Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:28, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Под техническими навыками спортсмена мы рассматриваем действия, составляющие основу данного вида спорта, которые выработаны в результате длительного упражнения. Футбол является популярным видом спорта среди детей и подростков, обладающим широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепления здоровья, повышения двигательной активности. Начальное обучение игре в футбол осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и секциях общеобразовательных школ.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов 5
1.1. Научно-методические основы обучения игре в футбол 5
1.2. Развитие физических качеств юных футболистов 11
1.3. Техническая подготовка юных футболистов 26
1.4. Свойства нервной системы в развитии спортивных способностей 28
Выводы по главе I 38
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование 40
2.1. Методика и организация исследования по обучению технике игры в футбол 40
2.2. Анализ результатов исследования по обучению технике игры в футболе 45
Выводы по главе II 52
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложение 62

Файлы: 1 файл

Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов.doc

— 584.00 Кб (Скачать файл)

4. Жонглирование мячом ногами, стоя  спиной к направлению движения. По сигналу партнера повернуться  кругом и быстро вести мяч  на расстоянии 20—30 м. После паузы  вновь выполнить упражнение.

5. Один из игроков ведет мяч  по прямой, затем внезапно направляет  мяч низом вперед, а сам отходит  в сторону. Его партнер совершает  рывок за мячом и, подхватив  его, ведет в медленном темпе  и т. д.

6. Два игрока встают в 5 м  друг от друга. Один из них направляет мяч низом в сторону партнера. Тот подпрыгивает над катящимся мячом, пропускает его под собой, а затем поворачивается и совершает рывок за мячом. После этого партнеры меняются ролями. Каждый совершает по 3—4 рывка за мячом.

7. Сделать рывок к мячу, лежащему на расстоянии 10—12 шагов, и выполнить удар, стараясь попасть в намеченную цель. Мяч находится в 8—10 шагах от нее. Повторить упражнение 4-5 раз.

8. Вести мяч, резко остановиться  и сделать рывок на расстояние 5—6 шагов в сторону. Выполнить  5—6 таких ускорений.

Чтобы совершать на футбольном поле стремительные рывки, прыжки за мячом, наносить удары по воротам соперников с расстояния 25-30 шагов или выполнять  длинные передачи партнеру, внезапно останавливаться и резко менять направление бега, футболист должен обладать силой. Рассмотрим содержание этого понятия, возрастные особенности развития силы и способы ее формирования. Сила — это способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Для футболиста особенно важно развивать силу ног. Однако во время тренировок также необходимо в достаточной степени уделять внимание и развитию мышц шеи, плечевого пояса, туловища, спины, живота. Словом, футболист должен обладать такой силой, которая поможет ему осуществлять рывки за мячом и на свободное место, прыжки за мячом, даст возможность внезапно остановиться и резко поменять направление движения, сильно бить по мячу. В то же время развитие силы не должно идти в ущерб гибкости, быстроте, умению точно воспринимать игру.

Наибольшие темпы развития силы наблюдаются в основном в младшем школьном и подростковом возрасте: с 8 до 9 лет, с 10 до 11 лет и с 14 до 15 лет. При этом в возрасте 8—11 лет рекомендуется использовать прыжковые, акробатические и гимнастические упражнения на снарядах. Для 12—14-летних детей можно применять динамические упражнения с небольшими отягощениями, лазание по канату, толкание ядра. Для 15—16-летних школьников количество упражнений с отягощениями заметно увеличивается.

После каждого интенсивного упражнения рекомендуется короткий отдых (20—30 с). В паузах для отдыха целесообразно выполнять упражнения на расслабление. Приведем примеры упражнений, направленных на развитие различных мышц.

Упражнения для развития мышц шеи

1. Из различных исходных положений  (основная стойка, лежа на спине, лежа на животе и пр.) наклоны и повороты головы, круговые движения головой. То же, но с сопротивлением руками. Например, лежа на животе, руки за головой, отвести голову назад, оказывая сопротивление руками, и затем, нажимая руками, наклонить голову вперед, оказывая сопротивление напряжением мышц шеи.

2. Встать с партнером друг  против друга, взять его за  шею и попробовать наклонить  к себе. Партнер, стоящий в положении  ноги врозь (одна нога вперед), пытается сопротивляться. Поменяться  ролями.

Упражнения для развития мышц рук  и плечевого пояса

1. Сгибание и разгибание рук  в упоре стоя, в упоре лежа.

2. Лазание по канату с помощью  ног и без участия ног.

3. Встать с партнером друг  против друга, взяться за палку  двумя руками. Держа палку на  вытянутых руках, перетягивать друг друга, преодолевая сопротивление партнера.

4. Встать с партнером друг  против друга и, опираясь о  ладони друг друга, попеременно  сгибать и выпрямлять руки  с сопротивлением.

5. Броски набивного мяча двумя  руками: снизу, от груди, из-за головы, из-за спины, через голову, между ногами с наклоном вперед.

6. Перебрасывание набивного мяча  из руки в руку.

7. Толчки набивного мяча одной  рукой.

Упражнения для развития мышц живота

1. Из положения упор сидя сделать  прямыми ногами «ножницы».

2. Лечь на спину. Попросить  партнера прижать к земле (полу) ваши ноги. Медленно поднимать  и опускать туловище.

3. Из положения вис на гимнастической  стенке (спиной к ней) поднять  ноги как можно выше и медленно  опускать.

Упражнения для развития мышц туловища

1. Из положения ноги врозь,  руки вверх, трижды наклониться  влево и вернуться в исходное  положение. То же вправо. Выполнить  в каждую сторону по 6—8 упражнений.

2. Встать на колени, руки вверх,  круговые движения туловища вправо, затем влево. Выполнить по 6—8 кругов в каждую сторону. Упражнение можно делать с небольшими гантелями.

3. Прижать набивной мяч руками  сзади к шее и делать наклоны  туловища в стороны и повороты  направо и налево.

4. Встать с партнером спиной  друг к другу, руки вверх.  Взявшись за руки, наклониться влево и вернуться в исходное положение. То же вправо. Выполнить 5—7 раз в каждую сторону.

Упражнения для развития мышц спины.

1. Лечь на живот, руки вверх.  Делать одновременно встречные  движения назад ногами и руками, стараясь хорошо прогнуться. Повторить 6-8 раз.

2. Лечь на живот, руки вверх,  ноги хорошо закрепить (или  партнер держит за ноги). Прогнуться 5—7 раз.

3. Принять положение упор лежа  на согнутых руках. Выпрямить  руки, прогнуться так, чтобы бедра  касались земли. Повторить 5—8  раз.

Упражнения для развития мышц ног 

1. Бег в гору с высоким подниманием  бедра в среднем и быстром  темпе. Обращать особое внимание  на выпрямление опорной ноги.

2. Бег с высоким подниманием  бедра в яме с песком (по  глубокому снегу, по воде), с  отягощением и без него, на месте и с незначительным продвижением вперед, в различном темпе.

3. Бег прыжками по мягкому  грунту (опилочная дорожка, песок,  торфяной грунт) в различном  темпе, в гору, по ступенькам  лестницы вверх. Следует обращать  внимание на законченность движений при отталкивании.

4. Прыжки на прямых ногах.  Поочередное отталкивание правой  и левой ногой производится  за счет сгибания и разгибания  в голеностопных суставах. Выполняется  в медленном и среднем темпе  с незначительным продвижением  вперед по мягкому грунту. При этом следует обращать внимание на отталкивание только стопой с максимальным сгибанием ноги в коленном суставе.

5. Прыжки на одной ноге. Мощно  отталкиваясь ногой, продвигаться  вперед. При этом следить, чтобы  руки работали, как при беге. Дистанция 15—30 м.

6. Упражнение для укрепления  мышц задней поверхности бедра.  Лежа на животе, партнер держит  ноги за голеностопные суставы.  Медленно поднимать туловище  назад до положения стоя на  коленях и медленно возвращаться  в исходное положение. Выполняя  упражнение, следить за подниманием прямого туловища (можно прогнувшись).

7. Упражнение для укрепления  мышц передней поверхности бедра.  Стоя на коленях, медленно наклоняться  назад до касания головой пола  и медленно выпрямляться до  исходного положения.

8. Из основной стойки сделать на три такта пружинистые приседания, на четвертый такт вернуться в исходное положение. Повторить 12—15 раз.

9. Из основной стойки, руки за  спиной, присесть на носках (ноги  сомкнуть, спину прогнуть, вперед  не наклоняться). Повторить 10-12 раз.

10. Из основной стойки присесть  поочередно то на одной, то  на другой ноге. Повторить 6-8 раз.

11. В приседе прыжки вперед, назад,  в стороны.

12. Встать с партнером друг  к другу спиной, взяться за  руки и сделать глубокий присед. Повторить 6—8 раз.

13. Зажать ступнями мяч (футбольный  или набивной) и выполнить прыжки  вперед или в стороны.

14. Лечь на спину и подтягивать к груди колени. Отбивать ногами мяч, который набрасывается верхом. После 6—8 попыток поменяться ролями с партнером.

15. Из основной стойки присесть  с отягощением (гантели, набивной  мяч, мешочки с песком) с последующим  быстрым выпрямлением.

16. Выполнять ногой броски набивного  мяча.

17. Удары по мячу ногой на  дальность.

Рассмотрим упражнения на выносливость. Выносливость — это способность организма продолжительное время выполнять физическую работу в условиях игровой деятельности. Выносливость во многом определяется не только функциональными возможностями организма, но и рациональной техникой игрока, его волевыми качествами.

Развитие этого физического  качества происходит на протяжении всего  школьного периода, за исключением  периодов с 12 до 13 лет и с 15 до 16 лет. Заметно возрастает выносливость в период с 13 до 15 лет, а наиболее интенсивно — с 16 до 17 лет.

Выносливость можно развивать  тогда, когда во время тренировки организм занимающегося доводится  до состояния утомления. Основными  средствами воспитания общей выносливости являются бег в равномерном темпе, сочетание бега с ходьбой, плавание, езда на велосипеде. В то же время сама игра в футбол прекрасно развивает это качество. Объем и интенсивность упражнений на выносливость целесообразно регулировать интервалами отдыха, ориентируясь на показатели пульса. Число ударов сердечных сокращений в минуту не должно превышать 190. Длительность интервала отдыха при пробежке коротких отрезков (30—80 м) может быть от 1 до 1,5 мин. При пробежке от 150 до 250 м интервал увеличивается до 3—4 мин.

В результате выполнения в течение длительного времени подобных упражнений заметно улучшается деятельность органов дыхания и кровообращения, а также увеличивается общая сила мышц и улучшается координация движений. А с помощью игровых упражнений с мячом развивается специальная выносливость, необходимая для решения игровых проблем в ходе матча. Рассмотрим примеры упражнений направленных на развитие физической выносливости.

Без мяча

1. Бег по пересеченной местности  в чередовании с ходьбой в течение 20—40 мин.

2. Бег в чередовании с ходьбой: 100 м — ходьба медленная, 300 м  — бег медленный, 100 м — ходьба  ускоренная, 300 м — бег в среднем  темпе, 50 м — резкое ускорение.

3. Игра в баскетбол.

4. Плавание.

5. Участие в разнообразных подвижных играх.

С футбольным мячом

1. Ведение мяча в равномерном  темпе на расстоянии 50—60 шагов.

2. Ведение мяча от одних ворот  до других с последующим ударом  по воротам с расстояния 15 шагов.  После удара — вновь ведение,  но уже к другим воротам. Упражнение выполняется на поле уменьшенных размеров. Повторить 3—4 раза.

3. Набрасывать мяч партнеру так,  чтобы он в прыжке ударом  головой отправлял мяч назад.  Расстояние между партнерами 4—5  шагов. После 20—25 раз поменяться  ролями.

4. Встать в 6—7 шагах от партнера, продвигаться вперед на расстояние 50—60 шагов, на ходу передавая друг другу мяч.

5. Игра «Отбери мяч». На поле  обозначается четырехугольник 10x20 шагов. Вести мяч по четырехугольнику, стараясь, чтобы партнер как можно  дольше не мог отобрать мяч. После отбора мяча партнеры меняются ролями.

6. Игра «Точная передача». В  каждой команде равное число  играющих (4—6 человек). По жребию  одна из команд начинает игру. Игроки этой команды стараются  сделать друг другу как можно  больше передач, чтобы мяч  не перехватили соперники. За каждую передачу команде начисляется одно очко. По истечении установленного времени команды меняется ролями. Если соперники перехватили мяч, одно очко начисляется им, а мяч вновь передается команде, которая выполняет передачи. В итоге победа присуждается команде, набравшей больше очков.

7. Игра «На полполя». В составах  команд по 6 человек. Команды играют  без вратарей. Ворота изготовляются  из стоек шириной 3 м. Игроки  играют 3 периода с паузами для  отдыха 2 мин. Продолжительность  каждого периода — 8 мин.

8. Игра «На все поле». В  составах команд по 9 игроков.  Они играют на стандартном  поле два тайма — по 25 мин.  каждый.

Итак, перечисленные упражнения развивают у занимающихся определенные физические качества. Их можно использовать в своих тренировках. После ряда таких упражнений рекомендуется применять упражнения на расслабление.

1. Встряхивание рук с опусканием  их вниз и наклоном вперед  из исходного положения руки  вверху.

2. Встряхивание ног, согнутых  в коленных суставах, лежа на  спине. Упражнение можно делать с партнером.

3. Встряхивание рук, отведенных  в стороны.

4. Махи расслабленной ногой вперед  и назад с подскоками на  другой ноге.

5. Встряхивание ноги, выполняющей  движения в различных плоскостях, в исходном положении, стоя  в упоре на другой ноге.

Информация о работе Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов