Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:28, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Под техническими навыками спортсмена мы рассматриваем действия, составляющие основу данного вида спорта, которые выработаны в результате длительного упражнения. Футбол является популярным видом спорта среди детей и подростков, обладающим широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепления здоровья, повышения двигательной активности. Начальное обучение игре в футбол осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и секциях общеобразовательных школ.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов 5
1.1. Научно-методические основы обучения игре в футбол 5
1.2. Развитие физических качеств юных футболистов 11
1.3. Техническая подготовка юных футболистов 26
1.4. Свойства нервной системы в развитии спортивных способностей 28
Выводы по главе I 38
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование 40
2.1. Методика и организация исследования по обучению технике игры в футбол 40
2.2. Анализ результатов исследования по обучению технике игры в футболе 45
Выводы по главе II 52
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложение 62

Файлы: 1 файл

Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов.doc

— 584.00 Кб (Скачать файл)

Результаты дисперсионного анализа  не показали влияния свойств нервной системы на уровень сформированности технических навыков, изученных в ходе нашего исследования(обводка на скорости, набивание мяча и попадание в ворота). Однако обнаружено влияние некоторых свойств темперамента на рассматриваемые показатели(тревожность, ригидность).

На основании вышеизложенного  анализа полученных результатов  можно утверждать, что выдвинутая нами в начале исследования рабочая  гипотеза получила в педагогическом эксперименте свое частичное подтверждение.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Техническая подготовка очень важна для футболиста. Чтобы подготовить игрока высокого класса, необходимо освоение всего технического арсенала футбола, начиная с детства. Последовательность обучения техническим приемам рекомендуется следующая. Сначала следует ознакомиться с ударами по мячу ногами и остановками мяча. После освоения этих приемов можно участвовать в играх 3х3, 4х4, 5х5, 6х6. В дальнейшем, на основе изученных приемов, следует приступить к изучению разнообразия технических приемов, т.е. после ударов ногами по мячу и остановок мяча следует приступить к обучению его ведения, выполнению финтов, затем - к разучиванию техники ударов по мячу головой, вбрасывания и, наконец, отбора мяча. Естественно, такая последовательность совсем не означает, что занимающиеся, не освоив того или иного приема, не должны играть в футбол. Предлагаемая последовательность в обучении техническим приемам предполагает освоение начинающими футболистами всего технического арсенала постепенно на основе уже освоенного материала.

Усложнение выполнения технических  приемов рекомендуется строить  в такой последовательности: сначала  на месте, затем в движении, при пассивном сопротивлении соперника, при активном сопротивлении соперника и, наконец, в подвижных играх, игровых упражнениях и учебных играх. При этом выполнение технических приемов на месте не должно затягиваться во времени, так как такие упражнения проводятся в основном с целью создания у начинающих первичного представления о структуре изучаемого приема. После опробирования приема на месте следует перейти к его выполнению в движении. Конечно, обучение отдельным техническим приемам не должно быть самоцелью. Процесс обучения должен строиться творчески, а уже освоенные приемы нужно увязывать с противодействием соперника.

В результате анализа технической подготовленности футболистов мы выявили большую разницу в обводки на скорости, кроме того, можно сказать, что у шести футболистов этот показатель выше, чем у других. Этот факт объясняется большим опытом занятия футболом у этих футболистов. Данное явление мы объясняем выраженностью у спортсменов неуравновешенности  в сторону возбуждения и силой данного процесса.

Исследуя взаимоотношения между  тренером и спортсменом, мы пришли к  выводу о том что уровень компетентности тренера как специалиста с точки зрения спортсмена находится на низком уровне(средний балл по данному параметру 3,7); по эмоциональному компоненту выявлено, что тренер не всем футболистам симпатичен как личность(средний балл по данному параметру3,4); хотя поведенческий параметр чуть выше, нежели другие(средний балл по данному параметру3,4), что показывает неплохое взаимодействие тренера и спортсмена.

Кроме того, было доказано выдвинутое нами утверждение о том, что подростки-спортсмены с различной выраженностью свойств нервной системы будут по-разному воспринимать предъявляемые к ним требования тренера, что будет специфически отражаться на формировании необходимых технических навыков.

Результаты дисперсионного анализа  не показали влияния свойств нервной  системы на уровень сформированности технических навыков, изученных в ходе нашего исследования (обводка на скорости, набивание мяча и попадание в ворота). Однако обнаружено влияние некоторых свойств темперамента на рассматриваемые показатели (тревожность, ригидность).

Что касается гипотезы нашего исследования, то она подтверждена относительно положения о том, что свойства темперамента влияет на формирование технических навыков спортсмена: чем ниже уровень ригидности, тем больше способны набивать мяч; чем ниже уровень тревожности, тем больше попадания в ворота.

На основании вышеизложенного  анализа полученных результатов  можно утверждать, что выдвинутая нами в начале исследования рабочая  гипотеза получила в педагогическом эксперименте свое частичное подтверждение.

 

 

 

 

Список использованной  литературы

 

  1. Андреев С.Н. Организационные проблемы подготовки спортивных резервов по футболу: автореф. дис. канд. пед. наук / С.Н. Андреев. – Омск, 1988.
  2. Андреев С.Н. Футбол в школе. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1986. – 281 с.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности - М.: МГУ, 1990. - 368 с.
  4. Айрапетьянц Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх. Автореф. дисс. доктор пед.наук.- М., 1992.- 41 с.
  5. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - М.: Высшая школа, 1991. - 256 с.
  6. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: ФиС, 1997. - 144 с.
  7. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. -М.:ФиС,1980. – 361 с.
  8. Варюшин, В.В. Тренировка юных футболистов / В.В. Варюшин. – М.: Физкультура, образование и наука, 1997. – 194 с.
  9. Выжгин, В.А. Исследование эффективности методики обучения детей 11-12 лет технике футбола: автореф. дис.  канд. пед. наук / В.А.Выжгин. – М., 1972. – 105 с.
  10. Волков Н.И. Энергетический обмен и работоспособность человека в условиях   напряженной   мышечной   деятельности.    Автореф.    Дисс. канд. биол. наук. -М., 1969. – 57 с.
  11. Волков Л.В. Теория спортивного отбора: способности, одаренности, талант. - К.: Вежа, 1997. - 128 с.
  12. Годик М.А. Интегральная оценка атакующих действий футболистов.-М.: ФиС, 1984.-138 с.
  13. Годик М.А. Контроль тренировочных  и соревновательных нагрузок. М.: ФиС,1978. – 264 с.
  14. Голомазов С.В. Теория и методика футбола. Техника игры / С.В.Голомазов, Б.Г. Чирва. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 299 с.
  15. Граевская  Н.Д. Физиологические  основы футбола // Футбол. -М., 1992.-№6.-С. 8-19.
  16. Ежов П.Ф., Левин B.C. Количественная оценка тренировочных нагрузок в   футболе.   Тезисы   докладов   Всероссийской   научно-практической конференции.-Москва-Малаховка, 1999. –208 с.
  17. Желдак В.И. Социология физической культуры и спорта / В.И.Желдак, Н.В. Коротаева. – М., 1994.-286 с.
  18. Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: автореф. дис. д-ра пед. наук / Ю.Д. Железняк. – М.: Просвещение, 1981. 127 с.
  19. Зеленцов А.С, Лобановский В.В., Разумовский Е.А. Технико-тактические действия футболистов.- М., ФиС, 1982.-113 с.
  20. Золотарёв А.П. Возрастная динамика ловкости и техники владения мячом в условиях скоростных передвижений у юных футболистов 9-17 лет: дис. канд. пед. наук / А.П. Золотарёв. – Малаховка, 1987.-280 с.
  21. Золотарев А.П. Методика совершенствования и контроля координационных способностей юных футболистов в условиях скоростных передвижений / А.П. Золотарёв. – Краснодар: КГИФК, 1991.-307 с.
  22. Золотарев А.П. Подготовка спортивного резерва в футболе / А.П.Золотарёв. – Краснодар: КГУФКСТ, 2000.-292 с.
  23. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: дис. д-ра пед. наук. – Краснодар, 1997.-308 с.
  24. Золотарев А.П. Структура основных компонентов соревновательной деятельности юных футболистов / А.П. Золотарев, А.И. Шамардин. – Волгоград: ВГИФК, 1993.-255 с.
  25. Ильин Е.П. Психология физического воспитания - М.: Просвящение, 1987. - 287 с.
  26. Келлер B.C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. К., Здоровья, 1977.- 170 с.
  27. Кириллов А. А. Совершенствование скоростных возможностей футболистов.-М., ФиС, 1981.-244 с.
  28. Кузин В.В. Физическая  культура детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996.-№8.-С.26-27
  29. Лаптев А.П. Юный футболист / А.П. Лаптев, А.А. Сучилин. – М.: Физкультура и спорт, 1983.-258 с.
  30. Лукьянов В.П. Физическая культура: Основы знаний: Учеб.пособ.- Ставрополь, 2001.-233 с.
  31. Люкшинов   Н.М.   Состояние   и   тенденции   развития   современного футбола. Футбол. Ежегодник.-М.: ФиС, 1981.- 220 с.
  32. Методика  физического воспитания учащихся 1-4 классов:Пособие для учителя/ Под.ред В.И. Ляха. – М.:1997.-269 с.
  33. Мильштейн О.А. Анкетирование как средство общения социолога с респондентами в сфере физической культуры и спорта / О.А.Мильштейн Ю.А. Прокопчук. – Краснодар: КГИФК, 1991.-284 с.
  34. Михайлина, Т.М. Основы теории вероятностей и математической статистики / Т.М. Михайлина. – Краснодар: КГУФКСТ, 2003.-260 с.
  35. Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика / Г.В.Монаков. – М.: Советский спорт, 2005.-307 с.
  36. Никитушкин В.Г. Методология программно-нормативного обеспечения многолетней подготовки квалифицированных юных спортсменов: дис. д-ра пед. наук в виде научного доклада / В.Г.Никитушкин В.Г. – М., 1995.-280 с.
  37. Николаенко В.В. Построение учебно-тренировочных программ, направленных на развитие физических качеств юных футболистов в группах начальной подготовки СДЮШОР: автореф. дис.  канд. пед. наук / В.В. Николаенко. – Киев, 1986.-244 с.
  38. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г.Озолин. – М.: ООО "Издательство Астрель", 2003.-221 с.
  39. Петухов А.В. Методика формирования индивидуальной технико-тактической подготовки юных футболистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Петухов. – М., 1990.-254 с.
  40. Полишкис М.С. Совершенствование тактических способностей юных футболистов.- М.: ФиС, 1981.-254 с.
  41. Платонов В.К Подготовка квалифицированных спортсменов.-М., ФиС, 1986.- 286 с.
  42. Разумовский Е.А. Алгоритмы футбола. Футбол.-М., ФиС, 1980.-226 с.
  43. Решитько В.Л. Техническая подготовка юных футболистов / В.Л.Решитько. – М., 1994.-212 с.
  44. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. - М.: Наука, 1999. - 350 с.
  45. Скоморохов Е.В. Технико-тактические показатели футболистов в финальной стадии турнира XVI Всесоюзной спартакиады школьников / Е.В. Скоморохов // Футбол.-1982.-№8.-С.15-16.
  46. Суворов В.В. Техническая подготовка юных футболистов на основе учёта структуры соревновательной деятельности: дис.  канд. пед. наук / В.В. Суворов. – Краснодар, 1996.-237 с.
  47. Сучилин А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола: дис. д-ра пед. наук в форме науч. докл. / А.А. Сучилин. – Волгоград, 1997.-185 с.
  48. Сучилин, А.А. Экспериментальное обоснование программы начального обучения юных футболистов / А.А. Сучилин // Подготовка юных футболистов. – Волгоград: ВГИФК, 1978.-188 с.
  49. Футбол: Поурочная программа для учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР / Разработана А.А. Сучилиным, С.Н. Андреевым, Ю.Ф. Буйлиным, А.И. Исмоиловым, О.Б. Лапшиным. – М., 1985.-153 с.
  50. Футбол: Поурочная программа для учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР. – М.: Российский футбольный союз; Терра-Спорт, 2003.-177 с.
  51. Шестаков, М.М. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса в командных спортивных играх: дис.  д-ра пед. наук / М.М.Шестаков. – М., 1992.-106 с.

 

Приложение 1

Таблица личных данных испытуемых

 

футболист

Возраст

Опыт занятия футболом

(лет)

Надир А.

13

2

Руслан В.

13

2

Женя Б.

14

3

Влад К.

13

2

Сергей Т.

13

2

Данил Д.

15

4

Семен Т.

15

4

Артур М.

14

3

Володя Т.

15

4

Дима К.

14

3

Линар Т.

13

2

Павел Ф.

13

2

Павел Б.

14

3

Саша И.

14

3

Толя П.

15

4


 

 

Приложение 2

 

Тест-опросник

I

1.     Не чувствую в  себе уверенности.

2.     Часто из-за пустяков  краснею.

3.      Мой сон беспокоен.

4.     Легко впадаю в  уныние.

5.      Беспокоюсь о  воображаемых неприятностях.

6.      Меня пугают трудности.

7.     Люблю копаться в  своих недостатках.

8.      Меня легко убедить.

9.      Я мнительный.

10.     Я с трудом переношу  время ожидания.

II

11.      Нередко   мне    кажутся    безвыходными    положения,    из которых  всегда можно найти выход.

12.      Неприятности меня  сильно расстраивают, я падаю  духом.

13.      При больших  неприятностях я склонен без  достаточных оснований винить  себя.

14.      Несчастья и  неудачи ничему меня не учат.

15.     Я часто отказываюсь  от борьбы, считая ее бесплодной.

16.     Я нередко чувствую  себя беззащитным.

17.      Иногда у меня  бывает состояние отчаяния.

18.      Я чувствую растерянность  перед трудностями.

19.      В трудные минуты  жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы пожалели.

20.     Считаю недостатки своего характера неисправивыми.

Ill

21.     Оставляю за собой  последнее слово.

22.      Нередко в разговоре  перебиваю собеседника.

23.      Меня легко рассердить.

24.     Люблю делать замечания  другим.

25.     Хочу быть авторитетом  для других.

26.     Не довольствуюсь малым, хочу большего.

27.      Когда разгневаюсь,  плохо себя сдерживаю.

28.      Предпочитаю лучше  руководить, чем подчиняться.

29.     У меня резкая, грубоватая  жестикуляция.

30.      Я мстителен.

IV

31.      Мне трудно менять  привычки.

32.      Мне нелегко  переключать внимание.

33.     Очень настороженно  отношусь ко всему новому.

34.      Меня трудно  переубедить.

35.      Нередко у меня  не выходит из головы мысль,  от которой следовало бы освободиться.

36.      Нелегко сближаюсь  с людьми.

37.      Меня    расстраивают   даже    незначительные    нарушения плана.

38.      Нередко я проявляю  упрямство.

39.      Неохотно иду  на риск.

40.      Редко переживаю  отклонения от принятого мною  режима дня.

 

Обработка результатов тестирования

Если соответствующее состояние Вам присуще припишите 2 балла. Если такое состояние бывает изредка — 1 балл. Если у Вас такого состояния не бывает, то — 0 баллов. Подсчитайте сумму баллов по каждому блоку высказываний. I блок (1-10 высказываний) выявляет состояние тревожности. II блок (11-20 высказываний) выявляет состояние фрустрации. Ill блок (21-29 высказываний) — состояние агрессивности, IV блок (31-40 высказываний) — состояние ригидности.

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ  СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА В СПОРТИВНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ

 

Инструкция. Ниже представлены утверждения-показатели отдельных свойств нервной системы  спортсмена. Оцените каждое из утверждений  по пяти-балльной шкале. В 5 баллов оцените  высшую степень проявления того или иного свойства у спортсмена, в 1 балл — самую низкую степень.

Показатели свойств высшей нервной  деятельности

Показатели силы нервной системы  со стороны возбуждения:

1. Сохраняет бодрость и уверенность  в трудных и ответственных  обстоятельствах (например, во время  экзаменов, контрольных стартов, причем независимо от степени подготовленности к ним).

2.  Сохраняет высокую работоспособность  в течение многочасовых тренировок.

3. Не отвлекается на действие  посторонних раздражителей во  время учебно-тренировочных занятий  и подготовки к старту.

4. Способен многократно повторять  сложное и опасное упражнение.

5.  Проявляет настойчивость и  целеустремленность в овладении  трудновыполнимыми упражнениями.

6.  Существенным образом не  снижает качества выполнения  упражнения, если в начале его  была допущена ошибка.

7. На соревнованиях добивается более высоких результатов, чем на тренировках.

8.   Не    отказывается    от    изучения    особо    сложного    или вызывающего  страх упражнения.

9.   Проявляет   смелость   в   разнообразных   и   непривычных условиях деятельности.

10.   Не прекращает спортивной  борьбы в случае временной  неудачи.

11.  Склонен к проявлению перед  стартом состояния "боевой  готовности".

12. Имеет, как правило, стабильные  соревновательные результаты.

13. К концу тренировочного занятия  качества выполнения упражнений не снижает.

14.  Неудачи воспринимает как  стимул к последующим действиям.

15. Активно стремится к участию  в соревнованиях с сильным  соперником, обычно положительно  оценивая свою готовность к  ним.

 

Показатели     силы     нервной     системы     со    стороны торможения:

1.  Обладает равномерностью в  динамике деятельности и настроении.

2.      В ситуации ожидания  собран и спокоен.

3.     Терпелив и настойчив  в многократном выполнении трудных  упражнений и заданий.

4.    Способен "укрощать" неадекватные или невыполнимые влечния и желания.

5.  Не проявляет внешне признаков  сильного волнения перед соревнованием  или ответственным заданием.

6.   Способен быстро сосредоточиться  на выполнении предстоящего упражнения  или задания.

7.      Спокойно, без внешних признаков нетерпения переносит вынужденную задержку начала выполнения упражнения, задания или старта в соревнованиях.

8.      Спокоен и сдержан  в разнообразных ситуациях (удача,  неудача, неинтересная работа  и т.п.)

9.    Не допускает раздражительности (срывов) в общении с товарищами и тренером перед соревнованиями.

10. Способен к быстрым и интенсивным усилиям в области волевой задержки (например, быстро успокаиваться по требованию тренера или преподавателя).

11 Не нарушает обычного режима в дни ответственных соревнований, экзаменов.

12. Способен гасить в сознании  посторонние моменты и воспоминания  о предыдущей деятельности.

Информация о работе Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов