Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:29, курсовая работа
Целью данной работы является изучение правового и этического регулирования аудиовизуального контента в защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию на примере Соединенных штатов Америки и Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть становление теоретических и правовых аспектов противодействия вредной информационной среды на детей;
- охарактеризовать регулирование американского кинематографа и телевидения посредством классификационных систем;
- изучить актуальные проблемы систем возрастной классификации и фильтрации США;
- проанализировать российское законодательство в части, регулирующей ограничение распространения вредной для детей информации;
- выявить основные положения закона РФ «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию».
Оглавление
Идея защиты информационных прав ребенка является весьма важной и актуальной и достойна сегодня всяческой поддержки. Современная информационная революция, связанная с появлением значительных объемов информации, не поддающихся своевременному и адекватному критическому анализу, создает предпосылки для дезориентации человека в среде ценностных и мировоззренческих установок. Взрослый человек, в отличие от ребенка, обладает навыками для определения характера и содержательной направленности информации, а также необходимым инструментарием для защиты от нее.
Стоит отметить, что
за последние 40 лет в мире было
проведено более 1000 исследований, посвященных
влиянию телевидения и
В силу указанных выше причин, как на государство, так и, в первую очередь, на общество должна быть возложена обязанность по выстраиванию четкой системы предупреждения получения детьми потенциально опасной для них информации. Такая задача стоит перед законодателями многих государств и всего международного сообщества в целом.
Актуальность темы усиливается и тем, что российское государство, по сравнению с развитыми странами, с опозданием взялось за эту проблему. К сожалению, неоднократные попытки Государственной Думы установить необходимые правовые ограничения для защиты детей от вредной информации до недавнего времени не увенчивались успехом. Этому противостояло мощное лобби.
Оценивая состояние и степень разработанности темы исследования, следует отметить, что к проблемам негативного влияния средств массовой информации на неокрепшую психику детей обращалось большое количество отечественных и зарубежных ученых. Довольно широко представлена литература, в которой изучен большой круг проблем, связанных с защитой детей от вредной информации как относительно самостоятельным явлением с позиций социологии, психологии, педагогики. Но проблемы правового регулирования информации, наносящей вред здоровью и развитию детей не находят должного отражения в научной литературе. В особенности не получили достаточного освещения у исследователей проблемы регулирования вредной для детей аудиовизуальной информации в Российской Федерации. Впервые представление систематизированной информации по этой проблеме находит отражение в нашей исследовательской работе.
Целью данной работы является изучение правового и этического регулирования аудиовизуального контента в защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию на примере Соединенных штатов Америки и Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть становление
теоретических и правовых
- охарактеризовать
- изучить актуальные проблемы
систем возрастной
- проанализировать российское
законодательство в части, регулирующей
ограничение распространения
- выявить основные положения закона РФ «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию».
В качестве нормативных источников нами использовались законодательство Российской Федерации и международно-правовые нормативные акты, тем или иным образом регулирующие распространение вредной информации для несовершеннолетних в условиях глобального информационного общества. К таковым относится:
- Декларация ООН о правах ребенка, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Декларация Совета Европы о средствах массовой информации и правах человека; Европейские конвенции: о совместном кинопроизводстве, о трансграничном телевидении, о компьютерных преступлениях;
- рекомендации Комитета министров Совета Европы «О принципах распространения видеопрограмм, содержащих насилие, жестокость или порнографию», «О демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации»;
- законы Российской Федерации
«О средствах массовой
- американские
По вопросам влияния телевидения
на детскую психику, автор опирался на
научные труды российских и зарубежных
исследователей таких, как
Л.Л. Ефимова, Е.В. Ермизина, А.Г. Когатько,
Е.Е. Копченова,
И.А. Кумылганова, А.М. Прихожан, А.Г. Рихтер,
К. Вигерлинг, Д. Лемиш,
Л. Лессинг, Р. Пацлаф, Р. Харрис и др.
Кроме того, при написании выпускной квалификационной работы, изучались подходы различных научных направлений и точки зрения отдельных российских и зарубежных ученых, касающиеся способов защиты детей от воздействия вредной информации.
Научная новизна. Научную новизну автор видит в систематизации международных и национальных правовых актов в защите детской аудитории от информации, наносящей вред их психическому, умственному и физическому развитию.
Методологическая основа исследования. Методы исследования составляют, прежде всего, исторический и сравнительный подходы к изучаемому объекту. Вместе с тем, системный подход к изучению вопроса предполагает обращение к психологическому, социологическому и юридическому комплексу научных методов исследования, что позволяет многоаспектно рассмотреть исследуемую проблему и всесторонне изучить порядок мер, принимаемых для регулирования вредного аудиовизуального контента в целях защиты здоровья и развития несовершеннолетних.
Структура работы. Цель и задачи выпускной квалификационной работы определили ее структуру. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена историческому, теоретическому и правовому аспектам противодействия вредной аудиовизуальной информации на детей. Здесь рассматривается становление этической и законодательной базы в защите несовершеннолетних от неблагожелательной информации. Во второй главе мы осветили проблемы и перспективы развития возрастных ограничительных рейтингов электронных СМИ в Соединенных штатах Америки. Третья глава отражает опыт Российской Федерации в отношении правового регулирования информации, предназначенной для детской аудитории.
Эмпирические исследования воздействия телевидения начались в 20-х годах XX века и были посвящены влиянию кинофильмов. Анализировалось в основном влияние сцен насилия и агрессии. Аргументами в пользу такого интереса было то, что эти сцены неизменно привлекали внимание зрителей больше всего. Исследователей интересовали механизмы подражания, уподобления героям экрана и противодействия им.
Уже к началу 30-х гг. прежде всего американскими исследователями был получен значительный материал о том, что насилие на экране порождает стремление молодых людей подражать отрицательным героям.
Начало собственно психологическим исследованиям этого вопроса положила работа, проведенная в 1929–1933 гг. группой психологов, педагогов и социологов под эгидой фонда экспериментальной и теоретической науки им. Т. Пейна. Большинство исследователей пришли к выводу о негативном влиянии кинопродукции на поведение, интересы, систему ценностных ориентаций детей и подростков, которая создает ложное представление о социальной реальности, внушает, будто одними из главных составляющих этой реальности являются насилие и преступление. Вместе с тем ряд исследователей констатировали, что это влияние опосредуется воздействием неблагоприятной социальной среды, не предоставляющей молодому поколению адекватных социальных установок1.
Эти данные были подтверждены в исследованиях, проведенных в конце 50-х гг. XX века в США и Канаде. Авторы пришли к выводу о том, что подражание сценам насилия, виденным на кино- и телеэкране, наблюдается у подростков, в семьях которых не удовлетворяются их потребности в любви, заботе, одобрении, идеале, и если они не включены в полноценное взаимодействие с просоциально настроенной группой сверстников2.
Постепенно нарастала тенденция, направленная на доказательство того, что насилие на экране провоцирует детей, подростков, молодых людей на повторение его в повседневной жизни. Многие исследователи обратились к изучению эффектов/теорий насилия в СМИ.
На первый план выдвинута теория моделирования. Смысл ее состоит в том, что люди наблюдают за актами насилия по телевидению или видео, и потом, как результат наблюдения, поступки этих же людей в реальности становятся более грубыми и жесткими по сравнению с их обычным поведением. Процесс моделирования может научить человека новому типу поведения. Происходит научение через наблюдение. Яркий пример из реальной судебной практики – знаменитое дело в середине 80-х – изнасилование, совершенное бандой из Нью-Бедфорда, когда несколько мужчин насиловали женщину на бильярдном столе в баре (позже этот случай лег в основу сценария фильма «Обвиняемый»). До совершения преступления молодые люди смотрели фильм, в котором банда гангстеров насиловала женщину в помещении бара3.
Если человек не слишком предрасположен к жестокости, моделирование может происходить иначе, когда наблюдение за жестокостью в СМИ растормаживает усвоенные ранее склонности человека совершить акт насилия. Растормаживание может возникнуть и в результате научения установкам одобрения агрессии.
Дэвид Гроссман отстаивал точку зрения о том, что телепрограммы и фильмы с актами насилия и особенно жестокие видеоигры учат детей стрелять, не задумываясь, при появлении определенного стимула. Так, считает Гроссман, ребенок, играющий в видеоигры, учится сначала стрелять, а потом задавать вопросы. Гроссман привел пример мальчика из городка Джонсборо, штат Арканзас. Его осудили за стрельбу в школьном дворе. Мальчик не умел обращаться с настоящим огнестрельным оружием, но часто играл в видеоигры. Он и его приятель смогли ранить 15 человек, сделав 27 выстрелов с расстояния 90 метров4.
Изучением моделирования в СМИ занимался известный социальный психолог Альберт Бандура. Он просил маленьких детей смотреть, как посторонний человек избивает большую надувную куклу. Затем отслеживалось собственное поведение ребенка с куклой. Исследования выявили, что дети часто подражали жестокому обращению с куклой, которое они усвоили и смоделировали раньше. Имеет большое значение и тот факт, что тот же самый эффект получался, когда участники эксперимента наблюдали запись на видео, в которой человек бил куклу. То есть происходило моделирование поведения, усвоенного через видеозапись, а не «из жизни»5. В соответствии со своей теорией «научение через наблюдение» и экспериментов моделирования агрессивного поведения А.Бандура и его последователи пришли к выводу, что распространенные сцены агрессии и насилия в мультфильмах и кинофильмах способствуют усвоению соответствующих форм поведения6.
Напомним, что одним из наиболее существенных аргументов против показа таких сцен были экспериментальные доказательства того, что, вне зависимости от наказания агрессора, дети усваивают показанные модели и не проявляют их лишь до тех пор, пока этому препятствуют обстоятельства. Тем самым опровергалось распространенное мнение о том, что поскольку преступников в конце фильмов, как правило, настигает возмездие, то ребенок не будет его повторять, боясь наказания.
В 70-х гг. XX века в контексте этой теории были проведены исследования, свидетельствующие, что аналогичным образом телевидение может влиять на расовые, этнические, гендерные стереотипы, а также развитие просоциального, альтруистического поведения. Последнее, однако, носит кратковременный характер и ограничивается в основном ситуациями, аналогичными показанным. Причины этого до настоящего времени точно не выявлены. Среди наиболее распространенных гипотез – представления о том, что просоциальное поведение более комплексно по самой своей природе и поэтому его перенос на другие типы ситуаций осложнен. Кроме того, обращается внимание на то, что изображение просоциальных поступков обычно менее зрелищно, нежели насилия. В тех случаях, когда подобное поведение представлено ярко, подражание ему осуществляется достаточно эффективно. Последнее может быть подтверждено известным фактом из истории отечественного кинематографа: фильм «Тимур и его команда» по известной книге А.Гайдара вызвал к жизни многочисленные тимуровские команды по всей стране7.
Сенсибилизация (повышение чувствительности) – своеобразный обратный моделирующий эффект. Он возникает, когда зрители настолько сильно реагируют на акты насилия на экране и их воображение создает такую неприглядную картину, что очень мало вероятности того, что в своем поведении зрители будут подражать телевизионным персонажам. Психологи Тамборини, Стифф и Хейдель, воспользовавшись анкетными и физиологическими данными участников опросов, определили тип людей, у которых возникает эффект сенсибилизации. Зрители, которые не выносят просмотра сцен насилия, отличаются высоким уровнем эмпатии и блуждающего воображения, склонны к невротической спутанности, гуманистически ориентированы и отличаются эмоциональной восприимчивостью. Эти люди легко могут вообразить себя жертвой насилия и косвенно испытывают те же негативные эмоции, что и герой фильма8.
Зрелищные акты насилия и жестокости, в частности репортажи теленовостей, вызывают самый сильный эффект сенсибилизации, потому что они воспринимаются как реальность. Иногда продюсеры стоят перед трудным решением, транслировать или нет по телевидению тот или иной эпизод с особенно отвратительной сценой.