Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:28, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Под техническими навыками спортсмена мы рассматриваем действия, составляющие основу данного вида спорта, которые выработаны в результате длительного упражнения. Футбол является популярным видом спорта среди детей и подростков, обладающим широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепления здоровья, повышения двигательной активности. Начальное обучение игре в футбол осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и секциях общеобразовательных школ.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов 5
1.1. Научно-методические основы обучения игре в футбол 5
1.2. Развитие физических качеств юных футболистов 11
1.3. Техническая подготовка юных футболистов 26
1.4. Свойства нервной системы в развитии спортивных способностей 28
Выводы по главе I 38
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование 40
2.1. Методика и организация исследования по обучению технике игры в футбол 40
2.2. Анализ результатов исследования по обучению технике игры в футболе 45
Выводы по главе II 52
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложение 62

Файлы: 1 файл

Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов.doc

— 584.00 Кб (Скачать файл)

Подобная зависимость между  видами подготовки предполагает, что  достижение желаемых результатов в работе с юными футболистами невозможно, если один из видов находится на низком уровне.

Качество обучения футболу зависит  от количества занятий в неделю, продолжительности одного занятия, условий проведения занятий и  оборудования. Если футбол избран в учебно-воспитательном процессе как основной вид спорта, то имеют место три урока физической культуры в неделю с данной спортивной дисциплиной в рамках запланированной четверти. Если в это время ведутся еще и учебно-тренировочные секционные занятия (2-3 раза в неделю) продолжительностью 60 минут, то суммарное время занятий футболом в недельном цикле составит 5-6 часов, что можно признать вполне удовлетворительным для обучения данной спортивной игре. На предварительном этапе обучения следует определить степень спортивной подготовленности занимающихся с помощью тестов или визуальным путем, наблюдая за тем, как ученики играют в подвижные игры. Исходя из этого, составить годовой план, включающий в себя разделы по физической, технической, тактической, интегральной подготовке, и подобрать упражнения и игры, позволяющие решать задачи по всем видам подготовки [41].

 

1.2. Развитие физических качеств юных футболистов

Анализ требований предъявляет, как  было сказано в предыдущем параграфе, определенные требования к развитию физических качеств футболиста. В связи с этим рассмотрим некоторые виды упражнений, способствующих развитию ловкости, гибкости, выносливости и других качеств, а также те мероприятия, которые будут способствовать развитию физиологических параметров необходимых для спортстмена.

Упражнения на развитие ловкости. Ловкость футболиста проявляется в способности быстро и красиво выполнять двигательные действия в изменяющихся игровых условиях. По-настоящему ловкий игрок может выполнять целый каскад финтов или какой-то трюк, забить гол из труднейшей ситуации. Именно ловкость является отличительной чертой высокого спортивного мастерства и не только футболиста. Над развитием ловкости надо работать с детства. Ведь это качество развивается довольно медленно.

Главный принцип подбора упражнений для развития ловкости – как можно  больше разнообразия. На тренировках  нужно больше использовать хорошо разученные гимнастические и акробатические упражнения, чередования ходьбы и бега в различных  сочетаниях, подвижные игры с неожиданно меняющимися ситуациями, упражнения по технике и тактике игры. Выполнять их рекомендуется в начале занятия. Рассмотрим некоторые упражнения.

Без мяча

1. Кувырки вперед и назад из  упора присев.

2. Серии кувырков: один вперед, один  назад.

3. Кувырки вперед и назад через  плечо.

4. Опорные прыжки: ноги врозь  и согнув ноги через «козла».

5. Придвижные прыжки между стойками (камнями, флажками).

6. Прыжки через набивные мячи  и другие препятствия.

7. Бег между деревьями (стойками, мячами, флажками, камнями).

8. Прыжки вверх – вперед после  разбега и толчка с мостика  (трамплина) и ловля теннисного (футбольного) мяча во время  полета – мяч набрасывается  партнером.

С футбольным мячом

1. Кувырки вперед и назад с  мячом в руках.

2. Подбросить мяч руками вверх, сделать кувырок вперед, поймать опускающийся мяч.

3. То же, но после кувырка быстро  встать, прыгнуть вверх и поймать  мяч.

4. Жонглирование мячом ногами, бедром, головой.

5. Ведение мяча между деревьями  (флажками, кирпичами и т.п.) на  различной скорости.

6. Подбросить мяч руками вперед  – вверх, сделать кувырок вперед (на траве, мате) встать и после  того, как мяч коснется земли,  осуществлять ведение, меняя направление  движения.

7. С расстояния 7 – 8 шагов руками  из-за головы направить мяч  в стенку, сделать кувырок вперед и поймать отскочивший от стенки мяч.

8. Встать с партнером в 3м  друг от друга и жонглировать  мячом ногами. По сигналу третьего  игрока легкими ударами направлять  мяч друг другу. Приняв мяч,  продолжить жонглировать им и  т.д.

9. Жонглирование теннисным мячом.

10. Прыжок – кувырок через  препятствие или в отверстие  накаченной автомобильной камеры  с последующим мягким приземлением  в группировку.

11. Прыжок вверх с разбега  толчком одной ноги с перепрыгиванием  натянутой на высоте 30-40см бечевки  с последующим выполнением удара головой по мячу, набрасываемому партнером.

Для того чтобы у занимающихся совершенствовать ловкость, необходимо последовательно  овладевать все более качественно  новыми упражнениями, усложняя уже  освоенные. На развитие ловкости направлены упражнения по овладению техническими приемами игры [44].

Немаловажным качеством футболист  является гибкость. Рассмотрим упражнения на развитие гибкости. Гибкость – это подвижность в суставах, способствующая расслаблению мышц и выполнению движений с большой амплитудой.

Восстановите в памяти некоторые  моменты футбольных матчей. Вот, например, нападающий в борьбе с защитником высоко выпрыгивает и хорошо прогнувшись, точно головой направляет мяч  в сетку ворот соперников. Не правда ли, красиво! Но он сумел хорошо выполнить этот прием потому, что обладает хорошей гибкостью. Вот несколько полезных сведений об этом физическом качестве. По темпам прироста этого качества наиболее эффективными возрастными периодами являются 9-10, 10-11 и14-15 лет. Гибкость оказывает значительное воздействие на силу, быстроту, выносливость и ловкость. Степень гибкости зависит от формы суставных поверхностей, растяжимости связок и мышц, тонуса мышц.

Упражнения на гибкость рекомендуется  выполнять в каждом тренировочном  занятии. При этом следует учитывать, что чрезмерная нагрузка может привести к повреждению мышц и связок. Поэтому перед выполнением упражнений на гибкость хорошо разогрейте мышцы с помощью общеразвивающих упражнений. Рассмотрим комплекс упражнений для развития гибкости развития  гибкости.

Упражнения на гибкость следует  выполнять многократно, в то же время  не забывая о паузах для отдыха. В паузах рекомендуется выполнять  упражнения на расслабление.

Без мяча

  1. Круговые движения стопами в положении сидя, ноги вверх, а также в положении лежа на спине, ноги вверх.
  2. Круговые (восьмеркообразные) движения стопой в положении стойка на одной ноге, другая нога вперед.
  3. Вращение барабана стопами в положении лежа на спине, ноги вверх (рис. 1).
  4. Балансирование, стоя на качалке на полной ступне (рис. 2).
  5. Катание барабана ногами вперед (рис. 3, приложение 1).
  6. Из различных исходных положений (руки вверх, вниз, в стороны, перед грудью, соединены за спиной и т. п.) отведение прямых рук назад пружинящими и рывковыми движениями. То же с легкими гантелями.
  7. В положении «мост» покачивание вперед-назад, выпрямляя и сгибая ноги.
  8. Из положения сидя (ноги вместе, врозь) наклоны вперед, доставая или захватывая носки ног.
  9. Из различных исходных положений (ноги вместе, врозь, стоя на коленях) максимальные наклоны назад.
  10. Во время медленного бега прыжки вверх, имитируя удары головой по мячу.
  11. Во время медленного бега прыжки вверх с поворотом на 90-180°.

С футбольным мячом

1. Захват стопами вытянутых ног  мяча с подниманием ног на 45° (рис. 4, приложение 1)

2. То же, с последующим сгибанием-разгибанием стоп.

3. Доставание в прыжке подвешенного  к стойке мяча.

4. Доставание носком вытянутой  ноги в положении лежа на  спине (или в упоре сзади  с согнутыми ногами) постепенно  поднимаемого партнером вверх  мяча (рис. 5, приложение 1) 

5. Повороты стоп наружу-внутрь. При этом носки ног прижимают  к голеням мячи (рис.6).

6. Приседания в парах спиной  друг к другу с зажатым между  спинами мячом.

7. То же, но с двумя мячами.

8. Сгибание и разгибание ног  в коленных суставах с зажатым между стопами мячом (лежа на животе) (рис. 7). При этом пятки касаются ягодиц.

9. Прыжки вверх с зажатым между  стопами мячом, стараясь коснуться  коленями груди (рис. 8, приложение 1)

10.Бросания голенями при прыжке  вверх зажатого между стопами  мяча в направлении через себя - вперед.

11. Сгибание ног до касания  носками поверхности поля за  головой из положения на спине  с зажатыми между стопами мячом.  

12. Махи вперед-назад в парах  (стоять боком к партнеру с  опорой руками о его плечо)  с доставанием вытянутым носком мяча, постепенно поднимаемого третьим партнером.

13. То же, но с доставанием  мяча пяткой.

14. Борьба за опускаюшийся мяч  в парах. Мяч подбрасывается  третьим партнером.  

15. Остановка опускающегося мяча, набрасываемого партнером.

16. Пружинящие наклоны назад хватом за пятки из положения стоя на коленях с выполнением остановки опускающегося мяча грудью. Мяч набрасывается партнером.  

17. Лежа на животе (в руках  и между ступнями ног зажаты мячи) прогнуться.

18. Одновременное поднимание ног  с зажатым между стопами

мячом и туловищем из положения  лежа на боку.

19. Опускание ног с зажатым  между стопами мячом влево-вправо  из положения лежа на спине.  Руки фиксируются партнером.  

Быстрота - это способность выполнять  двигательные действия с большой  скоростью. Данное качество проявляется в скорости передвижения игроков, быстроте выполнения технических приемов и быстроте тактического мышления. Быстротой действий каждого игрока и команды в целом, как правило, и определяется успех коллектива в соревнованиях. Это и понятно, ведь футбол становится все более скоростным, а, следовательно, каждый игрок должен развивать у себя это важное физическое качество.

Хотелось бы, чтобы начинающие футболисты хорошо усвоили, что быстрота - это  такое качество, над развитием  которого с успехом можно работать только в юности. Недаром специалисты называют это качество консервативным. Кроме того, развитие быстроты связано с их возрастными особенностями. У 7-12-летних детей бурно развивается способность к повышению темпов движения. К 14-15 годам темпы движения приближаются к предельным, а после 15 лет наблюдается тенденция к стабилизации.

Быстрота наиболее тесно связана  с такими физическими качествами, как сила и гибкость, а наименее - с выносливостью. В комплекс показателей  быстроты входят: стартовая скорость, быстрота бега, быстрота оценки сложившейся на поле ситуации, быстрота тактического мышления.

Упражнения на развитие быстроты выполняются  так, чтобы отдых между ними был  достаточным для восстановления (1-2 мин). Основой методики развития быстроты являются упражнения, выполняемые с максимальной предельной интенсивностью в течение 10 - 15 с. Упражнения для развития этого качества рекомендуется включать в тренировку сразу же после разминки, когда организм хорошо разогрелся, а признаки утомления еще не наступили.

Для развития быстроты подбираются  хорошо освоенные и знакомые упражнения. В противном случае вы не сможете  выполнять их на предельной скорости, так как все внимание будет  сосредоточено на технике самих  упражнений.

Рассмотрим примеры упражнений, направленных на развитие быстроты.

Без мяча

1. Повторная пробежка коротких  отрезков от 10 до 6 м.

2. Челночный бег 2x10 м, 4x5 м, 4x10 м, 2x15 м, 5x30 м.

3. Бег на месте в максимально  быстром темпе с высоким подниманием  бедра в течение 10 с. Повторить 3—4 раза.

4. То же, но с опорой (рис. 19). Обратить  внимание на полное выпрямление  толчковой ноги.

5. Бег с резкими остановками  по сигналу партнера.

6. Беговые движения ногами лежа  на спине и стоя на лопатках. Движения ногами выполняются  в быстром темпе в течение 10 с. повторить 3—4 раза.

Прыжкообразный бег. При беге необходимо поочередно отталкиваться то одной, то другой ногой за счет усиленного разгибания бедра и стопы. Руки при  этом активно помогают движению. Упражнение выполняется быстрыми короткими движениями (толчками) вперед- вверх.

  1. Бег спиной вперед, приставными шагами на скорость на 10,15 и 20 м.
  2. Быстрый бег на 10—15 м с выполнением нескольких кувырков вперед.
  3. Быстрый бег на 8—10м с выпрыгиванием вверх и имитацией ударов головой по мячу.
  4. Бег под уклон. Выполняется с широкой и свободной амплитудой движений с максимальной частотой и нарастающей скоростью.
  5. Взбегание по ступенькам лестницы. Выполняется в быстром темпе.

С футбольным мячом

1. Быстрое ведение мяча по  прямой на 10, 20 и 30 м. Повторить 3—4 раза.

2. Выполнить удар по мячу с  рук, затем совершить за мячом  рывок и медленно вернуться  на исходную позицию. Повторить  3—4 раза.

3. Медленное ведение мяча. По  сигналу направить его вперед  низом и совершить в этом  направлении рывок. Подхватив мяч, продолжить медленное его ведение. Сделать таким образом 3—4 рывка.

Информация о работе Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов