Развитие координационных способностей у учащихся начальных классов средствами гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:05, дипломная работа

Описание работы

Цель: гармоничное развитие ребёнка: нравственных, духовных, эстетических качеств, формирование двигательных навыков, музыкальности, пластичности, развития слуха, эмоциональности по средствам использования гимнастики, а главное развитие координационных способностей ребенка начальных классов, что является здоровьесберегающей технологией.
Задачи:
-развить координационные способности средствами гимнастики;
-укрепить опорно-двигательный аппарат и сформировать правильную осанку;
- содействовать повышению функциональных возможностей вегетативных органов;
- формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Координационные способности………………………………………6
1.1 Понятие «Координационных способностей»……………………………...6
1.2 Виды координационных способностей…………………………………...10
1.3 Методы развития и оценки координационных способностей…………..17
Глава 2. Организация и методика исследования……………………………..33
2.1 Задачи и методы исследования……………………………………………33
2.2 Организация исследования………………………………………………...37
2.3 Результаты исследования………………………………………………….52
Выводы…………………………………………………………………………54
Заключение…………………………………………………………………….55
Список литературы...………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом готовый(содержание и список литры).docx

— 97.56 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время в научных исследованиях  по физическому воспитанию школьников и в спорте различная аппаратура находит все более широкое  применение. Учитель, который использует инструментальные методы, без сомнения, поднимает на более высокую ступень  изучение проблемы КС. Однако нельзя не учитывать ограниченность применения этих методов в измерении координационных  способностей, особенно в условиях школы.

Во-первых, с помощью приборного оборудования можно точно измерить лишь отдельные  психофизиологические функции (сенсорные, интеллектуальные, сенсомоторные, мнемические) или отдельные признаки КС (например, точность воспроизведения силовых, временных или пространственных параметров движений), а не сами координационные способности как целостные психомоторные образования.

Во-вторых, многие лабораторные приборы дорогостоящи. И кроме того такую аппаратуру не выпускают серийно, и это не позволяет применять ее в широких  масштабах, в том числе в наших  общеобразовательных школах.

Основным  методом диагностики КС учащихся на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты. Специалистами определены основные теоретические и методические положения, которые следует учитывать при выборе тестов на КС; отобраны тесты, пригодные для оценки абсолютных и относительных показателей, характеризующих уровень развития специальных КС школьников всех возрастно-половых групп; разработана методика тестирования; осуществлено тестирование разных КС на большом количестве детей 7-17 лет; установлены добротные, надежные и информативные тесты; разработаны нормативы с учетом возраста и пола детей; подготовлены рекомендации по применению тестов в реальных условиях школы.28

В практике физического воспитания и в научных  исследованиях достаточно часто  встречаются ситуации, когда для  оценки КС используют только один-два  теста, на основании которых делают вывод о степени сформированности всей координационно-двигательной сферы. Однако с помощью одного, даже весьма сложного комплексного теста, включающего в себя несколько двигательных заданий, нельзя получить точные, дифференцированные оценки уровня развития отдельных, конкретных КС.

Поэтому лучше сначала разработать или  отобрать возможно большее число двигательных тестов, определяющих абсолютные и относительные показатели, характеризующие особенности развития специальных и специфических КС, а затем подвергнуть эти тесты экспериментальной проверке. Наиболее правильным представляется подход, когда каждую отдельную КС изучают с помощью нескольких однородных контрольных испытаний. Это позволяет получить достаточно надежную оценку уровня ее развития, а в научном плане наличие положительных взаимосвязей между однородными признаками говорит о том, что данные тесты или группа тестов определяют одну и ту же КС.

Тесты должны быть доступны школьникам всех или  определенных возрастно-половых групп  и обеспечивать получение дифференцированных результатов, показывающих уровень  развития конкретных КС. В состав тестов не должны входить сложные двигательные умения, требующие длительного специального обучения. Желательно, чтобы контрольные  испытания не требовали сложного оборудования и приспособлений и  были относительно просты по условиям организации и проведения; чтобы  результаты тестов как можно меньше зависели от возрастных изменений размеров тела, его звеньев и от массы  тела испытуемого; чтобы задания, входящие в тесты, выполнялись «ведущими» и «неведущими» верхними и нижними конечностями, что позволяет изучить явление латеральное (асимметрии) с учетом возраста и пола. Для учителя особенно важно, чтобы тесты давали достаточно полную картину динамики изменения, прежде всего тех КС, развитие которых предусмотрено в учебной программе физического воспитания учащихся.29

Для контроля за координационными способностями в условиях школы чаще всего применяют следующие тесты:30

1) варианты  челночного бега Зх10 м или 4х10 м из и.п. лицом и спиной вперед; учитывают время, а также разницу во времени выполнения этих вариантов; в первом случае оценивают абсолютный показатель КС применительно к бегу, во втором - относительный;

2) прыжки  в длину с места из и.п. спиной и боком (правым, левым) к месту приземления; определяют также частное от деления длины прыжка из и.п. спиной вперед к длине прыжка из и.п. лицом вперед; чем ближе это число к единице, тем выше КС применительно к прыжковым упражнениям;

3) подскоки  из и.п. стоя на возвышении (например, на скамейке высотой 50 см и шириной 20 см) и на полу; вычисляют разность высот подскоков из этих и.п.;

4) три  кувырка вперед из и.п. о.с.  на время выполнения; определяют  также точное время выполнения  этого же теста с установкой  сделать кувырки в два раза  медленнее, учитывают допущенные  при этом ошибки; для подготовленных  детей, например, юных акробатов предусмотрены также три кувырка назад с подсчетом разницы во времени выполнения этих заданий;

5) метание  предметов (например, теннисных мячей  из и.п. сед ноги врозь из-за головы) ведущей и неведущей рукой на дальность; определяют КС применительно к движению предмета по баллистическим траекториям с акцентом на силу и дальность метания;

6) метание  всевозможных предметов на точность  попадания в цель; например, теннисного  мяча в концентрические круги  и другие мишени с расстояния 25-50 % от максимальной дальности  метания отдельно для каждой  руки; определяют КС применительно  к метательным двигательным действиям  с установкой на меткость, а  также способность к дифференцированию  пространственно-силовых параметров  движений;

7) бег  (например, на 10 м) с изменением направления движения и обеганием трех стоек только с. правой и только с левой стороны; то же, но контрольное испытание выполняется с ведением мяча только правой и только левой рукой (ногой) или ведение мяча (шайбы) клюшкой, а также учитывается разность во времени выполнения этих заданий. С помощью этих тестов оценивают КС применительно к спортивно-игровой двигательной деятельности и способность к приспособлению;

8) специально  разработанные подвижные игры-тесты:  «Пятнашки», «Охотники и утки»,  «Борьба за мяч» - для комплексной  оценки общих координационных  способностей.

Подводя итог вышеизложенному можно утверждать, что координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного  действия.

Учителя физической культуры и тренеры должны, прежде всего, распознать, к каким  специальным и специфическим  КС ученик имеет высокие врожденные задатки. Затем с помощью соответствующих  методов выявить показатели разных КС. Это поможет определить координационные  возможности учеников и в соответствии с этим организовать ход учебно-тренировочного процесса.31

Для развития КС детей школьного возраста используют разнообразные методы, такие как  методы строго регламентированного  упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения, которые являются главными методами развития координационных способностей. А также игровой и соревновательный методы.32

Основными методами оценки координационных способностей служат метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод  тестов.

Основным  методом диагностики КС учащихся на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты.

 

Глава 2. Организация и методика исследования

 

2.1 Задачи и методы исследования

 

Перед исследованием  нами были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по заданной теме.

2. Исследовать  двигательные и координационные  качества детей начальных классов.

3. Выявить  уровень развития двигательных  качеств детей начальных классов.

4. Определить  характер воздействия средств  гимнастики на развитие основных  двигательных качеств и координационных  способностей у детей начальных классов.

Методы  исследования:

1. Анализ  литературных источников.

2. Педагогическое  наблюдение.

3. Беседы.

4. Проведение  опросов и анкетирования учеников начальных классов и их родителей.

5. Анализ  результатов анкетирования.

6. Метод  математической обработки данных.

7.Эксериментальное  исследование с обработкой и  интерпретацией данных.

Анализ  научно-методической литературы проводился нами с целью создания представления  о координационных способностях, выяснения анатомо-физиологических  особенностей начальных классов. Анализ существующих методик и программ по дисциплине «Физическая культура» для учащихся начальных классов показал, что в них предлагаются в основном традиционные подходы к обучению. Наряду с относительным падением качественных параметров учебного процесса, существенно снижается мотивация детей к занятиям физической культурой.

Возникает объективная потребность в новом  положении содержания учебной программы  по дисциплине «Физическая культура».33

Метод педагогического  наблюдения позволил получить фактический  материал об изучаемом процессе. Для определения путей совершенствования учебного процесса с помощью средств и методов гимнастики по дисциплине «Физическая культура» в начальных классох нами был проведен ряд подготовительных мероприятий. Среди них:

- показательные  выступления спортивной группы  по художественной гимнастике  третьего года обучения перед  учащимися средней школы № 90 г. Ярославля и их родителями;

- разъяснительно - ознакомительные беседы.

Показательные выступления и разъяснительные  беседы проводились нами с целью  наглядной демонстрации средств  и методов гимнастики, их влияния  на уровень физического и эстетического  развития занимающихся, возможности  их использования в учебном процессе в начальных классах.

Анкетирование позволило нам определить отношение  детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом  в школе и спортивных секциях, а также уровень их заинтересованности в использовании в ходе учебного процесса предложенной нами методики.

Анализ  анкетирования показал, что 75% (15) родителей занимались спортом в период обучения в начальной школе, из них 33% (5) - плаванием, 11% (2) - художественной гимнастикой, 6% (1) - спортивной гимнастикой, 22% (3) - легкой атлетикой и 28% (4) - игровыми видами спорта. Основной мотивацией к занятиям спортом у 55% (8) опрошенных была рекомендация тренера и родителей, у 7%  (1)- желание достичь высокого спортивного результата, а 38% (6) - рассматривали занятия спортом как способ проведения свободного от школьных занятий времени.

По результатам  опроса выяснилось, что 40 % (8) родителей оценивают уровень физического развития своего ребенка как отличное, хорошее или удовлетворительное, из них 70 % (6) считают достаточным для своих детей школьных уроков.

60 % (12) опрошенных родителей считают неудовлетворительным уровень физического развития своего ребенка, аргументируя это нерациональным двигательным составом уроков по дисциплине «Физическая культура» в младшей школе и недостаточным использованием в учебном процессе элементов массовых видов спорта.

70 % (14) опрошенных утверждают, что хотели бы, чтобы их дети занимались в спортивных секциях, однако не могут реализовать эту возможность по различным причинам.

87 % (17) родителей определили уровень физической подготовленности современных учеников начальных классов как более низкий по сравнению с уровнем физической подготовленности учеников начальных классов предыдущих поколений. Из них 75% (15) основными причинами этих различий считают ограничение двигательной активности детей.

85 % (17) опрошенных положительно оценили работу преподавателя физической культуры, отметив использование в учебном процессе последних достижений науки в области физической культуры и спорта, и, как недостаток, большое количество тестовых упражнений, используемых для оценки уровня физического развития ребенка, которые, по их мнению, не являются объективными.

67 % (13) родителей проявили заинтересованность и поддержку предлагаемой методики, 19 % (4) родителей считают использование на уроках средств оздоровительной гимнастики, в частности упражнений гимнастики, не целесообразным и 14% (3) не проявили никакой заинтересованности в данном вопросе.

Однако  все родители дали свое согласие на использование в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура»  средств и методов гимнастики.

Анкетирование учащихся показало, что 90 % (18) опрошенных считают уровень своего физического развития отличным и хорошим. 68 % (14) хотели бы регулярно заниматься в спортивных секциях. Из них 35 % (5) - большим теннисом, 32 % (4) - футболом, 20 % (3) - восточными единоборствами и 12 % (2) другими видами спорта.

Учащиеся  начальных классов выявили желание заниматься на уроках физической культуры под музыку, выполнять танцевальные элементы и гимнастические упражнения с предметами, а также сочли интересным использование на уроках по физической культуре элементов гимнастики с целью повышения уровня развития ловкости и гибкости.

Полученные  результаты опроса дают возможность  утверждать, что 89% (18) учащихся заинтересованы в использовании на уроках упражнений гимнастики.

Результаты  опроса дали импульс для проведения экспериментального исследования. В  задачи нашего эксперимента входило  определение характера воздействия  средств гимнастики на развитие основных двигательных качеств и координационных  способностей у детей начальных классов. Эффект предложенной методики оценивался путем анализа изучаемых показателей в процессе эксперимента, а также сравнением результатов экспериментальной и контрольной групп.

Информация о работе Развитие координационных способностей у учащихся начальных классов средствами гимнастики