Проблемы регулирования аудиовизуального контента США и России в защите детей от вредной информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение правового и этического регулирования аудиовизуального контента в защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию на примере Соединенных штатов Америки и Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть становление теоретических и правовых аспектов противодействия вредной информационной среды на детей;
- охарактеризовать регулирование американского кинематографа и телевидения посредством классификационных систем;
- изучить актуальные проблемы систем возрастной классификации и фильтрации США;
- проанализировать российское законодательство в части, регулирующей ограничение распространения вредной для детей информации;
- выявить основные положения закона РФ «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию».

Файлы: 1 файл

Проблемы регулирования аудиовизуального контента США и России в защите детей от вредной информации.docx

— 215.70 Кб (Скачать файл)
    1. Правовые аспекты защиты детей от неблагожелательной информации

Необходимость решения вопроса о защите несовершеннолетних от воздействия неблагоприятной информационной среды стоит перед законодателями многих государств и всего международного сообщества в целом. Соответственно актуализируется задача правовой защиты несовершеннолетних от вредного воздействия СМИ.

Общепризнанные принципы и нормы международного права допускают ограничение законом свободы получать и распространять информацию и идеи, если22:

  • это необходимо в интересах национальной безопасности или общественного порядка;
  • в целях предотвращения преступлений;
  • для охраны здоровья и нравственности;
  • защиты репутации или прав других лиц.

Эти и другие нормы содержат такие документы, как: Международный пакт о гражданских и политических правах (п.3 ст.19 и ст.20); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст.10); Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст.10); Всеобщая декларация прав человека, (п.2 ст.29); Декларация СЕ о средствах массовой информации и правах человека (1970); Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (ст.10); Европейские конвенции: о совместном кинопроизводстве (1992), о трансграничном телевидении (1989), о компьютерных преступлениях (2001); Рекомендации Комитета Министров государств-членов Совета Европы: № R (89)7 относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание (1989) и № R (97)19 «О демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации» (1997); Директива о вещании ЕЭС; Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты23.

Международная Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 года (Женева), Соглашение относительно пресечения порнографических изданий 1910 года (Париж), Протокол об изменении Договора о борьбе с распространением порнографических изданий (Лейк Сасекс, Нью-Йорк, 4 мая 1949 года) обязывают государства принимать меры по защите от информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию граждан24.

По мнению большинства экспертов наиболее действенным международно-правовым документом в указанной сфере является Европейская Конвенция о трансграничном телевидении (международный правовой акт, заключенный в рамках Совета Европы), которая в статье 7 «Обязанности телевещателя» предусматривает:

«1. Все элементы программ, их представление и содержание, должны обеспечивать уважение к достоинству человеческой личности и основным правам других людей.

В частности, они не должны:

а) быть непристойными и в особенности содержать порнографию;

б) чрезмерно выделять насилие или разжигать расовую ненависть.

2. Все программы, которые  могут нанести вред физическому, умственному или нравственному  развитию детей и подростков, не должны транслироваться в  тот период времени, когда они  могут их смотреть»25.

Регулирование оборота информационной продукции в интересах защиты прав и законных интересов детей в зарубежных странах имеет довольно продолжительную историю. В законодательстве демократических стран установлены строгие ограничения и запреты на распространение среди детей и подростков информации, «разрушающей их нравственность» и «нарушающей их благополучие». Предусмотрена экспертиза информационной продукции, способной нанести вред здоровью и развитию детей. Введены возрастные классификации такой продукции и «временной водораздел» в трансляции «детских» и «взрослых передач». Ведутся реестры вредной информационной продукции; созданы специальные контрольно-надзорные органы по защите детей от такой информации. Установлены строгие меры ответственности за незаконный оборот информационной продукции26.

Европейский Суд по правам человека и Комиссия признали, что защита нравственности в демократическом обществе является легитимной. Они определили в качестве «непристойных публикаций» такие публикации, которые стремятся «развратить и растлить»27.

Европейским Судом по правам человека также признается, что государства вправе принимать законы, ограничивающие распространение информации и идей, несмотря на их достоинства «как произведений искусства или как вклада в публичное обсуждение проблем», в том числе устанавливать контроль и классификацию информационной продукции, а при нарушении закона - применять штрафные меры, конфискацию и другие санкции, вплоть до уголовных, когда это необходимо в интересах защиты нравственности и благополучия конкретных лиц или групп лиц (таких как дети), нуждающихся в особой охране в связи с недостатком зрелости или состоянием зависимости28.

По мнению Европейского Суда, «защита прав и свобод других», когда это означает защиту нравственных интересов и благополучия конкретных лиц или категорий лиц, которые нуждаются в специальной защите по причинам, таким как недостаток зрелости, психическая неспособность или состояние зависимости, относятся к одному из аспектов «защиты нравственности»29.

В Великобритании действует ряд правовых актов, направленных на защиту детей от вредного воздействия СМИ. В этих целях Британским комитетом классификации фильмов осуществляется классификация кино- и видеофильмов в зависимости от возраста аудитории, которая должна учитываться при их демонстрации на телеканалах, в кинотеатрах, распространяться путем продажи или почтовой рассылки.

Закон Великобритании о видеозаписи 1984 года требует от Британского комитета классификации фильмов обратить особое внимание на вероятность просмотра продукции в домашних условиях, а также на возможность вреда для тех, кто, вероятно, будет это смотреть; на вероятность нанесения вреда обществу поведением зрителей после просмотра30.

Указанный Закон выделяет следующие элементы, которые могут нанести вред31:

• преступное (криминальное поведение)

• использование запрещенных законом наркотиков;

• жестокое поведение или происшествие;

• ужасающее поведение или происшествие;

• сексуальные действия людей.

В большинстве случаев беспокойство относительно нанесения вреда касается возможности просмотра продукции маленькими детьми или подростками.

Политика Комитета направлена на то, чтобы ограничить возможность нанесения вреда при помощи возрастной классификации. В некоторых случаях продукция должна быть подвергнута вырезке.

Другим британским законом, учитываемым при проведении возрастной классификации, является Закон о кинематографии 1937 года, устанавливающий противозаконным демонстрацию сцен, «организованных или направленных», на включение натуралистической (фактической) жестокости в отношении животных32.

Британским Законом о защите детей 1978 года устанавливается противозаконность демонстрации непристойных изображений с участием детей (до 16 лет).

Закон Великобритании о непристойных публикациях 1959 года определяет, что произведение должно считаться непристойным, когда его воздействие направлено на то, чтобы развратить и растлить лиц, которые могут прочесть, увидеть или услышать материал, содержащийся или изображенный в нем. Закон запрещает распространение непристойных материалов. А также устанавливает, что лицо, нарушившее его, может быть по приговору суда привлечено к ответственности в виде штрафа или лишения свободы на срок не более трех лет или к тому и другому33.

Пункт 2 статьи 5 Основного закона Федеративной Республики Германии 1949г. устанавливает гарантии охраны интересов молодежи. В отношении детей и подростков это основное право означает, что их следует защищать от таких СМИ, которые могут негативно повлиять на процесс их социально-этического становления. Государство призвано предпринимать соответствующие действия. В соответствии с этим в Германии с 1951 г. действует Закон о правовой защите молодежи в общественных местах. В 1953 г. Германский Бундестаг принял Закон о распространении материалов, вредных для молодежи (ЗРМВМ), который призван, как и другие законы, защищающие интересы молодежи, содействовать созидательной работе с молодежью34.

Для практического осуществления правовой защиты молодежи от вредного воздействия СМИ указанным Законом предусмотрено создание Федерального ведомства по проверке материалов, вредных для молодежи (ФВПМВМ), которое осуществляет свою деятельность с 1954 года. ФВПМВМ занимается преимущественно включением в список видеофильмов, проповедующих жестокость, и компьютерными играми, прославляющими войну или расизм. В 1997 г. принят Закон об информационных и коммуникационных услугах, содержащий нормы о защите нравственности и здоровья детей призванный ограничить вредное влияние на несовершеннолетних через Интернет35.

В США во времена президента Рейгана проводилась политика «либерализации» в отношении СМИ и было отменено значительное количество запретов, налагаемых на СМИ в связи с демонстрацией информации, оказывающей вредное воздействие на детей. Американская общественность обратила внимание на влияние СМИ на рост преступности, в особенности с участием несовершеннолетних, поэтому политика в этой области претерпела значительные изменения.

Подтверждением строгости действующего законодательства США может служить случай, произошедший 22 сентября 2004 года. Тогда высший орган регулирования деятельности СМИ в США - Федеральная комиссия по связи (FCC) наложила на компанию «Вайком» («Viacom, Inc.») - владельца сетей CBS и MTV - штраф в размере 550 000 долларов за передачу в эфир программы, в которой в эфире на протяжении полсекунды была показана обнаженная женская грудь36.

Во время танцевального номера Джастин Тимберлейк сорвал с Джанет Джексон часть бюстье, обнажив ее грудь перед камерой» на 0, 59 секунды. Комиссия признала, что грудь г-жи Джексон является «сексуальным органом», а также что любая демонстрация сексуальных органов и любое употребление выражений сексуальной направленности составляют непристойность, преследуемую в исковом порядке, какими «мимолетными» и «скоротечными» они ни были. Если у вещателя имеются основания подозревать исполнителя в потенциально непристойном поведении, он обязан принять предупредительные меры37.

Порнографические произведения и программы защищены Первой поправкой к конституции США (гарантирующей свободу слова и печати), т.е. их производство и распространение может ограничиваться, но не запрещаться. В этом их отличие от произведений безнравственных или непристойных, которые могут запрещаться решениями судов либо по закону38.

В плане содержания американская порнография ближе российскому понятию «эротического» издания в смысле статьи 37 Закона о СМИ, а «непристойные» – «сексуальной и порнографической продукции». Отличие непристойных произведений от порнографических, по определению, вынесенному Верховным судом США (по делу «Миллер против штата Калифорния», 1973 г.), состоит в том, что последние:

• «не должны возбуждать у читателя «низменных инстинктов;

• не должны быть «явно оскорбительными» для рядового читателя, т.е., по крайней мере, не должны содержать описания (изображения) «очевидных половых актов, совершаемых в нормальном или извращённом виде, фактически происходящих или симулированных», а также «мастурбации, экскремации и распутной демонстрации половых органов»;

• должны обладать «существенной литературной, художественной, политической или научной ценностью»39.

Верховный суд постановил, что реальное содержание этих несколько размытых определений должно определяться в каждом конкретном случае местными судами, исходя из современных усредненных стандартов конкретного штата или города и применительно ко всему изданию (произведению), а также на основе законов штатов, которые могут более точно определить понятие непристойности.

Ещё в конце 1960-х годов Верховный суд разрешил демонстрацию нарушающих общественный вкус зрелищ и распространение продукции, если при этом доступ в соответствующие заведения запрещён для несовершеннолетних, а товары не навязываются посетителям40.

Как и в России, определением мест показа эротических зрелищ и порядка распространения порнографической продукции занимаются органы местного самоуправления. Их решения носят иногда взаимопротиворечащий характер. В 1972 году власти промышленного Детройта приняли положение, по которому специализированные книжные магазины «для взрослых» и зрелищные заведения «для взрослых» должны располагаться в разных частях города, а не сосредотачиваться в нескольких кварталах. При этом каждое заведение должно было располагаться на расстоянии не менее тысячи футов (305 м) от двух других подобных заведений и от таких, для открытия которых требуется лицензия местных органов власти. К последним относятся: зрелищные заведения, кабаре, бары, ломбарды, гостиницы, бильярдные, общежития, комиссионные магазины, заведения чистильщиков обуви, а также танцевальные залы. Такие злачные места должны были находиться на расстоянии не ближе 500 футов от любого жилого помещения. В 1976 году законность строгостей детройтских властей подтвердил Верховный суд, заявив, что здесь нет нарушений конституционных прав граждан, так как лежащая в основе оспариваемых решений общественная и политическая мысль важнее предлагаемого в злачных заведениях содержания41.

Как ни странно, десять лет спустя Верховный суд использовал тот же аргумент при подтверждении правомерности решения властей в вашингтонском пригороде Рестоне об удалении для «сохранения качества городской среды» всех злачных мест в специально отведённую для них зону. Но в данном случае власти сосредоточили, а не рассредоточили «заведения для взрослых».

Но можно привести примеры, когда суды отменяли решения местных властей. В городе Энн Эрбор (штат Мичиган) разрешалось занимать под специализированные книжные магазины фактически лишь 0,23% территории населённого пункта, при этом литература «для взрослых» не могла составлять более 20% книг, выставленных в них для продажи. В 1987 году апелляционный суд Шестого округа постановил, что никакими процентами нельзя ограничивать объем торговли в принципе легальной литературы42.

В 1981 году Верховный суд США указал на то, что решение властей городка Маунт Эфраим (штат Нью-Джерси) противоречит Первой (защита свободы слова) и Четырнадцатой (запрет ограничения прав граждан без надлежащей судебной процедуры) поправкам к конституции. По решению местной администрации полностью запрещался публичный показ обнаженных тел, в том числе во всех развлекательных представлениях, как-то театральных и танцевальных постановках, концертах и мюзиклах. Поводом для запрета, кстати, было появление в зале специализированного книжного магазина витрины с танцующей за стеклом обнаженной женщиной.

Информация о работе Проблемы регулирования аудиовизуального контента США и России в защите детей от вредной информации