Развитие координационных способностей у учащихся начальных классов средствами гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:05, дипломная работа

Описание работы

Цель: гармоничное развитие ребёнка: нравственных, духовных, эстетических качеств, формирование двигательных навыков, музыкальности, пластичности, развития слуха, эмоциональности по средствам использования гимнастики, а главное развитие координационных способностей ребенка начальных классов, что является здоровьесберегающей технологией.
Задачи:
-развить координационные способности средствами гимнастики;
-укрепить опорно-двигательный аппарат и сформировать правильную осанку;
- содействовать повышению функциональных возможностей вегетативных органов;
- формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Координационные способности………………………………………6
1.1 Понятие «Координационных способностей»……………………………...6
1.2 Виды координационных способностей…………………………………...10
1.3 Методы развития и оценки координационных способностей…………..17
Глава 2. Организация и методика исследования……………………………..33
2.1 Задачи и методы исследования……………………………………………33
2.2 Организация исследования………………………………………………...37
2.3 Результаты исследования………………………………………………….52
Выводы…………………………………………………………………………54
Заключение…………………………………………………………………….55
Список литературы...………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом готовый(содержание и список литры).docx

— 97.56 Кб (Скачать файл)

в) выполнение освоенных двигательных действий после  раздражения вестибулярного аппарата (упражнения в равновесии сразу после  кувырков, вращений и т. п.; броски в  кольцо или ведение мяча после  акробатических кувырков или вращений и т.п.);

г) совершенствование  техники двигательных действий после  соответствующей (дозированной) физической нагрузки или на фоне утомления (совершенствование  техники передвижения на лыжах, бега на коньках на фоне утомления; выполнение серии штрафных бросков в баскетболе после каждой серии интенсивных  игровых заданий и т.п.);

д) выполнение упражнений в условиях, ограничивающих или исключающих зрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в кольцо в условиях плохой видимости или в специальных очках; общеразвивающие упражнения и упражнения в равновесии с закрытыми глазами; прыжки в длину с места на заданное расстояние и метание на точность с закрытыми глазами и т.п.);

е) введение заранее точно обусловленного противодействия  партнера в единоборствах и спортивных играх (с отработкой финта только на проход вправо или на бросок - проход к щиту справа или слева от опекуна; заранее оговоренные индивидуальные, групповые или командные атакующие  и защитные тактические действия в спортивных играх; заранее принятая и оговоренная тактика в единоборстве и т.п.).

Методы  не строго регламентированного варьирования содержат следующие примерные приемы:

а) варьирование, связанное с использованием необычных  условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде и др. по пересеченной и незнакомой местности; бег по снегу, льду, траве, в лесу и др.; периодическое выполнение технических, технико-тактических действий и проведение игры в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол в непривычных условиях, например на песчаной площадке или в лесу; выполнение упражнений, например прыжковых, на непривычной опорной поверхности и т.п.);

б) варьирование, связанное с использованием в  тренировке непривычных снарядов, инвентаря, оборудования (технические приемы игры разными мячами; прыжки в высоту через планку, веревочку, резинку, забор  и др.; гимнастические упражнения на незнакомых снарядах и т.п.);

в) осуществление  индивидуальных, групповых и командных  атакующих и защитных тактических  двигательных действий в условиях не строго регламентируемых взаимодействий соперников или партнеров. Это так  называемое свободное тактическое  варьирование (отработка технических  приемов и тактических взаимодействий, комбинаций, возникающих в процессе самостоятельных и учебно-тренировочных  игр; выполнение различных тактических  взаимодействий с разными соперниками  и партнерами; проведение вольных  схваток в борьбе и т.п.);

г) игровое  варьирование, связанное с использованием игрового и соревновательного методов. Его можно назвать состязанием  в двигательном творчестве(соперничество в оригинальности построения новых движений и связок у акробатов, гимнастов, прыгунов в воду и на батуте и др.; «игра скоростей» - фартлек; игровое соперничество в искусстве создания новых вариантов индивидуальных, групповых и командных тактических действий в спортивных играх; упражнения на гимнастических снарядах в порядке оговоренного соперничества с партнерами и т.п.).

При применении методов вариативного (переменного) упражнения необходимо использовать небольшое  количество (8-12) повторений разнообразных  физических упражнений, предъявляющих  сходные требования к способу  управления движением; многократно  повторять эти упражнения, как  можно чаще и целенаправленнее, изменяя  при выполнении их отдельные характеристики и двигательные действия в целом, а также условия осуществления этих действий.

Исследователям  пока неясно, какие из методических приемов, относящихся к методам  вариативного (переменного) упражнения, являются наиболее эффективными для  развития и совершенствования КС школьников. Скорее всего, это зависит  от задач, решаемых на уроке, возможностей школы и учителя, подготовленности учащихся, их возраста, пола, индивидуальных особенностей и других факторов. Однако важно в течение учебного года и всего периода обучения ребенка  в школе обеспечить всеохватное  и целенаправленное использование  этих приемов, чтобы реализовать  разностороннее развитие общих и  специальных КС. Методы строго регламентированного  варьирования должны занимать больше места при формировании КС в младшем  и среднем школьном возрасте, не строго регламентированного - в старшем. 20

Методом, оказывающим существенное воздействие  на проявление КС, можно назвать  метод (или принцип) направленного  сопряжения. Направленное сопряженное  совершенствование КС и кондиционных способностей, КС и фаз техники  и технико-тактических действий, технической и физической подготовки, как показали результаты исследований, прежде всего в большом спорте, является весьма перспективным. Однако этот метод недостаточно целенаправленно  используют в практике физического  воспитания школьников и юных спортсменов.21

Широкое применение в развитии и совершенствовании  КС школьников занимают игровой и  соревновательный методы. Заметим, что  большинство упражнений, рекомендованных  для развития КС, можно провести по этим методам.

Для развития КС (особенно специфических, относящихся  к конкретным видам спорта) в современной  практике физического воспитания школьников все шире применяют так называемые специализированные средства, методы и методические приемы. Основное их назначение состоит в том, чтобы  обеспечить соответствующие зрительные восприятия и представления; дать объективную  информацию о параметрах выполняемых  двигательных действий; способствовать исправлению отдельных параметров движений по ходу их выполнения; воздействовать на все органы чувств, которые участвуют  в управлении движениями и их регулировке.22

К специализированным средствам и методам можно  отнести:

- средства  видеомагнитофонной демонстрации, позволяющие анализировать технику  движений, относящихся к тому  или иному виду спорта; метод  идеомоторного упражнения, состоящий  в попытке мысленного воспроизведения  или воссоздания четких двигательных  ощущений и восприятий двигательного  действия в целом или отдельных  его характеристик (например, пространственных  параметров, решающих звеньев, фаз  этих действий) перед выполнением  движения;

- средства  и методические приемы лидирования,  избирательной демонстрации и  ориентирования, позволяющие выполнять  упражнения под звуко- или светолидер, воссоздать пространственные, временные и ритмические характеристики движений и воспринять их зрительно, на слух или тактильно и т.д.;

- приемы  и условия направленного прочувствования движений, основанные на применении специальных тренажерных устройств, которые позволяют прочувствовать отдельные параметры движений (например, пространственные, динамические, временные характеристики или их совокупность);

- некоторые  методы срочной информации, основанные  на применении технических устройств,  автоматически регистрирующих параметры  движений и срочно сигнализирующих  о нарушении отдельных из них.

Данные  специализированные средства и методы развития КС следует рассматривать  как подчиненные основным. Их широкое  применение в физическом воспитании школьников сдерживается рядом обстоятельств, прежде всего ограниченным временем урока, отсутствием единых тренажеров, приспособлений и оборудования для  этих целей и др. Однако в последнее  время возрастает арсенал этих специализированных средств и методов, более широким  становится их внедрение и более  умелым - применение на практике.

При определении  КС возникает вопрос об основных критериях, раскрывающих суть этого понятия. Результаты научных исследований позволяют  главными критериями оценки КС считать  правильность, быстроту, рациональность и находчивость с их качественными  и количественными характеристиками (см. таблицу). В этой связи свои КС ученик может проявлять только через  одно какое-либо свойство: например, это  точность попадания в цель; быстрота выполнения сложного в координационном  отношении движения; экономичность  перемещения и расходования физических сил в непростых условиях внешней  среды; стабильность выполнения двигательных навыков в непредвиденных, сбивающих  с толку воздействиях и т.п.23

Однако  человек все же проявляет координационные  способности значительно чаще через  совокупность выше представленных свойств. В этом случае он координирует свою двигательную активность одновременно по двум или нескольким критериям:

- по скорости  и экономичности (передвижение  на лыжах по пересеченной местности);

- по точности, своевременности и скорости (при  выполнении передач, ударов по  мячу или шайбе, бросков и  других технических приемов в  спортивных играх);

- по точности, быстроте и находчивости (в процессе  спортивных игр и единоборств)  и т.п.

Чаще всего  такими комплексными критериями оценки выступают показатели эффективности (результативности) выполнения целостных  целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, предъявляющих  спрос к КС ученика.

Результаты  исследований показывают, что все  критерии оценки КС специфично проявляются  в реальных видах двигательной активности и в разном сочетании друг с  другом. Это надо учитывать учителю  как при выборе или разработке соответствующих тестов для оценки КС, так и при анализе показателей, полученных в результате тестирования. Иначе говоря, ученик может иметь  высокие показатели точности, быстроты и стабильности выполнения сложных  акробатических или гимнастических упражнений на снарядах, но не отличаться такими же высокими характеристиками при осуществлении двигательных действий, свойственных спортивным играм, единоборствам или метаниям в легкой атлетике.

Оценивая  координационные способности, учитель  должен иметь в виду, что вышеназванные  критерии в одних случаях могут  характеризовать явные (абсолютные), а в других - латентные, или скрытые (относительные, парциальные) показатели КС.24

Абсолютные  показатели выражают уровень развития КС без учета скоростных, силовых, скоростно-силовых возможностей школьника. Относительные, или парциальные, показатели позволяют судить о проявлении КС с учетом этих возможностей. Например, время челночного бега 3 х 10 м - это абсолютный показатель, а разность времени челночного бега 3 х 10 м и времени бега на 30 м по прямой - относительный; длина прыжка с места, стоя спиной вперед к месту приземления - абсолютный показатель, а частное от деления длины прыжка с места из и.п. стоя спиной к длине прыжка из и.п. стоя лицом к месту приземления - относительный показатель КС и т.д.

Учителю физической культуры и тренеру важно  знать, чему равны абсолютные и относительные  показатели КС у детей и юных спортсменов. Это поможет им точнее определить явные и скрытые координационные  возможности воспитанников, понять, что именно развито недостаточно - координационные или кондиционные (скоростные, силовые, скоростно-силовые  и другие) способности - и в соответствии с этим осуществлять и корректировать ход учебного или тренировочного процесса.

Основными методами оценки КС служат метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов.25

Метод наблюдения может многое сказать опытному и  подготовленному педагогу о том, как развиты вышеназванные КС его воспитанников. Например, в процессе урочных и внеурочных занятий  учитель физической культуры получает разнообразную информацию о том, как легко и быстро ученик овладевает легкоатлетическими, гимнастическими, спортивно-игровыми и другими упражнениями школьной программы; как точно и быстро координирует он свои движения, участвуя в эстафетах, подвижных и спортивных играх; насколько своевременно и находчиво перестраивает двигательные действия в ситуациях внезапного изменения обстановки, т.е. в условиях, предъявляющих высокие требования к координационным способностям. Если учитель опирается на выделенные нами критерии оценки КС, то эффективность его наблюдения при этом повышается.26

Однако  с помощью метода наблюдения можно  получить лишь приблизительные, относительные  характеристики развития КС на уровне альтернативы: есть у данного школьника  те либо иные КС или их нет. Получить точные количественные оценки координационного развития этим методом нельзя.

Оценивать КС можно также на основании метода экспертных оценок. Для этого учитель  приглашает в школу опытных, сведущих специалистов, которые высказывают  свое мнение о степени развития различных  координационных способностей ученика. Экспертизу можно проводить разными  способами. Для школы наиболее подходящим является способ предпочтения (ранжирования), согласно которому эксперты расставляют  оцениваемых детей по рангам - в  порядке ухудшения или улучшения  их КС. Место, занятое учеником, определяется числом набранных баллов; ему соответствует  относительный уровень координационных  способностей ученика в группе или  классе.

Однако  и метод экспертных оценок имеет  свои изъяны. Во-первых, для проведения экспертизы не всегда можно найти  специалистов высокой квалификации в данном вопросе. Во-вторых, с его  помощью можно получить лишь субъективную характеристику степени развития КС, которая не всегда совпадает с объективной, действительной оценкой.

Аппаратурные, или инструментальные, методы позволяют  получить достаточно точные количественные оценки уровня развития координационных  способностей и их отдельных компонентов (признаков). Существует множество приборов, с помощью которых можно выявлять КС. Назовем наиболее типичные из них.27

Так, с  помощью различных координациомеров, тремометров-координациомеров можно измерять точность, быстроту и экономичность движений. Для измерения точности воспроизведения, дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, силовых и временных параметров движений соответственно применяют кинематометры, динамометры и рефлектометры (реакциомеры). Стабилографы используют для определения способностей к поддержанию равновесия тела.

Информация о работе Развитие координационных способностей у учащихся начальных классов средствами гимнастики