Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:28, дипломная работа
Актуальность исследования. Под техническими навыками спортсмена мы рассматриваем действия, составляющие основу данного вида спорта, которые выработаны в результате длительного упражнения. Футбол является популярным видом спорта среди детей и подростков, обладающим широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепления здоровья, повышения двигательной активности. Начальное обучение игре в футбол осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и секциях общеобразовательных школ.
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов 5
1.1. Научно-методические основы обучения игре в футбол 5
1.2. Развитие физических качеств юных футболистов 11
1.3. Техническая подготовка юных футболистов 26
1.4. Свойства нервной системы в развитии спортивных способностей 28
Выводы по главе I 38
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование 40
2.1. Методика и организация исследования по обучению технике игры в футбол 40
2.2. Анализ результатов исследования по обучению технике игры в футболе 45
Выводы по главе II 52
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложение 62
Содержание
Актуальность исследования. Под техническими навыками спортсмена мы рассматриваем действия, составляющие основу данного вида спорта, которые выработаны в результате длительного упражнения. Футбол является популярным видом спорта среди детей и подростков, обладающим широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепления здоровья, повышения двигательной активности. Начальное обучение игре в футбол осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и секциях общеобразовательных школ. В условиях школьной спортивной базы, обеспеченности спортивным инвентарем и оборудованием, подготовленности педагогических кадров необходима разработка педагогически оправданных технологий обучения навыкам игры в футбол, применение наиболее эффективных на начальном этапе подготовки средств и методов для овладения технико-тактическими навыками игры.
Специалисты признают, что основой формирования техники игры в футбол является уровень развитие целевой точности движений у детей и подростков. Однако до настоящего времени отсутствуют практические научно обоснованные методические рекомендации по применению наиболее эффективных средств спортивной тренировки, направленных на развитие у школьников целевой точности движений при формировании технических навыков игры в футбол в условиях спортивной секции общеобразовательной школы. В этой связи выбранное направление исследования является актуальным для школьного физического воспитания.
Немаловажным в формировании технических навыков спортсмена является их зависимость от специфики нейро- и психодинамических свойств. Известно, что свойства нервной системы и темперамента являются основой становления различных способностей.
Цель исследования: выявить уровень достижений спортсменов в зависимости от отношения к ним тренера и особенностей выраженности индивидуально-типологических свойств.
Объект исследования: межличностные отношения и индивидуально-типологические особенности спортсмена.
Предмет исследования: сформированность технических навыков юных футболистов в связи с выраженностью индивидуально-типологических свойств и отношения к ним тренера.
Гипотеза исследования состоит в следующих положениях: полагаем, что подростки-спортсмены с различной выраженностью свойств нервной системы и темперамента будут по-разному воспринимать предъявляемые к ним требования тренера, что будет специфически отражаться на формировании необходимых технических навыков.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности восприятия спортсменами подросткового возраста своего тренера.
3. Определить сочетание свойств нервной системы спортсменов.
4. Определить эффективность
Практическая значимость: результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы тренерами в процессе подготовки футболистов, и обеспечении индивидуального подхода при организации тренировочных занятий.
База исследования: подростки в возрасте 13-14 лет, посещающие футбольную секцию на базе ДЮСШ «Юность» г.Бирска.
Методы исследования: эксперимент, наблюдение, опрос, методы математической статистики.
Футбол имеет существенное отличие от трех спортивных игр, рекомендуемых Программой по физической культуре: согласно правилам соревнований, вся игровая деятельность в нем осуществляется ногами, за исключением вбрасывания мяча из-за боковой линии и игры вратаря. Поэтому футбол в большей степени, чем другие спортивные игры, способствует развитию координации движений, выполняемых ногами. Это, в свою очередь, имеет важное прикладное значение для учебной, бытовой, а в будущем и трудовой деятельности занимающихся (управление частным или государственным транспортным средством, военной техникой, специально оборудованными станками с ножной системой управления и т.д.), где нужно обладать тонкими точностными двигательными способностями ног.
Участвуя в игре, ученик незаметно для себя переносит значительную нагрузку, выполнение которой в других условиях и обстановке было бы связано с проявлением значительных волевых усилий. Большой объем движений обусловлен высоким эмоциональным фоном, который является ведущим фактором в поддержании постоянного интереса к занятиям футболом [10].
Футбол как доступный и
Целью изучения футбола в общеобразовательной школе является воспитание у учащихся потребности в занятиях футболом на протяжении всей жизни. Она достигается путем решения следующих основных задач: укрепление здоровья школьников, повышение их физической подготовленности; приобретение знаний, позволяющих самостоятельно заниматься футболом; формирование умений и навыков, направленных на овладение комплексом технических приемов и тактических действий игры в футбол, а в итоге - овладение способностью на должном уровне играть во время учебы в школе и после ее окончания [11].
Вначале дети должны овладеть умением наносить удар по неподвижному или движущемуся мячу. Их умение останавливать мяч сводится к ловле мяча ногой или стопой. Они понимают, что представляет собой ведение мяча, но оно у них не очень хорошо получается, т.к. школьники это делают в режиме «ударить» и «догнать».
На следующем этапе дети должны научиться бить и передавать мяч обеими ногами, контролировать его боковой стороной стопы и увеличивать контроль за мячом во время его ведения. Следует обучать детей некоторым правилам ударов по мячу, ведению его и удержанию. Предпочтение отдается передачам мяча по кругу и салкам с мячом, нежели обычной игре в футбол или его разновидности.
На последней ступени
Эффективность процесса обучения игре в футбол находится в зависимости от содержания и средств физического воспитания. Наиболее качественным является тот процесс, в котором по возможности в большей степени используются упражнения с мячом для воспитания ловкости, гибкости, быстроты, овладения техническими приемами и тактическими действиями [17].
Техника физического упражнения во многом определяет эффективность соревновательной деятельности, достижение цели игры, если речь идет о спортивных играх. Она представляет собой устойчивую систему деятельности занимающихся, подчиненную процессу управления.
В ходе оценки соревновательной деятельности в футболе рассматриваются две основные группы показателей:
1) индивидуальные и коллективные технико-тактические действия;
2) двигательные перемещения
Первая группа характеризует уровень технической и тактической подготовленности отдельных игроков и команды в целом. Вторая - уровень специальной физической и функциональной подготовленности спортсменов.
В футболе рекомендуется выделять
ряд ведущих технико-
Успешность соревновательной деятельности проявляется в умелом взаимодействии игроков, выражающемся в точных передачах мяча (принимающий игрок может овладеть мячом без дополнительных двигательных действий), поражении цели (ворот) мячом [21].
Результативность передач
В техническую подготовку школьников
по футболу необходимо внести коррективы:
следует подбирать средства, которые
бы наиболее эффективно, по сравнению
с используемыми в учебно-
Немаловажную роль для достижения высокого и устойчивого конечного результата в технической подготовленности занимающихся играют материальная база (оборудование и спортинвентарь, спортивные сооружения) и профессиональная подготовленность педагога. Поэтому в системе школьного физического воспитания возможно достижение школьниками лишь определенного уровня владения двигательными умениями и навыками изучаемого вида спорта.
Футбол - вид спорта с нестандартными движениями. В связи с этим выделяют некоторые требования к антрометрическим и физическим данным, необходимы для спортсмена-футболиста. Для тех, кто прошел систему отбора и имеет многолетний опыт подготовки, характерными являются средняя длина тела, высокий уровень развития функциональных систем организма, скоростно-силовых способностей нижних конечностей, общей и специальной быстроты, ловкости и выносливости. Для технического мастерства футболиста характерны автоматизация двигательных навыков, высокая подвижность нервных процессов и совершенная деятельность анализаторов [25].
В отличие от подготовки юных футболистов в специализированных детско-юношеских спортивных школах, в общеобразовательной школе может быть реализован только учебный материал технической и технико-тактической направленности, поскольку объем и содержание занятий значительно уступают спортивной тренировке. Не способствует в полной мере успешному решению образовательных задач и контингент занимающихся, их физическое развитие и подготовленность. Поэтому обучение техническим приемам ведется на реально существующем у каждого ученика уровне развития двигательных способностей и состоянии систем и функций организма.
Обучение и тренировка юных футболистов
составляют единый педагогический процесс,
направленный на достижение физического
совершенства, высокого уровня технико-тактической
и психологической
В ходе учебно-тренировочного процесса происходит расширение круга изучаемых технико-тактических приемов, формирование умений выполнять изученные приемы в усложненных условиях, развитие двигательных способностей с учетом специфических требований футбола. Техническая и тактическая подготовка ставят своей задачей отработку быстроты и точности выполнения приемов, углубление знаний правил игры, расширение игровых функций занимающихся, освоение многообразия вариантов тактических приемов [34].
Таким образом, в процессе многолетней подготовки юных футболистов в условиях спортивной секции, как обучение, так и тренировка могут иметь свои определенные задачи, не противоречащие друг другу. Напротив, обучение и тренировка должны быть органически связаны между собой.
Такая же тесная связь существует и между видами подготовки - физической, технической, тактической и психологической. Так, неразрывная взаимосвязь наблюдается между обучением тактике и технике, между физической, психологической и тактической подготовкой. Развитие двигательных способностей и освоение техники - два тесно взаимосвязанных звена единого процесса обучения двигательным действиям. Границу между этими звеньями можно провести лишь условно: двигательные качества развиваются при разучивании технических приемов, а, развивая их, можно добиться и более совершенного освоения занимающимися технических приемов.
Информация о работе Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов