Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 14:55, курсовая работа
Одним из основных аспектов рекламы является рекламный текст. Важной частью рекламного текста является рекламный слоган, задача которого заключается в выражении коммерческой идеи фирмы, сути рекламной концепции. Для создания таких рекламных текстов широко используются различные приемы риторики и стилистики. Среди них одним из самых ярких и значимых является метафора.
Целью данной курсовой работы является выявление функциональных особенностей метафоры в рекламном слогане. В работе рассматриваются такие темы, как
Понятие метафоры, ее классификация и функциональные особенности,
Понятие слогана, его значение и классификация,
Роль и применимость метафоры в рекламном слогане.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования метафоры
§ 1. Понятие метафоры
§ 2. Признаки сходства в метафоре
§ 3. Степени распространения и образности
§ 4. Тематическая классификация метафор
§ 5. Метафора в различных стилях речи
Глава 2. Теоретические аспекты исследования слогана
§ 1. Понятие слогана
§ 2. Классификации слоганов
§ 3. Слоган и метафора
Глава 3. Практическое исследование метафоры в рекламном слогане
§ 1. Методика исследования
§ 2. Анализ результатов исследования метафоры в рекламном слогане
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования метафоры
§ 1. Понятие метафоры
§ 2. Признаки сходства в метафоре
§ 3. Степени распространения и образности
§ 4. Тематическая классификация метафор
§ 5. Метафора в различных стилях речи
Глава 2. Теоретические аспекты исследования слогана
§ 1. Понятие слогана
§ 2. Классификации слоганов
§ 3. Слоган и метафора
Глава 3. Практическое исследование метафоры в рекламном слогане
§ 1. Методика исследования
§ 2. Анализ результатов исследования метафоры в рекламном слогане
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Название исследовательской
работы - «Метафора в рекламном
слогане». Одним из основных аспектов
рекламы является рекламный текст.
Важной частью рекламного текста является
рекламный слоган, задача которого
заключается в выражении
Целью данной курсовой работы является выявление функциональных особенностей метафоры в рекламном слогане. В работе рассматриваются такие темы, как
Объект исследования: метафора, рекламный слоган.
Предмет исследования: функциональные особенности метафоры в рекламном слогане.
Материал исследования: 20 рекламных слоганов с использованием метафоры.
Структура исследовательской
работы: работа состоит из введения,
трех глав, заключения, списка использованной
литературы. Во введении описывается
актуальность работы, цель, объекты
исследования, предметы исследования,
материалы. В первой главе рассматриваются
теоретические аспекты
Глава 1. Метафора
§ 1. Понятие метафоры
Метафора – вид тропа - скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому (напр. чаша бытия), а также вообще образное сравнение в разных видах искусств.1 Однако обычно при этом различают метафоры общеязыкового характера (стертые или окаменелые), метафоры, сохраняющие «свежесть», и метафоры собственно поэтические, которые отличаются индивидуальным характером. Общеязыковые окаменелые метафоры со стершейся образностью (рукав реки, горлышко бутылки, подножие горы и т.п.) к средствам словесной образности не относятся. Стилистическим средством этого рода являются метафоры широко употребления, так сказать, с заранее готовой образностью, но не утратившие свежести (их образность ясно ощущается говорящими): золотая осень, серебро седины, алмазная прозрачность, горячая пора, металл в голосе, теплота встреч, дуб (о человеке). К ним относятся и так называемые народнопоэтические постоянные метафоры и метафорические эпитеты: лебедушка, голубушка (о женщине), соколик (о человеке), гроза (нечто устрашающее).
Однако когда речь идет
о собственно образных средствах, прежде
всего имеются в виду случаи новой,
оригинальной метафоризации, создающей
яркие индивидуальные образы, или
случаи обновления, «освежения» различными
способами общеязыковых метафор. Именно
свежесть, новизна метафоры является
одним из главных ее признаков
как образного средства, характерного
прежде всего для поэтической
речи. Для создания неповторимой метафоры
необходимо образное восприятие мира
и особый талант. Однако, стремясь к
выразительности и яркости
При этом метафора соответствует некоторым требованиям. Она не должна быть надуманной неестественной (когда сопоставляются признаки или понятия, вообще не сочетающиеся в жизни, в природе; вспомним, что метафора представляет собой скрытое сравнение). Она должна отвечать закономерностям языка. Следует помнить о том, что метафора (как и другие образные средства) имеет свойство быстро «стираться» от частого употребления и превращаться в штамп, стандарт. Именно такой процесс часто наблюдается в газетной речи, когда недавняя свежая метафора становится надоедливым шаблоном, всю свою былую образность (маяки производства, высокие рубежи, зеленая улица), или «терминологизируется» (голубой экран, черное золото).
§ 2. Признаки сходства в метафоре
Сходство между предметами (явлениями), на основании которого становится возможным "именем" одного предмета называть другой, бывает самым разнообразным. Предметы могут быть похожи
а) формой: кольцо колбасы, дуги бровей, гребень птицы (горы), лента дороги, луковки церквей, воронка разрыва, ствол орудия, головка сыра, пузатый чайник, острые скулы, горбатые крыши;
б) расположением: голова (хвост) кометы, поезда, подошва (макушка) горы, плечи рычага, газетный подвал, цепь озер, крыло здания;
в) цветом: медь волос, коралловые губы, пшеничные усы, шоколадный загар, собирать лисички, бутылочные (изумрудные) глаза, песочная рубаха, бледное небо, золотая листва;
г) размером, количеством: поток (океан) слез, ни капли таланта, гора вещей, море голов, туча комаров, деревья-карлики, каланча (о чрезмерно высоком человеке), крошка (о маленьком ребенке);
д) степенью плотности: чугунные ладони, железные мускулы, кисель дорог, стена дождя, кисея тумана, зефир (сорт конфет);
е) степенью подвижности: чурбан, колода (о неповоротливом, медлительном человеке), юла, стрекоза (о подвижном ребенке, о непоседе), быстрый ум, бегут (мчатся) облака, поезд ползет еле-еле;
ж) характером звучания: дождь барабанит, визг пилы, ветер завыл, вой ветра, загоготал (заржал) от удовольствия, скрипучий голос, мачты стонут (поют), шепот листьев;
з) степенью ценности: золотые слова, цвет общества, соль разговора, гвоздь программы, перл творений, жемчужина поэзии, ноль, козявка (о незначительном, ничтожном человеке);
и) функциями: цепи рабства, брачные оковы, паутина лжи, сковать чьи-либо действия, надеть на кого-либо узду, погасить ссору, факел знаний, искусственный спутник, ключ проблемы;
к) впечатлениями, производимыми
отвлеченным предметом или
Некоторые метафоры заключают в себе не один, а несколько признаков сходства. Так, метафора крылья ("крылья мельницы") отражает и сходство формы, и сходство движения с крылом птицы (мы говорим "мельница машет крыльями"), метафора серебро ("серебро волос") подчеркивает сходство в цвете и блеске; метафора зеркало ("зеркало озера, вод") – неподвижность и гладкость, ровность поверхности, а также способность отражать предметы; метафора крупа ("снежная крупа") отражает сходство в форме и величине и т.д.
Нужно иметь в виду, что, возникая в результате обнаруженного между предметами, явлениями сходства, метафора отличается от сравнения, в котором также устанавливается сходство в чем-то между предметами, явлениями. При сравнении называются два предмета: тот, с которым сравнивают, и тот, который сравнивают, а нередко указан и признак, свойственный обоим предметам (кроме того, при сравнении часто используют слова "как", "будто", "точно", "словно", подчеркивающие, кому или чему уподобляется кто-то или что-то в каком-то отношении, и являющиеся как бы формальными приметами сравнения).
В отличие от сравнения при метафорическом употреблении назван лишь тот предмет, признак, то действие, с которым сравнивают (и не назван тот предмет, признак, то действие, которые сравнивают). Так, сказав "букет колокольчиков", мы назвали лишь предмет, на который похожи цветы, но что похоже, т.е. предмет "такие-то цветы" (а также чем они похожи на маленький колокол), мы не упомянули. Поэтому в примере "дождь барабанит" барабанит – метафора, а в предложениях "дождь стучит, как барабан" или "дождь стучит, словно барабанщик (барабанит)" слова "барабанщик", "барабанит"– сравнения.
§ 3. Степени распространения и образности метафор
Метафоры различаются не только характером сходства (о чем говорилось выше), но и степенью распространенности и образности (последнее свойство, образность, тесно связано со степенью распространенности, употребительности метафоры). С этой точки зрения можно выделить следующие группы метафор:
1) общеязыковые (общеупотребительные) сухие;
2) общеупотребительные образные;
3) общепоэтические образные;
4) общегазетные образные (как правило);
5) индивидуальные (или авторские) образные.
Общеязыковые сухие метафоры – это метафоры-названия, образность которых совершенно не ощущается: "лицевая сторона материи", "ушел (пришел) поезд", "стрелки часов", "крыло самолета (мельницы)", "географический пояс", "ушко иглы", "шляпка гриба (гвоздя)", "фартук машины", "садится туман", "гусеницы трактора", "собирать лисички", "сообщить молнией", "вшить молнию", "солнце встает (зашло)", "чистить бутылки ершом" и т.д.*
Общеупотребительные (или
общеязыковые) образные метафоры –
это не прямые, а иносказательные,
картинные обозначения
Общепоэтические образные метафоры отличаются от только что приведенных тем, что они более характерны для художественной речи (поэтической и прозаической). Например: весна (в значении 'молодость'): "Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни?" (А.С. Пушкин); "И я, как весну человечества, рожденную в трудах и в бою, пою мое отечество, республику мою!" (В.В. Маяковский); дремать (в значениях 'быть неподвижным' или 'не проявляться, оставаться в бездействии'): "Дремлет чуткий камыш" (И.С. Никитин); "Все дремлет, но дремлет напряженно-чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков" (А.М. Горький); "В его душе желанье дремлет" (А.С. Пушкин); зеркало (в значении 'спокойная, гладкая поверхность воды'): "В зеркало залива сонный лес глядит" (И.С. Никитин); "Как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих, ровных рек" (А.С. Пушкин); певец (в значении 'тот, кто воспевает, прославляет кого, что-либо в литературе, живописи, музыке'): "Певец пиров и грусти томной" (А.С. Пушкин); петь (в значении 'прославлять в своих стихах, воспевать'): "Он пел любовь, любви послушный" (А.С. Пушкин); "Пою мое отечество, республику мою!" (В.В. Маяковский); пламя (в значении 'пыл, воодушевление'): "Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике" (А.М. Горький); плыть (в значении 'распространяться, плавно разноситься'): "В открытое окно к нам плыл смутный гул большого города" (А.И. Куприн); "Мягко шумит море, там внизу, за виноградниками, запах цветов плывет в жарком воздухе" (А.М. Горький); река (как обозначение процесса протекания, развития чего-либо): "Умчала все времен река" (А.С. Пушкин); сон (в значении 'состояние покоя, оцепенения в природе'): "Уже пустыня сном объята" (Борат); шептать (в значении 'издавать какие-либо тихие звуки – слабый шум, шелест'): "Что-то шепчут зеленые травы" (Н.А. Некрасов); "Был печальный туманный рассвет, по саду шептал мелкий дождик" (И.А. Бунин) и др.
Общегазетные метафоры – это метафоры, активно используемые в языке печати (а также в языке радио и телепередачи) и несвойственные, как правило, ни обычной обиходной речи, ни языку художественной литературы. К ним относятся: старт, стартовать ("стартует новая техника", "на старте года"), финиш, финишировать ("финишировал песенный фестиваль", "на финише года"), прописка ("кубок, театр получил новую прописку"), дирижер ("дирижер атак"), диспетчер ("диспетчер команды"), "получить нокаут, нокдаун", "оказаться в нокдауне" (о положении лица, группы лиц и т.д., не являющихся боксерами), флагман ("флагман индустрии, науки"), слагаемые ("слагаемые успеха, урожая"), новоселье ("новоселье поликлиники"), рубеж ("рубежи года"), диалог (о состязании отдельных спортсменов или команд-соперниц) и т.д. Образность общегазетных метафор (как, впрочем, и метафор общепоэтических) различна. Можно лишь отметить, что первоначальная образность их тускнеет довольно быстро в связи с тем, что эти метафоры сразу подхватываются, распространяются.