Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:28, дипломная работа
Актуальность исследования. Под техническими навыками спортсмена мы рассматриваем действия, составляющие основу данного вида спорта, которые выработаны в результате длительного упражнения. Футбол является популярным видом спорта среди детей и подростков, обладающим широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепления здоровья, повышения двигательной активности. Начальное обучение игре в футбол осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и секциях общеобразовательных школ.
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов 5
1.1. Научно-методические основы обучения игре в футбол 5
1.2. Развитие физических качеств юных футболистов 11
1.3. Техническая подготовка юных футболистов 26
1.4. Свойства нервной системы в развитии спортивных способностей 28
Выводы по главе I 38
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование 40
2.1. Методика и организация исследования по обучению технике игры в футбол 40
2.2. Анализ результатов исследования по обучению технике игры в футболе 45
Выводы по главе II 52
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложение 62
На III-м этапе педагогический эксперимент заключался в проведении методики определения свойств темперамента спортивных коллективах.
Методика определения свойств темперамента спортивных коллективах
Методика основана на наблюдении за
проявлениями свойств нервной системы
спортсменов в различных
Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом
Для оценки взаимоотношений между тренером и его подопечными применяется шкала «тренер — спортсмен», разработанная Ю. Ханиным и А. Стамбуловым. Шкала включает 24 вопроса, выявляющих отношение спортсмена к тренеру по трем параметрам (по 8 вопросов): гностическому, эмоциональному и поведен ческому.
Гностический параметр выявляет уровень компетентности тренера как специалиста с точки зрения спортсмена. Эмоциональный — определяет, насколько тренер симпатичен спортсмену как личность. Поведенческий — показывает, как складывается реальное взаимодействие тренера и спортсмена.
Шкала «тренер — спортсмен»
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с тренером, то напишите «да», если же оно неверно, то — «нет».
1. Тренер умеет точно
2. Мне трудно ладить с тренером. .
3. Тренер — справедливый человек.
4. Тренер умело подводит меня к соревнованиям.
5. Тренеру явно не хватает чуткости в отношении с людьми.
6. Слово тренера для меня — закон.
7. Тренер тщательно планирует тренировочную работу со мной.
8. Я вполне доволен тренером.
9. Тренер недостаточно требователен ко мне.
10. Тренер всегда может дать разумный совет
11. Я полностью доверяю тренеру.
12. Оценка тренера очень важна для меня.
13. Тренер в основном работает по шаблону.
14. Работать с тренером — одно удовольствие.
15. Тренер уделяет мне мало внимания.
16. Тренер, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей.
17. Тренер плохо чувствует мое настроение.
18. Тренер всегда выслушивает мое мнение.
19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет тренер,
20. Я не стану делиться с тренером своими мыслями.
21. Тренер наказывает меня за малейший проступок.
22. Тренер хорошо знает мои слабые и сильные стороны.
23. Я хотел бы стать похожим на тренера.
24. У нас с тренером чисто деловые отношения. Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Гностический компонент
Результат опроса представляют графически или с помощью таблицы.
2.2. Анализ результатов
Рассмотрим результаты анализа исследования самооценки психического состояния, которые представлены в виде гистограммы средних показателей, соответствующих трем уровням (низкому, среднему, высокому) (Рис.1)
Из рис. 1 видно, что у большинства спортсменов-футболистов преобладает средняя выраженность показателей тревожности (13 человек), агрессивности (9 человек) и ригидности (13 человек) и низкий уровень фрустрации (15 человек). Данные результаты позволяют сделать вывод, о том, что в исследуемой группе преобладает психическая особенность, проявляющаяся в средней склонности человека к переживаниям. Тревога в рассматриваемой группе выступает как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей или кажущейся таковой опасности.
Низкие значения по показателю фрустрации в данной группе юношей позволяют говорить об отсутствии низкого психического состояния, вызванного неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Они проявляется в отрицательных переживаниях: разочаровании, раздражении, тревоге, отчаянии и т.п.
Выраженность среднего уровня агрессивных тенденций позволяет заключить, что для спортсменов данной выборки характерно наличие неспровоцированной враждебности по отношению к людям, окружающему миру.
Средний уровень выраженности показателя ригидности юношей-спортсменов говорит о небольшом затруднении в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
Рассмотрим результаты исследования выраженности свойств нервной системы спортсменов исследуемой нами группы, который осуществлялся с помощь опросникового метода.
Рис. 2. Результаты выраженности свойств темперамента спортсменов
Таким образом, из рис. 2, видно что, у 11 человек достаточно выраженное проявление таких свойств нервной системы как сила процесса возбуждения, у 6 человек выражена сила процесса торможения. У спортсменов исследуемой группы в соответствии с рисунком 3, выражен средний и высокий уровень подвижности нервных процессов. Таким образом, спортсмены исследуемой выборки отличаются различной силой, уравновешенностью или неуравновешенностью в сторону процесса возбуждения и средним или высоким уровнем подвижности нервных процессов. У троих юношей наблюдаются средняя выраженность рассматриваемых свойств. Их показатели по исследованию не превышают 35 баллов. Таким образом, если у спортсменов сила процессов возбуждения и торможения выражены в разной степени (т.е. представлены все 3 уровня), то показатель подвижности нервных процессов выражен на среднем или высоком уровне, т.е. все спортсмены-футболисты обладают довольно высокой подвижностью в деятельности, т.к. в данном виде спорта, необходимо быстро реагировать на любые, даже незначительные изменения ситуации в ходе игры. Данное свойство нервной системы связано с уровнем уравновешенности нервных процессов. Следует отметить, что у футболистов исследуемой нами группы проявляется либо, уравновешенность, либо неуравновешенность в сторону процесса возбуждения. Что также является, с нашей точки зрения, необходимым условием их адекватной реакции на игровую ситуацию. Возможно, различия в уравновешенности и неуравновешенности проявляются у футболистов в зависимости от позиции игрока на поле (т.е. нападающий, полузащитник, защитник и вратарь).
Рассмотрим результаты анализа технической подготовленности футболистов, которые представлены в приложении 4 и наглядно представлено в гистограммах (рис.3)
Рис 3. Уровень развития технических навыков (по средним показателям)
В основном показатели исследуемых технических навыков у испытуемых одинаковые, что говорит об одинаковой технической подготовки футболистов. Рассматриваемые данные позволяют говорить о довольно большой разнице в обводке на скорости, кроме того, можно сказать, что у шести футболистов этот показатель выше, чем у других. Этот факт объясняется большим опытом занятия футболом у этих футболистов. Данное явление мы объясняем выраженностью у данных спортсменов неуравновешенности в сторону возбуждения и силой данного процесса по отношению к торможению.
Рассмотрим результаты анализа исследования измерения взаимоотношения между тренером и спортсменом (Приложение 5).
Судя по результатам исследования можно утверждать, что уровень компетентности тренера как специалиста с точки зрения спортсмена находится на низком уровне (средний балл по данному параметру 3,7); по эмоциональному компоненту выявлено, что тренер не всем футболистам симпатичен как личность (средний балл по данному параметру 3,4); хотя поведенческий параметр чуть выше, нежели другие (средний балл по данному параметру 3,4), что показывает неплохое взаимодействие тренера и спортсмена.
Рассмотрим результаты влияния свойств нервной системы и темперамента на показатели сформированности технических навыков спортсменов–футболистов (Приложение 5).
Результаты дисперсионного анализа не показали влияния свойств нервной системы на уровень сформированности технических навыков , изученных в ходе нашего исследования (обводка на скорости, набивание мяча и попадание в ворота). Однако обнаружено влияние некоторых свойств темперамента на рассматриваемые показатели (таблица 1, рис.5,6).
Таблица 1
Результаты влияния свойств нервной системы на показатели технических навыков спортсменов
Зависимая переменная – Попадание в ворота с 10 м. (кол-во) |
SS |
Degr. of |
MS |
F |
p |
Фактор уровень тревожности |
8,63 |
1 |
8,626 |
6,876 |
0,021 |
Зависимая переменная – Набивание мяча (кол-во) |
|||||
Фактор уровень ригидности |
14,04 |
1 |
14,041 |
6,147 |
0,028 |
В табл. 1 представлены значимые показатели влияния факторов тревожности и ригидности на показатели «Попадание в ворота» и «Набивание мяча» (соответственно).
Рассмотрим и проанализируем полученные данные.
Рис.5. Влияние фактора «уровень тревожности» на показатель «Попадание в ворота»
Из рис.5 видно, что чем ниже уровень тревожности спортсмена, тем точнее они осуществляют попадание мячом в ворота, а также увеличивается количество попаданий (сред. ариф. См. в Приложении ?).
Рис.6. Влияние фактора «уровень ригидности» на показатель «Набивание мяча»
Из рис.6 мы видим, что количество набивания мяча выше у спортсменов с низким уровнем (средние ариф. См. в Приложении ?), чем у подростков со средним уровнем ригидности т.е. футболисты обладающие более высоким уровнем подвижности показывают более высокие способности в набивании мяча, тогда как ригидность (средний уровень) другой группы подростков способствует снижению качества и количества набивания ими мяча.
Выводы по главе II
Данные, полученные в ходе проведения
методики на исследования выраженности
эмоциональных состояний
В ходе исследования выраженности свойств нервной системы спортсменов исследуемой нами группы мы пришли к выводу о том, что если у спортсменов сила процессов возбуждения и торможения выражены в разной степени, то показатель подвижности нервных процессов выражен на среднем или высоком уровне, т.е. все спортсмены-футболисты обладают довольно высокой подвижностью в деятельности, так как в данном виде спорта, необходимо быстро реагировать на любые, даже незначительные изменения ситуации в ходе игры.
В результате анализа технической подготовленности футболистов мы выявили большую разницу в обводки на скорости, кроме того, можно сказать, что у шести футболистов этот показатель выше, чем у других. Этот факт объясняется большим опытом занятия футболом у этих футболистов. Данное явление мы объясняем выраженностью у спортсменов неуравновешенности в сторону возбуждения и силой данного процесса.
Исследуя взаимоотношения
Кроме того, было доказано выдвинутое нами утверждение о том, что подростки-спортсмены с различной выраженностью свойств нервной системы будут по-разному воспринимать предъявляемые к ним требования тренера, что будет специфически отражаться на формировании необходимых технических навыков.
Информация о работе Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов