Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:28, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Под техническими навыками спортсмена мы рассматриваем действия, составляющие основу данного вида спорта, которые выработаны в результате длительного упражнения. Футбол является популярным видом спорта среди детей и подростков, обладающим широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепления здоровья, повышения двигательной активности. Начальное обучение игре в футбол осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и секциях общеобразовательных школ.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов 5
1.1. Научно-методические основы обучения игре в футбол 5
1.2. Развитие физических качеств юных футболистов 11
1.3. Техническая подготовка юных футболистов 26
1.4. Свойства нервной системы в развитии спортивных способностей 28
Выводы по главе I 38
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование 40
2.1. Методика и организация исследования по обучению технике игры в футбол 40
2.2. Анализ результатов исследования по обучению технике игры в футболе 45
Выводы по главе II 52
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложение 62

Файлы: 1 файл

Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов.doc

— 584.00 Кб (Скачать файл)

6. Расслабленные движения рук  вперед и назад из положения  одна рука спереди, другая сзади.

7. Расслабленные движения рук  скрестно перед собой с отведением  их в стороны.

8. Опускание расслабленных рук  через стороны вниз с наклоном  туловища вперед и скрестным движением рук перед собой.

9. Маховое движение расслабленной  ногой вперед и назад.

10. Встряхивание ног, поднятых  вверх, из исходного положения  лежа на спине.

11. Встряхивание ног, поднятых  вверх, в стойке на лопатках  с поддержкой туловища руками.

12. Поочередные подскоки на одной  и другой ноге со встряхиванием  свободной ноги, туловища и опущенных  вниз рук.

13. Повороты туловища влево и  вправо с расслабленными движениями  обеих рук назад.

14. Встряхивание руки с помощью  партнера, держащего ее за кисть в горизонтальном положении (или держащего руку у локтевого сустава в вертикальном положении).

15. Встряхивание ноги с помощью  партнера (удерживающего ее за  голеностопный сустав) из исходного  положения лежа на спине.

 

 

1.3. Техническая подготовка юных футболистов

 

Неуклонно повышающийся уровень развития футбола требует столь же неуклонного поиска физически одаренных, талантливых молодых людей, которые оказались бы способными успешно играть в экстремальных условиях ответственных   внутренних   и международных соревнований.  В связи с этим   в системе   подготовки юных футболистов обязателен  как звено   (элемент)   ее отбор.  Проблема отбора  в  первую очередь связана   с разработкой  модельных характеристик  футболистов. Под определением «модельные характеристики» понимают выявленные критерии игроков экстракласса. Естественно, для юных футболистов на каждом этапе подготовки эти   критерии  будут разными. Методика  отбора базируется на выявлении спортивных способностей ребят.

Способности футболиста, будучи качеством сложным, проявляются только в игровой деятельности.  Поэтому оценить их можно лишь при условии освоения юным игроком технико-тактических действий на этапе начальной подготовки его это значительно затруднено. Однако, учитывая то, что в основе способностей футболиста лежат его задатки, т. е. анатомо-физиологические особенности организма, приобретенные в первые годы жизни, акцентировать внимание при отборе следует на показателях развития физических  качеств   и функциональных   возможностей, на морфофункциональных и психомоторных особенностях. Вместе с этим   доказано   (учеными и — прежде всего — практикой):    способности   юных футболистов, хотя и обусловлены природными задатками, есть прежде всего результат спортивной тренировки [38].

Выявление высокого уровня задатков еще не гарантирует успеха в подготовке футболиста высокого класса, если сам спортсмен не может сознательно напрягать волевые усилия ради достижения поставленной цели. Поэтому важное значение в реализации способностей имеет мотивация, позволяющая осознать необходимость повседневной трудной работы.

Высоких результатов спортсмены добиваются за счет комплекса индивидуальных способностей.  Согласно современным данным, для оценки способностей юных футболистов необходимы комплексные обследования: педагогические, психологические в медико-биологические.

Отбор футболистов — процесс  многолетний и непрерывный на протяжении всей подготовки игроков — от новичка до спортсмена высокого класса. Для эффективного управления многолетней подготовкой тренеру необходимо иметь представлений о моделях игроков, соответствующих целям групп начальной    подготовки,    групп специализации   (учебно-тренировочных)    и    спортивного совершенствования. При этом крайне важны модельные характеристики футболистов, отвечающие   требованиям сборных юношеских команд и команд мастеров.   Получить объективные данные об уровне мастерства спортсмена можно лишь применяя адекватные и информативные    методы    исследований.    Однако   подвести    юного игрока  к модели практически невозможно, если учебно-тренировочный процесс ведется в отрыве от поэтапных тренировочных  программ,   без   систематического   комплексного контроля за уровнем физической, технической и функциональной подготовленности, а также за физическим развитием и за состоянием здоровья [35].

Только работа по программам с конкретным распределением материала и с указанием дозировки применяемых средств при регулярном комплексном контроле позволяет своевременно корректировать учебно-тренировочный процесс и индивидуализировать подготовку футболиста.

На заключительном этапе спортивного совершенствования при отборе кандидатов в сборные юношеские команды и в команды мастеров задачи сводятся к определению наиболее талантливых из числа способных с ориентацией на модельные характеристики. Для подтверждения объективности модельных характеристик и эффективности проведенного на их основании отбора необходимо продолжать наблюдения за динамикой достижений отобранных футболистов и в дальнейшем.

Комплексная методика отбора в группы начальной подготовки включает совместный анализ результатов контрольных  испытании, а также педагогических наблюдений, специальных исследований и медицинских обследований.

 

1.4. Свойства нервной  системы в развитии спортивных способностей

Для достижения спортивного результата в избранном виде спорта первостепенное значение имеют и способности  занимающихся, и дифференцированный подход тренера, основанный на учете  их индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности.

На формирование человека, его успехи в избранном виде деятельности оказывают  влияние задатки, воспитание, среда  и личное стремление к самосовершенствованию. Человек – существо биосоциальное [25]. К внешнесредовым можно отнести такие, как климато-географические условия, воздушная среда и освещенность спортивных сооружений и т.п. Внешним фактором по отношению к человеку выступают общество и та социальная среда, в которой он находится. Внутренние – индивидуальные и личностные – факторы определяют наличие и потенциальные возможности человека, эффективность его деятельности. Они являются отражением как социального, так и биологического в развитии человека.

Социальный фактор развития человека и формирование его как личности отражается в возможностях человека в виде мотивов (отношение и интерес к спортивной деятельности), формируемых в процессе воспитания в виде знаний и умений, в виде эффекта развития физических способностей, достигаемого в результате тренировки и обучения.

Биологический фактор развития человека в основном рассматривается как генотипический, т.е. определяющий врожденные особенности соматотипа, физиологические, биохимические, психофизиологические особенности (свойства нервной системы и темперамента) и т.п.

В реальных условиях возможности  человека представляют собой сплав врожденных и приобретенных свойств, названный П.И. Павловым фенотипом.

В задачи нашего исследования входило  выявление факторов, влияющих на способности  детей, проявляющихся как предрасположенность  к различным видам спорта и в то же время определяющих дифференцированный подход в процессе занятий физическими упражнениями.

Определение способностей и в целом  одаренности как сочетания врожденных особенностей человека может оказать  большую помощь педагогу в его  учебной и воспитательной работе, организации тренировочных занятий и обеспечении индивидуального подхода в воспитании.

Задача тренера и учителя  физической культуры – найти для ученика тот вид спортивной деятельности, который отвечает его одаренности.

Одаренность - это  своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения успеха в выполнении той или другой деятельности. Под способностями понимают сочетание врожденных функциональных факторов – психических и физиологических (двигательных) функций – с индивидуально-типологическими особенностями нервной системы.

Прогнозирование способностей не обязательно требует  выполнения человеком учебной, спортивной или трудовой деятельности. По мнению специалистов (Асмолов А.Г., Волков Н.И., Волков Л.В.), различия в функционировании у разных людей определяются задатками, которые можно выявить соответствующими методами исследования. Под задатками понимают любые врожденные функциональные особенности человека (биохимические, вегетативные, двигательные, сенсорные, интеллектуальные), проявляющиеся на различных по сложности уровнях функционирования и обусловливающие различия в возможностях людей [11].

В качестве задатков могут выступать типологические особенности проявления свойств нервной системы, такие как сила, подвижность и уравновешенность. Исследованиями доказано, что типологические особенности нервной системы генетически обусловлены и мало, и с большим трудом изменяются под влиянием условий жизни и деятельности. Правда, типологические свойства нервной системы могут претерпевать определенные изменения в период полового созревания, когда происходит гормональная перестройка организма детей и подростков [15].

Выдающиеся советские  физиологи и психофизиологи И.П.Павлов, Б.М.Теплов, В.Д.Небылицин и другие выделяют три основных свойства нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Сила (и соответственно слабость как другой полюс этого  свойства) выражается в степени выносливости нервной системы к длительно действующему раздражителю, а также в переносимости сильных раздражителей, хотя бы и кратковременных. Сила нервных процессов проявляется и в том, как адекватно нервная система реагирует на раздражители различной силы, что свидетельствует о ее чувствительности и возбудимости.

Подвижность нервных  процессов (на противоположном полюсе - инертность) определяется тем, насколько  быстро происходит перестройка нервной  системы на меняющиеся раздражители. По-видимому, данное свойство нервной  системы является одной из главных детерминант скорости центральной переработки информации, в том числе и скорости процесса принятия решения.

Уравновешенность (или неуравновешенность) нервных  процессов раскрывает соотношение  и баланс возбуждения и торможения по их силе.

Каждому человеку присуще своеобразное сочетание  этих свойств. Свойства нервной системы  имеют функциональную основу, но открываются  исследователю, как писал И.П.Павлов, в их жизненных проявлениях. Для  человека эти жизненные проявления могут быть названы психологическими. Исследования психофизиологов направлены на раскрытие закономерностей между биологически обусловленными свойствами нервной системы и индивидуальными особенностями психики и поведения.

Поведенческие реакции  человека относятся к психическим свойствам, которые составляют основу темперамента. К свойствам темперамента относят [5]: тревожность, эмоциональную возбудимость, импульсивность и ригидность.

Тревожность – свойство, определяемое степенью беспокойства, озабоченности, эмоциональной напряженности человека в ответственной и особенно угрожающей ситуации. Эмоциональная возбудимость – это легкость возникновения эмоциональных реакций на внешние и внутренние воздействия. Импульсивность характеризует быстроту реагирования, принятия и исполнения решения. Ригидность обусловливает легкость и гибкость приспособления человека к изменяющимся внешним воздействиям: ригиден тот, кто трудно приспосабливается к изменившейся ситуации, кто инертен в поведении, не меняет свои привычки и убеждения; лабилен тот, кто быстро приспосабливается к новой ситуации.

Типологические  особенности нервной системы  оказывают значительное влияние  на проявление физических способностей человека, его обучаемость движениям, работоспособность и надежность выступления на соревнованиях.

Так, спортсмены с сильной нервной системой, которая  отличается одинаково хорошо развитыми  процессами возбуждения и торможения, могут в значительной степени  напрягать и даже перенапрягать  свои силы в ответственные периоды  спортивных соревнований без всякого ущерба для себя. [11].

Чем сильнее процесс возбуждения  нервной системы, тем значительнее улучшает испытуемый свои результаты в игре по сравнению с тренировкой, и чем слабее процесс возбуждения  нервной системы, тем значительнее ухудшаются его результаты на соревнованиях. Такое явление объясняется тем, что эмоциональное воздействие соревновательных условий для слабой нервной системы служит сильным раздражителем, вызывающим охранительное торможение [6]. У представителей различных типологических групп процесс работоспособности протекает по-разному, и они в значительной степени отличаются друг от друга усвоением техники движений и их выполнением в усложненных условиях. По данным исследований [46], лица с сильным подвижным типом нервной системы проявляют лучшую работоспособность при выполнении быстрых динамических упражнений, а также при частой смене заданий или изменении условий деятельности, качества выполнения упражнений к концу тренировки не снижается. Слабый подвижный тип не обладает достаточной выносливостью; одно и то же упражнение выполняется не более 3-5 раз, к концу тренировочного занятия качество выполнения упражнений заметно снижается, и нередко такой спортсмен досрочно прекращает занятие. У представителей слабого инертного типа относительно низкие показатели работоспособности. Они обычно не выдерживают трехчасовые тренировочные нагрузки; качество выполнения упражнений после 4-5-кратного повторения снижается; тренировочные занятия на следующий день крайне не результативны. Сильные инертные типы лучшую работоспособность проявляют при выполнении медленных и статических упражнений; в деятельности, требующей быстроты движений и частой смены состояний, они утомляются сравнительно быстро; по общему объему выполненной нагрузки на тренировочном занятии характеризуются как работоспособные [11].

Информация о работе Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов