Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:28, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Под техническими навыками спортсмена мы рассматриваем действия, составляющие основу данного вида спорта, которые выработаны в результате длительного упражнения. Футбол является популярным видом спорта среди детей и подростков, обладающим широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепления здоровья, повышения двигательной активности. Начальное обучение игре в футбол осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и секциях общеобразовательных школ.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов 5
1.1. Научно-методические основы обучения игре в футбол 5
1.2. Развитие физических качеств юных футболистов 11
1.3. Техническая подготовка юных футболистов 26
1.4. Свойства нервной системы в развитии спортивных способностей 28
Выводы по главе I 38
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование 40
2.1. Методика и организация исследования по обучению технике игры в футбол 40
2.2. Анализ результатов исследования по обучению технике игры в футболе 45
Выводы по главе II 52
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложение 62

Файлы: 1 файл

Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов.doc

— 584.00 Кб (Скачать файл)

Усвоение техники движений обусловлено  индивидуальными особенностями  нервной системы. Представители  возбудимого, подвижного типа обычно легко овладевают новой техникой упражнений, точно выполняют разнообразные двигательные задачи, преуспевают в ситуационных видах деятельности. Учащиеся с сильным, безудержным типом нервной системы часто отличаются неровностью успеваемости в занятиях физическими упражнениями, однако способны легко овладевать двигательными навыками. Представители возбудимого, подвижного типа (спокойный тип нервной системы) успешно овладевают сложнокоординационными движениями, однако у них сравнительно медленно образуются условно-рефлекторные связи, наряду с быстрыми наблюдаются и замедленные движения. Пониженно возбудимые типы в движениях, как правило, малоактивны. Образование условных рефлексов у них крайне затруднено, экстрараздражители вызывают заметное снижение условного рефлекса, они удовлетворительно овладевают двигательными действиями.

При обучении физическим упражнениям  ведущую роль должен иметь дифференцированный подход к ученикам с различными индивидуальными  особенностями нервной системы. Как при показе, так и при объяснении ученики с сильной нервной системой усваивают упражнение быстрее, чем со слабой. Это объясняется тем, что для "слабых" новое упражнение создает напряженное состояние, особенно в период начального обучения. Исследователи (Русалов В.М., Решитько В.Л. и др.) предлагают при обучении двигательным действиям "сильных" типов больше уделять внимания словесному методу, а "слабых" – показу [44].

Знание педагогом индивидуальных особенностей темперамента учеников позволяет  осуществлять дифференцированный подход при решении воспитательных задач. Установлено, что нервно-психическое  напряжение, вызванное, к примеру, необходимостью в короткий срок овладеть новым сложным упражнением, подготовиться к соревнованиям, выполнить трудное задание, влияет не на всех одинаково: повышает волевую активность учащихся с сильной нервной системой и понижает готовность к борьбе с трудностями у более "слабых". Поэтому перед соревнованиями "сильных" следует вдохновить, стимулируя их активность, если необходимо, напомнить об ответственности, о радости и гордости победителя, а "слабых" - успокоить, отвлечь от мыслей о возможной неудаче [6].

Различия в темпераментах школьников следует учитывать повседневно. Так, "тревожным" нужно реже делать критические замечания во время работы и тем более на людях, их необходимо удерживать от чрезмерной активности. "Нетревожных" целесообразно, наоборот, активизировать, чаще контролировать их самостоятельную работу. От импульсивных следует требовать сознательного выполнения каждого задания до конца, учить их работать по заранее составленному плану.

В общении с подростками меланхолического и холерического темпераментов, которые отличаются упрямством, считая, что в этом проявляется сила их характера, преподавателю необходимо добиваться своих требований и убеждать собственным положительным примером и конкретным делом. Частные беседы преподавателя могут быть восприняты ими, как признак особого внимания, и привести к самодовольству, к пререканию и неподчинению.

Легковозбудимым людям, особенно если они пользуются лидерством в коллективе, не следует делать замечания в  присутствии их товарищей. Холерика важно увлечь каким-нибудь интересным для него делом, и он становится лучшим помощником учителя. На сангвиника и флегматика в случае необходимости можно повысить голос, но часто это делать нельзя. К громкому голосу люди быстро привыкают и перестают на него реагировать.

Сангвиники быстро акклиматизируются  в незнакомых коллективах, их целесообразно в случае необходимости переводить в другие учебные группы для исправления или, наоборот, для укрепления последних. Флегматика труднее вести к успехам в спорте, чаще всего он недостаточно самолюбив. Но его можно заинтересовать перспективой успеха на соревнованиях: чаще обращать внимание на прирост результатов в контрольных тестированиях. Меланхолик впадает в растерянность при первой же неудаче. Ему требуется дружеская, участливая помощь старшего, поддержка похвалой, советом, примером. На меланхолика не следует раздражаться, повышать голос. Он моментально замыкается, уходит в себя, а потом долго помнит "обиду".

Изучение типологических особенностей нервной системы школьников и  учет их при отборе в ДЮСШ помогают тренеру ориентировать учеников на вид спорта, оптимально соответствующий их способностям. Хотя в конкретной спортивной специализации и встречаются представители разных типологических групп, все же высших достижений добиваются спортсмены с определенными свойствами нервной системы.

Человек с задатками спринтера  обладает хорошей реакцией и быстрым  мышлением. Эти качества присущи  детям с повышенной возбудимостью. Хороший спринтер всегда подвижен, активен и отличается резкостью  движений, обладает, как правило, сангвиническим темпераментом. Подвижность нервных процессов у спринтеров велика, и у многих возбудительный процесс преобладает над тормозным. У спортсменов, специализирующихся в беге на длинные дистанции, несколько снижена скорость элементарных двигательных реакций, но более выражена, чем у спринтеров, способность к дифференцированию отрицательных раздражителей, что свидетельствует о большей уравновешенности их нервных процессов. Чем длиннее дистанция, тем большей уравновешенностью должен обладать спортсмен-бегун. По мнению Л.В.Волкова (1984), спортсмены-ходоки по особенностям нервной системы близки к бегунам на длинные дистанции.

Представители скоростно-силовых  видов спорта (метания, прыжки) по характеру  элементарной условно-рефлекторной деятельности напоминают спринтеров. При относительно коротком латентном периоде двигательной реакции у многих затрудняется выработка дифференцированного торможения на отрицательные раздражители, что свидетельствует о некотором преобладании процесса возбуждения. Однако у метателей молота отмечается хорошая уравновешенность нервных процессов.

Специализация в спортивной и художественной гимнастике, акробатике предъявляет  повышение требования к нервной  системе. Разнообразие двигательной деятельности, скоростно-силовая работа, необходимость быстро изменять силу и направление движения при выполнении гимнастических упражнений – все это требует высокой подвижности нервной системы, качеств, которые характеризуют сильный, уравновешенный и подвижный тип.

Особое значение в ситуационных видах спорта (борьба, фехтование, бокс, спортивные игры) имеет быстрота простых и сложных двигательных реакций, которые определяются длительностью латентного периода. Быстроту ориентировки и тактических умозаключений обеспечивает подвижность нервных процессов, способность своевременного перехода от возбуждения или торможения в одних участках коры к таким же процессам в других. В ситуационных видах спорта большое значение имеет уравновешенность нервной системы. Соревнования требуют значительного возбуждения спортсмена, однако при чрезмерной возбудимости он может потерять контроль над своими действиями. Преобладание торможения над возбуждением отрицательно сказывается на эмоциональной окраске соревнования, быстроте мышления и двигательных реакциях.

Знание индивидуальных особенностей занимающихся спортсменов позволяет преподавателю, тренеру эффективно управлять процессом их физического воспитания и спортивной тренировки.

 

 

 

Выводы по главе 1

 

В футболе рекомендуется выделять ряд ведущих технико-тактических  показателей: передачи мяча - короткие, средние (вперед, назад, поперек) и длинные; ведение; обводка; отбор; перехват; игра головой; удары по воротам - головой и ногой.

В техническую подготовку школьников по футболу необходимо внести коррективы: следует подбирать средства, которые бы наиболее эффективно, по сравнению с используемыми в учебно-тренировочном процессе, формировали технику ведения, передач и ударов мяча по воротам за счет повышения целевой точности движений, разработать научно обоснованную методику работы над техникой и точностью ударов.

В ходе учебно-тренировочного процесса происходит расширение круга изучаемых  технико-тактических приемов, формирование умений выполнять изученные приемы в усложненных условиях, развитие двигательных способностей с учетом специфических требований футбола. Техническая и тактическая подготовка ставят своей задачей отработку быстроты и точности выполнения приемов, углубление знаний правил игры, расширение игровых функций занимающихся, освоение многообразия вариантов тактических приемов.

Изучение типологических особенностей нервной системы школьников и  учет их при отборе в ДЮСШ помогают тренеру ориентировать учеников на вид спорта, оптимально соответствующий  их способностям.

Управление процессом физического  воспитания и спортивной тренировки детей и подростков требует от педагога глубоких знаний в области организации и проведения урочных форм занятий, методики обучения двигательным действиям и развития физических способностей исходя из возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся.

Таким образом, можно заключить, что  типологическим особенностям высшей нервной  деятельности соответствуют характерные  особенности всей нервной организации  индивида. Тип нервной системы  можно рассматривать как интегрированный показатель генетически обусловленных признаков, определяющих характерные особенности физических функций. Это находит свое отражение в характере адаптационно-трофических, восстановительных и компенсаторных процессов представителей различных типов нервной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация и результаты исследования

2.1. Методика и организация исследования

 

Для решения поставленных в работе задач нами использовались следующие  методы исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы.
  1. Педагогический эксперимент.
  1. Тестирование.

Исходя из цели нашего исследования и выдвинутой гипотезы, экспериментальную часть предполагается провести в 3 этапа:

I этап – предполагает изучение уровня развития техники юных футболистов, занимающихся в секции футбола.

II этап – проведение методики самооценки психического состояния.

III этап – методика определения свойств темперамента в  спортивных коллективах.

Имена и другие данные испытуемых находятся в приложении 1.

I этап – предполагает изучение  уровня техники юных футболистов, занимающихся в секции футбола.

Педагогическое тестирование проводили  для определения уровня техники  юношей, принявших участие в нашем  исследовании. В исследовании принимали  участие 15 человек (6 человека в возрасте 13 лет; 5 чел. – в возрасте 14 лет; 4 человека в возрасте 15 лет). Данный этап был первичным педагогическим тестированием. В ходе эксперимента были проведены замеры по трем показателям: обводка на скорости (учитываются временные показатели, в сек.), попадание в ворота с 10 м. (фиксируется количество точных попаданий в ворота из предложенных 5 попыток), набивания мяча (фиксируется кол-во набиваний).  

Обводка на скорости: на футбольной площадке выставляются фишки в линию в  количестве 7 штук. Расстояние между  фишками 2-3 мяча. Юноши должны пройти с мячом между фишками на скорости, причем, не задевая фишки. Время измеряется в секундах.

Попадание в ворота с 10 м. На футбольной площадке ставятся ворота маленького размера. Юноши должны попасть в  них мячом с расстояния 10 метров. Одному человеку дается 5 попыток.

Набивания мяча. Юношам дается по одной попытки жонглирования мяча одной или двумя ногами.

На II-м этапе педагогический эксперимент заключался в проведении методики самооценки психического состояния.

Тест самооценки психических состояний разработан Г.Айзенком. С помощью теста можно в первом приближении определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Тревожность – это индивидуальная психическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Здесь тревога выступает как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей или кажущейся таковой опасности.

Фрустрация – это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Проявляется в отрицательных переживаниях: разочаровании, раздражении, тревоге, отчаянии и т.п.

Агрессивность – это не вызванная объективными обстоятельствами неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру. Проявляется в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру. Иногда проявляется в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к другому человеку или иному социальному объекту.

Ригидность – это затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Противоположное по  значению          свойство личности – пластичность.

Тест состоит из 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока. Каждый из блоков соответствует одному из четырех определяемых психических  состояний (тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности). Инструкция. Вам предлагается 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока (по 10 высказываний в каждом блоке). Внимательно прочтите эти высказывания. На каждое высказывание выберите ответ из трех альтернатив: 1) Да, это состояние мне присуще часто; 2) Такое состояние у меня иногда бывает; 3) Нет, это мне совсем не подходит. На отдельном листе или в рабочей тетради запишите свои ответы, напр., следующим образом: "Да" (+), "Иногда" (±), "Нет" (-). К примеру, 1+, 2±, 3- и т.д.

Информация о работе Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов