Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:28, дипломная работа
Актуальность исследования. Под техническими навыками спортсмена мы рассматриваем действия, составляющие основу данного вида спорта, которые выработаны в результате длительного упражнения. Футбол является популярным видом спорта среди детей и подростков, обладающим широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепления здоровья, повышения двигательной активности. Начальное обучение игре в футбол осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и секциях общеобразовательных школ.
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов 5
1.1. Научно-методические основы обучения игре в футбол 5
1.2. Развитие физических качеств юных футболистов 11
1.3. Техническая подготовка юных футболистов 26
1.4. Свойства нервной системы в развитии спортивных способностей 28
Выводы по главе I 38
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование 40
2.1. Методика и организация исследования по обучению технике игры в футбол 40
2.2. Анализ результатов исследования по обучению технике игры в футболе 45
Выводы по главе II 52
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложение 62
Результаты дисперсионного анализа не показали влияния свойств нервной системы на уровень сформированности технических навыков, изученных в ходе нашего исследования(обводка на скорости, набивание мяча и попадание в ворота). Однако обнаружено влияние некоторых свойств темперамента на рассматриваемые показатели(тревожность, ригидность).
На основании вышеизложенного анализа полученных результатов можно утверждать, что выдвинутая нами в начале исследования рабочая гипотеза получила в педагогическом эксперименте свое частичное подтверждение.
Техническая подготовка очень важна для футболиста. Чтобы подготовить игрока высокого класса, необходимо освоение всего технического арсенала футбола, начиная с детства. Последовательность обучения техническим приемам рекомендуется следующая. Сначала следует ознакомиться с ударами по мячу ногами и остановками мяча. После освоения этих приемов можно участвовать в играх 3х3, 4х4, 5х5, 6х6. В дальнейшем, на основе изученных приемов, следует приступить к изучению разнообразия технических приемов, т.е. после ударов ногами по мячу и остановок мяча следует приступить к обучению его ведения, выполнению финтов, затем - к разучиванию техники ударов по мячу головой, вбрасывания и, наконец, отбора мяча. Естественно, такая последовательность совсем не означает, что занимающиеся, не освоив того или иного приема, не должны играть в футбол. Предлагаемая последовательность в обучении техническим приемам предполагает освоение начинающими футболистами всего технического арсенала постепенно на основе уже освоенного материала.
Усложнение выполнения технических приемов рекомендуется строить в такой последовательности: сначала на месте, затем в движении, при пассивном сопротивлении соперника, при активном сопротивлении соперника и, наконец, в подвижных играх, игровых упражнениях и учебных играх. При этом выполнение технических приемов на месте не должно затягиваться во времени, так как такие упражнения проводятся в основном с целью создания у начинающих первичного представления о структуре изучаемого приема. После опробирования приема на месте следует перейти к его выполнению в движении. Конечно, обучение отдельным техническим приемам не должно быть самоцелью. Процесс обучения должен строиться творчески, а уже освоенные приемы нужно увязывать с противодействием соперника.
В результате анализа технической подготовленности футболистов мы выявили большую разницу в обводки на скорости, кроме того, можно сказать, что у шести футболистов этот показатель выше, чем у других. Этот факт объясняется большим опытом занятия футболом у этих футболистов. Данное явление мы объясняем выраженностью у спортсменов неуравновешенности в сторону возбуждения и силой данного процесса.
Исследуя взаимоотношения
Кроме того, было доказано выдвинутое
нами утверждение о том, что подростки-спортсмены
с различной выраженностью
Результаты дисперсионного анализа не показали влияния свойств нервной системы на уровень сформированности технических навыков, изученных в ходе нашего исследования (обводка на скорости, набивание мяча и попадание в ворота). Однако обнаружено влияние некоторых свойств темперамента на рассматриваемые показатели (тревожность, ригидность).
Что касается гипотезы нашего исследования, то она подтверждена относительно положения о том, что свойства темперамента влияет на формирование технических навыков спортсмена: чем ниже уровень ригидности, тем больше способны набивать мяч; чем ниже уровень тревожности, тем больше попадания в ворота.
На основании вышеизложенного анализа полученных результатов можно утверждать, что выдвинутая нами в начале исследования рабочая гипотеза получила в педагогическом эксперименте свое частичное подтверждение.
футболист |
Возраст |
Опыт занятия футболом (лет) |
Надир А. |
13 |
2 |
Руслан В. |
13 |
2 |
Женя Б. |
14 |
3 |
Влад К. |
13 |
2 |
Сергей Т. |
13 |
2 |
Данил Д. |
15 |
4 |
Семен Т. |
15 |
4 |
Артур М. |
14 |
3 |
Володя Т. |
15 |
4 |
Дима К. |
14 |
3 |
Линар Т. |
13 |
2 |
Павел Ф. |
13 |
2 |
Павел Б. |
14 |
3 |
Саша И. |
14 |
3 |
Толя П. |
15 |
4 |
Тест-опросник
I
1. Не чувствую в себе уверенности.
2. Часто из-за пустяков краснею.
3. Мой сон беспокоен.
4. Легко впадаю в уныние.
5. Беспокоюсь о воображаемых неприятностях.
6. Меня пугают трудности.
7. Люблю копаться в своих недостатках.
8. Меня легко убедить.
9. Я мнительный.
10. Я с трудом переношу время ожидания.
II
11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых всегда можно найти выход.
12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
16. Я нередко чувствую себя беззащитным.
17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
18. Я чувствую растерянность перед трудностями.
19. В трудные минуты
жизни иногда веду себя по-
20. Считаю недостатки своего характера неисправивыми.
Ill
21. Оставляю за собой последнее слово.
22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
23. Меня легко рассердить.
24. Люблю делать замечания другим.
25. Хочу быть авторитетом для других.
26. Не довольствуюсь малым, хочу большего.
27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
30. Я мстителен.
IV
31. Мне трудно менять привычки.
32. Мне нелегко переключать внимание.
33. Очень настороженно отношусь ко всему новому.
34. Меня трудно переубедить.
35. Нередко у меня
не выходит из головы мысль,
от которой следовало бы
36. Нелегко сближаюсь с людьми.
37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
38. Нередко я проявляю упрямство.
39. Неохотно иду на риск.
40. Редко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
Обработка результатов тестирования
Если соответствующее состояние Вам присуще припишите 2 балла. Если такое состояние бывает изредка — 1 балл. Если у Вас такого состояния не бывает, то — 0 баллов. Подсчитайте сумму баллов по каждому блоку высказываний. I блок (1-10 высказываний) выявляет состояние тревожности. II блок (11-20 высказываний) выявляет состояние фрустрации. Ill блок (21-29 высказываний) — состояние агрессивности, IV блок (31-40 высказываний) — состояние ригидности.
Приложение 3
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА В СПОРТИВНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
Инструкция. Ниже представлены утверждения-показатели
отдельных свойств нервной
Показатели свойств высшей нервной деятельности
Показатели силы нервной системы со стороны возбуждения:
1. Сохраняет бодрость и
2. Сохраняет высокую
3. Не отвлекается на действие
посторонних раздражителей во
время учебно-тренировочных
4. Способен многократно
5. Проявляет настойчивость и
целеустремленность в
6. Существенным образом не снижает качества выполнения упражнения, если в начале его была допущена ошибка.
7. На соревнованиях добивается более высоких результатов, чем на тренировках.
8. Не отказывается от изучения особо сложного или вызывающего страх упражнения.
9. Проявляет смелость в разнообразных и непривычных условиях деятельности.
10. Не прекращает спортивной борьбы в случае временной неудачи.
11. Склонен к проявлению перед стартом состояния "боевой готовности".
12. Имеет, как правило,
13. К концу тренировочного
14. Неудачи воспринимает как
стимул к последующим
15. Активно стремится к участию в соревнованиях с сильным соперником, обычно положительно оценивая свою готовность к ним.
Показатели силы нервной системы со стороны торможения:
1. Обладает равномерностью в
динамике деятельности и
2. В ситуации ожидания собран и спокоен.
3. Терпелив и настойчив
в многократном выполнении
4. Способен "укрощать" неадекватные или невыполнимые влечния и желания.
5. Не проявляет внешне признаков
сильного волнения перед
6. Способен быстро
7. Спокойно, без внешних признаков нетерпения переносит вынужденную задержку начала выполнения упражнения, задания или старта в соревнованиях.
8. Спокоен и сдержан
в разнообразных ситуациях (
9. Не допускает раздражительности (срывов) в общении с товарищами и тренером перед соревнованиями.
10. Способен к быстрым и интенсивным усилиям в области волевой задержки (например, быстро успокаиваться по требованию тренера или преподавателя).
11 Не нарушает обычного режима в дни ответственных соревнований, экзаменов.
12. Способен гасить в сознании
посторонние моменты и
Информация о работе Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов