунда.  Прикасание к земле более трех раз – упражнение необходимо повторить. Вариант – стоя на узкой поверхности гимнастической скамейки,  испытуемый должен за 20 секунд выполнить как можно больше поворотов влево и вправо,  не падая со скамейки.  Результат – количество выполненных поворотов за 90 секунд с точностью до пол-оборота.

Общие указания и замечания:  Поворот считается законченным тогда,  когда испытуемый возвращается в исходное положение.  Если учащийся потерял равновесие (упал, соскочил со скамейки),  счет поворотов прерывается.  После принятия испытуемому вновь исходного положения счет продолжается.  При наличии нескольких гимнастических скамеек тест можно проводить сразу с несколькими учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Нормы для оценки способности к динамическому  равновесию.

Класс

ОЦЕНКА

"отлично"

"хорошо"

"удовлетворительно"

"достаточно"

 

ВАРИАНТ 1

1

14,0

16,0

18,5

21,0

2

12,5

14,0

16,0

18,0

3

11,0

12,5

14,5

17,5

 

ВАРИАНТ 2

1

7

6

4,5

4,5

2

8

6,5

5

4

3

8

6,5

5

4


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Еще для оценки равновесия мы применяли (использовали) тест "Стойка на одной   ноге".

Оборудование:  секундомер.

Процедура  тестирования.  По команде "можно" испытуемый становится на левую ногу,  правую сгибает в коленном суставе и ставит ее на опорную ногу чуть выше колена и немного развернув ее вправо.  Руки ставятся на поясе, глаза закрыты.  Результат – время выполненное в стойке на одной ноге.

Общие   указания и замечания:  Секундомер включается тогда,  когда учащийся становится на одну ногу,  выключается – при отрыве пол стопы учащимся и при касании второй ногой пола,  то есть при потере равновесия;  при выполнении теста учащимся необходима страховка.

Так же для развития координации был проведен тест "Челночный бег 3х10 м"

Оборудование:  секундомер, кубики.

Процедура  тестирования. В забеге по два человека. Перед началом бега на линию старта для каждого кладут два кубика. По команде «На старт!» участники выходят к линии старта. По команде «Внимание!» они наклоняются и берут по одному кубику. По команде «Марш!» бегут к финишу, кладут кубик на линию и, не останавливаясь, возвращаются за вторым кубиком и также кладут его за линию финиша. Бросать кубики запрещается. Секундомер включают по команде «Марш!» и выключают в момент касания кубиком пола. Результат фиксируют с точностью до 0,1 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Нормы для оценки теста "Челночный бег 3х10 м"

 

Тест

Возраст

Уровень

Челночный бег 3х10 м

мальчики

девочки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

7

11,2

10,8-10,3

9,9

11,7

11,3-11,6

10,2

8

10,4

10,0-9,8

9,1

11,2

10,7-10,1

9,7

9

10,2

9,9-9,3

8,8

10,8

10,3-9,7

9,3


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На четвертом  этапе проводилось экспериментальное  исследование, которое предусматривало  проверку эффективности предложенной нами программы.

Эксперимент включал использование на уроках, кроме элементов существующей типовой  программы, средств оздоровительной  гимнастики. В современных литературных источниках не полностью отражены такие  вопросы, как воспитательное значение средств гимнастики, влияние профилактических и корригирующих упражнений гимнастики на физическое развитие и совершенствование  двигательных качеств у детей  начальной школы в средней школе, их этическое воспитание в ходе учебного процесса.

Предложенные  нами методические нововведения заключались  в следующем:

- учащимся  второго класса(группы А – экспериментальной) предлагалась для обучения разновидность шагов (переменный шаг, перекатный шаг, танцевальные шаги) и бега, различные виды равновесия, отдельные виды прыжков;

- учащиеся третьего класса(группы Б – контрольной) были предложены упражнения с предметами - мячом, обручем, скакалкой и лентами.

Упражнения  на расслабление для мышц рук, ног, туловища, упражнения на развитие гибкости, акробатические упражнения и музыкальные игры применялись  во всех классах, независимо от возраста.

В таблице  предоставлена схема учебного плана  для 2-3 классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4. Сетка распределения часов на учебный год

Разделы программы

Количество часов

2 класс – гр. А

3 класс – гр. Б

1 семестр

2 семестр

1 семестр

2 семестр

Разновидности шагов и  бега

6

6

2

2

Различные виды равновесия

4

4

4

4

Танцевальные упражнения

6

8

8

8

Прыжки и повороты

4

6

6

6

Акробатические упражнения

4

2

2

2

Игры под музыку

8

6

2

2

Упражнения с предметами

-

-

8

8

Расслабляющие и восстанавливающие  упражнения

2

2

2

2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В начале эксперимента в обеих группах (группа А - экспериментальная, группа Б - контрольная) испытуемых было проведено тестирование для определения уровня их физической подготовленности.

При проведении тестирования на первом этапе эксперимента, результаты учащихся контрольной группы по некоторым видам упражнений, были несколько лучше, чем у учащихся экспериментальной группы (см. Приложение, таблицы).

Информация о работе Развитие координационных способностей у учащихся начальных классов средствами гимнастики