Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:28, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Под техническими навыками спортсмена мы рассматриваем действия, составляющие основу данного вида спорта, которые выработаны в результате длительного упражнения. Футбол является популярным видом спорта среди детей и подростков, обладающим широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепления здоровья, повышения двигательной активности. Начальное обучение игре в футбол осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и секциях общеобразовательных школ.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов 5
1.1. Научно-методические основы обучения игре в футбол 5
1.2. Развитие физических качеств юных футболистов 11
1.3. Техническая подготовка юных футболистов 26
1.4. Свойства нервной системы в развитии спортивных способностей 28
Выводы по главе I 38
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование 40
2.1. Методика и организация исследования по обучению технике игры в футбол 40
2.2. Анализ результатов исследования по обучению технике игры в футболе 45
Выводы по главе II 52
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложение 62

Файлы: 1 файл

Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов.doc

— 584.00 Кб (Скачать файл)

На III-м этапе педагогический эксперимент заключался в проведении методики определения свойств темперамента  спортивных коллективах.

Методика определения свойств темперамента  спортивных коллективах

Методика основана на наблюдении за проявлениями свойств нервной системы  спортсменов в различных условиях их деятельности (учебно-тренировочные занятия, соревнования и т.п.). Основу методики составляет перечень высказываний из трех групп, соответствующих показателям основных свойств нервной системы (силы нервной системы со стороны возбуждения, силы нервной системы со стороны торможения, подвижности нервных процессов). Методика представлена в изложении Б.А. Вяткина. Предназначена для тренеров, врачей, руководителей команд (Приложение 3).

 

 

 

Измерение взаимоотношений  между тренером и спортсменом

Для оценки взаимоотношений между  тренером и его подопечными применяется шкала «тренер — спортсмен», разработанная Ю. Ханиным и А. Стамбуловым. Шкала включает 24 вопроса, выявляющих отношение спортсмена к тренеру по трем параметрам (по 8 вопросов): гностическому, эмоциональному и поведен ческому.

Гностический   параметр   выявляет уровень компетентности тренера как специалиста с точки зрения спортсмена. Эмоциональный — определяет,  насколько   тренер симпатичен спортсмену как личность. Поведенческий — показывает, как складывается реальное взаимодействие тренера и спортсмена.

Шкала «тренер — спортсмен»

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с тренером, то напишите «да», если же оно неверно, то — «нет».

1.  Тренер умеет точно предсказать  результаты своих учеников.

2.  Мне   трудно   ладить   с  тренером.               .

3.  Тренер — справедливый   человек.

4. Тренер  умело   подводит  меня   к  соревнованиям.

5. Тренеру явно не хватает чуткости в отношении с людьми.

6. Слово   тренера   для   меня — закон. 

7. Тренер    тщательно    планирует    тренировочную работу со мной.

8.  Я   вполне   доволен   тренером.

9.  Тренер   недостаточно   требователен   ко   мне. 

10. Тренер   всегда   может   дать   разумный   совет

11. Я   полностью   доверяю   тренеру. 

12. Оценка   тренера   очень   важна   для   меня.

13.  Тренер   в   основном   работает   по   шаблону.

14.  Работать с тренером —  одно удовольствие.

15.  Тренер   уделяет   мне   мало внимания.

16. Тренер, как правило, не учитывает  моих индивидуальных особенностей.

17.  Тренер   плохо   чувствует   мое   настроение.

18.  Тренер   всегда   выслушивает   мое   мнение.

19.  У меня нет сомнений  в правильности и необходимости методов   и   средств,   которые   применяет   тренер,

20.  Я не стану делиться с тренером своими мыслями.

21.  Тренер наказывает меня  за малейший проступок.

22.  Тренер хорошо знает мои  слабые и сильные стороны.

23.  Я   хотел   бы   стать   похожим   на   тренера.

24.  У   нас   с   тренером   чисто   деловые   отношения.  Каждый вопрос, совпадающий с  ключом, оценивается в 1 балл.

Гностический компонент включает вопросы 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22 (номера со знаком «—» означают    ответ «нет»,    остальные — «да»);   эмоциональный — вопросы   —2, —5, 8, 11, 14, —17, —20;  поведенческий — вопросы 3, 6, —9, 12, —15, 18, —21, —24.

Результат опроса представляют графически или с помощью таблицы.

 

 

2.2. Анализ результатов исследования 

 

Рассмотрим результаты анализа исследования самооценки психического состояния, которые представлены в виде гистограммы средних показателей, соответствующих трем уровням (низкому, среднему, высокому) (Рис.1)

 Рис. 1. Результаты исследования выраженности эмоциональных состояний спортсменов (средние показатели)

 

Из рис. 1 видно, что у большинства спортсменов-футболистов преобладает средняя выраженность показателей тревожности (13 человек), агрессивности (9 человек) и ригидности (13 человек) и низкий уровень фрустрации (15 человек). Данные результаты позволяют сделать вывод, о том, что в исследуемой группе преобладает психическая особенность, проявляющаяся в средней склонности человека к переживаниям. Тревога в рассматриваемой группе выступает как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей или кажущейся таковой опасности.

Низкие значения по показателю фрустрации в данной группе юношей позволяют говорить об отсутствии низкого психического состояния, вызванного неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Они проявляется в отрицательных переживаниях: разочаровании, раздражении, тревоге, отчаянии и т.п.

Выраженность среднего уровня агрессивных тенденций позволяет заключить, что для спортсменов данной выборки характерно наличие неспровоцированной враждебности по отношению к людям, окружающему миру.

Средний уровень выраженности показателя ригидности юношей-спортсменов  говорит о небольшом затруднении в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Рассмотрим результаты исследования выраженности свойств нервной системы  спортсменов исследуемой нами группы, который осуществлялся с помощь опросникового метода.

 

Рис. 2. Результаты выраженности свойств темперамента  спортсменов

 

Таким образом, из рис. 2, видно что, у 11 человек достаточно выраженное проявление таких свойств нервной системы как сила процесса возбуждения, у 6 человек выражена сила процесса торможения. У спортсменов исследуемой группы в соответствии с рисунком 3, выражен средний и высокий уровень подвижности нервных процессов. Таким образом, спортсмены исследуемой выборки отличаются различной силой, уравновешенностью или неуравновешенностью в сторону процесса возбуждения и средним или высоким уровнем подвижности нервных процессов. У троих юношей наблюдаются средняя выраженность рассматриваемых свойств. Их показатели по исследованию не превышают 35 баллов. Таким образом, если у спортсменов сила процессов возбуждения и торможения выражены в разной степени (т.е. представлены все 3 уровня), то показатель подвижности нервных процессов выражен на среднем или высоком уровне, т.е. все спортсмены-футболисты обладают довольно высокой подвижностью в деятельности, т.к. в данном виде спорта, необходимо быстро реагировать на любые, даже незначительные изменения ситуации в ходе игры. Данное свойство нервной системы связано с уровнем уравновешенности нервных процессов. Следует отметить, что у футболистов исследуемой нами группы проявляется либо, уравновешенность, либо неуравновешенность в сторону процесса возбуждения. Что также является, с нашей точки зрения, необходимым условием их адекватной реакции на игровую ситуацию. Возможно, различия в уравновешенности и неуравновешенности проявляются у футболистов в зависимости от позиции игрока на поле (т.е. нападающий, полузащитник, защитник и вратарь).

Рассмотрим результаты анализа технической подготовленности футболистов, которые представлены в приложении 4 и наглядно представлено в гистограммах (рис.3)

Рис 3. Уровень развития технических навыков (по средним показателям)

 

В основном показатели исследуемых технических навыков у испытуемых одинаковые, что говорит об одинаковой технической подготовки футболистов. Рассматриваемые данные позволяют говорить о довольно большой разнице в обводке на скорости, кроме того, можно сказать, что у шести футболистов этот показатель выше, чем у других. Этот факт объясняется большим опытом занятия футболом у этих футболистов. Данное явление мы объясняем выраженностью у данных спортсменов неуравновешенности в сторону возбуждения и силой данного процесса по отношению к торможению.

Рассмотрим результаты анализа  исследования измерения взаимоотношения  между тренером и спортсменом (Приложение 5).

    Рис. 4. Результаты методики измерения взаимоотношений между тренером и спортсменом

 

Судя по результатам исследования можно утверждать, что уровень  компетентности тренера как специалиста  с точки зрения спортсмена  находится на низком уровне (средний балл по данному параметру 3,7); по эмоциональному компоненту выявлено, что тренер не всем футболистам симпатичен как личность (средний балл по данному параметру 3,4); хотя поведенческий параметр чуть выше, нежели другие (средний балл по данному параметру 3,4), что показывает неплохое взаимодействие тренера и спортсмена.

Рассмотрим результаты влияния  свойств нервной системы и  темперамента на показатели сформированности технических навыков спортсменов–футболистов (Приложение 5).

Результаты дисперсионного анализа  не показали влияния свойств нервной  системы на уровень сформированности технических навыков , изученных  в ходе нашего исследования (обводка  на скорости, набивание мяча и попадание  в ворота). Однако обнаружено влияние некоторых свойств темперамента на рассматриваемые показатели (таблица 1, рис.5,6).

Таблица 1

Результаты влияния свойств  нервной системы на показатели технических  навыков спортсменов

Зависимая переменная – Попадание в ворота с 10 м. (кол-во)

SS

Degr. of

MS

F

p

Фактор уровень тревожности

8,63

1

8,626

6,876

0,021

Зависимая переменная – Набивание мяча (кол-во)

         

Фактор уровень ригидности

14,04

1

14,041

6,147

0,028


 

В табл. 1 представлены значимые показатели влияния факторов тревожности и ригидности  на показатели «Попадание в ворота» и «Набивание мяча» (соответственно).

Рассмотрим и проанализируем полученные данные.

Рис.5. Влияние фактора «уровень тревожности» на показатель «Попадание в ворота»

 

Из рис.5 видно, что чем ниже уровень тревожности спортсмена, тем точнее они осуществляют попадание мячом в ворота, а также увеличивается  количество попаданий (сред. ариф. См. в Приложении ?).

Рис.6. Влияние фактора «уровень ригидности» на показатель «Набивание мяча»

 

Из рис.6 мы видим, что количество набивания мяча выше у спортсменов с низким уровнем (средние ариф. См. в Приложении ?), чем у подростков со средним уровнем ригидности т.е. футболисты обладающие более высоким уровнем подвижности показывают более высокие способности в набивании мяча, тогда как ригидность (средний уровень) другой группы подростков способствует снижению качества и количества набивания ими мяча.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе II

 

Данные, полученные в ходе проведения методики на исследования выраженности эмоциональных состояний спортсменов, позволили сделать вывод, о том, что в исследуемой группе преобладает психическая особенность, проявляющаяся в средней склонности человека к переживаниям. Тревога в рассматриваемой группе испытуемых выступает как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей или кажущейся таковой опасности.

В ходе исследования выраженности свойств  нервной системы спортсменов  исследуемой нами группы мы пришли к выводу о том, что если у спортсменов  сила процессов возбуждения и  торможения выражены в разной степени, то показатель подвижности нервных процессов выражен на среднем или высоком уровне, т.е. все спортсмены-футболисты обладают довольно высокой подвижностью в деятельности, так как в данном виде спорта, необходимо быстро реагировать на любые, даже незначительные изменения ситуации в ходе игры.

В результате анализа технической  подготовленности футболистов мы выявили большую разницу в обводки на скорости, кроме того, можно сказать, что у шести футболистов этот показатель выше, чем у других. Этот факт объясняется большим опытом занятия футболом у этих футболистов. Данное явление мы объясняем выраженностью у спортсменов неуравновешенности  в сторону возбуждения и силой данного процесса.

Исследуя взаимоотношения между  тренером и спортсменом, мы пришли к  выводу о том что уровень компетентности тренера как специалиста с точки зрения спортсмена находится на низком уровне (средний балл по данному параметру 3,7); по эмоциональному компоненту выявлено, что тренер не всем футболистам симпатичен как личность (средний балл по данному параметру3,4); хотя поведенческий параметр чуть выше, нежели другие (средний балл по данному параметру3,4), что показывает неплохое взаимодействие тренера и спортсмена.

Кроме того, было доказано выдвинутое нами утверждение о том, что  подростки-спортсмены с различной выраженностью свойств нервной системы будут по-разному воспринимать предъявляемые к ним требования тренера, что будет специфически отражаться на формировании необходимых технических навыков.

Информация о работе Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов